4310 просмотров

CFO «Банка Хоум Кредит» о привлеченных $100 млн: «Международные компании видят в нас надежного и прибыльного партнера»

Благонадежность банка является положительной характеристикой не только для регулятора и клиентов, но и для инвесторов. Именно такую картину демонстрирует «Банк Хоум Кредит». Финансовый директор банка Анастасия Фокина поделилась результатами за 9 месяцев 2019 года, планами на 2020 год и поведала о привлечении синдицированного займа.

- Анастасия, расскажите, как изменилось состояние активов по итогам трех кварталов 2019 года?

- Банк демонстрирует стабильный рост несколько лет подряд, и 2019 год не стал исключением. Согласно финансовой отчетности, наши активы с начала года увеличились на 8,2% и составили 401,8 млрд тенге, а кредитный портфель вырос на 11,7%. За 9 месяцев минувшего года мы выдали новых кредитов на общую сумму 293 млрд тенге, что на 21% больше аналогичного периода прошлого года.  

- Спасибо. А что касается достаточности капитала банка, то, как Вы в целом оцениваете уровень капитализации банка? Планируете ли вы дополнительные вливания в капитал, либо текущие значения достаточны для обеспечения всех обязательств?

- Достаточность капитала - очень важный показатель надежности банка. При минимальном требовании норматива достаточности совокупного регуляторного капитала с буфером 10% мы держали этот показатель на уровне 12,8% на конец периода. Стоит учесть, что помимо казахстанского Нацбанка, в рамках группы мы подотчетны российскому Центробанку, чьи требования более жесткие, а также чешскому национальному банку. Таким образом, капитал оценивается сразу с трех сторон. По итогам 9 месяцев прошлого года мы достигли рекордной прибыли в 30,5 млрд тенге. Для сравнения, за весь 2018 год Банк  заработал  23,7 млрд. Хоум Кредит имеет хорошую "подушку" достаточности капитала и не нуждается в дополнительных вливаниях. Более того, высокие показатели прибыльности обеспечивают постоянный рост капитала и, вместе с ним, рост надежности финансового института.

- Из чего состоит фондирование Банка и какие изменения произошли в 2019 году?

- Подход к фондированию в банке диверсифицирован, наши обязательства преимущественно состоят из розничных и корпоративных депозитов, межбанковских займов и долговых инструментов, привлеченных на внутреннем рынке Казахстана. Однако совсем недавно интерес к «Банку Хоум Кредит» проявили внешние инвесторы. Банк подписал договор с российским «Совкомбанком» о привлечении синдицированного займа на сумму $100 млн. Эта сделка не только стала первой для Банка, но также является первым синдицированным кредитом, привлеченным казахстанским коммерческим банком за более чем 10 лет.

Для Хоум Кредита это показатель того, что международные компании видят в нас надежного и прибыльного партнера.  Сделка также подтверждает привлекательность казахстанского финансового рынка для российских инвесторов.

Привлеченные средства планируется направить на основную деятельность Банка – кредитование физических лиц.

- К слову о кредитном портфеле банка, какими результатами вы можете похвастаться по итогам трех кварталов прошлого года?

- Наш банк активно растет с точки зрения кредитования. Ссудный портфель на 30 сентября 2019 года достиг 299,4 млрд тенге, увеличившись на 11,7% с начала года. По количеству клиентов в потребительском кредитовании мы занимаем лидирующие позиции.

Банк вкладывает значительные средства в то, чтобы наш клиент мог максимально быстро и удобно получать услуги, в том числе с использованием онлайн-сервисов. Уже в текущем году мы в полной мере реализуем для всех клиентов возможность получения любого кредита, не выходя из дома, используя только мобильное приложение. Более того, в мобильном приложении клиент сможет заказать Home Card – выгодную дебетную карточку для удобства расчетов и управления средствами, которая в течение нескольких часов будет доставлена курьером. Используя продвинутую и разветвлённую транзакционную инфраструктуру в мобильном приложении, у клиента открывается возможность 24/7/365 осуществлять платежи по более 500 ключевым мерчантам (прим. ред - торговые счета для оплат в интернете) Казахстана и осуществлять переводы по депозитам, счетам и карточкам любых банков без комиссий. Таким образом, клиенты «Банка Хоум Кредит» могут практически все взаимодействия с банком проводить в удобном для них месте.

