Перейти к основному содержанию
2599 просмотров

В чем специфика регулирования монетарной политики глобальных кризисов

Рассказывает СЕО Freedom Holding Corp. Тимур Турлов

Фото: kursiv.kz

У немецкого политика конца XIX века канцлера Отто фон Бисмарка есть книга «Политика есть искусство возможного». А пространство возможного для Национального банка РК в нынешние времена ограничено.

Нацбанк по определению является регулятором рынка, не его игроком. Он пытается рыночными или административными методами рынок направлять, но его возможность влиять на эти процессы очень ограничена разными факторами. Доверие, про которое я писал - один из этих факторов. Это важный проводник для стимулов, которые пытается вводить в систему НБ своими действиями. Нельзя просто смотреть на то, что делают центральные банки на Западе и пытаться повторять за ними. Немцы не бегут переводить свои сбережения в доллары и не считают доллар по умолчанию более надежным в случае ухудшения ситуации в экономике. Масштабные денежные вливания в Великобритании не превращаются в отток капитала и массовую скупку иностранной валюты.

Можно ли сделать так, чтобы деньги на стимуляцию национальной экономики были дешевыми и доступными, а на валютные спекуляции - недоступными и дорогими? На самом деле, нельзя. Деньги - они деньги и есть. Помните мультик про золотую антилопу?

— О, великий Раджа! Ты по ошибке положил в свой ларец и мои монеты!

— Ай-ай-ай-ай! Что я наделал! Как же я теперь отличу твои деньги от моих?

— О, Раджа! Отдай!

— Если я стану отдавать тебе твои монеты, вдруг между ними попадутся и мои! А своих денег я не намерен отдавать никому, никому!

Может ли ФРС США навязать американцам нулевые ставки по вкладам и не спровоцировать отток капитала? Может. А вот национальный банк РК - не может. Если снизить ставку по тенге до 0%, это приведет только к тому, что вклады в тенге будут почти полностью вытеснены вкладами валютными. А если ограничить ставки по валютным вкладам, эти вклады мигрируют в ячейки и банки иностранные.

И политики, и предприниматели очень часто оказываются заложниками конъюнктуры. В периоды благостные ты можешь многое делать неправильно и все равно добиваться успеха. В периоды очень плохого рынка даже титанические, грамотные и своевременные усилия могут давать очень плохой результат, а то и вовсе приводить к убыткам.

Нет ничего хуже, чем занимать ответственные должности в моменты очень серьезных глобальных потрясений, когда эти должности становятся по-настоящему «расстрельными». Когда выбирать приходится между плохими, очень плохими и кошмарными решениями. Здесь сложно заработать, и почти неизбежно можно заслужить славу того руководителя, при котором люди стали жить хуже. «После» не значит «вследствие».

Времена, мягко скажем, не простые. Национальному банку приходится балансировать между экстренными мерами правительства по поддержке экономики, учитывать политику центральных банков иных государств и помнить о том, что работать приходится в условиях среды не слишком уж дружественной. Действует ли регулятор адекватно ситуации? Скорее да, чем нет. Чтобы оценить это по-настоящему, нужно видеть картину чуть шире того, что видит большинство обывателей. Другое дело, что оказаться на месте руководства НБ в данный момент не пожелаешь никому.

banner_wsj.gif

2488 просмотров

Как банкам пережить сильнейший кризис за 100 лет

Мнение управляющего директора ДБ «Альфа-Банк» Максата Нуриденулы

Фото: Shutterstock/Tallmaple

Пандемия COVID-19 может стать самой серьезной проблемой для финансовых учреждений почти за столетие. К такому выводу пришли эксперты PwC USA в исследовании, посвященном розничным банкам. Коронавирус внес свои коррективы в стратегии развития финансовых институтов по всему миру.

«Они [банки] работают над тем, чтобы каналы сбыта оставались открытыми, несмотря на советы по дистанцированию; при этом функции банковского надзора не предназначены для удаленной работы. Они [банки] пытаются управлять доходами и ожиданиями клиентов, несмотря на почти нулевые процентные ставки и растущее давление на потребителей. И им необходимо следить за стратегией и проблемами бренда, которые будут определять их будущее, так как рыночные силы и поведение потребителей могут измениться в результате этого кризиса», – говорится в исследовании PwC. 

Что нужно сделать банкам прямо сейчас? Эксперты PwC предложили несколько шагов, которые, по их мнению, помогут банкам справиться с кризисом. Большинство этих рекомендаций так или иначе связано с «цифрой» и с оптимизацией классических процессов. Приведу некоторые примеры.

Первое. Банкам рекомендуется сосредоточиться на непрерывности бизнеса. Речь идет о том, как изменить работу филиалов банка, банкоматов, колл-центра, бэк-офиса. Например, для усиления колл-центра PwC предлагает воспользоваться «возможностями чат-ботов, которые постоянно совершенствуются и становятся проще в развертывании». Бэк-­офис можно усилить, автоматизировав рутинные процессы.

«Интеллектуальные средства могут позволить вам автоматизировать простые и умеренные задачи в течение двух-трех недель», – считают эксперты.

Второе. Проявляйте сочувствие к своим клиентам. Предлагая индивидуальные решения для отдельных клиентов, нужно быть уверенным, что операционная команда сможет доставить эти предложения.

«Вы можете обнаружить, что вам нужно разработать обходные пути для операционных «узких» мест, поскольку многие банковские системы не могут обрабатывать отсрочки платежа или отмены комиссий, особенно в больших масштабах», – считают в PwC.

Третье. Найдите способы сократить ваши расходы быстро. В числе прочего рекомендуется «использовать интеллектуальные средства автоматизации, если вы еще этого не сделали».

«Они быстро совершенствуются в простоте использования, а отдача часто может быть достигнута за считаные месяцы», – отмечают эксперты.

Четвертое. Перепишите стратегию после COVID-19.

«До сих пор большинство банков продавали продукты, используя широкую демографическую сегментацию. Но клиенты все чаще ожидают индивидуализированных предложений, и лидеры должны будут использовать данные (data) для точной настройки своих продуктов и ценовой стратегии, чтобы соответствовать этим ожиданиям», – считают PwC.

Стратегии банков серьезно изменятся, потому что их клиенты нуждаются в поддержке – и физлица, и юрлица. Думаю, банки трансформируются в советников, которые обучают и рекомендуют своим клиентам, куда и когда инвестировать. При этом, зная специфику многих бизнесов, банк должен выступить лидером, помощником в развитии и перестройке бизнеса своих клиентов, изменении их операционной модели.

Отсюда, на мой взгляд, глобальный вывод – кредитные учреждения становятся банками данных и информации; платформой для облегчения ведения бизнеса онлайн в новой парадигме удаленной работы и обслуживания; и, конечно же, банк остается драйвером экономики в части финансирования и кредитования населения и МСБ.

Как долго продлится кризис, пока неизвестно, однако уже есть некоторые прогнозы. Например, компания Forrester – эксперт в потребительском поведении – предположила, что, возможно, банкам удастся выйти на докризисные уровни к осени 2021 года.

«В каждом кризисе кроется возможность. Кризис COVID-19 может в итоге принести пользу банкам-конкурентам за счет ускорения цифровизации населения в целом, а также цифровой трансформации финансовых услуг. Но банкам-претендентам нужно будет бороться, чтобы выжить. Горстка цифровых банков – те, которые недавно получили финансирование или уже имели большое количество клиентов, смогут выдержать пандемический кризис до III квартала [2020] года, а затем пережить период восстановления 12–18 месяцев», – говорит старший аналитик Forrester Аурели Л’Хостис.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png