Перейти к основному содержанию

3183 просмотра

Как выбрать «свой» банк и не прогореть

Рассказывает главный эксперт управления методологии и анализа Казахстанского фонда гарантирования депозитов Ержан Молдабеков

Фото: Shutterstock

Большинство из нас при выборе банка опираются на высокие ставки вознаграждения по депозитам, легкость получения кредита либо удобство обслуживания, но не задумываются о надежности банка, которому они доверяют свои сбережения, либо не знают, как определить, насколько банк финансово стабилен. Анализ запросов населения в поисковых системах показывает, что количество запросов «выгодный депозит» в несколько раз превышает количество запросов «надежный банк». 

Несмотря на наличие государственной гарантии по депозитам, лучше нести деньги в устойчивый банк, тем более что в случае банкротства банка возможность возврата сумм, превышающих размер гарантии, находится под вопросом. 

Как оценить финансовую устойчивость банка?

Проверка кредитного рейтинга банка является хорошим вариантом, предлагающим готовый вывод о его устойчивости, сделанный специализирующимися на этом рейтинговыми агентствами. Признанными рейтинговыми агентствами являются Fitch Ratings, Standard & Poor’s и Moody’s. Рейтинг выражается в виде букв А, B, C, D, как оценки в школе. А – это «отличник», В – «хорошист», С – «троечник», то есть банк с плохим финансовым состоянием, D – это уже дефолтный рейтинг, то есть банк на пороге банкротства. 

Как правило, рейтинги коммерческих, национальных компаний и банков не могут превышать суверенный рейтинг страны. С учетом того, что суверенный рейтинг Казахстана равен ВВВ/ВВВ-/Baa3, для казахстанских банков отличным будет считаться любой рейтинг, приближенный к суверенному. При этом чем рейтинг ближе к С, тем он хуже.

Хотя глубокий анализ деятельности банка и его финансовой отчетности может сделать только настоящий профессионал, в любом случае можно посмотреть основные финансовые показатели деятельности банка, чтобы хотя бы поверхностно получить представление о нем и провести сравнение между банками.

Финансовые показатели позволяют оценить, насколько эффективно банк осуществляет свою деятельность. Если у банка высокая доля просроченных займов (то есть займов, по которым клиенты банка не платят или платят с просрочкой), то для поддержания стабильности банка важно наличие достаточного собственного капитала и получаемой чистой прибыли. Собственный капитал является, по сути, накопительным фондом и подушкой безопасности банка. Но даже у банка с высоким собственным капиталом, хорошей возвратностью по кредитам и достаточным уровнем прибыльности могут возникать проблемы с платежеспособностью в случае, если «на руках» отсутствуют ликвидные доступные средства. Все эти взаимосвязи можно выразить такими финансовыми показателями, как доля кредитов с просрочкой платежей, коэффициент достаточности собственного капитала, процентная маржа, коэффициент текущей ликвидности.

На сайте Национального банка www.nationalbank.kz (в разделе «Статистика» – «Банковский сектор» – «Финансовые показатели») можно найти и сравнить вышеперечисленные финансовые показатели по всем казахстанским банкам. Выбирать желательно банки с достаточно высоким уровнем доходности, низким уровнем просроченных кредитов, а также с высоким уровнем достаточности капитала и ликвидности.

Как бы привлекательно ни выглядели высокие ставки по депозитам, мы должны задумываться, почему банк предлагает такие условия. Одно дело, если это сберегательный депозит, который имеет ограничения по снятию сумм и, соответственно, более высокий уровень ставок, чем по срочным и несрочным депозитам. Но если, сравнивая ставки по одному виду депозитов, вы видите, что проценты, предлагаемые каким-либо банком, значительно выше, чем у всех остальных БВУ, то стоит задуматься: возможно, данный банк отчаянно нуждается в ликвидности и таким образом пытается привлечь дополнительное финансирование для своей деятельности? В данном случае срабатывает правило «выше риск – выше доходность».

И еще один совет. Так как даже финансовые показатели не всегда могут отражать реальную ситуацию внутри банка, для сохранности своих сбережений оптимальным является открытие депозитов не в одном, а в нескольких банках, а также в пределах суммы, гарантируемой КФГД.

Безымянный_85.png

banner_wsj.gif

64872 просмотра

Все банки Казахстана за считаные дни реорганизовали свою работу

И направили усилия на дистанционное обслуживание клиентов

Иллюстрация: Shutterstock

Банки заявили о том, что поддержат своих заемщиков, платежеспособность которых пострадала из-за введения режима ЧП. Как будет администрироваться эта поддержка, кредитные организации не объясняют. По словам одного из финансистов, решения о предоставлении льгот будут приниматься индивидуально. 

Представители отечественных финансовых ассоциаций и банкиры отказались разъяснять анонсированные финсектором антикризисные меры, предложив использовать официальные пресс-релизы. Судя по всему, кредитные организации быстро согласились с инициативой Агентства по регулированию и развитию финансового рынка о поддержке потребителей, так как понимают, что их заработки напрямую зависят от благосостояния населения.

Из релизов Ассоциации финансистов Казахстана и Ассоциации микрофинансовых организаций следует, что все кредитные учреждения подтвердили готовность, во-первых, в период действия ЧП не начислять штрафы за просрочку, возникшую у заемщиков «в результате этих ограничений». Физическим лицам, уточняется в сообщении, обращаться в банк для применения этой меры не нужно. 

Во-вторых, для индивидуальных предпринимателей и субъектов МСБ, чье финансовое состояние из-за введения ЧП ухудшилось, «в индивидуальном порядке будет рассмотрена возможность предоставления отсрочки по исполнению обязательств по кредитам на срок до 90 дней и пересмотра графика погашения задолженности».

Инструкции – потом 

Подробно об алгоритме действий в отношении компаний МСБ, которые пострадают от закрытия двух крупнейших городов страны, банкиры рассказать не смогли. Пресс-служба финагентства на соответствующий запрос «Курсива» также не ответила.

«Решения принимались быстро, поэтому не подготовлены инструкции. Могу заверить, что будет изучаться каждое заявление предпринимателей, и не обязательно тех, кто работает в Алматы или столице. Например, у компании основные поставки товаров могут быть связаны с этими городами или, наоборот, какие-то комплектующие производят в Алматы. Все будем изучать и принимать справедливые решения», – сообщил «Курсиву» один из банкиров. 

Какое влияние окажет кризис, помноженный на карантин, на бизнес самих банков, предсказать сегодня нельзя – все будет зависеть от его глубины и продолжительности. «Курсив» через мессенджеры пообщался с представителями четырех крупных финансовых институтов. Все они сообщили, что еще не считали будущие потери.

«В лучшем случае, то есть при идеальном развитии событий, мы по итогам года недосчитаемся 25–30% прибыли. Но сейчас главное – сосредоточиться на действующих заемщиках и по возможности удержать качество ссудного портфеля на уровне, близком к итогам AQR», – признался один из собеседников.

Многие финансовые организации запустили собственные программы поддержки заемщиков. По состоянию перед длинными выходными, начавшимися 21 марта, «Курсив» насчитал как минимум семь таких институтов – это банки Алтын, Альфа, Евразийский, Forte, Jýsan, Kaspi и Хоум Кредит. Поддержка заключается в том, что банки дают своим клиентам (в основном физлицам, лишившимся доходов из-за введения ЧП) отсрочку по кредитным выплатам на срок от одного до трех месяцев. Некоторые банки в своих сообщениях указали, что на данную льготу могут претендовать только те заемщики, у которых нет просроченной задолженности. В некоторых банках, по их собственным формулировкам, «детали поддержки уточняются». Кроме того, почти все БВУ запустили программы лояльности для клиентов, предпочитающих онлайн-операции.

Блокадные хроники

Все банки страны за считаные дни реорганизовали свою работу, направив еще больше усилий на дистанционное обслуживание клиентов через интернет-банкинг и мобильные приложения. Работа банковских отделений в торговых центрах карантинных городов временно приостановлена. По оценкам экспертов, меньше всего от текущего кризиса пострадают именно те банки и компании, которые много лет вкладывались в цифровые технологии.

При подготовке этого материала корреспондент «Курсива» посетила отделения семи крупных банков в Алматы. Во всех финансовых организациях менеджеры и охранники работали в масках, при этом количество посетителей было минимальным. В нескольких офисах у банкоматов были замечены флаконы с санитайзерами.

Что касается страховых компаний, то некоторые из них в условиях карантина почти полностью ушли в онлайн.

«В Алматы работает только наш головной офис, но круглосуточно, – рассказала «Курсиву» зампредседателя правления СК «Amanat» Анна Некрюкова. – Сотрудникам аварийного комиссариата, колл-центра и отдела выплат выданы маски, перчатки – все необходимое. Усилена клининговая служба».

По ее словам, компания много лет инвестировала в диджитализацию процессов, поэтому способна продолжать деятельность даже при полном закрытии головного офиса и разделении Алматы на сектора.

Собеседница отметила, что на рынке резко сократилась продажа продукта «Медицинское страхование туристов» (МСТ) в связи с кратным уменьшением количества людей, выезжающих за границу.

«Тренд снижения начался в конце февраля, и продажа полисов МСТ резко сократилась в первой декаде марта. Если в январе компания в среднем продавала 50 полисов ежедневно, а в феврале – 54, то в марте данный показатель упал до 26 полисов», – привела статистику Некрюкова.

Также в связи с распространением коронавируса страховщики фиксируют снижение премий по страхованию временного въезда (транзитного транспорта).

СК «Nomad Life» в двух мегаполисах также переходит на удаленку. Дело в том, что на многих предприятиях в связи с вводом карантина нет сотрудников, ответственных за заключение договоров страхования, поэтому часть работы откладывается.

«По добровольным продуктам пенсионного аннуитета, накопительного страхования и другим работа с потенциальными клиентами происходит сейчас в основном путем онлайн-консультаций. Наблюдается небольшое падение спроса», – отмечает зампредседателя правления Nomad Life Мади Шалгимбаев.

В компании Freedom Finance Life некоторые сотрудники головного офиса также перешли на работу в режиме онлайн.

«Прежде всего это наиболее уязвимые категории сотрудников, подпадающие под риски (родители с маленькими детьми и работники старше 60 лет). Большинство процессов в компании выстроены онлайн, что позволяет проводить операции дистанционно, обеспечивая непрерывную деятельность организации», – сообщил председатель правления Freedom Finance Life Азамат Ердесов.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif