Перейти к основному содержанию

2645 просмотров

АТФ Банк: AQR положительно скажется на развитии банка

АТФБанк получил заключительный отчет регулятора по итогам процедуры оценки качества банковских активов – AQR, инициированной Национальным Банком РК. По результатам AQR, банк выполняет норматив достаточности капитала выше 7,5% с учётом действий, предпринятых банком и акционерами после отчётной даты AQR (большая часть эффекта, или 80 млрд тенге), а также мер поддержания капитализации банков со стороны акционера на сумму 44,2 млрд тенге, в том числе для покрытия рисков в рамках гарантии на сумму не более 33,8 млрд тенге.

В банке отмечают, что начиная с 2013 года им на постоянной основе проводится работа по улучшению качества портфеля  активов. Это работа в значительной степени касается и очистки проблемного портфеля с «историческими» кредитами, которые достались банку в наследство. Семь лет назад на момент смены состава акционеров NPL банка был на уровне 45,5%. Но уже к началу 2020 года этот показатель снизился до 7,16%.

Все это стало результатом решительных действий со стороны менеджмента банка в течение последних лет, когда  банку удалось взыскать значительную сумму по проблемным займам. Также была проведена работа по принятию залогов, которые позже были реализованы. В целом активная работа над качеством проблемного портфеля за несколько лет сложилась в  сумму более 1 млрд долларов, которая была возвращена в банк. 

Также для улучшения качества своего портфеля активов АТФБанк ежегодно направляется  порядка 80% получаемой прибыли на формирование провизий по проблемным займам. И это также в особенности касается «исторических» кредитов. В текущем 2020 году банк продолжит использовать этот инструмент для эффективного управления качеством портфеля. 

«Важно отметить, что мы удовлетворены полученным результатом, особенно принимая во внимание то, что  методология, которая применялась для оценки качества активов носит консервативный характер и отличается от того подхода, который используется регулятором в трактовке пруденциальных  нормативов в более строгую сторону. Это сильно повлияло на  результаты, которые мы получили по итогам первого этапа AQR.

Однако с того момента мы провели масштабную работу по улучшению качества активов через погашения и увеличение залогового обеспечения. Результатом этой работы стало то, что необходимый объем дополнительных провизий снизился более чем на 65%,  и это положительно повлияло на итоговый показатель коэффициента достаточности капитала, - подчеркнул Сергей Коваленко, председатель правления АО «АТФБанк». – Также важно отметить, что акционером банка будут внесены деньги в уставный капитал банка. Кроме того, получена гарантия Фонда проблемных кредитов под 3% годовых. В  результате,  банк располагает достаточным объемом капитала по итогам проверки».

Это является важным с точки зрения сохранения темпов роста финансирования бизнеса банком через доступное кредитование. 

Отметим, что требования и нормы, которые применялись при проведении AQR, влекут за собой новые требования и к бизнес-процессам. На основе полученных от регулятора рекомендаций Банком уже сейчас разработан детальный план мероприятий, в рамках которого будут меняться ряд  нормативных документов банка  и, соответственно, дорабатываться внутренние IT-системы. По мнению банка, учитывая системность этих требований, это будет новый толчок  для диджитализации банковских процессов, что только положительно скажется на дальнейшем развитии всей казахстанской банковской системы. 

На текущий момент и в нормах отчетности, АТФБанк имеет высокий уровень достаточности капитала и адекватный уровень ликвидности, что создает возможности для дальнейшего наращивания его активов: регуляторный капитал достиг 295,2 млрд тенге, а коэффициент достаточности капитала k1 на уровне 9-10%, а k2 - 23,2%, что превышает установленный норматив с учетом консервационного буфера практически в 2 раза (норматив = 10,0%)

Благодаря устойчивой динамике развития АО «АТФБанк» прочно входит в число крупнейших банков Казахстана. Так согласно данным НБРК на 1 января 2020 года АТФБанк занимает 6 место по объему активов, по объему кредитного портфеля и по объему депозитного портфеля с долями рынка 5,3%, 6,4% и 5,1% соответственно.

*Партнерский материал

banner_wsj.gif

65247 просмотров

Все банки Казахстана за считаные дни реорганизовали свою работу

И направили усилия на дистанционное обслуживание клиентов

Иллюстрация: Shutterstock

Банки заявили о том, что поддержат своих заемщиков, платежеспособность которых пострадала из-за введения режима ЧП. Как будет администрироваться эта поддержка, кредитные организации не объясняют. По словам одного из финансистов, решения о предоставлении льгот будут приниматься индивидуально. 

Представители отечественных финансовых ассоциаций и банкиры отказались разъяснять анонсированные финсектором антикризисные меры, предложив использовать официальные пресс-релизы. Судя по всему, кредитные организации быстро согласились с инициативой Агентства по регулированию и развитию финансового рынка о поддержке потребителей, так как понимают, что их заработки напрямую зависят от благосостояния населения.

Из релизов Ассоциации финансистов Казахстана и Ассоциации микрофинансовых организаций следует, что все кредитные учреждения подтвердили готовность, во-первых, в период действия ЧП не начислять штрафы за просрочку, возникшую у заемщиков «в результате этих ограничений». Физическим лицам, уточняется в сообщении, обращаться в банк для применения этой меры не нужно. 

Во-вторых, для индивидуальных предпринимателей и субъектов МСБ, чье финансовое состояние из-за введения ЧП ухудшилось, «в индивидуальном порядке будет рассмотрена возможность предоставления отсрочки по исполнению обязательств по кредитам на срок до 90 дней и пересмотра графика погашения задолженности».

Инструкции – потом 

Подробно об алгоритме действий в отношении компаний МСБ, которые пострадают от закрытия двух крупнейших городов страны, банкиры рассказать не смогли. Пресс-служба финагентства на соответствующий запрос «Курсива» также не ответила.

«Решения принимались быстро, поэтому не подготовлены инструкции. Могу заверить, что будет изучаться каждое заявление предпринимателей, и не обязательно тех, кто работает в Алматы или столице. Например, у компании основные поставки товаров могут быть связаны с этими городами или, наоборот, какие-то комплектующие производят в Алматы. Все будем изучать и принимать справедливые решения», – сообщил «Курсиву» один из банкиров. 

Какое влияние окажет кризис, помноженный на карантин, на бизнес самих банков, предсказать сегодня нельзя – все будет зависеть от его глубины и продолжительности. «Курсив» через мессенджеры пообщался с представителями четырех крупных финансовых институтов. Все они сообщили, что еще не считали будущие потери.

«В лучшем случае, то есть при идеальном развитии событий, мы по итогам года недосчитаемся 25–30% прибыли. Но сейчас главное – сосредоточиться на действующих заемщиках и по возможности удержать качество ссудного портфеля на уровне, близком к итогам AQR», – признался один из собеседников.

Многие финансовые организации запустили собственные программы поддержки заемщиков. По состоянию перед длинными выходными, начавшимися 21 марта, «Курсив» насчитал как минимум семь таких институтов – это банки Алтын, Альфа, Евразийский, Forte, Jýsan, Kaspi и Хоум Кредит. Поддержка заключается в том, что банки дают своим клиентам (в основном физлицам, лишившимся доходов из-за введения ЧП) отсрочку по кредитным выплатам на срок от одного до трех месяцев. Некоторые банки в своих сообщениях указали, что на данную льготу могут претендовать только те заемщики, у которых нет просроченной задолженности. В некоторых банках, по их собственным формулировкам, «детали поддержки уточняются». Кроме того, почти все БВУ запустили программы лояльности для клиентов, предпочитающих онлайн-операции.

Блокадные хроники

Все банки страны за считаные дни реорганизовали свою работу, направив еще больше усилий на дистанционное обслуживание клиентов через интернет-банкинг и мобильные приложения. Работа банковских отделений в торговых центрах карантинных городов временно приостановлена. По оценкам экспертов, меньше всего от текущего кризиса пострадают именно те банки и компании, которые много лет вкладывались в цифровые технологии.

При подготовке этого материала корреспондент «Курсива» посетила отделения семи крупных банков в Алматы. Во всех финансовых организациях менеджеры и охранники работали в масках, при этом количество посетителей было минимальным. В нескольких офисах у банкоматов были замечены флаконы с санитайзерами.

Что касается страховых компаний, то некоторые из них в условиях карантина почти полностью ушли в онлайн.

«В Алматы работает только наш головной офис, но круглосуточно, – рассказала «Курсиву» зампредседателя правления СК «Amanat» Анна Некрюкова. – Сотрудникам аварийного комиссариата, колл-центра и отдела выплат выданы маски, перчатки – все необходимое. Усилена клининговая служба».

По ее словам, компания много лет инвестировала в диджитализацию процессов, поэтому способна продолжать деятельность даже при полном закрытии головного офиса и разделении Алматы на сектора.

Собеседница отметила, что на рынке резко сократилась продажа продукта «Медицинское страхование туристов» (МСТ) в связи с кратным уменьшением количества людей, выезжающих за границу.

«Тренд снижения начался в конце февраля, и продажа полисов МСТ резко сократилась в первой декаде марта. Если в январе компания в среднем продавала 50 полисов ежедневно, а в феврале – 54, то в марте данный показатель упал до 26 полисов», – привела статистику Некрюкова.

Также в связи с распространением коронавируса страховщики фиксируют снижение премий по страхованию временного въезда (транзитного транспорта).

СК «Nomad Life» в двух мегаполисах также переходит на удаленку. Дело в том, что на многих предприятиях в связи с вводом карантина нет сотрудников, ответственных за заключение договоров страхования, поэтому часть работы откладывается.

«По добровольным продуктам пенсионного аннуитета, накопительного страхования и другим работа с потенциальными клиентами происходит сейчас в основном путем онлайн-консультаций. Наблюдается небольшое падение спроса», – отмечает зампредседателя правления Nomad Life Мади Шалгимбаев.

В компании Freedom Finance Life некоторые сотрудники головного офиса также перешли на работу в режиме онлайн.

«Прежде всего это наиболее уязвимые категории сотрудников, подпадающие под риски (родители с маленькими детьми и работники старше 60 лет). Большинство процессов в компании выстроены онлайн, что позволяет проводить операции дистанционно, обеспечивая непрерывную деятельность организации», – сообщил председатель правления Freedom Finance Life Азамат Ердесов.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif