Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Правительство Казахстана готово тратить деньги ради ЕБРР

В Европейском банке реконструкции и развития в целом довольны сотрудничеством со страной

Фото: REUTERS

Бывший главный экономист Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Сергей Гуриев на пресс-бранче в Алматы рассказал, что правительство Казахстана готово тратить деньги, чтобы поддерживать инициативы ЕБРР, и в банке в целом довольны сотрудничеством. 

По его словам, у ЕБРР маленький бизнес в Таджикистане и Туркменистане. Это означает, что в этих странах трудно найти проекты, в которых можно сделать прогресс. 

«В некоторых странах трудно найти партнеров. Например, в Азербайджане трудно делать бизнес, потому что мы не можем делать бизнес с politically exposed person (физлицо, играющее выдающуюся общественную роль). В Азербайджане, к сожалению, это включает большую часть экономики. Люди (предприниматели) аффилированы либо с президентом либо с вице-президентом. В Казахстане есть больше возможностей. Мы видели, что есть желание правительства помогать ЕБРР инвестировать. Есть то, что называется enhance partnership (укрепление партнерства)», - рассказал он.

Сергей Гуриев отметил, что проблема состоит еще в том, что не все заявленные программы реформ реализуются в срок. Однако, по сравнению с соседями у Казахстана есть больше желания сотрудничать с ЕБРР.

Напомним, в сентябре 2019 года сообщалось, что ЕБРР планирует профинансировать по итогам года проекты в республике на общую сумму в 700 млн евро. С начала деятельности в Казахстане ЕБРР подписал 261 проект на 8,1 млрд евро ($9,1 млрд). В 2018-2019 году ЕБРР подписал 42 проекта на сумму почти $1 млрд (868 млн евро).

Также в ноябрьском обзоре ЕБРР улучшил прогноз ВВП Казахстана с 3,5% до 3,9% в 2019 году за счет внутреннего спроса, обеспеченного социальными выплатами и повышением реальной заработной платы.

1 просмотр

Казахстанские банкиры готовятся оспорить результаты AQR

Если они их не устроят

Иллюстрация: Shutterstock.com/aurielaki

Руководители пяти казахстанских банков на условиях анонимности заявили «Курсиву», что намерены оспорить результаты AQR в том случае, если на их основании банкам вменят в обязанность увеличить капитал. Государственные деньги на эти цели банкирам, по их словам, тоже не нужны. 

«Курсив» встретился с топ-менеджерами пяти банков, и каждый из них сообщил, что организации уже наняли аудиторов, которые в случае необходимости будут оспаривать решения регулятора, вынесенные по итогам AQR. Таким образом банкиры прокомментировали публикацию Reuters о том, что государство намерено оказать поддержку как минимум четырем БВУ, после того как анализ качества активов выявил у них потребность в дополнительном капитале.

Один из источников Reuters сказал, что пакет новой помощи может стоить до 1 трлн тенге ($2,6 млрд). По информации другого источника, новая программа будет дороже предыдущей, которая обошлась государству в 410 млрд тенге ($1,1 млрд), и может охватить более чем четыре банка. Ранее рейтинговые агентства Moody’s и S&P прогнозировали, что потенциальный уровень вливаний в сектор после AQR может составить от 400 млрд до 1 трлн тенге.

В настоящее время завершены три из девяти блоков AQR по всем 14 проверяемым банкам. Уже получены результаты анализа банковских процессов и политик, на этой основе регулятор приступил к подготовке отчета. 

«После завершения оценки будут разработаны планы корректирующих мер по улучшению бизнес-процессов банков в соответствии с международной практикой. Также в случае необходимости будут предусмотрены меры по докапитализации банков и увеличению провизий», – заявил глава Нацбанка Ерболат Досаев на брифинге 9 декабря.

Досаев подчеркнул, что самое сложное – это намеченная на январь-февраль разработка индивидуальных планов развития на предстоящие два-три года с каждым проблемным банком. Личные беседы «Курсива» с финансистами подтвердили, что обсуждение действительно может оказаться сложным. На условиях анонимности банкиры заявили, что устали от государственной поддержки и что калька с европейского опыта не всегда хороша для развивающейся экономики. 

«Сама методология оценки вызывает некоторые вопросы. Нацбанк внес адаптацию, но AQR выдвигает жесткие требования к нашим заемщикам. У многих банков есть клиенты, которые имеют колебания в платежах. Для аналитика это плохой клиент, так как у него нет большой материальной базы, но для нас это отличный клиент, с которым мы работаем много лет», – утверждает один из банкиров. Обычно такие заемщики сконцентрированы в секторах АПК и торговли. «Иногда они испытывают недостаток средств. Например, клиент занимается зернотрейдингом, у него нет залога, зато есть крупный депозит в нашем банке. Скажите, мне надо согласиться с тем, что это проблемная компания? Мое мнение: нет», – рассуждает собеседник.

«Если мы согласимся с регулятором, то тогда нам следует докапитализироваться, доначислять провизии, – говорит другой финансист. – Помощь Нацбанка никогда не бывает бесплатной. Не знаю, какую форму поддержки они намерены предложить, но нам не нужны лишние заемные деньги. Если раньше шла борьба за корпоративных клиентов, то сейчас мы сражаемся с конкурентами за стабильных клиентов среднего бизнеса. По сути, деньги некуда вкладывать, кредитовать некого».

Как заявляли в Нацбанке, по результатам AQR для банков будет определен необходимый уровень достаточности капитала и провизий, чтобы обеспечить выполнение ими минимальных требований. «Мы наняли международную аудиторскую компанию, чтобы оспорить выводы AQR. Пока не знаю, как регулятор оценивает наш банк, что они думают о наших клиентах, но мы готовимся к спору и просто так с надзорным решением не согласимся. У нас есть свободная ликвидность, поэтому пополнять акционерный капитал или увеличивать провизии не имеет смысла», – примерно в таком духе высказались все пять собеседников «Курсива».

Один из банкиров уточнил, что привлеченный его организацией аудитор имеет опыт проведения AQR в странах Восточной Европы, Украине и Беларуси. «Такой аудитор сможет легче и понятнее объяснить, что не все маркеры европейского AQR срабатывают в Казахстане, – как раз опыт Украины и Беларуси пригодится», – подчеркнул собеседник.

Помимо Казахстана из стран СНГ на AQR решились только Украина и Беларусь. Ни Киев, ни Минск не принимали программы поддержки финансового сектора после оценки качества активов – банки сами справлялись с новыми требованиями регуляторов. Правда, на основе AQR было принято решение о национализации самого успешного банка Украины – ПриватБанка. Однако его бывший владелец оспаривает эти действия в международных и украинских судах.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance