Перейти к основному содержанию

По результатам AQR у банков достаточный капитал

Об этом заявил представитель финрегулятора

Фото: Олег Спивак

Все банки, включённые в периметр AQR, имеют достаточный объём основного капитала и соответствуют нормативам регулятора. Риски для вкладчиков отсутствуют. Такое заявление сделал первый заместитель председателя Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) Олег Смоляков. 

Регулятор по результатам AQR разделил активы БВУ на три стадии. Доля активов в третьей стадии по всем банкам-участникам оценивается в 21,1%. 

«Активы этой стадии не являются невозвратными активами и не являются прямыми убытками банков. Данный показатель шире, чем NPL90+, поскольку учитывает как активы с просрочкой, так и активы, по которым просрочки не наступило, но у заемщика имеются факты ухудшения показателей финансовой отчётности или признаки вынужденной реструктуризации», – объяснил Олег Смоляков

В результате из 429 млрд тенге более 180 млрд тенге потенциальных корректировок по AQR были урегулированы самими банками. По словам чиновника, финансовые организации доформировывали провизии, принимали дополнительное залоговое обеспечение по ссудам. 

«На консолидированном уровне превышение капитала k1 относительно регуляторного минимума составляет 70% с учётом корректировок AQR по сравнению со 105% до AQR. Таким образом, на 1 апреля 2019 года по результатам AQR запас капитала на системном уровне составляет около 800 млрд тенге. В среднем по банкам коэффициент достаточности капитала около 13%», – озвучил цифры зампред агентства. 

Чтобы обеспечить полное покрытие уже в 2020 году потенциальных рисков по банкам, правительством, Национальным банком и АРРФР разработан новый инструмент – платная гарантия Фонда проблемных кредитов. 

«Инструмент защиты активов предоставляет банкам, которые принимают на себя обязательства по докапитализации и ограничению рисков, возможность реализовать все необходимые меры по улучшению качества активов с учетом результатов AQR. Подобные инструменты защиты активов были применены в таких странах, как Великобритания и Испания», – уточнил спикер. 

Докапитализация банков будет проведена в течение трех месяцев за счет средств акционеров в размере не менее 50% от разницы между итогами AQR и объемом провизий, которые банки формируют в рамках программы повышения финансовой устойчивости. 

«Предоставление Фондом проблемных кредитов безденежной платной гарантии на 5 лет. Гарантия является неденежным механизмом, предоставляемым банкам, участникам Программы повышения финансовой устойчивости, на платной основе – 3% в годовом выражении», – подчеркнул Смоляков. 

Ожидается, что гарантия на сумму не более 117 млрд тенге предоставляет возможность акционерам БВУ самостоятельно закрыть оставшиеся риски. Регулятор запрещает банкирам выплату дивидендов топ-менеджерам, определённые виды сделок с высоким уровнем риска (таких как слияния и поглощения).

«В программе повышения финансовой устойчивости Национального банка с использованием инструмента защиты активов участвуют четыре банка: АТФБанк, Банк ЦентрКредит, Нурбанк, Евразийский банк. Участие акционеров банков – участников Программы повышения финансовой устойчивости – является нашим самым главным приоритетом. В этой связи оставшиеся риски банков будут на 157 млрд тенге закрыты самими банками и их акционерами, из них более чем на 40 млрд тенге – за счёт акционеров в течение 3 месяцев. Участие банков и акционеров в покрытии потенциальных рисков банков составит в итоге 83,5%», – объяснил представитель агентства. 

Правительство, НБ, АРРФР подписали соответствующие соглашения с каждым банком-участником. 

Банк ЦентрКредит по результатам AQR выполняет норматив достаточности капитала выше 7,5% с учётом действий, предпринятых банком и акционерами после отчётной даты AQR (большая часть эффекта, или 33,3 млрд тенге), а также мер поддержания капитализации банков со стороны акционеров на сумму 26,4 млрд тенге, в том числе для покрытия рисков в рамках гарантии на сумму не более 20,6 млрд тенге.

Банк АТФ по результатам AQR выполняет норматив достаточности капитала выше 7,5% с учётом действий, предпринятых банком и акционерами после отчётной даты AQR (большая часть эффекта, или 80 млрд тенге), а также  мер поддержания капитализации банков со стороны акционеров на сумму 44,2 млрд тенге, в том числе для покрытия рисков в рамках гарантии на сумму не более 33,8 млрд тенге.

Евразийский банк по результатам AQR выполняет норматив достаточности капитала выше 7,5% с учётом действий, предпринятых банком и акционерами после отчётной даты AQR (большая часть эффекта, или 45 млрд тенге), а также  мер поддержания капитализации банков со стороны акционеров на сумму 44,9 млрд тенге, в том числе для покрытия рисков в рамках гарантии на сумму не более 41,4 млрд тенге.

Нурбанк по результатам AQR выполняет норматив достаточности капитала выше 7,5% с учётом действий, предпринятых банком и акционерами после отчётной даты AQR (или 22,5 млрд тенге), эффекта на сумму 31,3 млрд тенге от дисконтирования субординированных облигаций, а также мер поддержания капитализации банков со стороны акционеров на сумму 41,7 млрд тенге (большая часть эффекта), в том числе для покрытия рисков в рамках гарантии на сумму не более 20,9 млрд тенге.

Банком будут выпущены субординированные облигации на условиях программы. Нурбанк соответствует условиям для участия в Программе, реализует меры по повышению финансовой устойчивости, принимает на себя наибольшие обязательства по докапитализации со стороны акционера и обязательства по ограничению рисков. Другим банкам – участникам Программы повышения финансовой устойчивости, выделения дополнительных денег не предусмотрено.

С августа по декабрь прошлого года был проведен основной этап по оценке качества активов 14 крупнейших банков страны. В итоге было протестировано 87% активов всего банковского сектора и 90% от общего ссудного портфеля. В масштабном проекте участвовали более 500 сотрудников аудиторских и консалтинговых компаний, свыше 60 сотрудников Национального банка и более 70 независимых оценочных компаний. Отчетной датой для проведения независимой оценки качества активов стало 1 апреля 2019 года.  

banner_wsj.gif

65283 просмотра

Все банки Казахстана за считаные дни реорганизовали свою работу

И направили усилия на дистанционное обслуживание клиентов

Иллюстрация: Shutterstock

Банки заявили о том, что поддержат своих заемщиков, платежеспособность которых пострадала из-за введения режима ЧП. Как будет администрироваться эта поддержка, кредитные организации не объясняют. По словам одного из финансистов, решения о предоставлении льгот будут приниматься индивидуально. 

Представители отечественных финансовых ассоциаций и банкиры отказались разъяснять анонсированные финсектором антикризисные меры, предложив использовать официальные пресс-релизы. Судя по всему, кредитные организации быстро согласились с инициативой Агентства по регулированию и развитию финансового рынка о поддержке потребителей, так как понимают, что их заработки напрямую зависят от благосостояния населения.

Из релизов Ассоциации финансистов Казахстана и Ассоциации микрофинансовых организаций следует, что все кредитные учреждения подтвердили готовность, во-первых, в период действия ЧП не начислять штрафы за просрочку, возникшую у заемщиков «в результате этих ограничений». Физическим лицам, уточняется в сообщении, обращаться в банк для применения этой меры не нужно. 

Во-вторых, для индивидуальных предпринимателей и субъектов МСБ, чье финансовое состояние из-за введения ЧП ухудшилось, «в индивидуальном порядке будет рассмотрена возможность предоставления отсрочки по исполнению обязательств по кредитам на срок до 90 дней и пересмотра графика погашения задолженности».

Инструкции – потом 

Подробно об алгоритме действий в отношении компаний МСБ, которые пострадают от закрытия двух крупнейших городов страны, банкиры рассказать не смогли. Пресс-служба финагентства на соответствующий запрос «Курсива» также не ответила.

«Решения принимались быстро, поэтому не подготовлены инструкции. Могу заверить, что будет изучаться каждое заявление предпринимателей, и не обязательно тех, кто работает в Алматы или столице. Например, у компании основные поставки товаров могут быть связаны с этими городами или, наоборот, какие-то комплектующие производят в Алматы. Все будем изучать и принимать справедливые решения», – сообщил «Курсиву» один из банкиров. 

