Перейти к основному содержанию
4775 просмотров

Корпоративный конфликт привел к снижению рейтингов Tengri Bank

Moody's понизило его рейтинг до Caa3

Фото: kursiv.kz

Рейтинговое агентство Moody's Investors Service сообщило о снижении долгосрочного депозитного рейтинга в местной и иностранной валюте Tengri Bank с уровня B2 до Caa3. Аналитики Moody's приняли такое решение из-за ухудшения ликвидности банка, невыполнения им пруденциальных нормативов и корпоративного конфликта.

В отчете Moody's указывается, что базовая оценка кредитоспособности банка (BCA) снижена до b3, долгосрочные и краткосрочные оценки риска контрагента (CRA) опустились до Caa2. Одновременно агентство разместило все вышеперечисленные рейтинги на пересмотр. В международной шкале категория Caa означает, что долговые обязательства структуры имеют очень низкое качество и высокий риск.

Понижение рейтингов Tengri Bank обусловлено ослаблением ликвидности структуры, что привело к ограничению платежей клиентов, говорится в отчете Moody's Investors Service.

«Подушка ликвидности банка существенно снизилась в 2019 году и в I квартале 2020 года. В настоящее время она составляет 4% от общих активов структуры, по сравнению с примерно 18% на 1 января 2019 года. Эта тенденция указывает на сокращение клиентской базы банка», - сообщают аналитики Moody's.

Кроме того, агентство указало, что на 1 марта кредитная организация не соблюдала нормативных требований коэффициента ликвидности (LCR), который составил только 28,5%, что значительно ниже нормативного минимума в 80%.

«Ранее Tengri Bank представил регулирующему органу план по увеличению запаса ликвидности. Однако в ближайшие несколько месяцев этот план подвержен рискам неисполнения», - говорится в отчете Moody's.

Кроме того, качество активов банка существенно ухудшилось. Так, на 1 марта общая сумма просроченных займов увеличилась до 20,9% с 12,1% 1 января этого года.

«Распространение коронавируса и жесткие меры правительства Казахстана по предотвращению пандемии в стране ударят по способности МСБ обслуживать свои долги, а на этот сектор приходится 80% кредитного портфеля банка», - объяснили в Moody's.

Ситуация в банке

Ослабляют позиции банка и юридические споры в структуре.

«Рейтинги были понижены из-за юридических споров с участием Тимура Куанышева и Ержана Шайкенова по поводу корпоративных действий банка в прошлом году и частых изменений в составе правления банка и составе совета директоров. Крупнейший акционер Punjab National Bank в настоящее время не имеет представителя в совете директоров банка, что создает неопределенность относительно его способности быстро реагировать на вызовы», - указывают международные аналитики.

В отчете указывается, что Punjab National Bank в марте предоставил казахстанскому банку 1,9 млрд, «но этой суммы недостаточно для стабилизации ликвидности Tengri». Впрочем, в Moody's не исключают, что убытки структуры будут нивелированы за счет поддержки акционеров и «потенциальной поддержки Национального банка Казахстана».

В настоящее время у Tengri Bank небольшая доля рынка: 0,4% от общих активов сектора и 0,3% от депозитов физических лиц.

«Moody's будет следить за действиями Национального банка и Punjab National Bank, а также за развитием корпоративного конфликта. 15 мая должен состоятся совет директоров банка, на котором будет обсуждаться его состав и способы решения текущих проблем», – сообщается в отчете.

Почему рейтинг могу пересмотреть

Для повышения рейтинга Tengri Bank необходимо в следующие три месяца повысить ликвидность. Аналитики также положительно оценят завершение корпоративного конфликта.

«Рейтинги Tengri Bank могут быть понижены, если Национальный банк Казахстан предпринимает дисциплинарные меры за несоблюдение нормативных требований», - заключили в Moody's.

В начале марта Tengri Bank ввел ограничение на операции с платёжными картами и полностью приостановил переводы по платежным системам «Золотая Корона» и Western Union.

Весной прошлого года стало известно о намерении акционеров Тengri Bank, Capital Bank и AsiaCredit Bank провести процедуру слияния. Позже было объявлено, что крупнейший акционер Tengri Bank отказался от сделки.

banner_wsj.gif

2422 просмотра

Как банкам пережить сильнейший кризис за 100 лет

Мнение управляющего директора ДБ «Альфа-Банк» Максата Нуриденулы

Фото: Shutterstock/Tallmaple

Пандемия COVID-19 может стать самой серьезной проблемой для финансовых учреждений почти за столетие. К такому выводу пришли эксперты PwC USA в исследовании, посвященном розничным банкам. Коронавирус внес свои коррективы в стратегии развития финансовых институтов по всему миру.

«Они [банки] работают над тем, чтобы каналы сбыта оставались открытыми, несмотря на советы по дистанцированию; при этом функции банковского надзора не предназначены для удаленной работы. Они [банки] пытаются управлять доходами и ожиданиями клиентов, несмотря на почти нулевые процентные ставки и растущее давление на потребителей. И им необходимо следить за стратегией и проблемами бренда, которые будут определять их будущее, так как рыночные силы и поведение потребителей могут измениться в результате этого кризиса», – говорится в исследовании PwC. 

Что нужно сделать банкам прямо сейчас? Эксперты PwC предложили несколько шагов, которые, по их мнению, помогут банкам справиться с кризисом. Большинство этих рекомендаций так или иначе связано с «цифрой» и с оптимизацией классических процессов. Приведу некоторые примеры.

Первое. Банкам рекомендуется сосредоточиться на непрерывности бизнеса. Речь идет о том, как изменить работу филиалов банка, банкоматов, колл-центра, бэк-офиса. Например, для усиления колл-центра PwC предлагает воспользоваться «возможностями чат-ботов, которые постоянно совершенствуются и становятся проще в развертывании». Бэк-­офис можно усилить, автоматизировав рутинные процессы.

«Интеллектуальные средства могут позволить вам автоматизировать простые и умеренные задачи в течение двух-трех недель», – считают эксперты.

Второе. Проявляйте сочувствие к своим клиентам. Предлагая индивидуальные решения для отдельных клиентов, нужно быть уверенным, что операционная команда сможет доставить эти предложения.

«Вы можете обнаружить, что вам нужно разработать обходные пути для операционных «узких» мест, поскольку многие банковские системы не могут обрабатывать отсрочки платежа или отмены комиссий, особенно в больших масштабах», – считают в PwC.

Третье. Найдите способы сократить ваши расходы быстро. В числе прочего рекомендуется «использовать интеллектуальные средства автоматизации, если вы еще этого не сделали».

«Они быстро совершенствуются в простоте использования, а отдача часто может быть достигнута за считаные месяцы», – отмечают эксперты.

Четвертое. Перепишите стратегию после COVID-19.

«До сих пор большинство банков продавали продукты, используя широкую демографическую сегментацию. Но клиенты все чаще ожидают индивидуализированных предложений, и лидеры должны будут использовать данные (data) для точной настройки своих продуктов и ценовой стратегии, чтобы соответствовать этим ожиданиям», – считают PwC.

Стратегии банков серьезно изменятся, потому что их клиенты нуждаются в поддержке – и физлица, и юрлица. Думаю, банки трансформируются в советников, которые обучают и рекомендуют своим клиентам, куда и когда инвестировать. При этом, зная специфику многих бизнесов, банк должен выступить лидером, помощником в развитии и перестройке бизнеса своих клиентов, изменении их операционной модели.

Отсюда, на мой взгляд, глобальный вывод – кредитные учреждения становятся банками данных и информации; платформой для облегчения ведения бизнеса онлайн в новой парадигме удаленной работы и обслуживания; и, конечно же, банк остается драйвером экономики в части финансирования и кредитования населения и МСБ.

Как долго продлится кризис, пока неизвестно, однако уже есть некоторые прогнозы. Например, компания Forrester – эксперт в потребительском поведении – предположила, что, возможно, банкам удастся выйти на докризисные уровни к осени 2021 года.

«В каждом кризисе кроется возможность. Кризис COVID-19 может в итоге принести пользу банкам-конкурентам за счет ускорения цифровизации населения в целом, а также цифровой трансформации финансовых услуг. Но банкам-претендентам нужно будет бороться, чтобы выжить. Горстка цифровых банков – те, которые недавно получили финансирование или уже имели большое количество клиентов, смогут выдержать пандемический кризис до III квартала [2020] года, а затем пережить период восстановления 12–18 месяцев», – говорит старший аналитик Forrester Аурели Л’Хостис.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png