Перейти к основному содержанию

23488 просмотров

Как казахстанские банкиры готовятся жить по новым правилам

Мнение управляющего директора ДБ «Альфа-Банк»

Фото: Shutterstock

На банковском рынке Казахстана, похоже, наступает эпоха настоящего капитализма. С одной стороны – в прошлое уходят старые правила игры, с другой – актуальными становятся недооцененные ранее казахстанскими банками возможности. А их очень много!

Эти возможности, о которых говорили годами, лично для меня сводятся к тезису, что эффективность государственных денег в банковской системе повысится. Как следствие – конкуренция со стороны банков за эти деньги будет только расти. Поэтому кредитные учреждения будут вынуждены активно погружаться в рынок. Ускорить этот процесс должно стресс-тестирование (оценка активов, AQR), которое идет в настоящее время в Казахстане и должно закончиться в декабре 2019 года. Какими будут итоги, пока до конца не ясно, но можно предположить, что некоторым банкам нужно будет принять серьезные стратегические решения.

Потенциал роста есть как в розничном, так и в корпоративном сегментах. Например, по данным Nielsen, несмотря на пессимистичную оценку экономической ситуации, потребительские настроения в Казахстане остаются на высоком уровне. Так, у 74% казахстанских потребителей есть свободные деньги (средства, оставшиеся после совершения расходов на базовые нужды), при этом 24% намерены делать сбережения. 44% полагают, что Казахстан не выйдет из экономической рецессии в ближайшие 12 месяцев.

Существующая инфраструктура в Казахстане обеспечивает значительный потенциал для развития цифрового банкинга. По разным оценкам, около 70% клиентов в мире к 2025 году будут в первую очередь требовать удаленное обслуживание посредством цифровых технологий. Казахстан в этом вопросе давно уже чуть ли не впереди планеты всей: проникновение интернета в Казахстане превысило 75%, мобильных устройств – 140% (по несколько телефонов на каждого человека). Тем временем проникновение цифрового банкинга все еще остается на уровне 30%, то есть только каждый третий казахстанский банк может похвастать удаленными каналами обслуживания. Более того – проблема организационной культуры, считают в McKinsey & Company, является сильнейшим препятствием для цифровой трансформации казахстанских компаний, об этом заявили 33% опрошенных McKinsey & Company. Далее идут: непонимание digital-трендов (25%), нехватка квалифицированных digital-специалистов (24%), неразвитая IT-инфраструктура (22%), отсутствие финансирования (21%) и многое другие. 

Если обратить внимание на возможности малого бизнеса, то достаточно взглянуть на статистику Миннацэкономики: в Казахстане более 809 тыс. ИП, 271 тыс. малых предприятий, 190 тыс. крестьянско-фермерских хозяйств – всего 1,27 млн компаний, из которых 352 тыс. не действуют. Кстати, 40% населения в Казахстане живет в сельской местности, хотя доля МСБ сельхозки в ВВП республики не превышает 4,2% за прошлый год – вот вам и потенциал роста. Средних компаний в Казахстане – 6,1 тыс., крупных – 2,4 тыс., рост за год – примерно 1%.

А вот долг индивидуальных предпринимателей демонстрирует значительный рост последние два года, а в 2019 году в основном как «розничных заемщиков» – по итогам 2018 года рост – 25%. То есть банки кредитуют бизнес, не как ИП, а как розничного клиента, предлагая потребительское кредитование на бизнес-нужды. Уровень проникновения кредитных продуктов в сегменте малого бизнеса не превышает 3-5% – то есть и здесь есть куда расти.

Статистику подтверждают аналитики, которые говорят о гармонизации мировых банковских тенденций и казахстанских. Эксперты McKinsey & Company считают, что глобальными банковскими трендами на сегодня являются: клиентский опыт, интеграция услуг в экосистемах, цифровые технологии и другие. По их данным, на казахстанском рынке ряд банков активно работают над улучшением клиентского опыта в целом – например, речь идет о работе над форматами отделений, запуске приложений. Помимо этого, в Казахстане уже существуют экосистемы, сочетающие в себе наличие нескольких торговых онлайн-платформ, продуктов транзакционного банкинга и кредитования.

Еще один мировой тренд заключатся в том, что клиенты предпочитают искать лучшие условия по продуктам, а технологический прорыв облегчает им этот процесс: клиенты могут получить ипотеку в одном банке, держать депозиты в другом банке, проводить платежи и переводы в третьем банке. Банки, которые способны пакетировать услуги под индивидуальные потребности клиентов на основе больших данных, получают преимущество, считают в McKinsey & Company.

1 просмотр

Нацбанк получил первые результаты AQR

Ерболат Досаев рассказал, что результаты получат широкое надзорное применение

Фото: Олег Спивак

В настоящее время регулятор имеет первые результаты процессов и политик банков. Такое заявление сделал глава надзорного органа на конференции, посвященной Дню финансиста. 

По словам Ерболата Досаева, за последние годы банковская система страны заметно укрепилась. Так, с 2017 года на 30% вырос капитал БВУ.

«Для завершения качественного восстановления банковского сектора в целом проводится комплексная независимая оценка качества активов банков (AQR) с привлечением независимых международных экспертов, – напомнил глава НБ РК.

Результаты AQR получат широкое надзорное применение, заверил главный банкир страны. 

«В рамках AQR уже получены первые результаты анализа процессов и политик банков. Сейчас идет подготовка рекомендаций по улучшению бизнес-процессов банков в соответствии с лучшей международной практикой. Проводятся работы по ключевым направлениям по анализу кредитных досье и залогового обеспечения. Полученные методология и знания будут интегрированы в текущий надзорный процесс», –отметил он. 

Количественные и качественные результаты будут трансформированы в новую надзорную систему SREP, «в том числе в части применения нового надзорного инструмента в виде надзорной надбавки на капитал», заявил он.

Напомним, с начала августа 14 крупнейших банков страны – Народный, Сбербанк, Kaspi, Forte, БЦК, АТФ, Евразийский, Jýsan Bank, Bank RBK, Альфа-Банк, Altyn Bank, Нурбанк, Хоум Кредит и ВТБ – проходят процедуру оценки качества активов (asset quality review, AQR). Для обеспечения прозрачности и объективности оценки Нацбанк проводит AQR совместно с международным консультантом, им стала выигравшая тендер глобальная консалтинговая компания Oliver Wyman. Ревизия продлится до конца года, после чего проверяющие вынесут соответствующий вердикт.

Проводимая работа в этом направлении преследует три основные цели:
 

  • обеспечение прозрачности всей банковской системы за счёт повышения качества доступной информации о финансовом состоянии ключевых банков; 
  • укрепление финансовой стабильности за счёт выявления и внедрения корректирующих мер для улучшения финансового состояния банков (при необходимости);
  • повышение доверия со стороны инвесторов и вкладчиков за счет демонстрации надёжности банков, работающих в Казахстане.
     

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций