Перейти к основному содержанию
66812 просмотров

Все банки Казахстана за считаные дни реорганизовали свою работу

И направили усилия на дистанционное обслуживание клиентов

Иллюстрация: Shutterstock

Банки заявили о том, что поддержат своих заемщиков, платежеспособность которых пострадала из-за введения режима ЧП. Как будет администрироваться эта поддержка, кредитные организации не объясняют. По словам одного из финансистов, решения о предоставлении льгот будут приниматься индивидуально. 

Представители отечественных финансовых ассоциаций и банкиры отказались разъяснять анонсированные финсектором антикризисные меры, предложив использовать официальные пресс-релизы. Судя по всему, кредитные организации быстро согласились с инициативой Агентства по регулированию и развитию финансового рынка о поддержке потребителей, так как понимают, что их заработки напрямую зависят от благосостояния населения.

Из релизов Ассоциации финансистов Казахстана и Ассоциации микрофинансовых организаций следует, что все кредитные учреждения подтвердили готовность, во-первых, в период действия ЧП не начислять штрафы за просрочку, возникшую у заемщиков «в результате этих ограничений». Физическим лицам, уточняется в сообщении, обращаться в банк для применения этой меры не нужно. 

Во-вторых, для индивидуальных предпринимателей и субъектов МСБ, чье финансовое состояние из-за введения ЧП ухудшилось, «в индивидуальном порядке будет рассмотрена возможность предоставления отсрочки по исполнению обязательств по кредитам на срок до 90 дней и пересмотра графика погашения задолженности».

Инструкции – потом 

Подробно об алгоритме действий в отношении компаний МСБ, которые пострадают от закрытия двух крупнейших городов страны, банкиры рассказать не смогли. Пресс-служба финагентства на соответствующий запрос «Курсива» также не ответила.

«Решения принимались быстро, поэтому не подготовлены инструкции. Могу заверить, что будет изучаться каждое заявление предпринимателей, и не обязательно тех, кто работает в Алматы или столице. Например, у компании основные поставки товаров могут быть связаны с этими городами или, наоборот, какие-то комплектующие производят в Алматы. Все будем изучать и принимать справедливые решения», – сообщил «Курсиву» один из банкиров. 

Какое влияние окажет кризис, помноженный на карантин, на бизнес самих банков, предсказать сегодня нельзя – все будет зависеть от его глубины и продолжительности. «Курсив» через мессенджеры пообщался с представителями четырех крупных финансовых институтов. Все они сообщили, что еще не считали будущие потери.

«В лучшем случае, то есть при идеальном развитии событий, мы по итогам года недосчитаемся 25–30% прибыли. Но сейчас главное – сосредоточиться на действующих заемщиках и по возможности удержать качество ссудного портфеля на уровне, близком к итогам AQR», – признался один из собеседников.

Многие финансовые организации запустили собственные программы поддержки заемщиков. По состоянию перед длинными выходными, начавшимися 21 марта, «Курсив» насчитал как минимум семь таких институтов – это банки Алтын, Альфа, Евразийский, Forte, Jýsan, Kaspi и Хоум Кредит. Поддержка заключается в том, что банки дают своим клиентам (в основном физлицам, лишившимся доходов из-за введения ЧП) отсрочку по кредитным выплатам на срок от одного до трех месяцев. Некоторые банки в своих сообщениях указали, что на данную льготу могут претендовать только те заемщики, у которых нет просроченной задолженности. В некоторых банках, по их собственным формулировкам, «детали поддержки уточняются». Кроме того, почти все БВУ запустили программы лояльности для клиентов, предпочитающих онлайн-операции.

Блокадные хроники

Все банки страны за считаные дни реорганизовали свою работу, направив еще больше усилий на дистанционное обслуживание клиентов через интернет-банкинг и мобильные приложения. Работа банковских отделений в торговых центрах карантинных городов временно приостановлена. По оценкам экспертов, меньше всего от текущего кризиса пострадают именно те банки и компании, которые много лет вкладывались в цифровые технологии.

При подготовке этого материала корреспондент «Курсива» посетила отделения семи крупных банков в Алматы. Во всех финансовых организациях менеджеры и охранники работали в масках, при этом количество посетителей было минимальным. В нескольких офисах у банкоматов были замечены флаконы с санитайзерами.

Что касается страховых компаний, то некоторые из них в условиях карантина почти полностью ушли в онлайн.

«В Алматы работает только наш головной офис, но круглосуточно, – рассказала «Курсиву» зампредседателя правления СК «Amanat» Анна Некрюкова. – Сотрудникам аварийного комиссариата, колл-центра и отдела выплат выданы маски, перчатки – все необходимое. Усилена клининговая служба».

По ее словам, компания много лет инвестировала в диджитализацию процессов, поэтому способна продолжать деятельность даже при полном закрытии головного офиса и разделении Алматы на сектора.

Собеседница отметила, что на рынке резко сократилась продажа продукта «Медицинское страхование туристов» (МСТ) в связи с кратным уменьшением количества людей, выезжающих за границу.

«Тренд снижения начался в конце февраля, и продажа полисов МСТ резко сократилась в первой декаде марта. Если в январе компания в среднем продавала 50 полисов ежедневно, а в феврале – 54, то в марте данный показатель упал до 26 полисов», – привела статистику Некрюкова.

Также в связи с распространением коронавируса страховщики фиксируют снижение премий по страхованию временного въезда (транзитного транспорта).

СК «Nomad Life» в двух мегаполисах также переходит на удаленку. Дело в том, что на многих предприятиях в связи с вводом карантина нет сотрудников, ответственных за заключение договоров страхования, поэтому часть работы откладывается.

«По добровольным продуктам пенсионного аннуитета, накопительного страхования и другим работа с потенциальными клиентами происходит сейчас в основном путем онлайн-консультаций. Наблюдается небольшое падение спроса», – отмечает зампредседателя правления Nomad Life Мади Шалгимбаев.

В компании Freedom Finance Life некоторые сотрудники головного офиса также перешли на работу в режиме онлайн.

«Прежде всего это наиболее уязвимые категории сотрудников, подпадающие под риски (родители с маленькими детьми и работники старше 60 лет). Большинство процессов в компании выстроены онлайн, что позволяет проводить операции дистанционно, обеспечивая непрерывную деятельность организации», – сообщил председатель правления Freedom Finance Life Азамат Ердесов.

banner_wsj.gif

2607 просмотров

Как банкам пережить сильнейший кризис за 100 лет

Мнение управляющего директора ДБ «Альфа-Банк» Максата Нуриденулы

Фото: Shutterstock/Tallmaple

Пандемия COVID-19 может стать самой серьезной проблемой для финансовых учреждений почти за столетие. К такому выводу пришли эксперты PwC USA в исследовании, посвященном розничным банкам. Коронавирус внес свои коррективы в стратегии развития финансовых институтов по всему миру.

«Они [банки] работают над тем, чтобы каналы сбыта оставались открытыми, несмотря на советы по дистанцированию; при этом функции банковского надзора не предназначены для удаленной работы. Они [банки] пытаются управлять доходами и ожиданиями клиентов, несмотря на почти нулевые процентные ставки и растущее давление на потребителей. И им необходимо следить за стратегией и проблемами бренда, которые будут определять их будущее, так как рыночные силы и поведение потребителей могут измениться в результате этого кризиса», – говорится в исследовании PwC. 

Что нужно сделать банкам прямо сейчас? Эксперты PwC предложили несколько шагов, которые, по их мнению, помогут банкам справиться с кризисом. Большинство этих рекомендаций так или иначе связано с «цифрой» и с оптимизацией классических процессов. Приведу некоторые примеры.

Первое. Банкам рекомендуется сосредоточиться на непрерывности бизнеса. Речь идет о том, как изменить работу филиалов банка, банкоматов, колл-центра, бэк-офиса. Например, для усиления колл-центра PwC предлагает воспользоваться «возможностями чат-ботов, которые постоянно совершенствуются и становятся проще в развертывании». Бэк-­офис можно усилить, автоматизировав рутинные процессы.

«Интеллектуальные средства могут позволить вам автоматизировать простые и умеренные задачи в течение двух-трех недель», – считают эксперты.

Второе. Проявляйте сочувствие к своим клиентам. Предлагая индивидуальные решения для отдельных клиентов, нужно быть уверенным, что операционная команда сможет доставить эти предложения.

«Вы можете обнаружить, что вам нужно разработать обходные пути для операционных «узких» мест, поскольку многие банковские системы не могут обрабатывать отсрочки платежа или отмены комиссий, особенно в больших масштабах», – считают в PwC.

Третье. Найдите способы сократить ваши расходы быстро. В числе прочего рекомендуется «использовать интеллектуальные средства автоматизации, если вы еще этого не сделали».

«Они быстро совершенствуются в простоте использования, а отдача часто может быть достигнута за считаные месяцы», – отмечают эксперты.

Четвертое. Перепишите стратегию после COVID-19.

«До сих пор большинство банков продавали продукты, используя широкую демографическую сегментацию. Но клиенты все чаще ожидают индивидуализированных предложений, и лидеры должны будут использовать данные (data) для точной настройки своих продуктов и ценовой стратегии, чтобы соответствовать этим ожиданиям», – считают PwC.

Стратегии банков серьезно изменятся, потому что их клиенты нуждаются в поддержке – и физлица, и юрлица. Думаю, банки трансформируются в советников, которые обучают и рекомендуют своим клиентам, куда и когда инвестировать. При этом, зная специфику многих бизнесов, банк должен выступить лидером, помощником в развитии и перестройке бизнеса своих клиентов, изменении их операционной модели.

Отсюда, на мой взгляд, глобальный вывод – кредитные учреждения становятся банками данных и информации; платформой для облегчения ведения бизнеса онлайн в новой парадигме удаленной работы и обслуживания; и, конечно же, банк остается драйвером экономики в части финансирования и кредитования населения и МСБ.

Как долго продлится кризис, пока неизвестно, однако уже есть некоторые прогнозы. Например, компания Forrester – эксперт в потребительском поведении – предположила, что, возможно, банкам удастся выйти на докризисные уровни к осени 2021 года.

«В каждом кризисе кроется возможность. Кризис COVID-19 может в итоге принести пользу банкам-конкурентам за счет ускорения цифровизации населения в целом, а также цифровой трансформации финансовых услуг. Но банкам-претендентам нужно будет бороться, чтобы выжить. Горстка цифровых банков – те, которые недавно получили финансирование или уже имели большое количество клиентов, смогут выдержать пандемический кризис до III квартала [2020] года, а затем пережить период восстановления 12–18 месяцев», – говорит старший аналитик Forrester Аурели Л’Хостис.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png