- При таком активном развитии кредитных продуктов у банка параллельно растут и кредитные риски. Расскажите, на каком уровне находится NPL 90+ и как банку удается диверсифицировать эти риски?

- На деле NPL90+ Банка улучшился и на 30 сентября 2019 года составил 3,02%. Это лучше нашего показателя в прошлом году и существенно ниже среднерыночного показателя 9,34%.

Это объясняется тем, что, во-первых, мы выдаем небольшие суммы кредитов. Существует четкий лимит на одного заемщика. Во-вторых, мы постоянно совершенствуем андеррайтинговые модели (прим. ред – системы оценки заемщика).  В тот момент, когда мы выдаем кредиты, используются несколько источников, которые анализируют поведение клиента, его кредитный рейтинг и множество других факторов.

Помимо этого, мы уделяем много внимания защите личных данных клиента: банк прорабатывает процессы онлайн-одобрения, проверку личных данных, чтобы человек мог безопасно оформлять кредиты.

Здесь стоит добавить, что периодически мы слышим о попытках взлома банковских систем мошенниками. Они «стучатся» в один, второй, третий банк. Однако у нас подобные случаи не регистрировались. Это подтверждает, что системы банка достаточно прочные, в том числе и благодаря международным усилиям в области безопасности данных группы «Home Credit N.V.».

IMG_9464 копия.jpg

- Как Вы оцениваете поведение потребителя кредитных услуг в Казахстане?

- Хороший вопрос. На него могу ответить примерами из группы «Хоум Кредит» в других странах. В Индонезии или на Филиппинах человек может взять деньги, не задумываясь о возврате. Для них это некая игра, в которой они не думают о последствиях. В России люди относятся к кредитам серьезнее, однако в случае финансовых затруднений склонны перекредитовываться. Казахстан в этом плане представляет собой золотую середину. Люди достаточно ответственны, чтобы брать и отдавать займы, не злоупотребляя кредитованием. Нас, как флагманов развития финансовой грамотности среди БВУ, радует финансовая осознанность казахстанцев. С 2014 года в подобные активности Банка было вовлечено свыше 374 тысяч граждан.  Мы видим, что проделанная за 5 лет работа в рамках корпоративной социальной ответственности дает результат.

- Как на местном потребителе отражаются онлайн-новшества в кредитовании?

- Несмотря на то, что у 70% казахстанцев есть смартфоны, многие из них все еще предпочитают звонить в call-центр или приходить в офис для получения кредита вместо того, чтобы использовать мобильное приложение. То есть у населения сохраняется потребность в физическом контакте с банком.  На этом этапе развития это нормальное явление, возможно даже позитивное с точки зрения банковской культуры. Сейчас с одинаковым вниманием и качеством мы работаем и будем продолжать работать в онлайне и офлайне, пока население видит необходимость в последнем.

- С кредитованием ситуация ясна. Поделитесь, как обстоят дела с депозитами. В прошлом году депозитная база банка показывала весьма высокие результаты.

- Основную часть года мы наблюдали постоянный прирост по депозитам. Некоторые пертурбации с поведением клиентов на рынке происходили в период выборов, но они были недолгими и нашего портфеля практически не коснулись. Более того, осенью мы достигли пика роста, нарастив депозитную базу (включая депозитные сертификаты) до 159 млрд тенге, в том числе депозиты физических лиц (включая депозитные сертификаты) 89 млрд тенге и депозиты юридических лиц 70 млрд тенге (рост с начала года на 17% и 13%, соответственно). Рост - свидетельство выгодных условий, которые мы предлагаем клиентам, доказательство доверия к банку со стороны вкладчиков, показатель стабильности и надежности «Банка Хоум Кредит».

- А какие предложения по депозитам наиболее популярны среди ваших клиентов? Какой продукт оказался наиболее востребованным и почему?

- Мы наблюдаем, что все больше клиентов склонны выбирать более длинные депозиты, что также позитивно сказывается на состоянии портфеля. Примерно четверть наших новых клиентов предпочитает гибкие депозиты.  

В середине года мы выпустили на рынок новую дебетную карту Home Card. Одной из возможностей карты является гарантированный кэшбэк до 5% для тех клиентов, которые имеют депозит или депозитный сертификат в банке на сумму не менее 500 000 тенге и остаток на карте не менее 100 000 тенге. По карте отсутствуют комиссии за выпуск, обслуживание и переводы. Благодаря Home Card клиентам стало удобнее пополнять депозиты. Плюс в приложении мы настроили возможность онлайн-конвертации валют, курс которой оказывается для клиента более выгодным, чем в обменниках. В результате, с выпуском Home Card наш депозитный портфель стал расти еще быстрее.

Положительно на состоянии портфеля сказывается и депозитный сертификат, который пользуется спросом у всех клиентских сегментов. Сейчас депозитный сертификат можно приобрести и через мобильное приложение Home Credit Bank Kazakhstan.

*Партнерский материал

banner_wsj.gif

369 просмотров

В казахстанских банках объем необслуживаемых кредитов вырос на 21 млрд тенге

Совокупная прибыль по итогам пяти месяцев снизилась

Фото: Shutterstock.com

Банковская статистика за май продемонстрировала скромный рост объемов кредитования, которого оказалось недостаточно, чтобы компенсировать вызванные карантином апрельские потери. Совокупная прибыль банков по итогам пяти месяцев по сравнению с прош­логодним периодом снизилась. Дальнейшая эффективность сектора будет зависеть в том числе от того, насколько восстановится платежеспособность заемщиков по окончании кредитных каникул.

«В настоящее время банковская система РК абсорбирует потери, связанные с реструктуризацией кредитов, благодаря накопленному запасу капитала», – охарактеризовала состояние сектора глава финнадзора Мадина Абылкасымова на заседании правительства 23 июня. Для поглощения дополнительных убытков банков, вызванных кризисом, и поддержания кредитования экономики регулятор ввел временные пруденциальные послабления, позволяющие банкам высвободить ликвидность.

Опубликованная Нацбанком статистика работы БВУ за май (см. инфографику) свидетельствует, что за отчетный месяц объем провизий в системе снизился на 34 млрд тенге. В то же время объем необслуживаемых кредитов (NPL 90+) увеличился на 21 млрд тенге. Это означает, что риски в системе по итогам мая возросли.

Рынок кредитов

В целом ссудный портфель банков (включая межбанковские займы и обратное РЕПО) с начала года вырос на 2,2% – до 15,07 трлн тенге по состоянию на 1 июня. При этом он пока не вернулся к своему пиковому значению – 15,26 трлн тенге на 1 апреля. Апрельское снижение на 2,5% (к предыдущему месяцу) было лишь частично компенсировано ростом на 1,3% в мае. Особую озабоченность вызывает состоя­ние сегмента МСБ: по данным финнадзора, в апреле портфель кредитов малому и среднему бизнесу сократился на 3,4%, после чего в мае не изменился.

По информации Абылкасымовой, правом на кредитные каникулы (продолжительностью с 16 марта по 15 июня) воспользовались 12,5 тыс. субъектов МСБ – это 41,5% от всех заемщиков МСБ, имеющих банковские кредиты. Общая сумма реструктурированных платежей составила 165 млрд тенге (в среднем по 13,25 млн тенге на одного заемщика в сегменте).

Что касается физлиц, то отсрочку получили 1,9 млн человек, или 34% от всех розничных заемщиков. Здесь сумма отсроченных платежей составила 268 млрд тенге, или 142 тыс. тенге в среднем на одного заемщика. Всего, как следует из статистики регулятора, за три месяца кредитных каникул банки недополучили от заемщиков 433 млрд тенге, что эквивалентно 3% от совокупного ссудного портфеля.

В пятерку банков с самым большим объемом кредитования вошли Халык (4,54 трлн тенге), Сбербанк (1,50 трлн), Kaspi (1,38 трлн), БЦК (1,13 трлн) и Жилстройсбербанк (1,05 трлн). Лидерами роста в абсолютном выражении стали Халык, Jýsan и Сбербанк. Самые быстрые темпы роста показали Ситибанк, дочерний Bank of China и Bank RBK.
 
У 14 из 27 работающих в Казахстане банков ссудный портфель с начала года снизился. Худшую динамику кредитования в денежном измерении продемонстрировали универсальный АТФБанк и два розничных игрока – Kaspi и Хоум Кредит. Портфель Kaspi за апрель (это был целиком карантинный месяц) упал сразу на 84 млрд тенге, после чего в мае вырос на 8 млрд. Ссудник Хоум Кредита снижался оба последних (на отчетную дату) месяца: на 23 млрд тенге в апреле и на 13 млрд в мае. Портфель АТФ сократился на 32 млрд и 19 млрд тенге в апреле и мае соответственно.

В относительном выражении кредитование больше всего упало в Kassa Nova, а также в проб­лемных Capital и Tengri. Из значимых игроков сектора в отрицательной зоне находятся Хоум Кредит (снижение ссудного портфеля на 10,2% с начала года), ВТБ (–4,4%), АТФ (–4,1%), Kaspi (–2,5%), Forte (–2%), Евразийский (–1,6%) и Алтын (–1,4%).

Просрочка и риски

Совокупный объем NPL 90+ с начала года вырос на 18,3%, доля таких займов увеличилась с 8,14 до 9,43%. Банками с худшим качеством кредитов являются принадлежащие Орифджану Шадиеву Capital и AsiaCredit, а также спасенный государством Jýsan. У последнего сформирован более чем достаточный объем провизий – 630 млрд тенге при объеме NPL 90+, равном 471 млрд тенге. У банков Шадиева суммарный объем займов с просрочкой свыше 90 дней составляет 65 млрд тенге, а объем провизий – всего 21 млрд. В середине июня регулятор наказал персонально Шадиева письменным предписанием за невыполнение ранее примененных мер надзорного реагирования, а именно плана мероприятий по улучшению финансового состояния Capital Bank и AsiaCredit Bank.

Улучшить статистику безнадежной просрочки в текущем году удалось только АТФБанку, у которого объем NPL 90+ на отчетную дату снизился на 7 млрд тенге. Тройку банков с наибольшим ростом плохих кредитов составили Jýsan, Сбербанк и AsiaCredit. Резко растет доля NPL 90+ в испытывающем финансовые трудности Tengri – с 6,5% на начало года до 17,7% на 1 июня. У этого банка сумма просроченной задолженности по выданным зай­мам составляет 41 млрд тенге, в то время как объем провизий недотягивает до 19 млрд. В целом провизии в банковской системе с начала года выросли на 78 млрд тенге, а безнадежная просрочка – на 221 млрд. 

Рынок депозитов

Вклады физлиц с начала года увеличились на 5,2%, но в апреле и мае демонстрировали снижение на фоне укрепления тенге после резкой мартовской девальвации. Больше всего средств населения хранится в Халыке, Kaspi и Жилстройсбербанке. Эти же игроки и в том же порядке являются лидерами по динамике привлечения денег граждан. 

Причем за май Kaspi (с нетто-притоком в размере 53 млрд тенге) существенно сократил отставание от Халыка (с нетто-оттоком в размере 67 млрд тенге) именно с точки зрения динамики, потому что в абсолютных цифрах показатели Халыка и его конкурентов продолжают оставаться несопоставимыми.

У девяти банков объем вкладов физлиц с начала года снизился. Сильнее всего – у Forte, Tengri и АТФ. Для таких крупных игроков, как Forte и АТФ, эти нетто-оттоки не являются сколько-нибудь чувствительными, чего нельзя сказать про маленький и проблемный Tengri. Ведь помимо 8 млрд тенге депозитов населения он лишился 16 млрд тенге корпоративных вкладов. В результате депозитная база Tengri за пять месяцев сократилась с 71 млрд до 47 млрд тенге, или на 34%.
 
Вклады юрлиц с начала года выросли на 6,4%, в том числе пусть немного, но прибавили в мае. Больше всего средств бизнеса аккумулировано в Халыке, Сбербанке и Forte. Лидерами по привлечению новых вкладов за отчетный период стали Forte, Jýsan и Халык.
 
Десять банков столкнулись с оттоком корпоративных депозитов. Худшую динамику продемонстрировали АТФ, китайский ICBC и Хоум Кредит. Что касается вышеупомянутого Tengri, то его бизнес-клиенты забрали из банка 16 млрд тенге буквально за два месяца: 12 млрд в апреле (когда банк ввел лимиты по платежам) и 4 млрд в мае. 

Прибыль 

В мае банки заработали в три раза больше, чем в апреле (45,8 млрд против 14 млрд тенге), но вдвое меньше, чем в марте (98,2 млрд). Впервые с начала года совокупная прибыль сектора за отчетный период оказалась меньше прошлогодней. Если исключить из общей статистики финансовые результаты Jýsan (который на 1 июня 2019 года отразил в своей отчетности убыток в размере 186 млрд тенге), то получится, что прибыль банков по итогам пяти месяцев снизилась на 3,8% год к году (с 311 млрд до 299 млрд тенге). Выпавшие из-за кредитных каникул доходы банки теоретически должны начать восстанавливать уже в июне. На практике все будет зависеть от того, восстановится ли платежеспособность самих заемщиков.

Пятерку самых прибыльных банков составили Халык (прибыль год к году упала на 9 млрд тенге), Kaspi (+34 млрд), Forte (+14 млрд), Сбербанк (–6 млрд) и Ситибанк (+7 млрд). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в топ-5 произошло одно изменение: Forte вытеснил Хоум Кредит (прибыль которого снизилась на 3,5 млрд тенге).
 
Для семи банков май оказался убыточным. Худший результат демонстрирует Нурбанк, чьи убытки в апреле и мае составили 25 млрд и 15 млрд тенге соответственно. Воскресший Цеснабанк, ныне известный как Jýsan, по итогам I квартала зафиксировал прибыль в размере 22 млрд тенге, после чего в апреле и мае допустил убыток на сумму 10 млрд и 2,6 млрд соответственно. Зато в марте этот банк успел выплатить своему единственному акционеру дивиденды в объеме 19,3 млрд тенге по простым акциям, а также сообщил о намерении выплатить дивиденды по префам (сумма и сроки выплат в размещенном банком сообщении на бирже не указаны).

Евразийский банк в мае допустил убыток в размере 1,2 млрд тенге, а по итогам пяти месяцев заработал 374 млн тенге символической прибыли. Остальные четыре убыточных банка по результатам мая – это Tengri (–821 млн), AsiaCredit (–516 млн), Capital (–239 млн), а также карликовый НБ Пакистана (–11 млн). 

По итогам пяти месяцев четыре банка с точки зрения прибыли отработали в минус. Антилидером номинации стал Нурбанк, чей убыток составил 40 млрд тенге. Этот институт прошел процедуру AQR, был включен в программу повышения финансовой устойчивости, получил докапитализацию от акционера и, по крайней мере, не сталкивается с оттоком депозитов. Перспективы трех остальных убыточных игроков – Tengri, AsiaCredit и Capital – находятся в подвешенном состоянии.

банки копия копия-1.jpg

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер