170169 просмотров

Как получить отсрочку по кредиту в Казахстане

Ее дают не в автоматическом режиме

Фото: Shutterstock

Обобщая информацию от всех банков, можно выделить главный принцип. Штрафы и пени отменяются для всех в автоматическом режиме. А вот процедура отсрочки основного долга носит заявительный характер. Чтобы ее получить, от заемщика требуются определенные усилия. Корреспондент Kursiv.kz узнал, на каких условиях разные банки согласны предоставить отсрочку платежей.

Антикризисные меры правительства, озвученные Касым-Жомартом Токаевым 23 марта, включают кредитные каникулы для населения и МСБ. В обращении президента страны необходимость предоставления отсрочки по кредитам заявлена в форме предложения, а не требования. От банков ожидают «полного понимания и гражданской солидарности». 

Сумма вознаграждения банкам за период отсрочки будет перенесена на более поздний срок. Поэтому в зависимости от условий одобрения отсрочки заемщику будет пролонгирован срок договора, либо в дальнейшем будет увеличена сумма ежемесячного платежа.

Материал подготовлен на основе официальной информации с сайтов банков и консультаций специалистов Call-центров БВУ. Данные актуальны на 26 марта.

Halyk bank

Условия: c 16 марта по 15 июня не начисляются штрафы и пени по просрочке платежей, возникшей из-за ЧП. Отсрочка по основному долгу для физлиц предоставляется на один месяц – до 16 апреля. По словам сотрудников call-центрa, данный срок в дальнейшем может быть увеличен.

Получить право не платить в этот период кредит имеют только те заемщики, которые не имели просроченной задолженности по состоянию на 16 марта. Информация о количестве дней просрочки будет передана в Первое кредитное бюро (ПКБ) и занесена в кредитную историю.

По условиям банка, при одобрении заявки на отсрочку кредита срок займа увеличивается на один месяц. При этом общая сумма вознаграждения остается прежней.

Что касается процентов по беззалоговым кредитам – данный вопрос еще не решен.

«По беззалоговым потребительским займам с просрочкой платежа свыше 90 дней, возникшей у заемщиков в результате ограничений, связанных с чрезвычайным положением, банк самостоятельно прекратит начисление процентного вознаграждения после принятия и вступления в силу соответствующих поправок в законодательство РК», – сообщается на сайте банка.

Для индивидуальных предпринимателей и субъектов МСБ отсрочка на 90 дней предоставляется в индивидуальном порядке. При этом составляется новый график платежей.

Что нужно сделать

Заявка на отсрочку кредита подается онлайн на сайте банка. Все принятые заявления могут рассматриваться до конца апреля. После того, как специалисты банка обработают данные, заемщику приходит SMS, либо ему звонит сотрудник и сообщает о результатах. При приостановлении кредитных выплат банк составляет дополнительное соглашение, которое становится доступным в личном кабинете или мобильном приложении.

ForteBank

Условия: отсрочка платежей для физлиц и представителей бизнеса на 90 дней предоставляется по заявкам. Штрафы и пеня на этот период начисляться не будут. Необходимо доказать факт влияния ЧП на бизнес и доходы. Если предприниматель (например, в регионах) продолжает работать в ТРЦ, платить аренду, но его доходы снизились в связи с резким падением покупательского спроса, то и по его кредиту может быть предоставлена отсрочка. Но данный вопрос решается в индивидуальном порядке.

Что нужно сделать

Заполнить заявление на сайте банка. Представителям бизнеса необходимо прикрепить документы, подтверждающие влияние ЧП на бизнес. Это договоры аренды с ТРЦ, правоустанавливающие документы, уведомления акиматов, арендодателей о закрытии или приостановлении деятельности ТРЦ, уведомления партнеров о задержке оплаты по услугам. Возможно, специалисты банка запросят и другие документы. Физлицам нужно прикрепить справку о потере работы, отпуске без содержания и т.д.

Сбербанк

Условия: отсрочка по беззалоговым кредитам физических лиц на три месяца предоставляется только в случае, если заемщик не имеет просроченной задолженности. Важно: одобрение выдается только по тем займам, срок окончания выплат по которым датируется 1 октября 2020 года и позже. Есть еще одно условие – по договору нет гарантов.

Согласно данным сотрудников Call-центра банка, приказа по приостановлению выплат по ипотечным кредитам на данный момент не поступало.

Для индивидуальных предпринимателей и МСБ отсрочка по кредиту предоставляется также в заявительном порядке. При этом бизнесмен может сам предложить срок запрашиваемой отсрочки по основному долгу и вознаграждению.

Что нужно сделать

Необходимо скачать образец заявления на сайте банка, заполнить его, отсканировать и отправить на электронную почту. Обязательно приложить документы о потере дохода, приказы об увольнении, направлении в отпуск без содержания, больничный лист и т.д. Решение о предоставлении отсрочки принимается в течение 10 рабочих дней.

Kaspi Bank

Условия:

Со 2 апреля в банке будет действовать программа поддержки клиентов, она рассчитана на два месяца. Чтобы принять в ней участие, заемщик должен соответствовать двум требованиям. Во-первых, его кредит должен быть оформлен до 18 марта. Во-вторых, у него не должно быть просроченной задолженности на дату заявления. С момента введения режима ЧП, штраф и пени по кредитам банка начисляться не будут. Также заемщикам, оформивших отсрочку, невозможно будет получить в этом периоде новый кредит.

Согласно данным с сайта банка, срок займа будет продлен на два месяца. В случае, если клиент написал заявление и получил одобрение, то информация об отсрочке никак не повлияет на кредитную историю. Однако в случае, если человек не подавал заявку на отсрочку, а сам принял решение не выплачивать свой кредит, то данные о просрочке будут переданы в ПКБ и кредитная история будет испорчена.

Что нужно сделать

Подать заявку можно только в мобильном приложении. Документы прилагать необязательно, но специалисты банка в случае необходимости могут в индивидуальном порядке запросить дополнительные сведения.

Jysan bank

Условия: отсрочка платежей для физических лиц по потребительским и залоговым кредитам предоставляется на 60 дней в случае, если заем был оформлен до 18 марта и по нему нет просроченной задолженности. На этот период также не начисляются штрафы и пеня. В случае одобрения заявки на отсрочку залогового кредита производится перерасчет платежа. Для потребителей, бравших беззалоговые займы, продляется срок договора.
Предпринимателям банк готов приостановить выплату кредитов на срок 90 дней. Отсрочка предоставляется также по заявлению в индивидуальном порядке.

Что нужно сделать

Прийти в отделение банка и написать заявление. Обязательное требование – документы, подтверждающие снижение дохода, больничный и т.д. Оформление заявки доступно и в онлайн-режиме.

АТФБанк, Евразийский банк, Tengri Bank, Банк Kassa Nova, Альфа-Банк, Банк ЦентрКредит

Данные банки объединены в один раздел, так как имеют аналогичные условия отсрочки платежей по кредитам.

Условия: банки готовы предоставить отсрочку по действующим беззалоговым потребительским кредитам, ипотеке на 90 дней как для физлиц, так и для МСБ. Также в этот период не будут начисляться штрафы и пеня. Основными требованиями является необходимость доказать, что потерян доход. Для этого необходимо приложить соответствующие документы.

Банк ЦентрКредит предоставляет отсрочку по платежам только тем казахстанцам, которые переболели коронавирусом или находились в карантине, или были отправлены в отпуск без сохранения заработной платы или вовсе потеряли работу.

Что нужно сделать

Согласно данным сотрудников АТФБанка, в настоящее время заявления принимаются только в отделениях. В ближайшем будущем рассматривается вариант онлайн-приема заявок.

В Евразийском банке в настоящее время только разрабатывается порядок приема и рассмотрения заявлений.

В Tengri Bank и Банке Kassa Nova готовы рассмотреть заявку в онлайн-режиме. Заявление необходимо отправить на электронный адрес банков, в дальнейшем при необходимости кредитный менеджер может запросить дополнительные документы.

Альфа-Банк будет принимать заявки на отсрочку платежей с 31 марта и только в удаленном режиме. Рассмотрение заявления – 15 дней.

Банк ЦентрКредит предлагает заполнить заявление по форме, подписать, отсканировать и отправить на электронный адрес банка, приложив подтверждающие документы.

В «Банк Хоум Кредит» рассказали, что для получения кредитных каникул клиентам необходимо обратиться в Банк через мобильное приложение или в отделение. На момент введения ЧП клиенты не должны иметь просрочки. Кредитные каникулы доступны для кредитных договоров, заключённых до 18 марта, и чьи ежемесячные платежи приходятся на период действия ЧП. Подробнее можно ознакомиться по ссылке.

Жилстройсбербанк

Ранее Kursiv.kz сообщал, что АО «Казахстанская ипотечная компания», АО «Жилстройсбербанк» будут предоставлять отсрочку по ипотечным платежам с апреля по июнь. Это относится как к договорам купли-продажи недвижимости, так и по договорам аренды с последующим выкупом.

Механизм обработки индивидуальных заявок, по данным на 26 марта, неизвестен, информации о его реализации пока нет в свободном доступе.

banner_wsj.gif

146 просмотров

Сколько цифровые банки тратят на новых клиентов

Рассказывает управляющий директор ДБ «Альфа-Банк»

Фото: Shutterstock.com

Средняя стоимость привлечения одного клиента для цифровых банков составляет от $1 до 38, для традиционных банков – $200.

При этом показатель эффективности затрат у традиционных банков – 50–60%, у банков нового поколения – 46%. К таким выводам пришли аналитики французской консалтинговой компании в сфере менеджмента и информационных технологий Capgemini в отчете World Retail Banking Report 2020. В этом документе аналитики рассматривают влияние коронавируса на глобальный банковский розничный рынок.

В отчет Capgemini включены данные опроса 11,2 тыс. потребителей в 11 странах – Китае, Франции, Германии, Индии, Италии, Нидерландах, Норвегии, Испании, Швеции, Великобритании и США. Исследование также включает информацию об опросах более чем 80 руководителей ведущих банков в разных регионах мира.

«Финансовый сектор переживает историческую трансформацию, поскольку проворные нетрадиционные в цифровой форме игроки проверяют старую гвардию. Новые участники расставляют приоритеты в отношении качества обслуживания клиентов и пересматривают давние банковские принципы, чтобы завоевать популярность на рынке. И ставки особенно высоки в сегодняшней беспрецедентной новой нормальности COVID-19», – говорят исследователи Capgemini.

Они отмечают, что, имея почти 39 млн пользователей по всему миру, «претенденты в банки» и необанки представляют недорогие, сверхперсонализированные, удобные для клиентов продукты. Эти предложения формируются благодаря бизнес-моделям необанков и финтехов без филиалов, открытым платформам Plug-and-Play, API-интерфейсам и гибкости цифровых стеков, которые обеспечивают эффективность операциям и низкие внутренние и внешние затраты.

На этом фоне традиционные банки выглядят бледно: Capgemini говорит, что 39% банков имеют возможность для надежного управления данными и только 26% получают самое важное из общего объема данных (Big Data).

Предпочтения потребителей банковских услуг во время пандемии COVID-19 изменились: 57% пользователей выберут интернет-банк вместо похода в отделение банка (до появления вируса – 49%). Опросы показывают, что треть респондентов недовольны существующим банковским обслуживанием и готовы перей­ти в финтех. При этом клиенты банков все чаще предпочитают мобильные приложения и чат-боты традиционным походам в отделение или звонку по телефону.

Банкам приходится конкурировать с гибкими предложениями финтехов; попутно им нужно постоянно снижать свои издержки, чтобы соответствовать по цене новым решениям из области финансовых технологий. «Лучше плохой мир, чем хорошая война», – подумали банкиры и начали сотрудничать с финтехом. Таких примеров уже много, из последних крупнейших – покупка Deutsche Bank индийской FinTech Quantiguous Solutions. Такие коллаборации позволяют банкам ускорить процесс цифровизации, а 58% процентов опрошенных банкиров сказали, что на запуск проектов с финтех-партнерами ушло менее года. Основными рисками в этом направлении являются проблемы кибербезопасности, вопросы регулирования, плохая IT-совместимость существующих банковских систем.

Глобальные тенденции понятны. А как они отражаются на Казахстане? Мы не отстаем от этого тренда, так как пандемия захватила весь мир. В Казахстане есть точечные очаги digital, многие говорят о цифровизации, но на практике у всех разная готовность банковской инфраструктуры к трансляции цифрового мира своим клиентам. А клиенты казахстанских банков не избалованы качественным предложением, поэтому у отечественных банкиров есть все шансы перекроить банковский рынок Казахстана на новой, цифровой карте страны.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg