Перейти к основному содержанию

9697 просмотров

Почему Kaspi.kz перенес IPO в Лондоне

Руководство банка и эксперты ждут более благоприятных рыночных условий

Фото: Kaspi.kz

После удачного размещения группой АЛМЭКС 10% акций Халык Банка Kaspi.kz вдруг объявил о переносе даты IPO. Официальная причина – турбулентность на мировом рынке акций. 

«Мы решили взять паузу по размещению на Лондонской бирже, пока международные рынки капитала не стабилизируются», – сообщил 7 октября председатель правления Kaspi.kz Михаил Ломтадзе. В настоящий момент, по мнению компании, на международных фондовых рынках и в глобальном технологическом секторе присутствует неопределенность. 

О том, что IPO состоится в IV квартале текущего года, компания сообщила 16 сентября. Таким образом, планы Kaspi.kz поменялись менее чем за месяц.

Сегодня услугами организации пользуются больше 5 млн казахстанцев, объем депозитов физических лиц – 1,3 трлн тенге (общая сумма по рынку – 8,6 трлн тенге), доля NPL – чуть больше 7% (средний показатель в других банках – 9,5%). В поле зрения регулятора Kaspi Bank в этом году попадал всего три раза, да и то в начале года: два раза был наложен штраф и один раз банк получил рекомендательное письмо от надзорного органа. На первый взгляд у структуры все отлично. «Курсив» расспросил экспертов, почему планы по размещению поменялись так быстро. 

В Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) говорят, что для IPO важно выбрать подходящий момент, а перенос первичного размещения – обычное дело. «Компании во всем мире корректируют свои планы выхода на IPO, ожидая наиболее благоприятных условий. Например, Saudi Aramco несколько раз переносила дату IPO. В сентябре сеть коворкинга WeWork также отложила сроки IPO», – рассказали в пресс-службе АФК.

Сегодня на финансовых рынках складывается неопределенная ситуация, главная причина которой – продолжающаяся рецессия в лидирующих мировых экономиках: американской, европейской и китайской. «КНР страдает от продолжающейся торговой войны с США. ВВП Поднебесной за время "боевых действий" потерял 0,6%, упав до 6,2%. По оценке ФРС, противостояние Вашингтона и Пекина может повлечь за собой потери в американской экономике как минимум на $200 миллиардов», – объяснил шеф-аналитик ALPHALUX Consulting Сергей Полыгалов.

В мировом масштабе американский регулятор прогнозирует потери в размере $850 млрд. Исходя из этих данных можно говорить о возможной новой волне рецессии в мировой экономике. «В надежде поддержать экономический рост ведущие центробанки мира ослабляют монетарную политику. Тем не менее ситуация на мировых рынках может улучшиться в случае достижения всеобъемлющего торгового соглашения между Вашингтоном и Пекином», – предположили в АФК.

Сегодня эксперты признают: европейская экономика так и не смогла выйти из рецессии 2008–2009 годов, несмотря на все усилия ЕЦБ. Ни сверхмягкая денежно-кредитная политика, ни программа стимулирования финансовых рынков, которая продолжается и сейчас, не дают положительного эффекта. «Британский фондовый рынок выглядит неопределенно. Если до конца марта основной индекс LSE (FTSE 100) показывал растущую динамику, то с марта по сегодняшний день он попал в шторм, где периоды резкого падения сменяются периодами роста и наоборот. Это говорит о том, что на рынке нет определенности в отношении дальнейших перспектив британской экономики», – считает Полыгалов. 

Эксперт уверен, что в такой ситуации продажа высокотехнологичного продукта – это признак инфантилизма. «Полностью солидарен с представителями Kaspi в вопросе нестабильности мирового рынка капитала. В такой ситуации размещать акции на какой-либо бирже абсолютно нецелесообразно, так как размещение может повлечь за собой серьезное падение котировок», – говорит он. По его мнению, менее рисковым вариантом будет дождаться момента, когда мировые площадки заложат в цены финансовых инструментов все риски (проще говоря, упадут), стабилизируются и начнут очередной цикл роста. «Тогда размещение акций будет более эффективным. Видимо, такого же мнения придерживаются и в Kaspi, занимая выжидательную позицию для успешного проведения IPO», – резюмировал Полыгалов.

Впервые о планах вывести Kaspi.kz на IPO Ломтадзе сообщил в ноябре прошлого года, и уже тогда было понятно, что к размещению компания будет готовиться месяцев 10–12. «Неопределенный срок выхода на IPO связан с правилами. Любая компания по правилам биржи не имеет права это комментировать», – объяснили в АФК.

1015 просмотров

Ключевые тренды для «цифровизации» казахстанских банков

Рассказывают эксперты компании Accenture

Фото: Shutterstock/Sergey Nivens

За последние годы банки во всем мире потратили значительные средства на создание digital-фундамента. Но цифровая трансформация не происходит сама по себе. Банкам еще только предстоит научиться эффективно работать с «темными данными» – например, с архивами общения с клиентами по телефону, в чатах и по электронной почте, аудиозаписями взаимодействия операционистов с посетителями отделений, полнотекстовыми документами, комментариями пользователей в соцсетях и даже с изображениями с камер наблюдения, способными фиксировать эмоции клиентов.

Кроме того, надо оцифровать все аналоговые процессы и устранить жесткую привязку данных к стеку средств обработки. Это позволит комбинировать сильные стороны самых разных программных платформ, использующих доступ к интегрированному массиву информации и знаний. 

Необходимо также учитывать высокую скорость технологических изменений и угрозы, исходящие от новых конкурентов. Так, начиная с 2010 года только североамериканские финтех-проекты, ориентированные на сегмент МСБ, привлекли $27 млрд инвестиций! Но есть и хорошие новости. По нашим оценкам, на следующем этапе трансформации гораздо меньшие вложения позволят банкам получить несопоставимо более высокую отдачу, повысить эффективность и задействовать новые инструменты увеличения продаж. 

Формирование нового поколения консультантов и менеджеров по работе с клиентами

Превратит ли цифровая трансформация банки в «безлюдный» бизнес? Наши исследования свидетельствуют: подавляющее большинство малых и средних предприятий в мире пока не готово отказаться от взаимодействия со «своим» менеджером. Даже если полностью цифровое дистанционное обслуживание будет дешевле. 

Но и живых сотрудников ждут перемены. В кратчайшие сроки банкам необходимо сформировать поколение «менеджеров завтрашнего дня», способных лучше продавать банковские продукты благодаря использованию цифровых платформ, оперативному доступу к данным и средствам совместной работы в режиме реального времени. Кстати, подобные примеры в мире уже есть. При поддержке Accenture крупный банк из Азиатско-Тихоокеанского региона развернул аналитическую платформу, использующую как собственные данные, так и информацию других участников рынка. 

Количество кредитных заявок увеличилось на 46%, объем выданных займов – на 54%, а эффективность перекрестных продаж – на 40%.

Раскрытие потенциала людей и технологий 

Новаторы давно искали способы использовать машины для снижения или полного устранения нагрузок на человека. Цифровая революция активизировала этот процесс благодаря объединению данных и аналитических инструментов с технологиями машинного обучения и искусственного интеллекта. И это еще один значимый тренд 2020 года: можно добиться существенного улучшения клиентского опыта благодаря новым автоматизированным решениям. Они обеспечат банкам рост скорости принятия решений и их выполнения при более прозрачных транзакциях.
 
Темпы перехода банков к использованию интеллектуальных систем и их масштабированию в значительной степени сдерживаются сложными операционными моделями, спецификой отдельных продуктов и процессов. А значит, в этой сфере банкам требуется профессиональная поддержка. Не случайно наиболее прогрессивные банки все чаще активно привлекают партнеров по аутсорсингу бизнес-процессов. 

Гонка за растущими возможностями искусственного интеллекта

Совокупный объем глобальных данных на сегодня оценивается в пять зеттабайт. Ведущие коммерческие банки в той или иной степени уже используют средства предиктивной аналитики. Но прогресс в сфере искусственного интеллекта значительно опережает темпы внедрения таких решений в банковском секторе, чем с успехом пользуются финтех-проекты в отдельных сегментах рынка. 

Согласно исследованиям Accenture, 83% банковских руководителей высшего звена в мире рассматривают применение систем искусственного интеллекта как настоятельную необходимость. При этом более двух третей респондентов признают: масштабировать такие решения очень непросто. Но если этого не сделать в течение ближайших пяти лет, отстающие банки рискуют выйти из игры.

Одним из важнейших пунктов трансформационной повестки для банков становится выработка стратегий сохранения конкурентоспособности.

Взрывной рост объемов данных о поведении клиентов и рисках взаимодействия с ними, разработка дифференцированных продуктов и услуг, потенциал интеллектуального анализа данных, а также возможности, открывающиеся на стыке облачных технологий и стандартов мобильной связи 5G, – все это фундаментальные тенденции, которые необходимо учитывать.

Освобождение от груза унаследованных решений

Традиционные банковские ИТ-системы при всех их преимуществах (таких как устойчивость и надежность) становятся препятствием для быстрого перехода к использованию передовых инструментов. При этом еще два года назад более 90 банков, входящих в глобальный топ-100, полагались в своей работе на мейнфреймы и ИТ-решения прежнего поколения.

Банкам необходимы стратегии, позволяющие сбросить «балласт» технологического наследия. Прежде всего – модель микросервисов, обеспечивающая переход к гибким и масштабируемым облачным платформам. По такому пути пошел, в частности, ведущий банк из Дании: новая цифровая платформа помогает консультантам предлагать клиентам кастомизированные пакеты продуктов, тогда как прежде потребители были вынуждены сами разбираться в слабо структурированном наборе услуг и сервисов.

Как обеспечить соответствие банковских специалистов новым требованиям? Поиск талантов – непростой процесс. Но еще менее эффективный путь – наращивать штат «айтишников» прежнего поколения или мотивировать миллениалов к изучению технологий 10-летней давности. На наш взгляд, будущее за сотрудничеством небольших мобильных команд банковских специалистов с опытными поставщиками технологических решений, способными принять на себя часть рисков, а не просто «реализовать проект».

Развитие цифровых экосистем

Коммерческие банки, не сумевшие сформировать технологические партнерские экосистемы, оказываются в заранее слабой позиции. Классическим банкам срочно требуется убедительный ответ на вопрос о том, какие элементы технологического стека следует передать на аутсорсинг, попутно формируя гибкую внутреннюю среду, позволяющую конкурировать с финтех-проектами.

Во многих регионах мира полным ходом развивается модель open banking, позволяющая за счет высокой доступности и интеграции информации из разных источников формировать мощные экосистемы с участием провайдеров облачных сервисов, поставщиков данных или других банков, совместными усилиями выводящих взаимодействие с клиентами на новый уровень. Мы уверены, что на фоне роста финтех-проектов и необанков в 2020 году финансово-кредитные учреждения сфокусируют свои усилия на развитии собственных экосистем и поиске путей монетизации накопленных данных. В противном случае банки рискуют стать легкой добычей для более инновационных игроков.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif