Перейти к основному содержанию

2155 просмотров

КФГД обратился к вкладчикам трех ликвидируемых банков

Фонд выплатил 57 млрд тенге

Фото: Shutterstock

Вкладчики АО «Эксимбанк Казахстан», которые не обратились за возмещением от Казахстанского фонда гарантирования депозитов (КФГД), могут это сделать до 5 ноября. У вкладчиков АО «Qazaq Banki» и АО «Банк Астаны» есть два и три месяца, соответственно, чтобы подать заявление и получить выплату в банке-агенте в своем городе. Об этом рассказали в пресс-службе КФГД.

Фонд погасил 99% от первоначальной суммы обязательств перед вкладчиками АО «Банк Астаны», АО «Qazaq Banki» и АО «Эксимбанк Казахстан» – было  выплачено 57 млрд тенге. Однако в банках-агентах еще ожидают 220 тыс. человек – на них приходится 1% от суммы обязательств, которая пока остается невостребованной.

КФГД и ранее сообщал, что число обращений в банки-агенты остается невысоким из-за небольших остатков на счетах. Так, в АО «Банк Астаны» каждый второй клиент имел на счете остаток менее 500 тенге, в АО «Qazaq Banki» и АО «Эксимбанк Казахстан» – каждый третий.

По словам председателя КФГД Акылжана Баймагамбетова, с начала октября Евразийский банк принимал в среднем по 42 заявления от вкладчиков Банка Астаны ежедневно, Банк ВТБ (Казахстан) – по два заявления от вкладчиков Qazaq Banki. Средняя сумма депозитов, за возмещением которых обращаются сейчас, составляет 8 тыс. тенге в Банке Астаны, 36 тыс. тенге – в Qazaq Banki.

«Мы продлевали соглашения с банками-агентами в июне–июле и продолжаем активно сотрудничать с ними, чтобы обеспечить максимальный комфорт и удобство для вкладчиков – это может быть реализовано только на базе банковской инфраструктуры, филиальной сети и сервиса», – рассказал он.

В трех ликвидируемых банках всего полторы тысячи вкладчиков имели депозиты сверх максимальной гарантируемой суммы. КФГД выплачивает таким вкладчикам возмещение на максимальную сумму гарантии. Обязательство выплатить вкладчикам деньги сверх гарантируемой суммы признали ликвидационные комиссии АО «Банк Астаны», АО «Qazaq Banki»  и АО «Эксимбанк Казахстан». 

Напомним, Специализированный межрайонный экономический суд города Алматы принял решение о принудительной ликвидации АО «Эксимбанк Казахстан» 28 ноября 2018 года. Также 16 января 2019 года Алматинский городской суд оставил без удовлетворения жалобу АО «Казахтелеком» на решение Специализированного межрайонного экономического суда о принудительной ликвидации АО «Эксимбанк Казахстан». Таким образом, решение СМЭС вступило в законную силу.

АО «Банк Астаны» 18 сентября 2018 года было лишено лицензии на проведение всех банковских операций на основании решения Правления Национального Банка Республики Казахстан. 26 ноября 2018 года Специализированный межрайонный экономический суд города Алматы принял решение о принудительной ликвидации АО «Банк Астаны». После того, как Алматинский городской суд рассмотрел и оставил без удовлетворения девять апелляционных жалоб, 9 января 2019 года решение СМЭС города Алматы от 26 ноября 2018 года вступило в законную силу.

АО «Qazaq Banki» 27 августа 2018 года было лишено лицензии на проведение всех банковских операций на основании решения Правления Национального Банка Республики Казахстан. 24 октября 2018 года Специализированный межрайонный экономический суд Алматы принял решение о принудительной ликвидации АО «Qazaq Banki». 12 декабря 2018 года решение СМЭС Алматы от 24 октября 2018 года вступило в законную силу.

banner_wsj.gif

64963 просмотра

Все банки Казахстана за считаные дни реорганизовали свою работу

И направили усилия на дистанционное обслуживание клиентов

Иллюстрация: Shutterstock

Банки заявили о том, что поддержат своих заемщиков, платежеспособность которых пострадала из-за введения режима ЧП. Как будет администрироваться эта поддержка, кредитные организации не объясняют. По словам одного из финансистов, решения о предоставлении льгот будут приниматься индивидуально. 

Представители отечественных финансовых ассоциаций и банкиры отказались разъяснять анонсированные финсектором антикризисные меры, предложив использовать официальные пресс-релизы. Судя по всему, кредитные организации быстро согласились с инициативой Агентства по регулированию и развитию финансового рынка о поддержке потребителей, так как понимают, что их заработки напрямую зависят от благосостояния населения.

Из релизов Ассоциации финансистов Казахстана и Ассоциации микрофинансовых организаций следует, что все кредитные учреждения подтвердили готовность, во-первых, в период действия ЧП не начислять штрафы за просрочку, возникшую у заемщиков «в результате этих ограничений». Физическим лицам, уточняется в сообщении, обращаться в банк для применения этой меры не нужно. 

Во-вторых, для индивидуальных предпринимателей и субъектов МСБ, чье финансовое состояние из-за введения ЧП ухудшилось, «в индивидуальном порядке будет рассмотрена возможность предоставления отсрочки по исполнению обязательств по кредитам на срок до 90 дней и пересмотра графика погашения задолженности».

Инструкции – потом 

Подробно об алгоритме действий в отношении компаний МСБ, которые пострадают от закрытия двух крупнейших городов страны, банкиры рассказать не смогли. Пресс-служба финагентства на соответствующий запрос «Курсива» также не ответила.

«Решения принимались быстро, поэтому не подготовлены инструкции. Могу заверить, что будет изучаться каждое заявление предпринимателей, и не обязательно тех, кто работает в Алматы или столице. Например, у компании основные поставки товаров могут быть связаны с этими городами или, наоборот, какие-то комплектующие производят в Алматы. Все будем изучать и принимать справедливые решения», – сообщил «Курсиву» один из банкиров. 

Какое влияние окажет кризис, помноженный на карантин, на бизнес самих банков, предсказать сегодня нельзя – все будет зависеть от его глубины и продолжительности. «Курсив» через мессенджеры пообщался с представителями четырех крупных финансовых институтов. Все они сообщили, что еще не считали будущие потери.

«В лучшем случае, то есть при идеальном развитии событий, мы по итогам года недосчитаемся 25–30% прибыли. Но сейчас главное – сосредоточиться на действующих заемщиках и по возможности удержать качество ссудного портфеля на уровне, близком к итогам AQR», – признался один из собеседников.

Многие финансовые организации запустили собственные программы поддержки заемщиков. По состоянию перед длинными выходными, начавшимися 21 марта, «Курсив» насчитал как минимум семь таких институтов – это банки Алтын, Альфа, Евразийский, Forte, Jýsan, Kaspi и Хоум Кредит. Поддержка заключается в том, что банки дают своим клиентам (в основном физлицам, лишившимся доходов из-за введения ЧП) отсрочку по кредитным выплатам на срок от одного до трех месяцев. Некоторые банки в своих сообщениях указали, что на данную льготу могут претендовать только те заемщики, у которых нет просроченной задолженности. В некоторых банках, по их собственным формулировкам, «детали поддержки уточняются». Кроме того, почти все БВУ запустили программы лояльности для клиентов, предпочитающих онлайн-операции.

Блокадные хроники

Все банки страны за считаные дни реорганизовали свою работу, направив еще больше усилий на дистанционное обслуживание клиентов через интернет-банкинг и мобильные приложения. Работа банковских отделений в торговых центрах карантинных городов временно приостановлена. По оценкам экспертов, меньше всего от текущего кризиса пострадают именно те банки и компании, которые много лет вкладывались в цифровые технологии.

При подготовке этого материала корреспондент «Курсива» посетила отделения семи крупных банков в Алматы. Во всех финансовых организациях менеджеры и охранники работали в масках, при этом количество посетителей было минимальным. В нескольких офисах у банкоматов были замечены флаконы с санитайзерами.

Что касается страховых компаний, то некоторые из них в условиях карантина почти полностью ушли в онлайн.

«В Алматы работает только наш головной офис, но круглосуточно, – рассказала «Курсиву» зампредседателя правления СК «Amanat» Анна Некрюкова. – Сотрудникам аварийного комиссариата, колл-центра и отдела выплат выданы маски, перчатки – все необходимое. Усилена клининговая служба».

По ее словам, компания много лет инвестировала в диджитализацию процессов, поэтому способна продолжать деятельность даже при полном закрытии головного офиса и разделении Алматы на сектора.

Собеседница отметила, что на рынке резко сократилась продажа продукта «Медицинское страхование туристов» (МСТ) в связи с кратным уменьшением количества людей, выезжающих за границу.

«Тренд снижения начался в конце февраля, и продажа полисов МСТ резко сократилась в первой декаде марта. Если в январе компания в среднем продавала 50 полисов ежедневно, а в феврале – 54, то в марте данный показатель упал до 26 полисов», – привела статистику Некрюкова.

Также в связи с распространением коронавируса страховщики фиксируют снижение премий по страхованию временного въезда (транзитного транспорта).

СК «Nomad Life» в двух мегаполисах также переходит на удаленку. Дело в том, что на многих предприятиях в связи с вводом карантина нет сотрудников, ответственных за заключение договоров страхования, поэтому часть работы откладывается.

«По добровольным продуктам пенсионного аннуитета, накопительного страхования и другим работа с потенциальными клиентами происходит сейчас в основном путем онлайн-консультаций. Наблюдается небольшое падение спроса», – отмечает зампредседателя правления Nomad Life Мади Шалгимбаев.

В компании Freedom Finance Life некоторые сотрудники головного офиса также перешли на работу в режиме онлайн.

«Прежде всего это наиболее уязвимые категории сотрудников, подпадающие под риски (родители с маленькими детьми и работники старше 60 лет). Большинство процессов в компании выстроены онлайн, что позволяет проводить операции дистанционно, обеспечивая непрерывную деятельность организации», – сообщил председатель правления Freedom Finance Life Азамат Ердесов.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif