Перейти к основному содержанию

4604 просмотра

Кто аудирует казахстанские банки

И могут ли аудиторы обнаружить все будущие проблемы

Фото: fizkes

Переход на девятую версию МСФО сделал отчетность банков более прозрачной и более понимаемой для непрофессионалов – при условии добросовестного аудита этой отчетности. «Курсив» изучил, кто аудировал банки последние пять лет (МСФО 9 внедрили в 2018-м) и в каких случаях аудитору удалось или не удалось предсказать те проблемы в финансовых институтах, о которых впоследствии стало известно всем.

На идею изучить статистику внешнего банковского аудита «Курсив» натолкнула опубликованная в октябре статья рейтингового агентства S&P под названием «AQR может выявить потребности казахстанских банков в формировании дополнительных резервов». В числе прочего в ней говорится, что местные БВУ «продолжают использовать различные приемы, которые скрывают фактические характеристики качества активов». 

S&P перечислило три наиболее практикуемых приема такого рода: 1) выдача средне- и долгосрочных кредитов с единовременным погашением в конце срока; 2) рефинансирование займов, которые иначе стали бы просроченными; 3) отражение в отчетности начисленных, а не реально полученных процентов (по данным S&P, доля последних составляет лишь 70–75% от начисленных).

«Одним из доказательств неполного отражения показателей в отчетности также может быть число аудиторских заключений с оговорками либо с отказом от выражения мнения, – пишут аналитики S&P. – В 2019 году два из десяти крупнейших казахстанских банков получили аудиторские заключения с оговорками или с отказом от выражения мнения. На эти банки приходится около 10% совокупных активов БВУ».

«Не верю!»

Изучив аудиторские заключения по отчетности банков за последние пять лет, «Курсив» насчитал три случая отказа от мнения (или выражения отрицательного мнения). Компания «КПМГ Аудит» выразила отрицательное мнение по отчетности Цеснабанка (ныне Jýsan Bank) за 2018 год. «Прилагаемая отчетность не отражает достоверно во всех существенных аспектах финансовое положение банка, его финансовые результаты и движение денежных средств за год», – констатировали аудиторы. Предыдущий аудит Цеснабанка делала компания BDO Kazakhstan, и ее мнение было безусловно-положительным.

Компания «Эрнст энд Янг» отказалась от выражения мнения о финансовых результатах Bank RBK за 2017 год. Годом ранее аудит Bank RBK делала компания BDO Kazakhstan, которая выразила мнение с оговорками. Впрочем, оговорка касалась только рыночной стоимости здания на площади Республики в Алматы, которое банк купил в 2014 году за 6,22 млрд тенге и затем переоценил до 28,86 млрд тенге. В остальном отчетность была признана достоверной.

Компания «Делойт» отказалась от выражения мнения по отчетности Эксимбанка за 2017 год. Предыдущее заключение того же самого аудитора было безусловно-положительным. В августе 2018 года регулятор отозвал у Эксимбанка лицензию, в ноябре было принято решение о его принудительной ликвидации.

Что касается Цеснабанка и Bank RBK, то в обоих случаях отрицательное заключение аудиторов было получено уже при новых акционерах и после масштабной программы поддержки, в том числе со стороны государства. Фонд проблемных кредитов выкупил плохие активы Цеснабанка на сумму 1,054 трлн тенге. Bank RBK получил 243,7 млрд тенге от Нацбанка и 160 млрд тенге от нового собственника, а также передал специальной компании неработающие займы на сумму 595 млрд тенге. Судя по объему кредитов, от которых банки были избавлены, качество активов в этих организациях было удручающим. Однако узнать об этом из аудиторских отчетов было невозможно.

0001_13.jpg

Иных уж нет

Аудиторских мнений с оговорками (или условно-положительных мнений) «Курсив» насчитал 13, из них 5 относятся к трем банкам, ныне не существующим. С них и начнем. Компания «КПМГ Аудит» в заключении по отчетности Банка Астаны за 2016 год указала на «наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности банка продолжать свою деятельность непрерывно». Аудит Банка Астаны за 2017 год делала уже другая компания – BDO Kazakhstan, которая тоже выразила мнение с оговорками, но уже без упоминания возможных проблем с непрерывностью деятельности. В 2018-м Банк Астаны был принудительно ликвидирован примерно в те же сроки, что и Эксимбанк.

Компания BDO Kazakhstan выразила мнение с оговорками по отчетности Qazaq Banki за 2017 год, усомнившись в адекватности начисленных провизий, а также отметив существенную неопределенность в отношении непрерывности деятельности. Предыдущий аудит делала компания Almir Consulting, и ее мнение было безусловно-положительным. В 2018 году Qazaq Banki был принудительно ликвидирован примерно в те же сроки, что и Банк Астаны с Эксимбанком. Полезно отметить, что аудиторский отчет Qazaq Banki за 2017 год был подписан 25 апреля 2018 года, то есть ровно через неделю после публичного заявления Нурсултана Назарбаева о трех банках с «ужасными показателями».

Компания «Делойт» выразила мнение с оговорками по отчетности Казкома за 2016 год. Главная оговорка касалась кредитов на сумму 2,5 трлн тенге, которые Казком выдал БТА, но которые не были признаны обесцененными. По отчетности за 2017 год «Делойт» также выразил мнение с оговоркой, но для клиентов и партнеров ККБ это уже не имело значения, поскольку на тот момент было объявлено о слиянии Казкома с Народным. В рамках этой сделки государство через Фонд проблемных кредитов потратило 2,4 трлн тенге на выкуп плохих активов БТА.

Отдельно следует упомянуть о Delta Bank. Компания «КПМГ Аудит» выразила безусловно-положительное мнение по отчетности этого банка за 2015 год, соответствующее заключение было подписано в феврале 2016-го.

В ноябре 2016 года банку было запрещено привлекать депозиты физлиц, но в конце декабря регулятор этот запрет отменил. В феврале 2017-го председателем совета директоров Delta Bank стал бизнесмен из местного списка Forbes (занимался торговлей зерном, после 2016-го исчез из списка) Нурлан Тлеубаев, владеющий 49% акций банка. В ноябре 2017-го лицензия у банка была отозвана окончательно, в феврале 2018-го было принято решение о его принудительной ликвидации. При этом «Курсив» не обнаружил аудиторский отчет Delta Bank за 2016 год в открытых источниках – его нет ни на сайте депозитария финансовой отчетности Минфина, ни на сайте KASE, хотя члены биржи должны предоставлять годовую аудированную отчетность не позднее 30 июня каждого календарного года. По данным Нацбанка, председателем комитета кредиторов Delta Bank является Алма Калиева из ТОО «Специальная финансовая компания DSFK». Именно этой компании были переданы проблемные кредиты Bank RBK на сумму 595 млрд тенге. 

Оговорки бывают разные

В отношении действующих банков «Курсив» насчитал восемь мнений с оговорками. Четыре из них высказаны аудиторами Bank RBK. Из них в трех случаях (2014, 2015 и 2016 годы) аудитор лишь усомнился в справедливой стоимости купленного здания, о чем было сказано выше. Оговорка в аудиторском заключении за 2018 год относится не к отчетному году, а к периоду до прихода в банк текущего акционера. После смены собственника банк справился с кризисом и набирает устойчивость. В начале декабря банку был улучшен рейтинговый прогноз. По мнению S&P, банк восстанавливает способность генерировать прибыль и стабилизирует качество ссудного портфеля.

Компания «Делойт» выразила мнение с оговоркой по отчетности Tengri Bank за 2018 год. Оговорка касается того, что банк выдал кредиты на сумму 6,5 млрд тенге под залог акций «одной из сторон, участвующих в потенциальном слиянии» (это могли быть акции либо Capital Bank, либо AsiaCredit Bank). Аудитор отмечает, что ему не удалось получить надлежащих доказательств в отношении ожидаемых денежных потоков от этих кредитов.

Компания BDO Kazakhstan выразила мнение с оговорками по отчетности Capital Bank за 2018 год. В числе прочего аудитор не нашел исчерпывающего ответа на вопрос, достаточно ли провизий сформировал банк по выданным кредитам на сумму 67 млрд тенге. Годом ранее заключение того же самого аудитора было безусловно-положительным. Отчетность банка за 2016 год аудировала компания «Эрнст энд Янг», которая тоже выразила безусловно-положительное мнение, но при этом указала на существенную неопределенность в отношении непрерывности деятельности банка. 

Компания BDO Kazakhstan выразила мнение с оговорками по отчетности AsiaCredit Bank за 2018 год. Как и в случае с Capital Bank, аудитор не смог получить надежных доказательств для подтверждения тех допущений, которые руководство банка использовало в своих прогнозах денежных потоков по выданным кредитам и в определении размера провизий. Отчетность банка за 2017 год аудировала компания «Делойт», которая тоже выразила мнение с оговоркой, касающейся адекватности сформированных банком провизий, а в главе «Важные обстоятельства» указала на риски того, что банк может нарушить требования по достаточности капитала. 

Осенью этого года у AsiaCredit Bank и Capital Bank возникли проблемы с неплатежами, о чем «Курсив» неоднократно писал.

Чей рынок 

По подсчетам «Курсива», в общей сложности за последние пять лет казахстанские банки (включая ушедшие с рынка за этот период) проводили годовой аудит 161 раз. Ровно в 90% случаев аудиторское заключение было безусловно-положительным, на условно-положительные пришлось 8% заключений, доля отрицательных мнений составила 2%.

В разрезе аудиторских компаний подавляющую долю рынка, если рассматривать пятилетний период, занимают три игрока из «большой четверки»: KPMG (45 проведенных аудитов), Ernst & Young (44) и Deloitte (37). В активе PwC 14 аудитов. Из компаний, не входящих в Big4, наибольшим спросом у банков пользовалась BDO Kazakhstan (11 аудитов, из которых 8 пришлось на два последних года). По 4 раза к аудиту привлекались Grant Thornton и Almir Consulting, 2 раза – Moore Stephens.

Если посмотреть статистику только за последний год, то лидером является Ernst & Young (10 аудитов), на втором месте KPMG (7). Deloitte, PwC и BDO Kazakhstan провели по три аудита, Grant Thornton и Moore Stephens – по одному.

banner_wsj.gif

64872 просмотра

Все банки Казахстана за считаные дни реорганизовали свою работу

И направили усилия на дистанционное обслуживание клиентов

Иллюстрация: Shutterstock

Банки заявили о том, что поддержат своих заемщиков, платежеспособность которых пострадала из-за введения режима ЧП. Как будет администрироваться эта поддержка, кредитные организации не объясняют. По словам одного из финансистов, решения о предоставлении льгот будут приниматься индивидуально. 

Представители отечественных финансовых ассоциаций и банкиры отказались разъяснять анонсированные финсектором антикризисные меры, предложив использовать официальные пресс-релизы. Судя по всему, кредитные организации быстро согласились с инициативой Агентства по регулированию и развитию финансового рынка о поддержке потребителей, так как понимают, что их заработки напрямую зависят от благосостояния населения.

Из релизов Ассоциации финансистов Казахстана и Ассоциации микрофинансовых организаций следует, что все кредитные учреждения подтвердили готовность, во-первых, в период действия ЧП не начислять штрафы за просрочку, возникшую у заемщиков «в результате этих ограничений». Физическим лицам, уточняется в сообщении, обращаться в банк для применения этой меры не нужно. 

Во-вторых, для индивидуальных предпринимателей и субъектов МСБ, чье финансовое состояние из-за введения ЧП ухудшилось, «в индивидуальном порядке будет рассмотрена возможность предоставления отсрочки по исполнению обязательств по кредитам на срок до 90 дней и пересмотра графика погашения задолженности».

Инструкции – потом 

Подробно об алгоритме действий в отношении компаний МСБ, которые пострадают от закрытия двух крупнейших городов страны, банкиры рассказать не смогли. Пресс-служба финагентства на соответствующий запрос «Курсива» также не ответила.

«Решения принимались быстро, поэтому не подготовлены инструкции. Могу заверить, что будет изучаться каждое заявление предпринимателей, и не обязательно тех, кто работает в Алматы или столице. Например, у компании основные поставки товаров могут быть связаны с этими городами или, наоборот, какие-то комплектующие производят в Алматы. Все будем изучать и принимать справедливые решения», – сообщил «Курсиву» один из банкиров. 

Какое влияние окажет кризис, помноженный на карантин, на бизнес самих банков, предсказать сегодня нельзя – все будет зависеть от его глубины и продолжительности. «Курсив» через мессенджеры пообщался с представителями четырех крупных финансовых институтов. Все они сообщили, что еще не считали будущие потери.

«В лучшем случае, то есть при идеальном развитии событий, мы по итогам года недосчитаемся 25–30% прибыли. Но сейчас главное – сосредоточиться на действующих заемщиках и по возможности удержать качество ссудного портфеля на уровне, близком к итогам AQR», – признался один из собеседников.

Многие финансовые организации запустили собственные программы поддержки заемщиков. По состоянию перед длинными выходными, начавшимися 21 марта, «Курсив» насчитал как минимум семь таких институтов – это банки Алтын, Альфа, Евразийский, Forte, Jýsan, Kaspi и Хоум Кредит. Поддержка заключается в том, что банки дают своим клиентам (в основном физлицам, лишившимся доходов из-за введения ЧП) отсрочку по кредитным выплатам на срок от одного до трех месяцев. Некоторые банки в своих сообщениях указали, что на данную льготу могут претендовать только те заемщики, у которых нет просроченной задолженности. В некоторых банках, по их собственным формулировкам, «детали поддержки уточняются». Кроме того, почти все БВУ запустили программы лояльности для клиентов, предпочитающих онлайн-операции.

Блокадные хроники

Все банки страны за считаные дни реорганизовали свою работу, направив еще больше усилий на дистанционное обслуживание клиентов через интернет-банкинг и мобильные приложения. Работа банковских отделений в торговых центрах карантинных городов временно приостановлена. По оценкам экспертов, меньше всего от текущего кризиса пострадают именно те банки и компании, которые много лет вкладывались в цифровые технологии.

При подготовке этого материала корреспондент «Курсива» посетила отделения семи крупных банков в Алматы. Во всех финансовых организациях менеджеры и охранники работали в масках, при этом количество посетителей было минимальным. В нескольких офисах у банкоматов были замечены флаконы с санитайзерами.

Что касается страховых компаний, то некоторые из них в условиях карантина почти полностью ушли в онлайн.

«В Алматы работает только наш головной офис, но круглосуточно, – рассказала «Курсиву» зампредседателя правления СК «Amanat» Анна Некрюкова. – Сотрудникам аварийного комиссариата, колл-центра и отдела выплат выданы маски, перчатки – все необходимое. Усилена клининговая служба».

По ее словам, компания много лет инвестировала в диджитализацию процессов, поэтому способна продолжать деятельность даже при полном закрытии головного офиса и разделении Алматы на сектора.

Собеседница отметила, что на рынке резко сократилась продажа продукта «Медицинское страхование туристов» (МСТ) в связи с кратным уменьшением количества людей, выезжающих за границу.

«Тренд снижения начался в конце февраля, и продажа полисов МСТ резко сократилась в первой декаде марта. Если в январе компания в среднем продавала 50 полисов ежедневно, а в феврале – 54, то в марте данный показатель упал до 26 полисов», – привела статистику Некрюкова.

Также в связи с распространением коронавируса страховщики фиксируют снижение премий по страхованию временного въезда (транзитного транспорта).

СК «Nomad Life» в двух мегаполисах также переходит на удаленку. Дело в том, что на многих предприятиях в связи с вводом карантина нет сотрудников, ответственных за заключение договоров страхования, поэтому часть работы откладывается.

«По добровольным продуктам пенсионного аннуитета, накопительного страхования и другим работа с потенциальными клиентами происходит сейчас в основном путем онлайн-консультаций. Наблюдается небольшое падение спроса», – отмечает зампредседателя правления Nomad Life Мади Шалгимбаев.

В компании Freedom Finance Life некоторые сотрудники головного офиса также перешли на работу в режиме онлайн.

«Прежде всего это наиболее уязвимые категории сотрудников, подпадающие под риски (родители с маленькими детьми и работники старше 60 лет). Большинство процессов в компании выстроены онлайн, что позволяет проводить операции дистанционно, обеспечивая непрерывную деятельность организации», – сообщил председатель правления Freedom Finance Life Азамат Ердесов.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif