Перейти к основному содержанию

2567 просмотров

Почему западные банки запускают экосистемы для МСБ

Мнение управляющего директора ДБ «Альфа-Банк»

Фото: Shutterstock

Сегмент малого и среднего бизнеса генерирует одну шестую мировых доходов от банковской деятельности и формирует костяк большинства экономик мира.

МСБ в глобальных цифрах – это 40% мирового ВВП, 60% общемировой занятости. Такие данные приводит McKinsey & Company.

Несмотря на важность МСБ для банков и общества, этот сегмент бизнеса является трудным для обслуживания по структурным причинам. Первая причина – это ограниченный фокус, когда МСБ «застревает в середине» между розничным и корпоративным банкингом. Ситуация весьма актуальна для Казахстана, когда сотни тысяч индивидуальных предпринимателей получают розничное кредитование на нужды бизнеса. Вторая структурная причина – это недостаточная степень автоматизации в «моделях отношений» МСБ и банка. И третья глобальная причина затруднений банков в работе с МСБ – это недостаток данных, ведь предприятия малого и среднего бизнеса имеют ограниченные требования к данным и нормативной отчетности.

Эксперты McKinsey & Company говорят, что банки, как правило, испытывают трудности в определении правильной модели обслуживания для МСБ и часто в итоге либо недооценивают, либо переоценивают этих клиентов.

Западные банки по-разному решают проблемы работы с МСБ. Например, HSBC Fusion был запущен как интегрированный сервис для малого и среднего бизнеса, обеспечивающий единый взгляд на персональный и бизнес-банкинг. «Объединяя бизнес-банкинг и персональный банкинг на единой цифровой платформе, HSBC Fusion – это наш способ дать клиентам бизнес-банкинга больше ясности в их финансах, помочь им сэкономить время и получить быстрый доступ к финансированию, советам и возможностям», – характеризует свой сервис HSBC.

HSBC сделал единую точку доступа для бизнеса и личного банкинга, что, по данным самих банкиров, дало 35% экономии на комиссии (при ведении единого счета). Плюс к этому МСБ внутри этой системы может получать целевое предложение для поддержки управления бизнесом. Например, эксклюзивная кредитная карта, облачные решения или что-то другое. Отмечается, что для банка внедрение HSBC Fusion помогло увеличить предложение бизнесу в 40 странах за два года. А если говорить о конкретных государствах, то, например, предполагается, что в Мексике этот сервис позволит увеличить долю рынка банка в МСБ с 3 до 10% за 4 года (с 2017 до 2020 г.).

Еще одним мировым трендом в банковских отношениях с МСБ является то, что клиенты малого бизнеса все чаще обращаются к мобильному каналу для обслуживания. Здесь банки испытывают серьезную конкуренцию со стороны финтеха. В пример можно привести сервис Tide (Tide Platform Limited). Это британская финансово-технологическая компания, предоставляющая услуги мобильного банковского обслуживания для малых и средних предприятий. Сервис позволяет компаниям настроить текущую учетную запись в среднем за 8 минут и получить мгновенный доступ к различным финансовым услугам, включая автоматическую бухгалтерию и интегрированное выставление счетов. Кредиты до 15 тыс. фунтов одобряются онлайн в течение нескольких минут.

О том, что банки оцифровываются, говорится уже давно. Уже никого не удивишь полностью цифровыми банками без офисов. Более того, передовая западная практика пришла к тому, что многие банки начали приближаться к экосистемам B2B для МСБ. В качестве примера можно привести финский Holvi, американские PNC и J.P.Morgan или немецкий Deutsche Bank, который запустил платформу Blueport для МСБ. Эта платформа предлагает несколько услуг для малого бизнеса, например, онлайн-финансирование, бухгалтерский учет, внештатную поддержку проектов и т. д.

Все, о чем говорил выше, – это лишь малая часть возможностей для банковского рынка в сегменте МСБ. Мы только начинаем обсуждать то, что уже запущено в коммерческую эксплуатацию на Западе. Потенциал роста сегмента МСБ в бизнесах казахстанских банков, считаю, может быть сопоставим с некогда высокими темпами роста розничного рынка.

13998 просмотров

Банки получили на руки результаты AQR

«Курсив» узнал неофициальные итоги проверки

Фото: Олег Спивак

По сведениям «Курсива», 10 февраля все банки, участвовавшие в процедуре AQR, получили от Нацбанка письма с итогами проверки. Наши источники сообщают, что информация о состоянии каждого отдельно взятого банка до общественности доведена не будет – публичности предадут только сводные данные.

Заключительный акт (или отчет) регулятора по результатам AQR представляет собой достаточно сложный для понимания многостраничный документ, рассказали «Курсиву» в нескольких банках. Представитель одного из банков сообщил, что в полученном ими отчете требований по формированию дополнительных провизий нет. В некоторых актах, по данным нашего источника, указаны серьезные суммы, на которые следует докапитализировать тот или иной банк.

По информации «Курсива», из 14 банков, прошедших AQR, крупные проблемы выявлены в четырех. Во многом эти проблемы связаны с неработающими кредитами, выданными в свое время аффилированным сторонам. В совокупности потребность в дополнительном финансировании этих четырех организаций составляет около 680 млрд тенге, утверждает наш источник. На официальном уровне ранее были озвучены другие цифры. Как сообщил на брифинге 30 декабря первый зампредседателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Олег Смоляков, дополнительный основной капитал, который необходим для покрытия рисков, оценивается в 450 млрд тенге для всех банков – участников AQR.

Суммы, которые указаны в отчетах, не окончательные, говорит собеседник «Курсива», знакомый с ситуацией. По его сведениям, банкам, которые не согласны с выводами отчета, будет дана возможность обсудить свои возражения с регулятором. Если последний сочтет аргументы банков убедительными, суммы, указанные в заключительном акте, могут быть снижены. Регулятор настроен на диалог и поиск компромиссов в вопросе доначислений и не намерен диктовать банкам свои решения в приказном порядке, сообщает наш собеседник.   

Что касается банков, у которых AQR выявила серьезные проблемы с качеством активов, то решения по механизму их оздоровления будут приниматься после согласования окончательных сумм недоначисленных провизий. По словам нашего источника, у регулятора будет два главных требования к этим организациям. Во-первых, требование докапитализации со стороны акционеров. Во-вторых, требование признать обесцененные и неработающие кредиты в том объеме, в котором они были выявлены в ходе AQR, и перевести их в соответствующую корзину (вторую или третью) согласно правилам МСФО 9. Также эти банки должны будут вычистить ссудный портфель от так называемых «мертвых» клиентов, то есть от плохих заемщиков, на которых в банке по документам открыты кредитные линии, но по факту банк их не финансирует.

Информация о том, будет ли банкам, нуждающимся в оздоровлении, оказана господдержка, у разных источников разнится. Глава Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова на заседании правительства 28 января сообщила, что оздоровление банковского сектора будет продолжено посредством создания адекватного запаса провизий и капитала на рыночных условиях без использования бюджетных средств. По сведениям «Курсива», в Нацбанке эту позицию разделяют.

Как сообщалось, окончательные итоги масштабной ревизии регулятор обещал подвести в феврале.

«Мы будем достаточно открыты и покажем, чем закончилась AQR», – заявил глава Нацбанка Ерболат Досаев на брифинге 9 декабря.

По сведениям «Курсива», быть открытым до конца у регулятора объективно не получится – слишком велики риски того, что раскрытие информации по проблемным институтам спровоцирует панику среди их вкладчиков, которая может перекинуться и на клиентов вполне здоровых банков. Поэтому, говорит наш источник, публичности предадут только сводную статистику по итогам AQR, без публикации данных в разрезе отдельных банков.  

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif