137 просмотров

Акционеры банков смогут быстрее реагировать на проблемы собственных организаций

Постановление не предполагает введения либерального регулирования кредитных организаций

Фото: Shutterstock.com

Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) разработало меры, которые позволят акционерам банков оперативно реагировать на дефицит ликвидности в организациях. Проект соответствующего постановления опубликован на портале «Электронное правительство».

Это технический документ, который заменит устаревшее постановление Национального банка от 2012 года. «В настоящий момент проект находится на обсуждении. Следует отметить, что он не предусматривает каких-либо изменений в деятельности банков с точки зрения высвобождения капитала или либерализации регулирования», – пояснила в эксклюзивном интервью «Курсиву» первый заместитель председателя Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) Ирина Кушнарева

Если постановление будет принято, оно позволит акционерам банков при снижении коэффициентов достаточности собственного капитала оперативно реагировать на ситуацию. «В документе предусмотрены меры по поддержанию крупными участниками (…) увеличения собственного капитала банка и банковского конгломерата при их снижении», – коротко пояснила собеседница.

В АФК категорически опровергли связь этого постановления со смягчением регулирования банковского сектора в период пандемии. «Ориентируясь на международный опыт, АРРФР ввело временные послабления для банков, позволяющие пройти стрессовый период и сохранить кредитование экономики, – напомнила Ирина Кушнарева. – Мы также обсуждали и ожидаем принятия второго пакета пруденциальных мер, направленных на снижение требований к резервам банков».

В АФК полагают, что во второй пакет мер войдут: временное снижение риск-взвешивания по гарантиям, выданным субъектам МСБ; временное смягчение коэффициента риска на одного заемщика и расширение видов реструктуризации.

«Очень важно понимать, что ни одна из указанных мер не является преференцией для банков и вводится временно, для смягчения последствий от увеличения рисков в экономике, объективных проблем заемщиков и их влияния на банки», – подчеркнула первый заместитель председателя АФК.

С 16 марта по 15 июня банки предоставили кредитную отсрочку почти 2 млн заемщикам – физическим лицам, и 12,4 тыс. предпринимателям. Согласно данным Финнадзора, общий размер отложенных выплат превышает 430 млрд тенге. В стандартной ситуации займы, по которым предоставляется отсрочка, обесцениваются, и банк создает на них провизии. «Те меры, которые ожидаются, позволяют несколько «смягчить удар» по показателям качества активов банков и высвободить часть ликвидности для сохранения кредитования, необходимого клиентам», – заключила Ирина Кушнарева.
  
Напомним, первый пакет мер (которые позволяют финансовым организациям на фоне пандемии коронавируса кредитовать экономику) был принят 22 марта этого года. Документ позволяет банкам не создавать провизии на реструктурированные кредиты в период чрезвычайного положения. Также регулятор снизил требования к риск-взвешиванию при выдаче ссуд МСБ.

banner_wsj.gif

146 просмотров

Сколько цифровые банки тратят на новых клиентов

Рассказывает управляющий директор ДБ «Альфа-Банк»

Фото: Shutterstock.com

Средняя стоимость привлечения одного клиента для цифровых банков составляет от $1 до 38, для традиционных банков – $200.

При этом показатель эффективности затрат у традиционных банков – 50–60%, у банков нового поколения – 46%. К таким выводам пришли аналитики французской консалтинговой компании в сфере менеджмента и информационных технологий Capgemini в отчете World Retail Banking Report 2020. В этом документе аналитики рассматривают влияние коронавируса на глобальный банковский розничный рынок.

В отчет Capgemini включены данные опроса 11,2 тыс. потребителей в 11 странах – Китае, Франции, Германии, Индии, Италии, Нидерландах, Норвегии, Испании, Швеции, Великобритании и США. Исследование также включает информацию об опросах более чем 80 руководителей ведущих банков в разных регионах мира.

«Финансовый сектор переживает историческую трансформацию, поскольку проворные нетрадиционные в цифровой форме игроки проверяют старую гвардию. Новые участники расставляют приоритеты в отношении качества обслуживания клиентов и пересматривают давние банковские принципы, чтобы завоевать популярность на рынке. И ставки особенно высоки в сегодняшней беспрецедентной новой нормальности COVID-19», – говорят исследователи Capgemini.

Они отмечают, что, имея почти 39 млн пользователей по всему миру, «претенденты в банки» и необанки представляют недорогие, сверхперсонализированные, удобные для клиентов продукты. Эти предложения формируются благодаря бизнес-моделям необанков и финтехов без филиалов, открытым платформам Plug-and-Play, API-интерфейсам и гибкости цифровых стеков, которые обеспечивают эффективность операциям и низкие внутренние и внешние затраты.

На этом фоне традиционные банки выглядят бледно: Capgemini говорит, что 39% банков имеют возможность для надежного управления данными и только 26% получают самое важное из общего объема данных (Big Data).

Предпочтения потребителей банковских услуг во время пандемии COVID-19 изменились: 57% пользователей выберут интернет-банк вместо похода в отделение банка (до появления вируса – 49%). Опросы показывают, что треть респондентов недовольны существующим банковским обслуживанием и готовы перей­ти в финтех. При этом клиенты банков все чаще предпочитают мобильные приложения и чат-боты традиционным походам в отделение или звонку по телефону.

Банкам приходится конкурировать с гибкими предложениями финтехов; попутно им нужно постоянно снижать свои издержки, чтобы соответствовать по цене новым решениям из области финансовых технологий. «Лучше плохой мир, чем хорошая война», – подумали банкиры и начали сотрудничать с финтехом. Таких примеров уже много, из последних крупнейших – покупка Deutsche Bank индийской FinTech Quantiguous Solutions. Такие коллаборации позволяют банкам ускорить процесс цифровизации, а 58% процентов опрошенных банкиров сказали, что на запуск проектов с финтех-партнерами ушло менее года. Основными рисками в этом направлении являются проблемы кибербезопасности, вопросы регулирования, плохая IT-совместимость существующих банковских систем.

Глобальные тенденции понятны. А как они отражаются на Казахстане? Мы не отстаем от этого тренда, так как пандемия захватила весь мир. В Казахстане есть точечные очаги digital, многие говорят о цифровизации, но на практике у всех разная готовность банковской инфраструктуры к трансляции цифрового мира своим клиентам. А клиенты казахстанских банков не избалованы качественным предложением, поэтому у отечественных банкиров есть все шансы перекроить банковский рынок Казахстана на новой, цифровой карте страны.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg