2758 просмотров
2758 просмотров

7 вещей, которые изменил COVID-19 на банковском рынке РК

Фото: «Банк Хоум Кредит»

Пандемия нового коронавируса COVID-19 разделила жизнь казахстанцев на до и после. Граждане пересмотрели отношение к гигиене, работе, общению. Бизнес трансформировался под новые требования работы. Изменились и банки, в частности их онлайн-деятельность.

Директор департамента онлайн-бизнеса «Банка Хоум Кредит» Станислав Тян в интервью Kursiv.kz рассказал, почему банковский рынок Казахстана не будет прежним и как изменились онлайн-привычки казахстанцев из-за пандемии. 

- Станислав, давайте начнем с того, как ваш банк преодолел ЧП с точки зрения онлайна? Насколько вы были готовы к такому развитию событий?

- На момент введения режима чрезвычайного положения (ЧП) у нас было большое преимущество на рынке. До прихода пандемии в Казахстан группа Home Credit имела опыт работы в условиях COVID-19. Среди стран нашего присутствия есть Китай.

С точки зрения онлайна мы были готовы. Ситуация с коронавирусом показала, насколько быстро и эффективно большая международная группа может справляться с глобальными проблемами, используя опыт своих коллег по всему миру.

- Появились ли в банке новые онлайн-продукты в период ЧП?

- Фундамент оказания всех банковских услуг в цифровом формате мы начали закладывать годами ранее. На момент введения ЧП клиентам Банка уже были доступны все ключевые банковские услуги в онлайн. Это получение и оплата кредита, бесплатные переводы на карты любых банков РК, открытие и пополнение депозитов и счетов. Также оформление и доставка карт на дом, конвертация валют и прочее без посещения отделения. Конечно, нам предстоит еще сделать многое, например, совершенствовать существующие услуги и запускать новые. И для этого у нас есть очень хорошая основа.

Можно отметить, что в период ЧП мы в кратчайшие сроки сумели реализовать механизм подачи заявлений на получение отсрочек по кредиту. Клиентам не нужно было идти в офис и с кем-то контактировать. Весь процесс мы перенесли в мобильное приложение Home Credit Bank Kazakhstan, онлайн-чат и в WhatsApp.

- Давайте обратимся к статистике и разберем влияние пандемии на банковский онлайн-рынок. Как он изменился на примере вашего банка?

- Чтобы выявить изменения и сделать предварительные выводы, возьмем три временных отрезка: 

  • первый – период до введения режима ЧП в Казахстане – до 16 марта; 
  • второй – в период действия ЧП – с 16 марта по 10 мая; 
  • третий – после снятия ЧП – с 11 мая.

 

site_info-25-2.png

В итоге число активных ежедневных пользователей мобильного приложения Home Credit Bank Kazakhstan в период ЧП увеличилось на 26%. После ослабления ЧП показатель немного снизился, но находится на 8% выше уровня до ЧП.

Количество онлайн-переводов и платежей в мобильном и интернет-банкинге в период ЧП выросло на 18%. Что примечательно, после ослабления ЧП показатель уменьшился незначительно – до 16%. Люди продолжают исправно пользоваться онлайном.

Значительные прорывы мы зафиксировали в онлайн-заявках на оформление дебетовых карт Home Card, открытие депозитов и использовании сервисов самообслуживания в онлайн (справки, активация карт и т.д). Спрос на «дебетку» вырос в 4 раза, на вклады в 3, а на самообслуживание в 2.

Отдельно стоит выделить онлайн-кредитование. Впервые доля онлайн-кредитов в ссудном портфеле по итогам 1 квартала достигла 23%.

Всего в период ЧП количество установок Home Credit Bank Kazakhstan в AppStore и Playmarket увеличивалось до 3 раз в сравнении с докарантинным периодом. 

- Станислав, на основе данных банка и вашего взгляда, что изменил COVID-19 в банковской индустрии, в частности в ее онлайн- составляющей? Перечислите ключевые выводы.

- Я выделю 7 вещей.

site_info-27-2.png

Первое, карантин создал условия вынужденного и быстрого перехода клиентов в онлайн. Так получилось, что люди остались дома в компании смартфонов. Они были вынуждены пользоваться онлайном для получения необходимых банковских услуг. Для многих клиентов это был первый опыт удаленного взаимодействия с банками. И он им понравился. Тем не менее, мы учитываем, что определенный сегмент клиентов будет возвращаться в отделения.

Второе, карантин повысил доверие людей к онлайну. В период самоизоляции у казахстанцев было достаточно времени, чтобы изучить мобильный банкинг и воспользоваться им. Те, кто с недоверием относился к онлайну, смогли ощутить его преимущества и повысить к нему доверие.

Третье, карантин поднял требования к банковским услугам. Клиентам стало еще более важно сэкономить 3 основных ресурса: время, усилия и деньги при получении банковских услуг. Игроки рынка будут улучшать качество и расширять функционал мобильных банкингов в борьбе за клиента. Как итог, выигрывать от конкуренции будет в первую очередь клиент.

Четвертое, карантин повысил важность развития онлайн-экосистем для банков. Клиенту стало важно иметь в смартфоне сервис, который смог бы удовлетворять его ежедневные финансовые потребности.

Пятое, карантин дал дополнительный импульс развитию безналичных платежей и переводов. Пандемия показала негигиеничность использования наличных денег и удобство онлайн-транзакций. В независимости от местоположения и времени суток, у клиентов есть возможность переводить деньги и оплачивать нужные платежи без передачи наличных денег из рук в руки.

Шестое, карантин заставил ритейлеров погрузиться в диджитал среду. Те продавцы, которые оттягивали переход в онлайн, будут вынуждены в спешке перестраивать работу. Потребителям сейчас важно получать полноценный customer journey, то есть полные онлайн-решения при взаимодействии с ритейлерами.

Седьмое, карантин поспособствует пересмотру бизнес-моделей казахстанских банков. Банки второго уровня должны будут трансформировать свои сервисы под новые реалии. Будет усиливаться работа с большими данными (big data), которые в банковской сфере играют решающую роль, а также источники этих данных. Многие партнерства и сотрудничества будут также претерпевать изменения, все больше адаптируясь к новой внешней среде и фокусируясь на изменениях в привычках и требованиях клиентов. Допускаю, что на рынке появятся новые бизнесы, которых не существовало ранее, но которые будут пытаться удовлетворить новые финансовые потребности казахстанцев.

Партнерский материал

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер