Перейти к основному содержанию
2008 просмотров

Казахстанские банки должны помочь населению и бизнесу

Регулятор совместно с банками разработает схему помощи

Фото: Аскар Ахметуллин

Банки второго уровня должны помочь гражданам и предпринимателям. Об этом на заседании правительства 2 апреля заявил премьер-министр Аскар Мамин.

«Банки должны помочь населению и бизнесу. Агентству по регулированию и развитию финансового рынка совместно с банками второго уровня поручено выработать соответствующие предложения», – сказал он.

Он напомнил, что около трех миллионов казахстанцев получат поддержку в размере 42 500 тенге. На регулярной основе предоставляются продуктовые наборы многодетным семьям, безработным – мера охватит более 800 тыс. человек.

Акимам поручено обеспечить эффективную и своевременную реализацию новой дорожной карты занятости, выплату всех видов социальной поддержки.

Министр национальной экономики Руслан Даленов сообщил, что на фоне резкого падения цен на нефть по итогам текущего года в Казахстане прогнозируется снижение ВВП на 0,9% по сравнению с ранее планировавшимся ростом экономики на 4,1%.

Для покрытия ожидаемых недопоступлений по доходам бюджета и финансирования антикризисного пакета мер МНЭ предложило увеличить в 2020 году размер гарантированного трансферта из Национального фонда на 2 070 млрд тенге до 4 770 млрд тенге. В рамках особого порядка уточнения республиканского бюджета на рассмотрение правительства внесен проект указа президента о внесении изменения в закон о гарантированном трансферте на 2020-2022 годы.

Члены правительства поддержали данные предложения.

Президент Касым-Жомарт Токаев 31 марта в телевизионном выступлении отметил, что регулятор работает с банками и другими финансовыми организациями по вопросу отсрочки и реструктуризации платежей по кредитам МСБ. По его словам, многие предприниматели просят приказать банкам не начислять проценты на кредиты за период чрезвычайного положения, которое введено в Казахстане на один месяц с 16 марта.

«Следует понимать, что для банков это упущенная выгода, убыток. Банки тоже неотъемлемая часть нашей экономики. Поэтому я вновь обращаюсь к банкам второго уровня проявить конструктивизм, гражданскую ответственность и солидарность», – сказал президент.

Глава государства отметил, что в трудные для банков моменты государство оказало им значительную помощь.

«Сейчас от вас нужна поддержка населению и отечественному бизнесу. Вместе с тем при необходимости государством могут быть предприняты дополнительные директивные меры. В целом в случае дальнейшего ухудшения ситуации правительство и финансовые регуляторы примут меры по решению данного вопроса», – сказал Токаев.

banner_wsj.gif

2582 просмотра

Как банкам пережить сильнейший кризис за 100 лет

Мнение управляющего директора ДБ «Альфа-Банк» Максата Нуриденулы

Фото: Shutterstock/Tallmaple

Пандемия COVID-19 может стать самой серьезной проблемой для финансовых учреждений почти за столетие. К такому выводу пришли эксперты PwC USA в исследовании, посвященном розничным банкам. Коронавирус внес свои коррективы в стратегии развития финансовых институтов по всему миру.

«Они [банки] работают над тем, чтобы каналы сбыта оставались открытыми, несмотря на советы по дистанцированию; при этом функции банковского надзора не предназначены для удаленной работы. Они [банки] пытаются управлять доходами и ожиданиями клиентов, несмотря на почти нулевые процентные ставки и растущее давление на потребителей. И им необходимо следить за стратегией и проблемами бренда, которые будут определять их будущее, так как рыночные силы и поведение потребителей могут измениться в результате этого кризиса», – говорится в исследовании PwC. 

Что нужно сделать банкам прямо сейчас? Эксперты PwC предложили несколько шагов, которые, по их мнению, помогут банкам справиться с кризисом. Большинство этих рекомендаций так или иначе связано с «цифрой» и с оптимизацией классических процессов. Приведу некоторые примеры.

Первое. Банкам рекомендуется сосредоточиться на непрерывности бизнеса. Речь идет о том, как изменить работу филиалов банка, банкоматов, колл-центра, бэк-офиса. Например, для усиления колл-центра PwC предлагает воспользоваться «возможностями чат-ботов, которые постоянно совершенствуются и становятся проще в развертывании». Бэк-­офис можно усилить, автоматизировав рутинные процессы.

«Интеллектуальные средства могут позволить вам автоматизировать простые и умеренные задачи в течение двух-трех недель», – считают эксперты.

Второе. Проявляйте сочувствие к своим клиентам. Предлагая индивидуальные решения для отдельных клиентов, нужно быть уверенным, что операционная команда сможет доставить эти предложения.

«Вы можете обнаружить, что вам нужно разработать обходные пути для операционных «узких» мест, поскольку многие банковские системы не могут обрабатывать отсрочки платежа или отмены комиссий, особенно в больших масштабах», – считают в PwC.

Третье. Найдите способы сократить ваши расходы быстро. В числе прочего рекомендуется «использовать интеллектуальные средства автоматизации, если вы еще этого не сделали».

«Они быстро совершенствуются в простоте использования, а отдача часто может быть достигнута за считаные месяцы», – отмечают эксперты.

Четвертое. Перепишите стратегию после COVID-19.

«До сих пор большинство банков продавали продукты, используя широкую демографическую сегментацию. Но клиенты все чаще ожидают индивидуализированных предложений, и лидеры должны будут использовать данные (data) для точной настройки своих продуктов и ценовой стратегии, чтобы соответствовать этим ожиданиям», – считают PwC.

Стратегии банков серьезно изменятся, потому что их клиенты нуждаются в поддержке – и физлица, и юрлица. Думаю, банки трансформируются в советников, которые обучают и рекомендуют своим клиентам, куда и когда инвестировать. При этом, зная специфику многих бизнесов, банк должен выступить лидером, помощником в развитии и перестройке бизнеса своих клиентов, изменении их операционной модели.

Отсюда, на мой взгляд, глобальный вывод – кредитные учреждения становятся банками данных и информации; платформой для облегчения ведения бизнеса онлайн в новой парадигме удаленной работы и обслуживания; и, конечно же, банк остается драйвером экономики в части финансирования и кредитования населения и МСБ.

Как долго продлится кризис, пока неизвестно, однако уже есть некоторые прогнозы. Например, компания Forrester – эксперт в потребительском поведении – предположила, что, возможно, банкам удастся выйти на докризисные уровни к осени 2021 года.

«В каждом кризисе кроется возможность. Кризис COVID-19 может в итоге принести пользу банкам-конкурентам за счет ускорения цифровизации населения в целом, а также цифровой трансформации финансовых услуг. Но банкам-претендентам нужно будет бороться, чтобы выжить. Горстка цифровых банков – те, которые недавно получили финансирование или уже имели большое количество клиентов, смогут выдержать пандемический кризис до III квартала [2020] года, а затем пережить период восстановления 12–18 месяцев», – говорит старший аналитик Forrester Аурели Л’Хостис.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png