Перейти к основному содержанию

24869 просмотров

Как казахстанские банкиры готовятся жить по новым правилам

Мнение управляющего директора ДБ «Альфа-Банк»

Фото: Shutterstock

На банковском рынке Казахстана, похоже, наступает эпоха настоящего капитализма. С одной стороны – в прошлое уходят старые правила игры, с другой – актуальными становятся недооцененные ранее казахстанскими банками возможности. А их очень много!

Эти возможности, о которых говорили годами, лично для меня сводятся к тезису, что эффективность государственных денег в банковской системе повысится. Как следствие – конкуренция со стороны банков за эти деньги будет только расти. Поэтому кредитные учреждения будут вынуждены активно погружаться в рынок. Ускорить этот процесс должно стресс-тестирование (оценка активов, AQR), которое идет в настоящее время в Казахстане и должно закончиться в декабре 2019 года. Какими будут итоги, пока до конца не ясно, но можно предположить, что некоторым банкам нужно будет принять серьезные стратегические решения.

Потенциал роста есть как в розничном, так и в корпоративном сегментах. Например, по данным Nielsen, несмотря на пессимистичную оценку экономической ситуации, потребительские настроения в Казахстане остаются на высоком уровне. Так, у 74% казахстанских потребителей есть свободные деньги (средства, оставшиеся после совершения расходов на базовые нужды), при этом 24% намерены делать сбережения. 44% полагают, что Казахстан не выйдет из экономической рецессии в ближайшие 12 месяцев.

Существующая инфраструктура в Казахстане обеспечивает значительный потенциал для развития цифрового банкинга. По разным оценкам, около 70% клиентов в мире к 2025 году будут в первую очередь требовать удаленное обслуживание посредством цифровых технологий. Казахстан в этом вопросе давно уже чуть ли не впереди планеты всей: проникновение интернета в Казахстане превысило 75%, мобильных устройств – 140% (по несколько телефонов на каждого человека). Тем временем проникновение цифрового банкинга все еще остается на уровне 30%, то есть только каждый третий казахстанский банк может похвастать удаленными каналами обслуживания. Более того – проблема организационной культуры, считают в McKinsey & Company, является сильнейшим препятствием для цифровой трансформации казахстанских компаний, об этом заявили 33% опрошенных McKinsey & Company. Далее идут: непонимание digital-трендов (25%), нехватка квалифицированных digital-специалистов (24%), неразвитая IT-инфраструктура (22%), отсутствие финансирования (21%) и многое другие. 

Если обратить внимание на возможности малого бизнеса, то достаточно взглянуть на статистику Миннацэкономики: в Казахстане более 809 тыс. ИП, 271 тыс. малых предприятий, 190 тыс. крестьянско-фермерских хозяйств – всего 1,27 млн компаний, из которых 352 тыс. не действуют. Кстати, 40% населения в Казахстане живет в сельской местности, хотя доля МСБ сельхозки в ВВП республики не превышает 4,2% за прошлый год – вот вам и потенциал роста. Средних компаний в Казахстане – 6,1 тыс., крупных – 2,4 тыс., рост за год – примерно 1%.

А вот долг индивидуальных предпринимателей демонстрирует значительный рост последние два года, а в 2019 году в основном как «розничных заемщиков» – по итогам 2018 года рост – 25%. То есть банки кредитуют бизнес, не как ИП, а как розничного клиента, предлагая потребительское кредитование на бизнес-нужды. Уровень проникновения кредитных продуктов в сегменте малого бизнеса не превышает 3-5% – то есть и здесь есть куда расти.

Статистику подтверждают аналитики, которые говорят о гармонизации мировых банковских тенденций и казахстанских. Эксперты McKinsey & Company считают, что глобальными банковскими трендами на сегодня являются: клиентский опыт, интеграция услуг в экосистемах, цифровые технологии и другие. По их данным, на казахстанском рынке ряд банков активно работают над улучшением клиентского опыта в целом – например, речь идет о работе над форматами отделений, запуске приложений. Помимо этого, в Казахстане уже существуют экосистемы, сочетающие в себе наличие нескольких торговых онлайн-платформ, продуктов транзакционного банкинга и кредитования.

Еще один мировой тренд заключатся в том, что клиенты предпочитают искать лучшие условия по продуктам, а технологический прорыв облегчает им этот процесс: клиенты могут получить ипотеку в одном банке, держать депозиты в другом банке, проводить платежи и переводы в третьем банке. Банки, которые способны пакетировать услуги под индивидуальные потребности клиентов на основе больших данных, получают преимущество, считают в McKinsey & Company.

13473 просмотра

Банки получили на руки результаты AQR

«Курсив» узнал неофициальные итоги проверки

Фото: Олег Спивак

По сведениям «Курсива», 10 февраля все банки, участвовавшие в процедуре AQR, получили от Нацбанка письма с итогами проверки. Наши источники сообщают, что информация о состоянии каждого отдельно взятого банка до общественности доведена не будет – публичности предадут только сводные данные.

Заключительный акт (или отчет) регулятора по результатам AQR представляет собой достаточно сложный для понимания многостраничный документ, рассказали «Курсиву» в нескольких банках. Представитель одного из банков сообщил, что в полученном ими отчете требований по формированию дополнительных провизий нет. В некоторых актах, по данным нашего источника, указаны серьезные суммы, на которые следует докапитализировать тот или иной банк.

По информации «Курсива», из 14 банков, прошедших AQR, крупные проблемы выявлены в четырех. Во многом эти проблемы связаны с неработающими кредитами, выданными в свое время аффилированным сторонам. В совокупности потребность в дополнительном финансировании этих четырех организаций составляет около 680 млрд тенге, утверждает наш источник. На официальном уровне ранее были озвучены другие цифры. Как сообщил на брифинге 30 декабря первый зампредседателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Олег Смоляков, дополнительный основной капитал, который необходим для покрытия рисков, оценивается в 450 млрд тенге для всех банков – участников AQR.

Суммы, которые указаны в отчетах, не окончательные, говорит собеседник «Курсива», знакомый с ситуацией. По его сведениям, банкам, которые не согласны с выводами отчета, будет дана возможность обсудить свои возражения с регулятором. Если последний сочтет аргументы банков убедительными, суммы, указанные в заключительном акте, могут быть снижены. Регулятор настроен на диалог и поиск компромиссов в вопросе доначислений и не намерен диктовать банкам свои решения в приказном порядке, сообщает наш собеседник.   

Что касается банков, у которых AQR выявила серьезные проблемы с качеством активов, то решения по механизму их оздоровления будут приниматься после согласования окончательных сумм недоначисленных провизий. По словам нашего источника, у регулятора будет два главных требования к этим организациям. Во-первых, требование докапитализации со стороны акционеров. Во-вторых, требование признать обесцененные и неработающие кредиты в том объеме, в котором они были выявлены в ходе AQR, и перевести их в соответствующую корзину (вторую или третью) согласно правилам МСФО 9. Также эти банки должны будут вычистить ссудный портфель от так называемых «мертвых» клиентов, то есть от плохих заемщиков, на которых в банке по документам открыты кредитные линии, но по факту банк их не финансирует.

Информация о том, будет ли банкам, нуждающимся в оздоровлении, оказана господдержка, у разных источников разнится. Глава Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова на заседании правительства 28 января сообщила, что оздоровление банковского сектора будет продолжено посредством создания адекватного запаса провизий и капитала на рыночных условиях без использования бюджетных средств. По сведениям «Курсива», в Нацбанке эту позицию разделяют.

Как сообщалось, окончательные итоги масштабной ревизии регулятор обещал подвести в феврале.

«Мы будем достаточно открыты и покажем, чем закончилась AQR», – заявил глава Нацбанка Ерболат Досаев на брифинге 9 декабря.

По сведениям «Курсива», быть открытым до конца у регулятора объективно не получится – слишком велики риски того, что раскрытие информации по проблемным институтам спровоцирует панику среди их вкладчиков, которая может перекинуться и на клиентов вполне здоровых банков. Поэтому, говорит наш источник, публичности предадут только сводную статистику по итогам AQR, без публикации данных в разрезе отдельных банков.  

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif