Перейти к основному содержанию
8838 просмотров

Кто и как в Казахстане получит льготы от банков

И что делать пострадавшим от пандемии предпринимателям

Фото: Shutterstock

Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка утвердило детализированный порядок реализации мер поддержки населения и субъектов предпринимательства в период чрезвычайного положения.

Этот документ регламентируют работу с заемщиками всех кредитных структур страны: банков, микрофинансовых организаций (включая ломбарды, компании онлайн-кредитования, кредитные товарищества).

«Приостановление выплат сумм основного долга и вознаграждение распространяется на все банковские займы и микрокредиты, выданные кредитными организациями до 16 марта 2020 года, и предоставляется на период 90 дней с 16 марта по 15 июня 2020 года», – сообщается в релизе АРРФР.

Эта опция будет доступна не всем казахстанцам, а только наиболее уязвимым слоям населения. К такой категории относятся: социально уязвимые слои населения, получатели адресной социальной помощи от государства, безработные, зарегистрированные в местном органе по вопросам занятости населения.

«Списки указанных физических лиц будут предоставлены кредитным организациям на основании информации Министерства труда и социальной защиты РК и кредитных бюро», - уточняется в релизе регулятора.

Социально уязвимым слоям населения для приостановления платежей по основному долгу и вознаграждению не надо приходить в банк с заявлением, подтверждающими документами для подписания дополнительных соглашений.

Физическим лицам, финансовое состояние которых ухудшилось в результате введения чрезвычайного положения, тоже получают льготы – это приостановление платежей по основному долгу и вознаграждению. Такая опция может применена к людям, которые потеряли весь заработок или часть дохода из-за введения карантина, находятся в неоплачиваемом трудовом отпуске.

«Заявление заемщика составляется в произвольной форме с указанием причины ухудшения финансового состояния, отправляется через электронную почту, систему «банк-клиент», интернет-ресурс организации, мобильное приложение и другие средства связи. Заявление заемщика рассматривается кредитной организацией в течение 10 рабочих дней», – говорят в агентстве.

Заявление может быть подано в кредитную организацию в любой момент в период с 16 марта до 15 июня 2020 года. При этом кредит может отказать, если «есть информация об отсутствии ухудшения финансового состояния физического лица».

Льготы бизнесу

Субъектам малого и среднего бизнеса, в том числе индивидуальным предпринимателям, приостановление платежей по основному долгу и вознаграждению осуществляется на основании заявления заемщика и документов, подтверждающих ухудшение финансового состояния. При этом кредитная организация принимает решение о приостановлении в следующих случаях: осуществление деятельности в отраслях экономики, деятельность которых была ограничена режимом чрезвычайного положения, в том числе: сектор торговли, включая арендаторов ТРЦ, магазины товаров народного потребления, туризм и гостиничный бизнес, сектор пассажирских и грузовых перевозок, сектор общественного питания, организации досуга и отдыха. Также льгота распространяется на предпринимателей, финансовое состояние которых ухудшилось, при подтверждении снижения объема реализованных товаров или услуг.

«Заявление субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуального предпринимателя, может быть подано в любой момент в период с 16 марта до 15 июня 2020 года и рассматривается кредитной организацией в течение 10 рабочих дней», – отметили в надзоре.

В период с 16 марта по 15 июня 2020 года кредитные организации не взимают с заемщика комиссии и иные платежи за рассмотрение заявления о приостановлении выплат и изменение соответствующих договоров.

Ранее сообщалось, что штрафы и пени отменяются для всех в автоматическом режиме. А вот процедура отсрочки основного долга носит заявительный характер. Чтобы ее получить, от заемщика требуются определенные усилия. Корреспондент Kursiv.kz узнал, на каких условиях разные банки согласны предоставить отсрочку платежей.

banner_wsj.gif

2582 просмотра

Как банкам пережить сильнейший кризис за 100 лет

Мнение управляющего директора ДБ «Альфа-Банк» Максата Нуриденулы

Фото: Shutterstock/Tallmaple

Пандемия COVID-19 может стать самой серьезной проблемой для финансовых учреждений почти за столетие. К такому выводу пришли эксперты PwC USA в исследовании, посвященном розничным банкам. Коронавирус внес свои коррективы в стратегии развития финансовых институтов по всему миру.

«Они [банки] работают над тем, чтобы каналы сбыта оставались открытыми, несмотря на советы по дистанцированию; при этом функции банковского надзора не предназначены для удаленной работы. Они [банки] пытаются управлять доходами и ожиданиями клиентов, несмотря на почти нулевые процентные ставки и растущее давление на потребителей. И им необходимо следить за стратегией и проблемами бренда, которые будут определять их будущее, так как рыночные силы и поведение потребителей могут измениться в результате этого кризиса», – говорится в исследовании PwC. 

Что нужно сделать банкам прямо сейчас? Эксперты PwC предложили несколько шагов, которые, по их мнению, помогут банкам справиться с кризисом. Большинство этих рекомендаций так или иначе связано с «цифрой» и с оптимизацией классических процессов. Приведу некоторые примеры.

Первое. Банкам рекомендуется сосредоточиться на непрерывности бизнеса. Речь идет о том, как изменить работу филиалов банка, банкоматов, колл-центра, бэк-офиса. Например, для усиления колл-центра PwC предлагает воспользоваться «возможностями чат-ботов, которые постоянно совершенствуются и становятся проще в развертывании». Бэк-­офис можно усилить, автоматизировав рутинные процессы.

«Интеллектуальные средства могут позволить вам автоматизировать простые и умеренные задачи в течение двух-трех недель», – считают эксперты.

Второе. Проявляйте сочувствие к своим клиентам. Предлагая индивидуальные решения для отдельных клиентов, нужно быть уверенным, что операционная команда сможет доставить эти предложения.

«Вы можете обнаружить, что вам нужно разработать обходные пути для операционных «узких» мест, поскольку многие банковские системы не могут обрабатывать отсрочки платежа или отмены комиссий, особенно в больших масштабах», – считают в PwC.

Третье. Найдите способы сократить ваши расходы быстро. В числе прочего рекомендуется «использовать интеллектуальные средства автоматизации, если вы еще этого не сделали».

«Они быстро совершенствуются в простоте использования, а отдача часто может быть достигнута за считаные месяцы», – отмечают эксперты.

Четвертое. Перепишите стратегию после COVID-19.

«До сих пор большинство банков продавали продукты, используя широкую демографическую сегментацию. Но клиенты все чаще ожидают индивидуализированных предложений, и лидеры должны будут использовать данные (data) для точной настройки своих продуктов и ценовой стратегии, чтобы соответствовать этим ожиданиям», – считают PwC.

Стратегии банков серьезно изменятся, потому что их клиенты нуждаются в поддержке – и физлица, и юрлица. Думаю, банки трансформируются в советников, которые обучают и рекомендуют своим клиентам, куда и когда инвестировать. При этом, зная специфику многих бизнесов, банк должен выступить лидером, помощником в развитии и перестройке бизнеса своих клиентов, изменении их операционной модели.

Отсюда, на мой взгляд, глобальный вывод – кредитные учреждения становятся банками данных и информации; платформой для облегчения ведения бизнеса онлайн в новой парадигме удаленной работы и обслуживания; и, конечно же, банк остается драйвером экономики в части финансирования и кредитования населения и МСБ.

Как долго продлится кризис, пока неизвестно, однако уже есть некоторые прогнозы. Например, компания Forrester – эксперт в потребительском поведении – предположила, что, возможно, банкам удастся выйти на докризисные уровни к осени 2021 года.

«В каждом кризисе кроется возможность. Кризис COVID-19 может в итоге принести пользу банкам-конкурентам за счет ускорения цифровизации населения в целом, а также цифровой трансформации финансовых услуг. Но банкам-претендентам нужно будет бороться, чтобы выжить. Горстка цифровых банков – те, которые недавно получили финансирование или уже имели большое количество клиентов, смогут выдержать пандемический кризис до III квартала [2020] года, а затем пережить период восстановления 12–18 месяцев», – говорит старший аналитик Forrester Аурели Л’Хостис.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png