Перейти к основному содержанию

6233 просмотра

Списанные со счета деньги «не пришли» в магазин

Что делать, если деньги списались со счета, но транзакция не была завершена

фото: shutterstock.com

Объем операций с использованием платежных карточек за шесть месяцев этого года составил 12,9 трлн тенге, говорится в релизе Нацбанка. По сравнению с аналогичным периодом 2018 года количество транзакций увеличилось в 2 раза, а сумма выросла на 48,7%. Насколько безопасны безналичные покупки, и что делать, если деньги списались со счета, но транзакция не была завершена узнал «Курсив».

В один из вечеров житель столицы Сергей Горбунов, совершив необходимы покупки в супермаркете на кассе расплатился карточкой, деньги со счета списались, но магазин их не получил.

«По телефону в call-центре банка заверили, что транзакция прошла успешно, и, скорее всего, деньги «потерялись» у банка, который предоставил POS-терминал магазину», - вспоминает Сергей Горбунов.

Деньги списаны, но не дошли до коммерсанта

В случае, если при совершении платежа в POS-терминале произошла ошибка и он не был завершен (в том числе, если средства были списаны с карты, но не попали на счёт коммерсанту) держатель карты может решить проблему двумя способами. Первый – взять всю отвесность на себя, второй - переложить трудности на предпринимателя.

«POS-терминал обязательно выдаст чек, где будет написано, что транзакция отклонена. Этот чек держателю карты лучше сохранить, он может пригодиться при подаче заявления на возврат средств. Кроме того, в этом чеке будет указан код ошибки, благодаря которому специалист определит причину», - объясняет директор по развитию сектора финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана Константин Пак.

Эксперт уверен, в подавляющем большинстве, подобные ситуации возникают из-за проблем со связью POS-терминала с карточной системой.

«Следует обратиться в банк, который выпустил карту, написать заявление и приложить чек. Кстати, для написания заявления у вас есть 60 дней со дня проведения транзакции. Банк примет жалобу в обработку и начнёт собственное расследование для принятия решения по возврату средств», - говорит представитель АФК.

В зависимости от установленных внутренних правил эта процедура может занять до двух недель.

Сами банкиры не рекомендуют второй раз оплачивать товар наличными, и это второй способ решения проблемы.

«Если к коммерсанту сумма не упала за покупку, он спрашивает с банка, которому принадлежит POS-терминал, не с клиента, так как его банк показал, что транзакция прошла успешно», -  рекомендует пресс-служба Народного банка.

Финансисты подчеркивают, что средства по безналичным операциям в нашей стране совершаются не мгновенно.

«На самом деле коммерсант получает возмещение по осуществленным транзакциям в POS-терминале не сразу, а в течение 2-3 рабочих дней по транзакциям, осуществленным в РК, и до 30 календарных дней по зарубежным транзакциям», - заверили в пресс-службе Jýsan Bank.

В любом случае, предприниматель и владелец карты получит деньги в течение двух недель.

Проблемы за рубежом

Если спорная ситуация случилась за границей финансовой организации может потребоваться до двух месяцев для решения этого вопроса. В любом случае, владелец карты должен связаться со своим банком.

«К слову, подобные ситуации описаны и чётко регламентированы в правилах международных платёжных систем, которые обязаны исполнять банки-участники. Безусловно средства в случае некорректного списания должны и будут возвращены», - заверил г-н Пак. 

Банк списал лишние деньги

Если финансовая организация два раза списала средства за одну покупку, также следует сразу позвонить call-центр банка: рассказать о случившимся, и средства будут возвращены моментально.

«Но, если вы покупаете что-то в иностранном интернет-магазине, не следует забывать о разнице в курсах валют. Часто, операции идут через кросс-курс – то есть для приобретения товара в юанях, сначала на тенге покупаются доллары, затем юани. При колебаниях курсов валют (сейчас это очень актуально) люди тоже теряют деньги. И чем дороже покупка, тем больше непредвиденные расходы клиентов», - отметила постоянный покупатель Ali Express Татьяна Дербина.

Для совершающих частые покупки в иностранных интернет-магазинах финансисты рекомендуют открывать карточки, номинированные в иностранной валюте.

«В то же время нельзя забывать про интернет-эквайринг, где всем участникам следует быть бдительными, транзакции проводить на проверенных сайтах, с использованием 3DSecure», - напомнили в пресс-службе Народного банка.

Банкомат не выдал деньги

В работе банкоматов редко, но происходят сбои, когда списываются деньги с карточки, однако машина их не выдает. Чаще всего, банкоматы просто «зависают», то есть средства появятся в заветном окошке через 5-10 минут. Если денег нет больше этого времени, следует сохранить чек, позвонить в call-центр и отправляться в банк для того чтобы написать заявление. Финансисты заверяют, что согласно внутренним процедурам каждого БВУ средства вернутся на счет в течение 10-14 дней.

«Подобные сбои происходят крайне редко, поэтому статистики нет. Вообще, надо понимать, что при всей своей простоте – это сложные операции, в которых учувствует несколько партнеров. В любом случае, банкиры стараются идти на встречу клиенту», - заверил директор по развитию сектора финансовых технологий и инноваций АФК.

6269 просмотров

Казахстанские банкиры готовятся оспорить результаты AQR

Если они их не устроят

Иллюстрация: Shutterstock.com/aurielaki

Руководители пяти казахстанских банков на условиях анонимности заявили «Курсиву», что намерены оспорить результаты AQR в том случае, если на их основании банкам вменят в обязанность увеличить капитал. Государственные деньги на эти цели банкирам, по их словам, тоже не нужны. 

«Курсив» встретился с топ-менеджерами пяти банков, и каждый из них сообщил, что организации уже наняли аудиторов, которые в случае необходимости будут оспаривать решения регулятора, вынесенные по итогам AQR. Таким образом банкиры прокомментировали публикацию Reuters о том, что государство намерено оказать поддержку как минимум четырем БВУ, после того как анализ качества активов выявил у них потребность в дополнительном капитале.

Один из источников Reuters сказал, что пакет новой помощи может стоить до 1 трлн тенге ($2,6 млрд). По информации другого источника, новая программа будет дороже предыдущей, которая обошлась государству в 410 млрд тенге ($1,1 млрд), и может охватить более чем четыре банка. Ранее рейтинговые агентства Moody’s и S&P прогнозировали, что потенциальный уровень вливаний в сектор после AQR может составить от 400 млрд до 1 трлн тенге.

В настоящее время завершены три из девяти блоков AQR по всем 14 проверяемым банкам. Уже получены результаты анализа банковских процессов и политик, на этой основе регулятор приступил к подготовке отчета. 

«После завершения оценки будут разработаны планы корректирующих мер по улучшению бизнес-процессов банков в соответствии с международной практикой. Также в случае необходимости будут предусмотрены меры по докапитализации банков и увеличению провизий», – заявил глава Нацбанка Ерболат Досаев на брифинге 9 декабря.

Досаев подчеркнул, что самое сложное – это намеченная на январь-февраль разработка индивидуальных планов развития на предстоящие два-три года с каждым проблемным банком. Личные беседы «Курсива» с финансистами подтвердили, что обсуждение действительно может оказаться сложным. На условиях анонимности банкиры заявили, что устали от государственной поддержки и что калька с европейского опыта не всегда хороша для развивающейся экономики. 

«Сама методология оценки вызывает некоторые вопросы. Нацбанк внес адаптацию, но AQR выдвигает жесткие требования к нашим заемщикам. У многих банков есть клиенты, которые имеют колебания в платежах. Для аналитика это плохой клиент, так как у него нет большой материальной базы, но для нас это отличный клиент, с которым мы работаем много лет», – утверждает один из банкиров. Обычно такие заемщики сконцентрированы в секторах АПК и торговли. «Иногда они испытывают недостаток средств. Например, клиент занимается зернотрейдингом, у него нет залога, зато есть крупный депозит в нашем банке. Скажите, мне надо согласиться с тем, что это проблемная компания? Мое мнение: нет», – рассуждает собеседник.

«Если мы согласимся с регулятором, то тогда нам следует докапитализироваться, доначислять провизии, – говорит другой финансист. – Помощь Нацбанка никогда не бывает бесплатной. Не знаю, какую форму поддержки они намерены предложить, но нам не нужны лишние заемные деньги. Если раньше шла борьба за корпоративных клиентов, то сейчас мы сражаемся с конкурентами за стабильных клиентов среднего бизнеса. По сути, деньги некуда вкладывать, кредитовать некого».

Как заявляли в Нацбанке, по результатам AQR для банков будет определен необходимый уровень достаточности капитала и провизий, чтобы обеспечить выполнение ими минимальных требований. «Мы наняли международную аудиторскую компанию, чтобы оспорить выводы AQR. Пока не знаю, как регулятор оценивает наш банк, что они думают о наших клиентах, но мы готовимся к спору и просто так с надзорным решением не согласимся. У нас есть свободная ликвидность, поэтому пополнять акционерный капитал или увеличивать провизии не имеет смысла», – примерно в таком духе высказались все пять собеседников «Курсива».

Один из банкиров уточнил, что привлеченный его организацией аудитор имеет опыт проведения AQR в странах Восточной Европы, Украине и Беларуси. «Такой аудитор сможет легче и понятнее объяснить, что не все маркеры европейского AQR срабатывают в Казахстане, – как раз опыт Украины и Беларуси пригодится», – подчеркнул собеседник.

Помимо Казахстана из стран СНГ на AQR решились только Украина и Беларусь. Ни Киев, ни Минск не принимали программы поддержки финансового сектора после оценки качества активов – банки сами справлялись с новыми требованиями регуляторов. Правда, на основе AQR было принято решение о национализации самого успешного банка Украины – ПриватБанка. Однако его бывший владелец оспаривает эти действия в международных и украинских судах.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance