Перейти к основному содержанию

Банкиры на карантине

«Курсив» разбирался в антикризисных маневрах финансовых организаций

Фото: Shutterstock

Статистика финнадзора о состоянии банковского сектора выходит с опозданием в месяц, то есть узнать о мартовских потерях БВУ можно будет только в последних числах апреля. Kursiv.kz опросил восемь крупных банков страны. Финансисты рассказали о снижении кредитования, усилении конкуренции, неожиданных отпусках и возможных сокращениях.

Сегодня ни один банк страны не разработал полноценный антикризисный план, утверждает информированный собеседник «Курсива», пожелавший остаться неназванным. Проблема здесь не в растерянности или непрофессионализме казахстанских финансистов.

«Для любого антикризисного плана нужна точка отсчета – дно. Сфера услуг – а банки только обслуживают экономику – зависит от множества факторов. Пока, согласно самым позитивным прогнозам, к концу года кредитование (основной источник доходов БВУ) снизится на 15-18%. Многое зависит от распространения пандемии, цен на нефть, устойчивости экономики», – объясняет собеседник.

В личных беседах финансисты сообщают, что после введения карантина в двух деловых центрах страны – Алматы и Нур-Султане – топ-менеджмент большинства банков перешел на практически круглосуточный режим работы.

«Они в срочном порядке решают текущие проблемы (дистанционное обслуживание, разработка новых опций в приложениях) и в срочном же порядке перестраивают стратегии, разрабатывают антикризисные меры, изучают опыт зарубежных коллег», – делится источник в агентстве по регулированию и развитию финансового рынка. Этот собеседник считает, что от оперативности и профессионализма действий топ-менеджмента БВУ зависит будущее банков в ближайшие несколько лет.

Кредитование

Председатель правления Банка ВТБ (Казахстан) Дмитрий Забелло назвал банкиров «заложниками вируса». Возможно, поэтому никто из финансистов даже на условиях анонимности не говорил об убытках сектора. Лишь несколько банков решились рассказать о снижении объемов выдачи кредитов.

«В годовом выражении выдача ссуд уменьшилась не больше, чем на 10%. В настоящее время банк продолжает кредитовать, как физических лиц, так и ИП и владельцев МСБ. Потери пока не фиксируем. Первый квартал был закрыт в плюсе по отношению к предыдущему году», – сообщает пресс-служба Сбербанка Казахстан.

«В розничном бизнесе объем выдачи кредитов в марте сократился почти в два раза по сравнению с февральскими показателями. В секторе МСБ этот показатель снизился в марте примерно на 10%. При этом мы продолжаем кредитовать и оказывать поддержку всем нашим заемщикам», – заверили в пресс-службе Банка ВТБ (Казахстан).

Первыми удар от пандемии почувствовали БВУ, чья специализация – беззалоговые займы. Так, Евразийский банк последние три года активно работает в сегменте товарных беззалоговых кредитов.

«В марте началось некоторое снижение выдачи кредитов, что связано с закрытием точек продаж в крупных торговых центрах и партнерских сетях из-за эпидемии и карантина», – рассказали в пресс-службе организации.

Банк Хоум Кредит – еще один энергичный игрок на рынке экспресс-займов.

«Мы мониторим происходящее на ежедневной основе, в том числе оперативно контролируем как ликвидность на достаточном уровне, так и продажи кредитов. Сейчас для нас в приоритете стоит забота о сотрудниках, клиентах и их семьях. Их благополучие важнее получения краткосрочной прибыли», – уклончиво ответили в пресс-службе Хоум Кредита на вопрос о ссудах во время жесткого карантина.

Пресс-служба Альфа-Банка была откровеннее: «Все банки понесут определенные убытки в кризис. У нас есть запас ликвидности, и мы готовы работать практически в любой экономической ситуации».

Jýsan Bank до недавнего времени носил звание неофициального банка аграриев. Несколько неурожайных лет и неудачная кредитная политика вынудили правительство и регулятора влить дополнительный капитал в структуру. Но взамен потребовали полной смены стратегии и очистки баланса от токсичных займов.

«Ранее регулятором были приняты меры по увеличению базовой ставки, что отразилось на стоимости фондирования. В связи с этим, а также из-за резкого снижения экономической активности в стране объемы кредитования населения сократились. При этом выдача кредитов сегменту МСБ в марте увеличилась», – поделились в пресс-службе Jýsan Bank.

Депозиты

По итогам марта депозитная база увеличилась в Евразийском банке, Bank RBK и ВТБ (по собственной информации банков).

«В период введения чрезвычайного положения депозитная база показала прирост. Соотношение валютных и тенговых вкладов сохранилось практически на прежнем уровне. Мы наблюдаем как приток новых вкладов, так и частичное снятие денежных средств», – сообщили в Jýsan Bank.

Сокращение штата или отпуска?

С момента введения ЧП источники Кursiv.kz в околобанковских кругах один за другим сообщали об увольнениях в БВУ «в связи с оптимизацией», сокращении заработных плат. Пресс-службы опровергли эту информацию.

«Сокращения штата и уменьшения зарплат сотрудников не произошло. Максимальное число людей перевели из закрывшихся точек продаж на другие направления, прежде всего оформление отсрочки по кредитам и выпуск карт для социальных выплат. Часть сотрудников отправили в отпуск», – примерно так ответили пресс-службы семи банков (Евразийского, Банка ЦентрКредит, ВТБ, Сбербанка, RBK, Jýsan и Альфы). В оплачиваемый отпуск отправляют сотрудников старше 55 лет, беременных и родителей, воспитывающих детей в одиночку.

«В период ЧП никто из крупных банков не сокращал штат, не уменьшал зарплаты. Все эти ошибки были допущены в кризис 2008 года. После этого банкиры много лет исправляли ситуацию, вкладывали немалые средства в обучение персонала. Вспомните, первые восемь месяцев программы «7-20-25» только БЦК стабильно кредитовал по ней. У других просто не было в должном количестве специалистов, умеющих работать с ипотекой», – сообщил источник в финнадзоре.

На распутье

За месяц карантина банки Казахстана улучили цифровые каналы связи с клиентами, отменили штрафы за просрочку платежей для людей, пострадавших от чрезвычайного положения.

«Мы наблюдаем два тренда. Первый – поощрение миграции в «цифру». За несколько недель БВУ разработали опции в приложениях, которые помогают людям существенно экономить деньги. Второе – регуляторам и банкирам сейчас критично важно показать заботу о клиенте. На мой взгляд, эти акценты и дальше будут доминировать на рынке», – сообщил информированный собеседник, пожелавший остаться неназванным.

Идеи о персонализации услуг и внедрении последних технологий косвенно поддержал председатель правления Банка ВТБ Дмитрий Забелло: «Мы уже запустили процесс оптимизации и глобальной трансформации наших бизнес-моделей. Текущий кризис показал, как важно любому бизнесу быть максимально мобильным и гибким, а также наглядно продемонстрировал необходимость развития дистанционных сервисов».

banner_wsj.gif

2452 просмотра

Как банкам пережить сильнейший кризис за 100 лет

Мнение управляющего директора ДБ «Альфа-Банк» Максата Нуриденулы

Фото: Shutterstock/Tallmaple

Пандемия COVID-19 может стать самой серьезной проблемой для финансовых учреждений почти за столетие. К такому выводу пришли эксперты PwC USA в исследовании, посвященном розничным банкам. Коронавирус внес свои коррективы в стратегии развития финансовых институтов по всему миру.

«Они [банки] работают над тем, чтобы каналы сбыта оставались открытыми, несмотря на советы по дистанцированию; при этом функции банковского надзора не предназначены для удаленной работы. Они [банки] пытаются управлять доходами и ожиданиями клиентов, несмотря на почти нулевые процентные ставки и растущее давление на потребителей. И им необходимо следить за стратегией и проблемами бренда, которые будут определять их будущее, так как рыночные силы и поведение потребителей могут измениться в результате этого кризиса», – говорится в исследовании PwC. 

Что нужно сделать банкам прямо сейчас? Эксперты PwC предложили несколько шагов, которые, по их мнению, помогут банкам справиться с кризисом. Большинство этих рекомендаций так или иначе связано с «цифрой» и с оптимизацией классических процессов. Приведу некоторые примеры.

Первое. Банкам рекомендуется сосредоточиться на непрерывности бизнеса. Речь идет о том, как изменить работу филиалов банка, банкоматов, колл-центра, бэк-офиса. Например, для усиления колл-центра PwC предлагает воспользоваться «возможностями чат-ботов, которые постоянно совершенствуются и становятся проще в развертывании». Бэк-­офис можно усилить, автоматизировав рутинные процессы.

«Интеллектуальные средства могут позволить вам автоматизировать простые и умеренные задачи в течение двух-трех недель», – считают эксперты.

Второе. Проявляйте сочувствие к своим клиентам. Предлагая индивидуальные решения для отдельных клиентов, нужно быть уверенным, что операционная команда сможет доставить эти предложения.

«Вы можете обнаружить, что вам нужно разработать обходные пути для операционных «узких» мест, поскольку многие банковские системы не могут обрабатывать отсрочки платежа или отмены комиссий, особенно в больших масштабах», – считают в PwC.

Третье. Найдите способы сократить ваши расходы быстро. В числе прочего рекомендуется «использовать интеллектуальные средства автоматизации, если вы еще этого не сделали».

«Они быстро совершенствуются в простоте использования, а отдача часто может быть достигнута за считаные месяцы», – отмечают эксперты.

Четвертое. Перепишите стратегию после COVID-19.

«До сих пор большинство банков продавали продукты, используя широкую демографическую сегментацию. Но клиенты все чаще ожидают индивидуализированных предложений, и лидеры должны будут использовать данные (data) для точной настройки своих продуктов и ценовой стратегии, чтобы соответствовать этим ожиданиям», – считают PwC.

Стратегии банков серьезно изменятся, потому что их клиенты нуждаются в поддержке – и физлица, и юрлица. Думаю, банки трансформируются в советников, которые обучают и рекомендуют своим клиентам, куда и когда инвестировать. При этом, зная специфику многих бизнесов, банк должен выступить лидером, помощником в развитии и перестройке бизнеса своих клиентов, изменении их операционной модели.

Отсюда, на мой взгляд, глобальный вывод – кредитные учреждения становятся банками данных и информации; платформой для облегчения ведения бизнеса онлайн в новой парадигме удаленной работы и обслуживания; и, конечно же, банк остается драйвером экономики в части финансирования и кредитования населения и МСБ.

Как долго продлится кризис, пока неизвестно, однако уже есть некоторые прогнозы. Например, компания Forrester – эксперт в потребительском поведении – предположила, что, возможно, банкам удастся выйти на докризисные уровни к осени 2021 года.

«В каждом кризисе кроется возможность. Кризис COVID-19 может в итоге принести пользу банкам-конкурентам за счет ускорения цифровизации населения в целом, а также цифровой трансформации финансовых услуг. Но банкам-претендентам нужно будет бороться, чтобы выжить. Горстка цифровых банков – те, которые недавно получили финансирование или уже имели большое количество клиентов, смогут выдержать пандемический кризис до III квартала [2020] года, а затем пережить период восстановления 12–18 месяцев», – говорит старший аналитик Forrester Аурели Л’Хостис.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png