172 просмотра

Проблемный AsiaCredit Bank выпустил аудированную отчетность за 2019 год

Аудитор указал на «значительные сомнения» в способности банка к непрерывной деятельности

Фото: Офелия Жакаева

На сайте KASE размещена аудированная финансовая отчетность AsiaCredit Bank за 2019 год. Аудит был проведен компанией BDO Kazakhstan и датирован 26 мая.

Аудитор выразил мнение с оговорками по представленной банком отчетности. Первая оговорка касается качества ссудного портфеля банка. На конец декабря 2019 года балансовая стоимость кредитов, выданных клиентам, составила 49,5 млрд тенге; объем провизий по ним – 9 млрд тенге. Аудитор не смог получить надежных доказательств того, что расчет провизий был произведен адекватно денежным потокам от этих кредитов и стоимости залогового обеспечения.

По данным Нацбанка, на 1 июня 2020 года ссудный портфель AsiaCredit Bank снизился до 39,9 млрд тенге (минус почти 10 млрд к началу года). Из этого объема более половины (51,01%) приходилось на необслуживаемые кредиты (NPL 90+), в то время как сумма провизий составила 8,9 млрд тенге.

Вторая оговорка аудитора касается стоимости изъятых залогов. В примечаниях к отчетности говорится, что на конец 2019 года банк взыскал активы дефолтных заемщиков (движимое и недвижимое имущество) на сумму 5,7 млрд тенге. Аудитор не смог получить надежных доказательств того, насколько эта сумма соответствует рыночной цене.

Кроме того, аудитор обратил внимание на убыточность банка. После отрицательного финансового результата в 980 млн тенге, допущенного в 2018-м, в отчетном году убыток AsiaCredit Bank вырос до 5,2 млрд тенге. В текущем году организация продолжает работать в минус. По данным Нацбанка, на 1 июня 2020 года убыток AsiaCredit Bank составил 1,8 млрд тенге.

Также аудитор обратил внимание на отрицательные денежные потоки от операционной деятельности банка в размере 9,1 млрд тенге за 2019 год. На конец года банк имел кумулятивную отрицательную ликвидность во всех периодах, в том числе в периоде до 1 года в размере 10,2 млрд тенге.

«Данные события указывают на наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности банка продолжать непрерывно свою деятельность. Вместе с тем руководство банка не планирует прекращения деятельности в течение как минимум 12 месяцев после отчетной даты», – говорится в аудиторском заключении.

В настоящее время AsiaCredit Bank находится в процессе объединения с таким же проблемным Capital Bank (оба на 100% принадлежат Орифджану Шадиеву). В середине прошлого года было объявлено, что в слиянии примет участие еще и Tengri Bank, но в феврале текущего года последний отказался от сделки. Это произошло на фоне стремительного ухудшения финансового состояния банков Шадиева, которые стали антилидерами рынка по объему санкций от регулятора.

В примечаниях к аудированной отчетности AsiaCredit Bank сказано, что «разработанный и скорректированный с учетом последних событий план действий (по слиянию с Capital Bank. – «Курсив») получил поддержку со стороны регулятора», а также утверждается, что «в настоящее время банк продолжает работать в штатном режиме». Между тем не далее как 16 июня агентство по финнадзору наказало персонально Шадиева письменным предписанием. Санкция на владельца двух банков наложена за невыполнение ранее примененных мер надзорного реагирования, а именно – плана мероприятий по улучшению финансового состояния Capital Bank и AsiaCredit Bank.

На следующий день, 17 июня, был в очередной раз оштрафован сам банк (соответствующая информация размещена на сайте финнадзора). Сумма штрафа составила 500 тыс. тенге, причина – несвоевременное исполнение указаний по платежу.

 

banner_wsj.gif

146 просмотров

Сколько цифровые банки тратят на новых клиентов

Рассказывает управляющий директор ДБ «Альфа-Банк»

Фото: Shutterstock.com

Средняя стоимость привлечения одного клиента для цифровых банков составляет от $1 до 38, для традиционных банков – $200.

При этом показатель эффективности затрат у традиционных банков – 50–60%, у банков нового поколения – 46%. К таким выводам пришли аналитики французской консалтинговой компании в сфере менеджмента и информационных технологий Capgemini в отчете World Retail Banking Report 2020. В этом документе аналитики рассматривают влияние коронавируса на глобальный банковский розничный рынок.

В отчет Capgemini включены данные опроса 11,2 тыс. потребителей в 11 странах – Китае, Франции, Германии, Индии, Италии, Нидерландах, Норвегии, Испании, Швеции, Великобритании и США. Исследование также включает информацию об опросах более чем 80 руководителей ведущих банков в разных регионах мира.

«Финансовый сектор переживает историческую трансформацию, поскольку проворные нетрадиционные в цифровой форме игроки проверяют старую гвардию. Новые участники расставляют приоритеты в отношении качества обслуживания клиентов и пересматривают давние банковские принципы, чтобы завоевать популярность на рынке. И ставки особенно высоки в сегодняшней беспрецедентной новой нормальности COVID-19», – говорят исследователи Capgemini.

Они отмечают, что, имея почти 39 млн пользователей по всему миру, «претенденты в банки» и необанки представляют недорогие, сверхперсонализированные, удобные для клиентов продукты. Эти предложения формируются благодаря бизнес-моделям необанков и финтехов без филиалов, открытым платформам Plug-and-Play, API-интерфейсам и гибкости цифровых стеков, которые обеспечивают эффективность операциям и низкие внутренние и внешние затраты.

На этом фоне традиционные банки выглядят бледно: Capgemini говорит, что 39% банков имеют возможность для надежного управления данными и только 26% получают самое важное из общего объема данных (Big Data).

Предпочтения потребителей банковских услуг во время пандемии COVID-19 изменились: 57% пользователей выберут интернет-банк вместо похода в отделение банка (до появления вируса – 49%). Опросы показывают, что треть респондентов недовольны существующим банковским обслуживанием и готовы перей­ти в финтех. При этом клиенты банков все чаще предпочитают мобильные приложения и чат-боты традиционным походам в отделение или звонку по телефону.

Банкам приходится конкурировать с гибкими предложениями финтехов; попутно им нужно постоянно снижать свои издержки, чтобы соответствовать по цене новым решениям из области финансовых технологий. «Лучше плохой мир, чем хорошая война», – подумали банкиры и начали сотрудничать с финтехом. Таких примеров уже много, из последних крупнейших – покупка Deutsche Bank индийской FinTech Quantiguous Solutions. Такие коллаборации позволяют банкам ускорить процесс цифровизации, а 58% процентов опрошенных банкиров сказали, что на запуск проектов с финтех-партнерами ушло менее года. Основными рисками в этом направлении являются проблемы кибербезопасности, вопросы регулирования, плохая IT-совместимость существующих банковских систем.

Глобальные тенденции понятны. А как они отражаются на Казахстане? Мы не отстаем от этого тренда, так как пандемия захватила весь мир. В Казахстане есть точечные очаги digital, многие говорят о цифровизации, но на практике у всех разная готовность банковской инфраструктуры к трансляции цифрового мира своим клиентам. А клиенты казахстанских банков не избалованы качественным предложением, поэтому у отечественных банкиров есть все шансы перекроить банковский рынок Казахстана на новой, цифровой карте страны.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg