Перейти к основному содержанию
6893 просмотра

Moody's поменяло прогнозы по рейтингам двух казахстанских банков

Банку ЦентрКредит – до стабильного, Евразийскому банку – до негативного

Фото: Shutterstock.com

Агентство Moody's Investors Service сообщило о подтверждении международных рейтингов Банка ЦентрКредит и Евразийского банка. В то же время Moody's пересмотрело прогнозы по рейтингам обеих организаций до стабильного и негативного соответственно. 

Подтверждение международного кредитного рейтинга Банка ЦентрКредит (БЦК) на уровне «B2» отражает баланс между положительным эффектом от плана пополнения капитала по итогам AQR и негативным воздействием вспышки коронавируса, падения цен на нефть и ослабления тенге, отмечают в Moody's. Агентство считает, что негативные факторы компенсируют недавние и ранее ожидаемые позитивные изменения в кредитном профиле банка в течение следующих 12–18 месяцев, что обусловливает изменение прогноза с позитивного на стабильный. 

Вспышка коронавируса и ценовой шок на рынке нефти окажут значительное негативное влияние на экономику и банковскую систему Казахстана, пишут аналитики Moody's. Подверженность БЦК этим рискам выше среднего уровня, учитывая его относительно слабую подушку капитала, на которую будет оказывать влияние эффект переоценки активов в иностранной валюте и кредитные потери, прогнозируемые Moody's на 2020 год, а также существенная подверженность уязвимым сегментам. По данным агентства, 25% брутто-кредитов банка выражены в иностранной валюте, 23% брутто-кредитов выданы МСБ, а также физлицам для развития бизнеса, 15% брутто-кредитов приходится на необеспеченные потребительские займы. 

Рейтинги БЦК вряд ли будут повышены в 2020 году, учитывая неблагоприятные условия работы, однако по истечении этого года повышение рейтингов возможно, если в течение следующих 12–18 месяцев банк улучшит качество активов, усилит буфер капитала, восстановит прибыльность и сохранит стабильность депозитной базы, сообщает Moody's. И, соответственно, рейтинги могут быть понижены, если в течение следующих 12-18 месяцев достаточность капитала банка ухудшится сверх текущих ожиданий Moody's в результате негативного давления на качество активов и прибыльность.

В отношении Евразийского банка Moody's подтвердило международный кредитный рейтинг на уровне «B2» и ухудшило прогноз со стабильного на негативный. Рейтинговое действие отражает резко ухудшившиеся условия работы в Казахстане, обусловленные периодом резко сниженных экспортных доходов и вспышкой коронавируса, что прямо и косвенно вызывает финансовые трудности для большого числа заемщиков в экономике Казахстана.

Moody's отмечает, что в ходе AQR был выявлен слабый уровень капитала Евразийского банка по состоянию на конец 2019 года, который был недавно укреплен для устранения регуляторных рисков. Хотя недавние вливания 4 млрд тенге от акционеров банка и гарантии, полученные из государственного фонда, помогут компенсировать давление на капитал, уровень капитала банка по-прежнему остается скромным (9,7% на 1 марта), особенно по сравнению со средним показателем в банковской системе (19,8%), пишут аналитики агентства. В связи с резким изменением условий работы Moody's теперь ожидает гораздо более слабых показателей активов банка и сокращения объемов бизнеса. Эти проблемы и сохраняющаяся высокая неопределенность в сегменте потребительского кредитования будут оказывать понижательное давление на показатели платежеспособности Евразийского банка, что теперь отражается в негативном прогнозе. 

По мнению Moody's, повышение долгосрочных рейтингов Евразийского банка в ближайшие 12–18 месяцев маловероятно, учитывая негативный прогноз и неблагоприятные условия деятельности. Тем не менее, Moody's может стабилизировать прогноз, если способность банка противостоять вызовам окажется сильнее ожидаемой или в случае принятия правительством РК мер, помогающих банковскому сектору, и Евразийскому банку в частности, компенсировать растущие вызовы. Рейтинги банка могут быть понижены, если текущие экономические потрясения начнут разрушать его капитал, увеличивая риски неплатежеспособности и того, что для компенсации растущих проблем банку могут потребоваться дополнительные вливания капитала.

banner_wsj.gif

2468 просмотров

Как банкам пережить сильнейший кризис за 100 лет

Мнение управляющего директора ДБ «Альфа-Банк» Максата Нуриденулы

Фото: Shutterstock/Tallmaple

Пандемия COVID-19 может стать самой серьезной проблемой для финансовых учреждений почти за столетие. К такому выводу пришли эксперты PwC USA в исследовании, посвященном розничным банкам. Коронавирус внес свои коррективы в стратегии развития финансовых институтов по всему миру.

«Они [банки] работают над тем, чтобы каналы сбыта оставались открытыми, несмотря на советы по дистанцированию; при этом функции банковского надзора не предназначены для удаленной работы. Они [банки] пытаются управлять доходами и ожиданиями клиентов, несмотря на почти нулевые процентные ставки и растущее давление на потребителей. И им необходимо следить за стратегией и проблемами бренда, которые будут определять их будущее, так как рыночные силы и поведение потребителей могут измениться в результате этого кризиса», – говорится в исследовании PwC. 

Что нужно сделать банкам прямо сейчас? Эксперты PwC предложили несколько шагов, которые, по их мнению, помогут банкам справиться с кризисом. Большинство этих рекомендаций так или иначе связано с «цифрой» и с оптимизацией классических процессов. Приведу некоторые примеры.

Первое. Банкам рекомендуется сосредоточиться на непрерывности бизнеса. Речь идет о том, как изменить работу филиалов банка, банкоматов, колл-центра, бэк-офиса. Например, для усиления колл-центра PwC предлагает воспользоваться «возможностями чат-ботов, которые постоянно совершенствуются и становятся проще в развертывании». Бэк-­офис можно усилить, автоматизировав рутинные процессы.

«Интеллектуальные средства могут позволить вам автоматизировать простые и умеренные задачи в течение двух-трех недель», – считают эксперты.

Второе. Проявляйте сочувствие к своим клиентам. Предлагая индивидуальные решения для отдельных клиентов, нужно быть уверенным, что операционная команда сможет доставить эти предложения.

«Вы можете обнаружить, что вам нужно разработать обходные пути для операционных «узких» мест, поскольку многие банковские системы не могут обрабатывать отсрочки платежа или отмены комиссий, особенно в больших масштабах», – считают в PwC.

Третье. Найдите способы сократить ваши расходы быстро. В числе прочего рекомендуется «использовать интеллектуальные средства автоматизации, если вы еще этого не сделали».

«Они быстро совершенствуются в простоте использования, а отдача часто может быть достигнута за считаные месяцы», – отмечают эксперты.

Четвертое. Перепишите стратегию после COVID-19.

«До сих пор большинство банков продавали продукты, используя широкую демографическую сегментацию. Но клиенты все чаще ожидают индивидуализированных предложений, и лидеры должны будут использовать данные (data) для точной настройки своих продуктов и ценовой стратегии, чтобы соответствовать этим ожиданиям», – считают PwC.

Стратегии банков серьезно изменятся, потому что их клиенты нуждаются в поддержке – и физлица, и юрлица. Думаю, банки трансформируются в советников, которые обучают и рекомендуют своим клиентам, куда и когда инвестировать. При этом, зная специфику многих бизнесов, банк должен выступить лидером, помощником в развитии и перестройке бизнеса своих клиентов, изменении их операционной модели.

Отсюда, на мой взгляд, глобальный вывод – кредитные учреждения становятся банками данных и информации; платформой для облегчения ведения бизнеса онлайн в новой парадигме удаленной работы и обслуживания; и, конечно же, банк остается драйвером экономики в части финансирования и кредитования населения и МСБ.

Как долго продлится кризис, пока неизвестно, однако уже есть некоторые прогнозы. Например, компания Forrester – эксперт в потребительском поведении – предположила, что, возможно, банкам удастся выйти на докризисные уровни к осени 2021 года.

«В каждом кризисе кроется возможность. Кризис COVID-19 может в итоге принести пользу банкам-конкурентам за счет ускорения цифровизации населения в целом, а также цифровой трансформации финансовых услуг. Но банкам-претендентам нужно будет бороться, чтобы выжить. Горстка цифровых банков – те, которые недавно получили финансирование или уже имели большое количество клиентов, смогут выдержать пандемический кризис до III квартала [2020] года, а затем пережить период восстановления 12–18 месяцев», – говорит старший аналитик Forrester Аурели Л’Хостис.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png