Какое влияние окажет кризис, помноженный на карантин, на бизнес самих банков, предсказать сегодня нельзя – все будет зависеть от его глубины и продолжительности. «Курсив» через мессенджеры пообщался с представителями четырех крупных финансовых институтов. Все они сообщили, что еще не считали будущие потери.

«В лучшем случае, то есть при идеальном развитии событий, мы по итогам года недосчитаемся 25–30% прибыли. Но сейчас главное – сосредоточиться на действующих заемщиках и по возможности удержать качество ссудного портфеля на уровне, близком к итогам AQR», – признался один из собеседников.

Многие финансовые организации запустили собственные программы поддержки заемщиков. По состоянию перед длинными выходными, начавшимися 21 марта, «Курсив» насчитал как минимум семь таких институтов – это банки Алтын, Альфа, Евразийский, Forte, Jýsan, Kaspi и Хоум Кредит. Поддержка заключается в том, что банки дают своим клиентам (в основном физлицам, лишившимся доходов из-за введения ЧП) отсрочку по кредитным выплатам на срок от одного до трех месяцев. Некоторые банки в своих сообщениях указали, что на данную льготу могут претендовать только те заемщики, у которых нет просроченной задолженности. В некоторых банках, по их собственным формулировкам, «детали поддержки уточняются». Кроме того, почти все БВУ запустили программы лояльности для клиентов, предпочитающих онлайн-операции.

Блокадные хроники

Все банки страны за считаные дни реорганизовали свою работу, направив еще больше усилий на дистанционное обслуживание клиентов через интернет-банкинг и мобильные приложения. Работа банковских отделений в торговых центрах карантинных городов временно приостановлена. По оценкам экспертов, меньше всего от текущего кризиса пострадают именно те банки и компании, которые много лет вкладывались в цифровые технологии.

При подготовке этого материала корреспондент «Курсива» посетила отделения семи крупных банков в Алматы. Во всех финансовых организациях менеджеры и охранники работали в масках, при этом количество посетителей было минимальным. В нескольких офисах у банкоматов были замечены флаконы с санитайзерами.

Что касается страховых компаний, то некоторые из них в условиях карантина почти полностью ушли в онлайн.

«В Алматы работает только наш головной офис, но круглосуточно, – рассказала «Курсиву» зампредседателя правления СК «Amanat» Анна Некрюкова. – Сотрудникам аварийного комиссариата, колл-центра и отдела выплат выданы маски, перчатки – все необходимое. Усилена клининговая служба».

По ее словам, компания много лет инвестировала в диджитализацию процессов, поэтому способна продолжать деятельность даже при полном закрытии головного офиса и разделении Алматы на сектора.

Собеседница отметила, что на рынке резко сократилась продажа продукта «Медицинское страхование туристов» (МСТ) в связи с кратным уменьшением количества людей, выезжающих за границу.

«Тренд снижения начался в конце февраля, и продажа полисов МСТ резко сократилась в первой декаде марта. Если в январе компания в среднем продавала 50 полисов ежедневно, а в феврале – 54, то в марте данный показатель упал до 26 полисов», – привела статистику Некрюкова.

Также в связи с распространением коронавируса страховщики фиксируют снижение премий по страхованию временного въезда (транзитного транспорта).

СК «Nomad Life» в двух мегаполисах также переходит на удаленку. Дело в том, что на многих предприятиях в связи с вводом карантина нет сотрудников, ответственных за заключение договоров страхования, поэтому часть работы откладывается.

«По добровольным продуктам пенсионного аннуитета, накопительного страхования и другим работа с потенциальными клиентами происходит сейчас в основном путем онлайн-консультаций. Наблюдается небольшое падение спроса», – отмечает зампредседателя правления Nomad Life Мади Шалгимбаев.

В компании Freedom Finance Life некоторые сотрудники головного офиса также перешли на работу в режиме онлайн.

«Прежде всего это наиболее уязвимые категории сотрудников, подпадающие под риски (родители с маленькими детьми и работники старше 60 лет). Большинство процессов в компании выстроены онлайн, что позволяет проводить операции дистанционно, обеспечивая непрерывную деятельность организации», – сообщил председатель правления Freedom Finance Life Азамат Ердесов.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif