Перейти к основному содержанию
460 просмотров

Нацбанк Украины поддержал финансовый рынок страны через инструменты РЕПО

Об этом рассказывает советник председателя правления АО «Sky Bank» (Украина) Тимур Агдавлетов

Фото: pixabay.com/Eugene Kozlovsky

Март 2020 года преподнёс нам очередного «чёрного лебедя»: коронавирус стал настоящей угрозой мировой экономике. Вслед за падением цены на нефть и несостоявшимися переговорами ОПЕК с Россией, а также закрытием государственных границ и введением карантина за финансовой помощью к правительству обратились представители многих отраслей экономики – начиная от авиаперевозчиков и заканчивая крупными ТРЦ и сетями ресторанов. Совокупность этих событий повлекла за собой ослабление валюты.

После того, как Всемирная организация здравоохранения объявила коронавирусную инфекцию пандемией, центральные банки развитых стран первым делом приняли пакеты мер для поддержания экономик своих стран. К данным мерам можно отнести понижение учётной ставки, предоставление практически неограниченной ликвидности банкам второго уровня.

При возрастающих девальвационных ожиданиях в развивающихся странах внутренние ставки по свопам и РЕПО значительно возрастают, и появляется дефицит ликвидности в национальной валюте. Также в кризисных ситуациях банки-контрагенты имеют тенденцию к пересмотру взаимных лимитов, так как по причине возросших ставок появляется существенный риск непоставки.

Из-за роста рыночных ставок банки снижают объёмы кредитования реального сектора, а ведь в периоды турбулентности на рынках бизнес особо нуждается в поддержке.

Одним из хороших примеров являются действия Национального банка Украины, который для поддержания ставок на межбанковском рынке на приемлемом уровне принял решение предоставить ликвидность в гривне по ставке 12% (учетная ставка + 2%) при рыночных ставках 18-20%. Основным инструментарием является РЕПО под залог облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) сроком 14-90 дней и валютного свопа сроком 28-31 день.

Правда, украинские наблюдатели финансового рынка говорят, что необходимы лимиты для банков под эти операции.

«А если НБУ станет выкупать ОВГЗ у нерезидентов, это будет шоковый удар для финансовой системы: избыточная эмиссия, плюс эти деньги нерезиденты тут же используют для покупки валюты и репатриации своих капиталов за рубеж, то есть вначале придется потратить гривну, а затем и валютные резервы», – говорят украинские эксперты.

banner_wsj.gif

2468 просмотров

Как банкам пережить сильнейший кризис за 100 лет

Мнение управляющего директора ДБ «Альфа-Банк» Максата Нуриденулы

Фото: Shutterstock/Tallmaple

Пандемия COVID-19 может стать самой серьезной проблемой для финансовых учреждений почти за столетие. К такому выводу пришли эксперты PwC USA в исследовании, посвященном розничным банкам. Коронавирус внес свои коррективы в стратегии развития финансовых институтов по всему миру.

«Они [банки] работают над тем, чтобы каналы сбыта оставались открытыми, несмотря на советы по дистанцированию; при этом функции банковского надзора не предназначены для удаленной работы. Они [банки] пытаются управлять доходами и ожиданиями клиентов, несмотря на почти нулевые процентные ставки и растущее давление на потребителей. И им необходимо следить за стратегией и проблемами бренда, которые будут определять их будущее, так как рыночные силы и поведение потребителей могут измениться в результате этого кризиса», – говорится в исследовании PwC. 

Что нужно сделать банкам прямо сейчас? Эксперты PwC предложили несколько шагов, которые, по их мнению, помогут банкам справиться с кризисом. Большинство этих рекомендаций так или иначе связано с «цифрой» и с оптимизацией классических процессов. Приведу некоторые примеры.

Первое. Банкам рекомендуется сосредоточиться на непрерывности бизнеса. Речь идет о том, как изменить работу филиалов банка, банкоматов, колл-центра, бэк-офиса. Например, для усиления колл-центра PwC предлагает воспользоваться «возможностями чат-ботов, которые постоянно совершенствуются и становятся проще в развертывании». Бэк-­офис можно усилить, автоматизировав рутинные процессы.

«Интеллектуальные средства могут позволить вам автоматизировать простые и умеренные задачи в течение двух-трех недель», – считают эксперты.

Второе. Проявляйте сочувствие к своим клиентам. Предлагая индивидуальные решения для отдельных клиентов, нужно быть уверенным, что операционная команда сможет доставить эти предложения.

«Вы можете обнаружить, что вам нужно разработать обходные пути для операционных «узких» мест, поскольку многие банковские системы не могут обрабатывать отсрочки платежа или отмены комиссий, особенно в больших масштабах», – считают в PwC.

Третье. Найдите способы сократить ваши расходы быстро. В числе прочего рекомендуется «использовать интеллектуальные средства автоматизации, если вы еще этого не сделали».

«Они быстро совершенствуются в простоте использования, а отдача часто может быть достигнута за считаные месяцы», – отмечают эксперты.

Четвертое. Перепишите стратегию после COVID-19.

«До сих пор большинство банков продавали продукты, используя широкую демографическую сегментацию. Но клиенты все чаще ожидают индивидуализированных предложений, и лидеры должны будут использовать данные (data) для точной настройки своих продуктов и ценовой стратегии, чтобы соответствовать этим ожиданиям», – считают PwC.

Стратегии банков серьезно изменятся, потому что их клиенты нуждаются в поддержке – и физлица, и юрлица. Думаю, банки трансформируются в советников, которые обучают и рекомендуют своим клиентам, куда и когда инвестировать. При этом, зная специфику многих бизнесов, банк должен выступить лидером, помощником в развитии и перестройке бизнеса своих клиентов, изменении их операционной модели.

Отсюда, на мой взгляд, глобальный вывод – кредитные учреждения становятся банками данных и информации; платформой для облегчения ведения бизнеса онлайн в новой парадигме удаленной работы и обслуживания; и, конечно же, банк остается драйвером экономики в части финансирования и кредитования населения и МСБ.

Как долго продлится кризис, пока неизвестно, однако уже есть некоторые прогнозы. Например, компания Forrester – эксперт в потребительском поведении – предположила, что, возможно, банкам удастся выйти на докризисные уровни к осени 2021 года.

«В каждом кризисе кроется возможность. Кризис COVID-19 может в итоге принести пользу банкам-конкурентам за счет ускорения цифровизации населения в целом, а также цифровой трансформации финансовых услуг. Но банкам-претендентам нужно будет бороться, чтобы выжить. Горстка цифровых банков – те, которые недавно получили финансирование или уже имели большое количество клиентов, смогут выдержать пандемический кризис до III квартала [2020] года, а затем пережить период восстановления 12–18 месяцев», – говорит старший аналитик Forrester Аурели Л’Хостис.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png