Перейти к основному содержанию

362 просмотра

Банк Индии оставляет ставку на прежнем уровне

Экономисты ждут изменения базовой ставки

Фото: Shutterstock / Saikat Paul

Экономисты Citi считают, что подход Резервного банка Индии (RBI) к денежно-кредитной политике не является частью каких-либо глобально скоординированных действий центрального банка. В понедельник, 16 марта, ЦБ страны созвал пресс-конференцию, и многие были уверены, что губернатор Шактиканта Дас объявит об экстренном снижении ставки.

Вероятно, это связано с тем, что накануне, 15 марта, Федеральная резервная система США заявила, что снизит базовую процентную ставку до нуля и запустит масштабную программу количественного смягчения, чтобы защитить экономику США от пандемии COVID-19.

По данным ВОЗ, вирусом из китайской провинции Хубэй заражены как минимум 168 тысяч человек, скончались более 6600 человек.

«Совершенно очевидно, что политическое решение RBI не является частью каких-либо глобально скоординированных действий центрального банка», – написали экономисты Citi Самиран Чакраборти и Бакар Зайди в заметке в понедельник после пресс-конференции. «Центробанки пытаются противостоять двум каналам передачи шока – риску финансовой стабильности, возникающему из-за больших рыночных смещений, и риску роста из-за (предполагаемого) нарушения экономической деятельности».

После решения ФРС ЦБ Японии объявил о мерах, направленных на увеличение покупок активов, и о новой программе кредитования для повышения ликвидности в системе, но оставил неизменным свою политическую ставку минус 0,1%. На экстренном заседании Банк Кореи снизил базовую ставку на 50 базисных пунктов – с 1,25% до 0,75%.

Другие центральные банки, в том числе в Австралии и Англии, также снизили процентные ставки в последние месяцы, чтобы справиться с повышенной глобальной волатильностью и экономическими последствиями пандемии COVID-19.

Губернатор Дас заявил, что политические действия и реакции должны быть «тщательно продуманы и откалиброваны», чтобы успокоить людей и вселить уверенность.

В понедельник, 16 марта, RBI объявил о мерах по закачке рупийной ликвидности в банковскую систему Индии, а также по снабжению валютного рынка долларами США. Дас добавил, что RBI имеет «несколько инструментов в своем распоряжении и готов принять соответствующие меры для смягчения любого воздействия на индийскую экономику».

Влияние COVID-19 на экономику Индии все еще относительно умеренное. Но даже до вспышки коронавируса квартальные темпы роста уже вышли за пределы предыдущих уровней, что сделало ее одной из самых быстрорастущих крупных экономик по другим причинам и факторам.

Комитет RBI по денежно-кредитной политике «не имеет четкого мандата для устранения рисков финансовой стабильности, заставляя его действовать только тогда, когда риски роста более заметны», отмечают экономисты Citi, добавляя, что именно поэтому центральный банк «ожидает оценки распространения вируса в Индии и оценки его влияния на рост, прежде чем действовать».

Они объяснили возможные причины, почему ЦБ Индии решил на этой неделе не объявлять о каких-либо изменениях в ставке репо или ставке, по которой он кредитует коммерческие банки.

Во-первых, индекс потребительских цен все еще находится за пределами мандатного диапазона комитета по денежно-кредитной политике. Среднесрочная цель RBI для инфляции ИПЦ составляет 4%, в диапазоне от 2% до 6%. Во-вторых, центральный банк обеспокоен влиянием снижения ставки на курс доллар / рупия и, наконец, «его беспокоит вопрос о том, будет ли междисциплинарное действие сигнализировать о панике», утверждают специалисты.

Тем не менее Citi ожидает сокращения базовой ставки на 25 пунктов на апрельском совещании. Если вспышка COVID-19 в Индии будет очень мощной, то RBI может сократить ставку на 50 пунктов. Экономисты Citi считают, что шансы на снижение ставок RBI вне запланированных совещаний по политике кажутся низкими.

Другие экономисты также заявили, что ожидают сокращения на 50 пунктов к первой половине 2020 года.

По словам экономистов ANZ Research, вирус сейчас несет в себе угрозу зарождающемуся улучшению спроса и производственных показателей в Индии.

Министерство здравоохранения Индии сообщило по меньшей мере о 140 подтвержденных случаях заболевания коронавирусом утром 17 марта, из них 13 человек выписаны из больницы, двое умерли. Штаты начинают закрывать общественные места, такие как торговые центры и кинотеатры.

«С учетом финансового стресса в Индии наблюдается сценарий длительного замедления роста», – заявили экономисты ANZ, добавив, что негативное влияние COVID-19 на рост станет очевидным с марта. «Учитывая повышенные риски резкого глобального спада, необходимо усилить фискальную и денежную адаптацию».

В 2019 году центральный банк снизил ставку репо на 135 пунктов.

banner_wsj.gif

65238 просмотров

Все банки Казахстана за считаные дни реорганизовали свою работу

И направили усилия на дистанционное обслуживание клиентов

Иллюстрация: Shutterstock

Банки заявили о том, что поддержат своих заемщиков, платежеспособность которых пострадала из-за введения режима ЧП. Как будет администрироваться эта поддержка, кредитные организации не объясняют. По словам одного из финансистов, решения о предоставлении льгот будут приниматься индивидуально. 

Представители отечественных финансовых ассоциаций и банкиры отказались разъяснять анонсированные финсектором антикризисные меры, предложив использовать официальные пресс-релизы. Судя по всему, кредитные организации быстро согласились с инициативой Агентства по регулированию и развитию финансового рынка о поддержке потребителей, так как понимают, что их заработки напрямую зависят от благосостояния населения.

Из релизов Ассоциации финансистов Казахстана и Ассоциации микрофинансовых организаций следует, что все кредитные учреждения подтвердили готовность, во-первых, в период действия ЧП не начислять штрафы за просрочку, возникшую у заемщиков «в результате этих ограничений». Физическим лицам, уточняется в сообщении, обращаться в банк для применения этой меры не нужно. 

Во-вторых, для индивидуальных предпринимателей и субъектов МСБ, чье финансовое состояние из-за введения ЧП ухудшилось, «в индивидуальном порядке будет рассмотрена возможность предоставления отсрочки по исполнению обязательств по кредитам на срок до 90 дней и пересмотра графика погашения задолженности».

Инструкции – потом 

Подробно об алгоритме действий в отношении компаний МСБ, которые пострадают от закрытия двух крупнейших городов страны, банкиры рассказать не смогли. Пресс-служба финагентства на соответствующий запрос «Курсива» также не ответила.

«Решения принимались быстро, поэтому не подготовлены инструкции. Могу заверить, что будет изучаться каждое заявление предпринимателей, и не обязательно тех, кто работает в Алматы или столице. Например, у компании основные поставки товаров могут быть связаны с этими городами или, наоборот, какие-то комплектующие производят в Алматы. Все будем изучать и принимать справедливые решения», – сообщил «Курсиву» один из банкиров. 

Какое влияние окажет кризис, помноженный на карантин, на бизнес самих банков, предсказать сегодня нельзя – все будет зависеть от его глубины и продолжительности. «Курсив» через мессенджеры пообщался с представителями четырех крупных финансовых институтов. Все они сообщили, что еще не считали будущие потери.

«В лучшем случае, то есть при идеальном развитии событий, мы по итогам года недосчитаемся 25–30% прибыли. Но сейчас главное – сосредоточиться на действующих заемщиках и по возможности удержать качество ссудного портфеля на уровне, близком к итогам AQR», – признался один из собеседников.

Многие финансовые организации запустили собственные программы поддержки заемщиков. По состоянию перед длинными выходными, начавшимися 21 марта, «Курсив» насчитал как минимум семь таких институтов – это банки Алтын, Альфа, Евразийский, Forte, Jýsan, Kaspi и Хоум Кредит. Поддержка заключается в том, что банки дают своим клиентам (в основном физлицам, лишившимся доходов из-за введения ЧП) отсрочку по кредитным выплатам на срок от одного до трех месяцев. Некоторые банки в своих сообщениях указали, что на данную льготу могут претендовать только те заемщики, у которых нет просроченной задолженности. В некоторых банках, по их собственным формулировкам, «детали поддержки уточняются». Кроме того, почти все БВУ запустили программы лояльности для клиентов, предпочитающих онлайн-операции.

Блокадные хроники

Все банки страны за считаные дни реорганизовали свою работу, направив еще больше усилий на дистанционное обслуживание клиентов через интернет-банкинг и мобильные приложения. Работа банковских отделений в торговых центрах карантинных городов временно приостановлена. По оценкам экспертов, меньше всего от текущего кризиса пострадают именно те банки и компании, которые много лет вкладывались в цифровые технологии.

При подготовке этого материала корреспондент «Курсива» посетила отделения семи крупных банков в Алматы. Во всех финансовых организациях менеджеры и охранники работали в масках, при этом количество посетителей было минимальным. В нескольких офисах у банкоматов были замечены флаконы с санитайзерами.

Что касается страховых компаний, то некоторые из них в условиях карантина почти полностью ушли в онлайн.

«В Алматы работает только наш головной офис, но круглосуточно, – рассказала «Курсиву» зампредседателя правления СК «Amanat» Анна Некрюкова. – Сотрудникам аварийного комиссариата, колл-центра и отдела выплат выданы маски, перчатки – все необходимое. Усилена клининговая служба».

По ее словам, компания много лет инвестировала в диджитализацию процессов, поэтому способна продолжать деятельность даже при полном закрытии головного офиса и разделении Алматы на сектора.

Собеседница отметила, что на рынке резко сократилась продажа продукта «Медицинское страхование туристов» (МСТ) в связи с кратным уменьшением количества людей, выезжающих за границу.

«Тренд снижения начался в конце февраля, и продажа полисов МСТ резко сократилась в первой декаде марта. Если в январе компания в среднем продавала 50 полисов ежедневно, а в феврале – 54, то в марте данный показатель упал до 26 полисов», – привела статистику Некрюкова.

Также в связи с распространением коронавируса страховщики фиксируют снижение премий по страхованию временного въезда (транзитного транспорта).

СК «Nomad Life» в двух мегаполисах также переходит на удаленку. Дело в том, что на многих предприятиях в связи с вводом карантина нет сотрудников, ответственных за заключение договоров страхования, поэтому часть работы откладывается.

«По добровольным продуктам пенсионного аннуитета, накопительного страхования и другим работа с потенциальными клиентами происходит сейчас в основном путем онлайн-консультаций. Наблюдается небольшое падение спроса», – отмечает зампредседателя правления Nomad Life Мади Шалгимбаев.

В компании Freedom Finance Life некоторые сотрудники головного офиса также перешли на работу в режиме онлайн.

«Прежде всего это наиболее уязвимые категории сотрудников, подпадающие под риски (родители с маленькими детьми и работники старше 60 лет). Большинство процессов в компании выстроены онлайн, что позволяет проводить операции дистанционно, обеспечивая непрерывную деятельность организации», – сообщил председатель правления Freedom Finance Life Азамат Ердесов.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif