Перейти к основному содержанию

1 просмотр

FinTech заставляет казахстанские банки учитывать интересы потребителей

Финансовые институты вынуждены подстраиваться под интересы нового поколения потребителей, предпочитающих пользоваться услугами удаленно

Иллюстрация: Shutterstock

2013 год стал переломным моментом в плане цифровизации банковских услуг. Именно в этот период количество обладателей смартфонов перевалило за 1 миллиард человек и компании были вынуждены начать этап цифровой трансформации с учетом изменения поведения пользователей. Об этом, выступая на ежегодной конференции Первого кредитного бюро (ПКБ) Казахстана, рассказал вице-президент компании Middleware (Украина) Дмитрий Ровинский. Кстати, форум ПКБ 2019 года был посвящен трансформации финансового рынка с применением высоких технологий.

По словам спикера, изначально не все компании были готовы менять устоявшуюся модель ведения бизнеса, но пришедшие на рынок цифровые технологии и количество пользователей, предпочитающих удаленное общение с услугодателем, заставили их пересмотреть свою стратегию.

В Казахстане сегодня более 60% населения пользуются смартфонами, и эта цифра продолжает расти, сообщил управляющий директор по программе модернизации АО «Казахтелеком» Сергей Назаренко.

Эксперт занимается осуществлением цифровой трансформации в национальной телекоммуникационной компании. Ранее он реализовал аналогичную задачу в системе казахстанского сотового оператора Kcell.

Как рассказал спикер, сейчас в мире в среднем 6,5 часов в сутки человек проводит во Всемирной паутине. Лидерами в этом отношении являются жители Филиппин, Бразилии и Таиланда, которые в среднем сидят в интернете от 9 до 10 часов в сутки. А меньше всех пользуются интернетом японцы, немцы и французы: от 3,5 до 4,5 часов в сутки. При этом растет число тех, кто чаще заходит в интернет через смартфоны, а не через стационарные компьютеры. Так, согласно статистике, более 50% доступа к интернету осуществляется через мобильные устройства, около 45% – через компьютеры и ноутбуки, свыше 3,7% – через планшеты и приблизительно 0,12% – через другие устройства.

Новое поколение потребителей и FinTech

Сергей Назаренко предлагает разделить потребителей на три поколения: X, Y и Z. К первому в Казахстане можно отнести более 3,3 млн человек, рожденных в период 1965–1980 годов, являющихся первыми пользователями компьютеров и e-mail, предпочитающих личное общение. Сегодня самую большую по численности группу составляют представители поколения Y – 4,5 млн человек, рожденных в период с 1980 по 1995 год. Они, можно сказать, «цифровые аборигены», пользователи первых текстовых сообщений и социальных сетей. И третьи – это поколение Z, рожденные в 1995–2004 годах, «погруженные в цифровой мир». Их количество сейчас составляет 2,3 млн человек.

«Это, можно сказать, те, кто родился со смартфоном в руке. Они не понимают, зачем куда-то идти, если можно открыть смартфон и получить необходимую информацию. Им непонятно, зачем идти куда-то что-то подписывать», – отмечает Сергей Назаренко.

То есть услугодателям необходимо учитывать, что более трети населения, или около 7 млн человек, являются представителями поколений Y и Z и предпочитают цифровой формат общения. При этом, согласно проведенному в 2019 году исследованию Lightico (США), 51% людей в возрасте от 18 до 24 лет и 45% людей в возрасте от 25 до 39 лет готовы сменить банк из-за плохого клиентского обслуживания. Около 75% опрошенных отметили, что их не устраивают необходимость посещения банка и количество документов, которые надо подписывать, в то время как все это можно сделать онлайн. При этом 52% хотят меньше платить банку, а 82% ожидают «превосходного онлайн-сервиса».

Все это в итоге приводит к демонополизации банковского сектора и росту числа организаций FinTech (финансовые технологии), предоставляющих финансовые услуги с использованием новейших интернет-технологий, мобильных приложений. Такие компании не то что не берут банковские комиссии за те или иные финансовые операции, но и сами доплачивают за использование их услуг. В числе таких организаций британский Revolut, российский Тинькофф и казахстанский Kaspi.kz.

По мнению соучредителя холдинга Globerce Capital (Казахстан) Айдоса Жумагулова, у казахстанских банков и IT-компаний есть еще возможность составить конкуренцию вышеназванным организациям и запустить свои разработки. Например, из 18 млн платежных карт в Казахстане около 70% используются только для зачисления и снятия заработной платы. При этом в республике до сих пор встречаются банки, которые раздают свои бумажные рекламные проспекты среди посетителей торговых центров.

Между тем, как отметил Сергей Назаренко, основываясь на анализе данных одного из банков, прошедших процесс цифровой трансформации, по сравнению с традиционным отделением банка мобильные приложения значительно больше привлекают клиентов и при меньших затратах.

Безымянный_97.png

13424 просмотра

Банки получили на руки результаты AQR

«Курсив» узнал неофициальные итоги проверки

Фото: Олег Спивак

По сведениям «Курсива», 10 февраля все банки, участвовавшие в процедуре AQR, получили от Нацбанка письма с итогами проверки. Наши источники сообщают, что информация о состоянии каждого отдельно взятого банка до общественности доведена не будет – публичности предадут только сводные данные.

Заключительный акт (или отчет) регулятора по результатам AQR представляет собой достаточно сложный для понимания многостраничный документ, рассказали «Курсиву» в нескольких банках. Представитель одного из банков сообщил, что в полученном ими отчете требований по формированию дополнительных провизий нет. В некоторых актах, по данным нашего источника, указаны серьезные суммы, на которые следует докапитализировать тот или иной банк.

По информации «Курсива», из 14 банков, прошедших AQR, крупные проблемы выявлены в четырех. Во многом эти проблемы связаны с неработающими кредитами, выданными в свое время аффилированным сторонам. В совокупности потребность в дополнительном финансировании этих четырех организаций составляет около 680 млрд тенге, утверждает наш источник. На официальном уровне ранее были озвучены другие цифры. Как сообщил на брифинге 30 декабря первый зампредседателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Олег Смоляков, дополнительный основной капитал, который необходим для покрытия рисков, оценивается в 450 млрд тенге для всех банков – участников AQR.

Суммы, которые указаны в отчетах, не окончательные, говорит собеседник «Курсива», знакомый с ситуацией. По его сведениям, банкам, которые не согласны с выводами отчета, будет дана возможность обсудить свои возражения с регулятором. Если последний сочтет аргументы банков убедительными, суммы, указанные в заключительном акте, могут быть снижены. Регулятор настроен на диалог и поиск компромиссов в вопросе доначислений и не намерен диктовать банкам свои решения в приказном порядке, сообщает наш собеседник.   

Что касается банков, у которых AQR выявила серьезные проблемы с качеством активов, то решения по механизму их оздоровления будут приниматься после согласования окончательных сумм недоначисленных провизий. По словам нашего источника, у регулятора будет два главных требования к этим организациям. Во-первых, требование докапитализации со стороны акционеров. Во-вторых, требование признать обесцененные и неработающие кредиты в том объеме, в котором они были выявлены в ходе AQR, и перевести их в соответствующую корзину (вторую или третью) согласно правилам МСФО 9. Также эти банки должны будут вычистить ссудный портфель от так называемых «мертвых» клиентов, то есть от плохих заемщиков, на которых в банке по документам открыты кредитные линии, но по факту банк их не финансирует.

Информация о том, будет ли банкам, нуждающимся в оздоровлении, оказана господдержка, у разных источников разнится. Глава Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова на заседании правительства 28 января сообщила, что оздоровление банковского сектора будет продолжено посредством создания адекватного запаса провизий и капитала на рыночных условиях без использования бюджетных средств. По сведениям «Курсива», в Нацбанке эту позицию разделяют.

Как сообщалось, окончательные итоги масштабной ревизии регулятор обещал подвести в феврале.

«Мы будем достаточно открыты и покажем, чем закончилась AQR», – заявил глава Нацбанка Ерболат Досаев на брифинге 9 декабря.

По сведениям «Курсива», быть открытым до конца у регулятора объективно не получится – слишком велики риски того, что раскрытие информации по проблемным институтам спровоцирует панику среди их вкладчиков, которая может перекинуться и на клиентов вполне здоровых банков. Поэтому, говорит наш источник, публичности предадут только сводную статистику по итогам AQR, без публикации данных в разрезе отдельных банков.  

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif