Перейти к основному содержанию

3366 просмотров

Без головокружения от успехов

Разбираем отчет регулятора

Фото: Kursiv.kz

28 февраля, как и было обещано, Нацбанк опубликовал итоговый отчет по результатам AQR. Информация от источников, на которую ранее ссылался «Курсив», подтвердилась лишь отчасти. Действительно, как мы и сообщали, четырем банкам придется принять меры по повышению достаточности капитала. Однако финальные суммы докапитализации оказались существенно ниже тех, что называли наши информаторы.

Не сбылся и прогноз источников «Курсива» о том, что регулятор не рискнет раскрывать результаты AQR в разрезе отдельных банков. 120 из 170 страниц отчета были посвящены именно индивидуальным показателям БВУ (всего ревизии было подвергнуто 14 банков). При этом в совместном пресс-релизе Нацбанка и финагентства об итогах AQR было подчеркнуто, что «случаи выявления недостоверной и заведомо ложной информации, распространяемой посредством WhatsApp или в соцсетях, будут передаваться в правоохранительные органы». Данный факт может косвенно свидетельствовать, что определенная нервозность, связанная с оглашением итогов проверки, у регуляторов присутствовала.

В целом по больнице

Главный вывод AQR, характеризующий общую ситуацию в секторе, сенсаций не содержал. «Как на системном уровне, так и на уровне отдельных банков дефицита капитала нет. Риски для вкладчиков банков – участников AQR отсутствуют», – отмечается в пресс-релизе. По данным Нацбанка, на консолидированном уровне превышение капитала k1 относительно регуляторного минимума составляет около 70% после AQR по сравнению со 105% до. На 1 апреля 2019 года (отчетная дата, по состоянию на которую анализировались активы) запас капитала на системном уровне с учетом AQR составляет около 800 млрд тенге. В среднем по банкам коэффициент достаточности капитала равен примерно 13% от суммы активов, взвешенных по риску, при регуляторном минимуме, равном 7,5%.

Безголовокруженияотуспехов.png

Итоговый эффект AQR на достаточность основного капитала составил 429 млрд тенге для всех 14 банков, что на 21 млрд тенге меньше озвученной в конце декабря предварительной оценки, сообщил первый зампред Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Олег Смоляков на брифинге в Алматы 28 февраля. По его словам, снижение суммы «произошло по результатам фазы обеспечения прозрачности с учетом дополнительной информации, предоставленной банками, и подтверждено независимыми аудиторами и экспертами». Смоляков подчеркнул, что за время с 1 апреля 2019 года банками были реализованы «значительные мероприятия по улучшению качества портфеля» путем доформирования провизий, погашения задолженности, принятия дополнительных залогов. В результате из 429 млрд тенге более 180 млрд тенге потенциальных корректировок по AQR было урегулировано самими банками, отметил он.

В ходе AQR было установлено, что доля активов Стадии 3 (по правилам МСФО 9, к этой стадии следует относить кредиты, находящиеся в дефолте или имеющие признаки обесценения) в совокупности по всем банкам составила 21,1%.

Рейтинговые агентства ранее неоднократно писали, что именно этот показатель отражает реальный уровень проблемных кредитов в секторе и что в Казахстане такие кредиты требуют существенного дорезервирования.

«Активы Стадии 3 не являются невозвратными и не являются прямыми убытками банков, – поделился видением регулятора Олег Смоляков. – Данный показатель шире, чем NPL 90+, поскольку учитывает как активы с просрочкой, так и активы, по которым просрочки не наступило, но у заемщика имеются факты ухудшения показателей финансовой отчетности или признаки вынужденной реструктуризации. В соответствии с практикой МСФО, активы Стадии 3 имеют более высокий риск, включая будущие нереализованные риски. Поэтому такие активы для оценки нереализованного убытка корректируются на степень покрытия кредитов сформированными провизиями, залогами и другим обеспечением».

Стоимость банковских залогов после проведенной в ходе AQR переоценки снизилась на 23,8%. «Анализ показал, что, с одной стороны, банки самостоятельно дисконтируют обеспечение, то есть подходят консервативно для получения его объективной стоимости. Вместе с тем, для того чтобы методика оценки залогового имущества и сама оценка более точно отражали ценовые характеристики рынков, требуется принятие системных мер для приведения оценочной деятельности в Казахстане к международным стандартам», – сказал Смоляков.

Отдельные пациенты

После внесения корректировок по результатам AQR четыре банка (БЦК, АТФ, Евразийский и Нурбанк) «использовали возможность реализовать все необходимые меры по улучшению качества активов путем принятия на себя обязательств по докапитализации и ограничению рисков», говорится в итоговом отчете Нацбанка. По данным регулятора, за период с 1 апреля 2019 года в портфелях этих банков произошли существенные изменения. Они оформили дополнительные залоги, провели взыскания по ряду дефолтных обязательств, списали с баланса или добились погашения займов с низким кредитным качеством. 

Правительством, Нацбанком и финагентством в рамках реализуемой Программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора определен дополнительный инструмент защиты активов, который «обеспечит стабильность указанных выше банков в краткосрочной и долгосрочной перспективе». 25 февраля с каждым из этих банков были подписаны соглашения, согласно которым, во-первых, акционеры обязуются в течение трех месяцев докапитализировать банк в размере не менее 50% от разницы между итогами AQR и объемом провизий, которые банки формируют в рамках Программы повышения финансовой устойчивости. Нурбанк будет докапитализирован на 20,9 млрд тенге, АТФ – на 10,3 млрд, БЦК – на 5,8 млрд, Евразийский – на 3,5 млрд. 

Во-вторых, Фонд проблемных кредитов предоставит этим банкам безденежную платную гарантию под 3% годовых сроком на 5 лет. «Гарантия позволит завершить реализацию Программы повышения финансовой устойчивости, обеспечить более высокое покрытие активов провизиями или капиталом. Гарантия на сумму не более 117 млрд тенге дает возможность акционерам самостоятельно закрыть оставшиеся риски. Более того, в рамках данной программы бюджет получает дополнительный доход за счет акционеров банков», – сообщил Олег Смоляков.

В-третьих, указанные банки должны будут соблюдать ряд строгих условий. В частности, им нельзя расформировывать провизии по одним активам с целью формирования провизий по активам, покрываемым гарантией; осуществлять скрытую реструктуризацию активов; осуществлять сделки с активами на нерыночных условиях. Кроме того, в этих банках вводится запрет на выплату дивидендов, на сделки слияний и поглощений, на выдачу новых займов связанным лицам, а также вводятся ограничения на выплату компенсаций руководству и представительские расходы.

banner_wsj.gif

65274 просмотра

Все банки Казахстана за считаные дни реорганизовали свою работу

И направили усилия на дистанционное обслуживание клиентов

Иллюстрация: Shutterstock

Банки заявили о том, что поддержат своих заемщиков, платежеспособность которых пострадала из-за введения режима ЧП. Как будет администрироваться эта поддержка, кредитные организации не объясняют. По словам одного из финансистов, решения о предоставлении льгот будут приниматься индивидуально. 

Представители отечественных финансовых ассоциаций и банкиры отказались разъяснять анонсированные финсектором антикризисные меры, предложив использовать официальные пресс-релизы. Судя по всему, кредитные организации быстро согласились с инициативой Агентства по регулированию и развитию финансового рынка о поддержке потребителей, так как понимают, что их заработки напрямую зависят от благосостояния населения.

Из релизов Ассоциации финансистов Казахстана и Ассоциации микрофинансовых организаций следует, что все кредитные учреждения подтвердили готовность, во-первых, в период действия ЧП не начислять штрафы за просрочку, возникшую у заемщиков «в результате этих ограничений». Физическим лицам, уточняется в сообщении, обращаться в банк для применения этой меры не нужно. 

Во-вторых, для индивидуальных предпринимателей и субъектов МСБ, чье финансовое состояние из-за введения ЧП ухудшилось, «в индивидуальном порядке будет рассмотрена возможность предоставления отсрочки по исполнению обязательств по кредитам на срок до 90 дней и пересмотра графика погашения задолженности».

Инструкции – потом 

Подробно об алгоритме действий в отношении компаний МСБ, которые пострадают от закрытия двух крупнейших городов страны, банкиры рассказать не смогли. Пресс-служба финагентства на соответствующий запрос «Курсива» также не ответила.

«Решения принимались быстро, поэтому не подготовлены инструкции. Могу заверить, что будет изучаться каждое заявление предпринимателей, и не обязательно тех, кто работает в Алматы или столице. Например, у компании основные поставки товаров могут быть связаны с этими городами или, наоборот, какие-то комплектующие производят в Алматы. Все будем изучать и принимать справедливые решения», – сообщил «Курсиву» один из банкиров. 

Какое влияние окажет кризис, помноженный на карантин, на бизнес самих банков, предсказать сегодня нельзя – все будет зависеть от его глубины и продолжительности. «Курсив» через мессенджеры пообщался с представителями четырех крупных финансовых институтов. Все они сообщили, что еще не считали будущие потери.

«В лучшем случае, то есть при идеальном развитии событий, мы по итогам года недосчитаемся 25–30% прибыли. Но сейчас главное – сосредоточиться на действующих заемщиках и по возможности удержать качество ссудного портфеля на уровне, близком к итогам AQR», – признался один из собеседников.

Многие финансовые организации запустили собственные программы поддержки заемщиков. По состоянию перед длинными выходными, начавшимися 21 марта, «Курсив» насчитал как минимум семь таких институтов – это банки Алтын, Альфа, Евразийский, Forte, Jýsan, Kaspi и Хоум Кредит. Поддержка заключается в том, что банки дают своим клиентам (в основном физлицам, лишившимся доходов из-за введения ЧП) отсрочку по кредитным выплатам на срок от одного до трех месяцев. Некоторые банки в своих сообщениях указали, что на данную льготу могут претендовать только те заемщики, у которых нет просроченной задолженности. В некоторых банках, по их собственным формулировкам, «детали поддержки уточняются». Кроме того, почти все БВУ запустили программы лояльности для клиентов, предпочитающих онлайн-операции.

Блокадные хроники

Все банки страны за считаные дни реорганизовали свою работу, направив еще больше усилий на дистанционное обслуживание клиентов через интернет-банкинг и мобильные приложения. Работа банковских отделений в торговых центрах карантинных городов временно приостановлена. По оценкам экспертов, меньше всего от текущего кризиса пострадают именно те банки и компании, которые много лет вкладывались в цифровые технологии.

При подготовке этого материала корреспондент «Курсива» посетила отделения семи крупных банков в Алматы. Во всех финансовых организациях менеджеры и охранники работали в масках, при этом количество посетителей было минимальным. В нескольких офисах у банкоматов были замечены флаконы с санитайзерами.

Что касается страховых компаний, то некоторые из них в условиях карантина почти полностью ушли в онлайн.

«В Алматы работает только наш головной офис, но круглосуточно, – рассказала «Курсиву» зампредседателя правления СК «Amanat» Анна Некрюкова. – Сотрудникам аварийного комиссариата, колл-центра и отдела выплат выданы маски, перчатки – все необходимое. Усилена клининговая служба».

По ее словам, компания много лет инвестировала в диджитализацию процессов, поэтому способна продолжать деятельность даже при полном закрытии головного офиса и разделении Алматы на сектора.

Собеседница отметила, что на рынке резко сократилась продажа продукта «Медицинское страхование туристов» (МСТ) в связи с кратным уменьшением количества людей, выезжающих за границу.

«Тренд снижения начался в конце февраля, и продажа полисов МСТ резко сократилась в первой декаде марта. Если в январе компания в среднем продавала 50 полисов ежедневно, а в феврале – 54, то в марте данный показатель упал до 26 полисов», – привела статистику Некрюкова.

Также в связи с распространением коронавируса страховщики фиксируют снижение премий по страхованию временного въезда (транзитного транспорта).

СК «Nomad Life» в двух мегаполисах также переходит на удаленку. Дело в том, что на многих предприятиях в связи с вводом карантина нет сотрудников, ответственных за заключение договоров страхования, поэтому часть работы откладывается.

«По добровольным продуктам пенсионного аннуитета, накопительного страхования и другим работа с потенциальными клиентами происходит сейчас в основном путем онлайн-консультаций. Наблюдается небольшое падение спроса», – отмечает зампредседателя правления Nomad Life Мади Шалгимбаев.

В компании Freedom Finance Life некоторые сотрудники головного офиса также перешли на работу в режиме онлайн.

«Прежде всего это наиболее уязвимые категории сотрудников, подпадающие под риски (родители с маленькими детьми и работники старше 60 лет). Большинство процессов в компании выстроены онлайн, что позволяет проводить операции дистанционно, обеспечивая непрерывную деятельность организации», – сообщил председатель правления Freedom Finance Life Азамат Ердесов.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif