Перейти к основному содержанию
750 просмотров

S&P подтвердило рейтинги Народного банка на уровне «ВВ/В»

Прогноз - «стабильный»

Фото: Kursiv.kz

Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг АО «Народный банк Казахстана» (Halyk Bank) на уровне «ВВ» и краткосрочный рейтинг на уровне «В», прогноз — «стабильный», пишет «Интерфакс-Казахстан».

Агентство также подтвердило рейтинг банка по национальной шкале на уровне «kzA+».

«Подтверждение рейтингов Halyk Bank обусловлено нашим мнением о том, что в ближайшие 12 месяцев он сможет поддерживать характеристики кредитоспособности на текущем уровне. (…) По нашим прогнозам, в 2020 году темпы роста кредитного портфеля будут нулевыми, а в следующие два года, когда экономическая активность начнет восстанавливаться, ежегодный прирост составит около 5-10%», - говорится в информации.

Прогноз «стабильный» отражает ожидания S&P о том, что значительные запасы капитала и ликвидности, а также высокая способность генерировать прибыль позволят банку противостоять давлению, обусловленному мерами по противодействию распространению COVID-19 и замедлению темпов экономического роста в Казахстане.

«По нашим ожиданиям, в ближайшие 12 месяцев Halyk Bank будет придерживаться взвешенных стандартов андеррайтинга при выдаче новых кредитов. Мы ожидаем, что банк по-прежнему сможет выбирать наилучших клиентов в корпоративном сегменте, а также сегменте МСБ и будет фокусироваться на ипотечном кредитовании и кредитовании зарплатных клиентов в розничном сегменте. В настоящее время банк занимает доминирующее положение в банковской системе Казахстана: по данным на 1 апреля 2020 года его рыночная доля по кредитам и депозитам составляла 30% и 35% соответственно», - отмечают в S&P.

В агентстве ожидают, что в ближайшие два года Halyk Bank будет поддерживать коэффициент капитала, взвешенного с учетом риска (risk adjusted capital — RAC), на уровне около 9% (по сравнению с 8,9% в конце 2019 года) за счет взвешенной стратегии роста и хорошей способности генерировать прибыль.

По мнению аналитиков S&P, к концу 2020 года промежуточные дивидендные выплаты банка могут составить около 25% чистой прибыли в том случае, если ситуация в экономике Казахстана стабилизируется.

«Мы прогнозируем увеличение расходов на резервирование до 2,5-2,8% совокупных кредитов в 2020 году (по сравнению с 0,8% в 2019 году) ввиду ухудшения экономических условий. В то же время мы считаем, что в течение следующих двух лет этот показатель будет постепенно снижаться примерно до 2-2,2% совокупных кредитов», - считают в агентстве.

В S&P ожидают, что замедление темпов роста экономики вследствие мер по сдерживанию распространения COVID-19 и снижения цен на нефть будет оказывать давление на показатели качества активов банка в 2020 году.

«Мы также отмечаем, что уровень покрытия проблемных кредитов Halyk Bank провизиями на возможные потери по кредитам улучшился до 58% в конце 2019 года по сравнению с 50% годом ранее. Кроме того, способность Halyk Bank собирать процентные выплаты по выданным кредитам лучше, чем у сопоставимых казахстанских банков, о чем свидетельствует отношение «процентные выплаты, полученные в денежной форме/начисленные проценты на уровне около 89% в 2019 году», - говорится в пресс-релизе.

В S&P находят профиль фондирования Halyk Bank более благоприятным по сравнению с профилями сопоставимых казахстанских банков, что обусловлено наличием диверсифицированной базы депозитов и крупнейшей рыночной долей в Казахстане — 35% совокупных депозитов клиентов в розничном и корпоративном сегментах (по состоянию на 1 апреля 2020 года).

Агентство оценивает показатели ликвидности Halyk Bank как сильные, принимая во внимание значительный объем ликвидных активов на балансе, который, как полагают в S&P, сохранится в ближайшие несколько лет.

«У банка нет крупных обязательств по погашению долга в среднесрочной перспективе, а его стратегия кредитования оценивается нами как очень консервативная. По нашим оценкам, ликвидные активы банка составляли около 48% его совокупных активов по данным на 1 мая 2020 года», - говорится в информации агентства.

В агентстве считают маловероятным негативное рейтинговое действие в отношении Halyk Bank в ближайшие 12 месяцев, поскольку оно возможно лишь в случае одновременного ухудшения показателей качества активов или капитализации, при котором коэффициент RAC снизится до уровня менее 7%, и сокращения запасов ликвидности.

S&P может повысить рейтинги банка в ближайшие 12 месяцев, если показатели качества его активов продолжат улучшаться и объем кредитов с характеристиками, соответствующими стадии 3, снизится до уровня менее 15% совокупных кредитов, несмотря на ожидаемое замедление экономического роста в Казахстане и неблагоприятные условия операционной деятельности в казахстанском банковском секторе. Кроме того, коэффициент RAC банка должен с запасом превышать 7%, а его резервы ликвидности по-прежнему должны быть значительно выше, чем у большинства сопоставимых организаций, отмечают в агентстве.

Акции банка торгуются на Казахстанской фондовой бирже, GDR - на Лондонской фондовой бирже. По данным Нацбанка, Народный банк на 1 января 2020 года занял первое место по объему активов среди 27 банков Казахстана.

banner_wsj.gif

2499 просмотров

Как банкам пережить сильнейший кризис за 100 лет

Мнение управляющего директора ДБ «Альфа-Банк» Максата Нуриденулы

Фото: Shutterstock/Tallmaple

Пандемия COVID-19 может стать самой серьезной проблемой для финансовых учреждений почти за столетие. К такому выводу пришли эксперты PwC USA в исследовании, посвященном розничным банкам. Коронавирус внес свои коррективы в стратегии развития финансовых институтов по всему миру.

«Они [банки] работают над тем, чтобы каналы сбыта оставались открытыми, несмотря на советы по дистанцированию; при этом функции банковского надзора не предназначены для удаленной работы. Они [банки] пытаются управлять доходами и ожиданиями клиентов, несмотря на почти нулевые процентные ставки и растущее давление на потребителей. И им необходимо следить за стратегией и проблемами бренда, которые будут определять их будущее, так как рыночные силы и поведение потребителей могут измениться в результате этого кризиса», – говорится в исследовании PwC. 

Что нужно сделать банкам прямо сейчас? Эксперты PwC предложили несколько шагов, которые, по их мнению, помогут банкам справиться с кризисом. Большинство этих рекомендаций так или иначе связано с «цифрой» и с оптимизацией классических процессов. Приведу некоторые примеры.

Первое. Банкам рекомендуется сосредоточиться на непрерывности бизнеса. Речь идет о том, как изменить работу филиалов банка, банкоматов, колл-центра, бэк-офиса. Например, для усиления колл-центра PwC предлагает воспользоваться «возможностями чат-ботов, которые постоянно совершенствуются и становятся проще в развертывании». Бэк-­офис можно усилить, автоматизировав рутинные процессы.

«Интеллектуальные средства могут позволить вам автоматизировать простые и умеренные задачи в течение двух-трех недель», – считают эксперты.

Второе. Проявляйте сочувствие к своим клиентам. Предлагая индивидуальные решения для отдельных клиентов, нужно быть уверенным, что операционная команда сможет доставить эти предложения.

«Вы можете обнаружить, что вам нужно разработать обходные пути для операционных «узких» мест, поскольку многие банковские системы не могут обрабатывать отсрочки платежа или отмены комиссий, особенно в больших масштабах», – считают в PwC.

Третье. Найдите способы сократить ваши расходы быстро. В числе прочего рекомендуется «использовать интеллектуальные средства автоматизации, если вы еще этого не сделали».

«Они быстро совершенствуются в простоте использования, а отдача часто может быть достигнута за считаные месяцы», – отмечают эксперты.

Четвертое. Перепишите стратегию после COVID-19.

«До сих пор большинство банков продавали продукты, используя широкую демографическую сегментацию. Но клиенты все чаще ожидают индивидуализированных предложений, и лидеры должны будут использовать данные (data) для точной настройки своих продуктов и ценовой стратегии, чтобы соответствовать этим ожиданиям», – считают PwC.

Стратегии банков серьезно изменятся, потому что их клиенты нуждаются в поддержке – и физлица, и юрлица. Думаю, банки трансформируются в советников, которые обучают и рекомендуют своим клиентам, куда и когда инвестировать. При этом, зная специфику многих бизнесов, банк должен выступить лидером, помощником в развитии и перестройке бизнеса своих клиентов, изменении их операционной модели.

Отсюда, на мой взгляд, глобальный вывод – кредитные учреждения становятся банками данных и информации; платформой для облегчения ведения бизнеса онлайн в новой парадигме удаленной работы и обслуживания; и, конечно же, банк остается драйвером экономики в части финансирования и кредитования населения и МСБ.

Как долго продлится кризис, пока неизвестно, однако уже есть некоторые прогнозы. Например, компания Forrester – эксперт в потребительском поведении – предположила, что, возможно, банкам удастся выйти на докризисные уровни к осени 2021 года.

«В каждом кризисе кроется возможность. Кризис COVID-19 может в итоге принести пользу банкам-конкурентам за счет ускорения цифровизации населения в целом, а также цифровой трансформации финансовых услуг. Но банкам-претендентам нужно будет бороться, чтобы выжить. Горстка цифровых банков – те, которые недавно получили финансирование или уже имели большое количество клиентов, смогут выдержать пандемический кризис до III квартала [2020] года, а затем пережить период восстановления 12–18 месяцев», – говорит старший аналитик Forrester Аурели Л’Хостис.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png