Перейти к основному содержанию

2190 просмотров

Ключевые тренды для «цифровизации» казахстанских банков

Рассказывают эксперты компании Accenture

Фото: Shutterstock/Sergey Nivens

За последние годы банки во всем мире потратили значительные средства на создание digital-фундамента. Но цифровая трансформация не происходит сама по себе. Банкам еще только предстоит научиться эффективно работать с «темными данными» – например, с архивами общения с клиентами по телефону, в чатах и по электронной почте, аудиозаписями взаимодействия операционистов с посетителями отделений, полнотекстовыми документами, комментариями пользователей в соцсетях и даже с изображениями с камер наблюдения, способными фиксировать эмоции клиентов.

Кроме того, надо оцифровать все аналоговые процессы и устранить жесткую привязку данных к стеку средств обработки. Это позволит комбинировать сильные стороны самых разных программных платформ, использующих доступ к интегрированному массиву информации и знаний. 

Необходимо также учитывать высокую скорость технологических изменений и угрозы, исходящие от новых конкурентов. Так, начиная с 2010 года только североамериканские финтех-проекты, ориентированные на сегмент МСБ, привлекли $27 млрд инвестиций! Но есть и хорошие новости. По нашим оценкам, на следующем этапе трансформации гораздо меньшие вложения позволят банкам получить несопоставимо более высокую отдачу, повысить эффективность и задействовать новые инструменты увеличения продаж. 

Формирование нового поколения консультантов и менеджеров по работе с клиентами

Превратит ли цифровая трансформация банки в «безлюдный» бизнес? Наши исследования свидетельствуют: подавляющее большинство малых и средних предприятий в мире пока не готово отказаться от взаимодействия со «своим» менеджером. Даже если полностью цифровое дистанционное обслуживание будет дешевле. 

Но и живых сотрудников ждут перемены. В кратчайшие сроки банкам необходимо сформировать поколение «менеджеров завтрашнего дня», способных лучше продавать банковские продукты благодаря использованию цифровых платформ, оперативному доступу к данным и средствам совместной работы в режиме реального времени. Кстати, подобные примеры в мире уже есть. При поддержке Accenture крупный банк из Азиатско-Тихоокеанского региона развернул аналитическую платформу, использующую как собственные данные, так и информацию других участников рынка. 

Количество кредитных заявок увеличилось на 46%, объем выданных займов – на 54%, а эффективность перекрестных продаж – на 40%.

Раскрытие потенциала людей и технологий 

Новаторы давно искали способы использовать машины для снижения или полного устранения нагрузок на человека. Цифровая революция активизировала этот процесс благодаря объединению данных и аналитических инструментов с технологиями машинного обучения и искусственного интеллекта. И это еще один значимый тренд 2020 года: можно добиться существенного улучшения клиентского опыта благодаря новым автоматизированным решениям. Они обеспечат банкам рост скорости принятия решений и их выполнения при более прозрачных транзакциях.
 
Темпы перехода банков к использованию интеллектуальных систем и их масштабированию в значительной степени сдерживаются сложными операционными моделями, спецификой отдельных продуктов и процессов. А значит, в этой сфере банкам требуется профессиональная поддержка. Не случайно наиболее прогрессивные банки все чаще активно привлекают партнеров по аутсорсингу бизнес-процессов. 

Гонка за растущими возможностями искусственного интеллекта

Совокупный объем глобальных данных на сегодня оценивается в пять зеттабайт. Ведущие коммерческие банки в той или иной степени уже используют средства предиктивной аналитики. Но прогресс в сфере искусственного интеллекта значительно опережает темпы внедрения таких решений в банковском секторе, чем с успехом пользуются финтех-проекты в отдельных сегментах рынка. 

Согласно исследованиям Accenture, 83% банковских руководителей высшего звена в мире рассматривают применение систем искусственного интеллекта как настоятельную необходимость. При этом более двух третей респондентов признают: масштабировать такие решения очень непросто. Но если этого не сделать в течение ближайших пяти лет, отстающие банки рискуют выйти из игры.

Одним из важнейших пунктов трансформационной повестки для банков становится выработка стратегий сохранения конкурентоспособности.

Взрывной рост объемов данных о поведении клиентов и рисках взаимодействия с ними, разработка дифференцированных продуктов и услуг, потенциал интеллектуального анализа данных, а также возможности, открывающиеся на стыке облачных технологий и стандартов мобильной связи 5G, – все это фундаментальные тенденции, которые необходимо учитывать.

Освобождение от груза унаследованных решений

Традиционные банковские ИТ-системы при всех их преимуществах (таких как устойчивость и надежность) становятся препятствием для быстрого перехода к использованию передовых инструментов. При этом еще два года назад более 90 банков, входящих в глобальный топ-100, полагались в своей работе на мейнфреймы и ИТ-решения прежнего поколения.

Банкам необходимы стратегии, позволяющие сбросить «балласт» технологического наследия. Прежде всего – модель микросервисов, обеспечивающая переход к гибким и масштабируемым облачным платформам. По такому пути пошел, в частности, ведущий банк из Дании: новая цифровая платформа помогает консультантам предлагать клиентам кастомизированные пакеты продуктов, тогда как прежде потребители были вынуждены сами разбираться в слабо структурированном наборе услуг и сервисов.

Как обеспечить соответствие банковских специалистов новым требованиям? Поиск талантов – непростой процесс. Но еще менее эффективный путь – наращивать штат «айтишников» прежнего поколения или мотивировать миллениалов к изучению технологий 10-летней давности. На наш взгляд, будущее за сотрудничеством небольших мобильных команд банковских специалистов с опытными поставщиками технологических решений, способными принять на себя часть рисков, а не просто «реализовать проект».

Развитие цифровых экосистем

Коммерческие банки, не сумевшие сформировать технологические партнерские экосистемы, оказываются в заранее слабой позиции. Классическим банкам срочно требуется убедительный ответ на вопрос о том, какие элементы технологического стека следует передать на аутсорсинг, попутно формируя гибкую внутреннюю среду, позволяющую конкурировать с финтех-проектами.

Во многих регионах мира полным ходом развивается модель open banking, позволяющая за счет высокой доступности и интеграции информации из разных источников формировать мощные экосистемы с участием провайдеров облачных сервисов, поставщиков данных или других банков, совместными усилиями выводящих взаимодействие с клиентами на новый уровень. Мы уверены, что на фоне роста финтех-проектов и необанков в 2020 году финансово-кредитные учреждения сфокусируют свои усилия на развитии собственных экосистем и поиске путей монетизации накопленных данных. В противном случае банки рискуют стать легкой добычей для более инновационных игроков.

banner_wsj.gif

106165 просмотров

Как получить отсрочку по кредиту в Казахстане

Ее дают не в автоматическом режиме

Фото: Shutterstock

Обобщая информацию от всех банков, можно выделить главный принцип. Штрафы и пени отменяются для всех в автоматическом режиме. А вот процедура отсрочки основного долга носит заявительный характер. Чтобы ее получить, от заемщика требуются определенные усилия. Корреспондент Kursiv.kz узнал, на каких условиях разные банки согласны предоставить отсрочку платежей.

Антикризисные меры правительства, озвученные Касым-Жомартом Токаевым 23 марта, включают кредитные каникулы для населения и МСБ. В обращении президента страны необходимость предоставления отсрочки по кредитам заявлена в форме предложения, а не требования. От банков ожидают «полного понимания и гражданской солидарности». 

Сумма вознаграждения банкам за период отсрочки будет перенесена на более поздний срок. Поэтому в зависимости от условий одобрения отсрочки заемщику будет пролонгирован срок договора, либо в дальнейшем будет увеличена сумма ежемесячного платежа.

Материал подготовлен на основе официальной информации с сайтов банков и консультаций специалистов Call-центров БВУ. Данные актуальны на 26 марта.

Halyk bank

Условия: c 16 марта по 15 июня не начисляются штрафы и пени по просрочке платежей, возникшей из-за ЧП. Отсрочка по основному долгу для физлиц предоставляется на один месяц – до 16 апреля. По словам сотрудников call-центрa, данный срок в дальнейшем может быть увеличен.

Получить право не платить в этот период кредит имеют только те заемщики, которые не имели просроченной задолженности по состоянию на 16 марта. Информация о количестве дней просрочки будет передана в Первое кредитное бюро (ПКБ) и занесена в кредитную историю.

По условиям банка, при одобрении заявки на отсрочку кредита срок займа увеличивается на один месяц. При этом общая сумма вознаграждения остается прежней.

Что касается процентов по беззалоговым кредитам – данный вопрос еще не решен.

«По беззалоговым потребительским займам с просрочкой платежа свыше 90 дней, возникшей у заемщиков в результате ограничений, связанных с чрезвычайным положением, банк самостоятельно прекратит начисление процентного вознаграждения после принятия и вступления в силу соответствующих поправок в законодательство РК», – сообщается на сайте банка.

Для индивидуальных предпринимателей и субъектов МСБ отсрочка на 90 дней предоставляется в индивидуальном порядке. При этом составляется новый график платежей.

Что нужно сделать

Заявка на отсрочку кредита подается онлайн на сайте банка. Все принятые заявления могут рассматриваться до конца апреля. После того, как специалисты банка обработают данные, заемщику приходит SMS, либо ему звонит сотрудник и сообщает о результатах. При приостановлении кредитных выплат банк составляет дополнительное соглашение, которое становится доступным в личном кабинете или мобильном приложении.

ForteBank

Условия: отсрочка платежей для физлиц и представителей бизнеса на 90 дней предоставляется по заявкам. Штрафы и пеня на этот период начисляться не будут. Необходимо доказать факт влияния ЧП на бизнес и доходы. Если предприниматель (например, в регионах) продолжает работать в ТРЦ, платить аренду, но его доходы снизились в связи с резким падением покупательского спроса, то и по его кредиту может быть предоставлена отсрочка. Но данный вопрос решается в индивидуальном порядке.

Что нужно сделать

Заполнить заявление на сайте банка. Представителям бизнеса необходимо прикрепить документы, подтверждающие влияние ЧП на бизнес. Это договоры аренды с ТРЦ, правоустанавливающие документы, уведомления акиматов, арендодателей о закрытии или приостановлении деятельности ТРЦ, уведомления партнеров о задержке оплаты по услугам. Возможно, специалисты банка запросят и другие документы. Физлицам нужно прикрепить справку о потере работы, отпуске без содержания и т.д.

Сбербанк

Условия: отсрочка по беззалоговым кредитам физических лиц на три месяца предоставляется только в случае, если заемщик не имеет просроченной задолженности. Важно: одобрение выдается только по тем займам, срок окончания выплат по которым датируется 1 октября 2020 года и позже. Есть еще одно условие – по договору нет гарантов.

Согласно данным сотрудников Call-центра банка, приказа по приостановлению выплат по ипотечным кредитам на данный момент не поступало.

Для индивидуальных предпринимателей и МСБ отсрочка по кредиту предоставляется также в заявительном порядке. При этом бизнесмен может сам предложить срок запрашиваемой отсрочки по основному долгу и вознаграждению.

Что нужно сделать

Необходимо скачать образец заявления на сайте банка, заполнить его, отсканировать и отправить на электронную почту. Обязательно приложить документы о потере дохода, приказы об увольнении, направлении в отпуск без содержания, больничный лист и т.д. Решение о предоставлении отсрочки принимается в течение 10 рабочих дней.

Kaspi Bank

Условия:

Со 2 апреля в банке будет действовать программа поддержки клиентов, она рассчитана на два месяца. Чтобы принять в ней участие, заемщик должен соответствовать двум требованиям. Во-первых, его кредит должен быть оформлен до 18 марта. Во-вторых, у него не должно быть просроченной задолженности на дату заявления. С момента введения режима ЧП, штраф и пени по кредитам банка начисляться не будут. Также заемщикам, оформивших отсрочку, невозможно будет получить в этом периоде новый кредит.

Согласно данным с сайта банка, срок займа будет продлен на два месяца. В случае, если клиент написал заявление и получил одобрение, то информация об отсрочке никак не повлияет на кредитную историю. Однако в случае, если человек не подавал заявку на отсрочку, а сам принял решение не выплачивать свой кредит, то данные о просрочке будут переданы в ПКБ и кредитная история будет испорчена.

Что нужно сделать

Подать заявку можно только в мобильном приложении. Документы прилагать необязательно, но специалисты банка в случае необходимости могут в индивидуальном порядке запросить дополнительные сведения.

Jysan bank

Условия: отсрочка платежей для физических лиц по потребительским и залоговым кредитам предоставляется на 60 дней в случае, если заем был оформлен до 18 марта и по нему нет просроченной задолженности. На этот период также не начисляются штрафы и пеня. В случае одобрения заявки на отсрочку залогового кредита производится перерасчет платежа. Для потребителей, бравших беззалоговые займы, продляется срок договора.
Предпринимателям банк готов приостановить выплату кредитов на срок 90 дней. Отсрочка предоставляется также по заявлению в индивидуальном порядке.

Что нужно сделать

Прийти в отделение банка и написать заявление. Обязательное требование – документы, подтверждающие снижение дохода, больничный и т.д. Оформление заявки доступно и в онлайн-режиме.

АТФБанк, Евразийский банк, Tengri Bank, Банк Kassa Nova, Альфа-Банк, Банк ЦентрКредит

Данные банки объединены в один раздел, так как имеют аналогичные условия отсрочки платежей по кредитам.

Условия: банки готовы предоставить отсрочку по действующим беззалоговым потребительским кредитам, ипотеке на 90 дней как для физлиц, так и для МСБ. Также в этот период не будут начисляться штрафы и пеня. Основными требованиями является необходимость доказать, что потерян доход. Для этого необходимо приложить соответствующие документы.

Банк ЦентрКредит предоставляет отсрочку по платежам только тем казахстанцам, которые переболели коронавирусом или находились в карантине, или были отправлены в отпуск без сохранения заработной платы или вовсе потеряли работу.

Что нужно сделать

Согласно данным сотрудников АТФБанка, в настоящее время заявления принимаются только в отделениях. В ближайшем будущем рассматривается вариант онлайн-приема заявок.

В Евразийском банке в настоящее время только разрабатывается порядок приема и рассмотрения заявлений.

В Tengri Bank и Банке Kassa Nova готовы рассмотреть заявку в онлайн-режиме. Заявление необходимо отправить на электронный адрес банков, в дальнейшем при необходимости кредитный менеджер может запросить дополнительные документы.

Альфа-Банк будет принимать заявки на отсрочку платежей с 31 марта и только в удаленном режиме. Рассмотрение заявления – 15 дней.

Банк ЦентрКредит предлагает заполнить заявление по форме, подписать, отсканировать и отправить на электронный адрес банка, приложив подтверждающие документы.

В «Банк Хоум Кредит» рассказали, что для получения кредитных каникул клиентам необходимо обратиться в Банк через мобильное приложение или в отделение. На момент введения ЧП клиенты не должны иметь просрочки. Кредитные каникулы доступны для кредитных договоров, заключённых до 18 марта, и чьи ежемесячные платежи приходятся на период действия ЧП. Подробнее можно ознакомиться по ссылке.

Жилстройсбербанк

Ранее Kursiv.kz сообщал, что АО «Казахстанская ипотечная компания», АО «Жилстройсбербанк» будут предоставлять отсрочку по ипотечным платежам с апреля по июнь. Это относится как к договорам купли-продажи недвижимости, так и по договорам аренды с последующим выкупом.

Механизм обработки индивидуальных заявок, по данным на 26 марта, неизвестен, информации о его реализации пока нет в свободном доступе.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif