Перейти к основному содержанию

6597 просмотров

Списанные со счета деньги «не пришли» в магазин

Что делать, если деньги списались со счета, но транзакция не была завершена

фото: shutterstock.com

Объем операций с использованием платежных карточек за шесть месяцев этого года составил 12,9 трлн тенге, говорится в релизе Нацбанка. По сравнению с аналогичным периодом 2018 года количество транзакций увеличилось в 2 раза, а сумма выросла на 48,7%. Насколько безопасны безналичные покупки, и что делать, если деньги списались со счета, но транзакция не была завершена узнал «Курсив».

В один из вечеров житель столицы Сергей Горбунов, совершив необходимы покупки в супермаркете на кассе расплатился карточкой, деньги со счета списались, но магазин их не получил.

«По телефону в call-центре банка заверили, что транзакция прошла успешно, и, скорее всего, деньги «потерялись» у банка, который предоставил POS-терминал магазину», - вспоминает Сергей Горбунов.

Деньги списаны, но не дошли до коммерсанта

В случае, если при совершении платежа в POS-терминале произошла ошибка и он не был завершен (в том числе, если средства были списаны с карты, но не попали на счёт коммерсанту) держатель карты может решить проблему двумя способами. Первый – взять всю отвесность на себя, второй - переложить трудности на предпринимателя.

«POS-терминал обязательно выдаст чек, где будет написано, что транзакция отклонена. Этот чек держателю карты лучше сохранить, он может пригодиться при подаче заявления на возврат средств. Кроме того, в этом чеке будет указан код ошибки, благодаря которому специалист определит причину», - объясняет директор по развитию сектора финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана Константин Пак.

Эксперт уверен, в подавляющем большинстве, подобные ситуации возникают из-за проблем со связью POS-терминала с карточной системой.

«Следует обратиться в банк, который выпустил карту, написать заявление и приложить чек. Кстати, для написания заявления у вас есть 60 дней со дня проведения транзакции. Банк примет жалобу в обработку и начнёт собственное расследование для принятия решения по возврату средств», - говорит представитель АФК.

В зависимости от установленных внутренних правил эта процедура может занять до двух недель.

Сами банкиры не рекомендуют второй раз оплачивать товар наличными, и это второй способ решения проблемы.

«Если к коммерсанту сумма не упала за покупку, он спрашивает с банка, которому принадлежит POS-терминал, не с клиента, так как его банк показал, что транзакция прошла успешно», -  рекомендует пресс-служба Народного банка.

Финансисты подчеркивают, что средства по безналичным операциям в нашей стране совершаются не мгновенно.

«На самом деле коммерсант получает возмещение по осуществленным транзакциям в POS-терминале не сразу, а в течение 2-3 рабочих дней по транзакциям, осуществленным в РК, и до 30 календарных дней по зарубежным транзакциям», - заверили в пресс-службе Jýsan Bank.

В любом случае, предприниматель и владелец карты получит деньги в течение двух недель.

Проблемы за рубежом

Если спорная ситуация случилась за границей финансовой организации может потребоваться до двух месяцев для решения этого вопроса. В любом случае, владелец карты должен связаться со своим банком.

«К слову, подобные ситуации описаны и чётко регламентированы в правилах международных платёжных систем, которые обязаны исполнять банки-участники. Безусловно средства в случае некорректного списания должны и будут возвращены», - заверил г-н Пак. 

Банк списал лишние деньги

Если финансовая организация два раза списала средства за одну покупку, также следует сразу позвонить call-центр банка: рассказать о случившимся, и средства будут возвращены моментально.

«Но, если вы покупаете что-то в иностранном интернет-магазине, не следует забывать о разнице в курсах валют. Часто, операции идут через кросс-курс – то есть для приобретения товара в юанях, сначала на тенге покупаются доллары, затем юани. При колебаниях курсов валют (сейчас это очень актуально) люди тоже теряют деньги. И чем дороже покупка, тем больше непредвиденные расходы клиентов», - отметила постоянный покупатель Ali Express Татьяна Дербина.

Для совершающих частые покупки в иностранных интернет-магазинах финансисты рекомендуют открывать карточки, номинированные в иностранной валюте.

«В то же время нельзя забывать про интернет-эквайринг, где всем участникам следует быть бдительными, транзакции проводить на проверенных сайтах, с использованием 3DSecure», - напомнили в пресс-службе Народного банка.

Банкомат не выдал деньги

В работе банкоматов редко, но происходят сбои, когда списываются деньги с карточки, однако машина их не выдает. Чаще всего, банкоматы просто «зависают», то есть средства появятся в заветном окошке через 5-10 минут. Если денег нет больше этого времени, следует сохранить чек, позвонить в call-центр и отправляться в банк для того чтобы написать заявление. Финансисты заверяют, что согласно внутренним процедурам каждого БВУ средства вернутся на счет в течение 10-14 дней.

«Подобные сбои происходят крайне редко, поэтому статистики нет. Вообще, надо понимать, что при всей своей простоте – это сложные операции, в которых учувствует несколько партнеров. В любом случае, банкиры стараются идти на встречу клиенту», - заверил директор по развитию сектора финансовых технологий и инноваций АФК.

banner_wsj.gif

105246 просмотров

Как получить отсрочку по кредиту в Казахстане

Ее дают не в автоматическом режиме

Фото: Shutterstock

Обобщая информацию от всех банков, можно выделить главный принцип. Штрафы и пени отменяются для всех в автоматическом режиме. А вот процедура отсрочки основного долга носит заявительный характер. Чтобы ее получить, от заемщика требуются определенные усилия. Корреспондент Kursiv.kz узнал, на каких условиях разные банки согласны предоставить отсрочку платежей.

Антикризисные меры правительства, озвученные Касым-Жомартом Токаевым 23 марта, включают кредитные каникулы для населения и МСБ. В обращении президента страны необходимость предоставления отсрочки по кредитам заявлена в форме предложения, а не требования. От банков ожидают «полного понимания и гражданской солидарности». 

Сумма вознаграждения банкам за период отсрочки будет перенесена на более поздний срок. Поэтому в зависимости от условий одобрения отсрочки заемщику будет пролонгирован срок договора, либо в дальнейшем будет увеличена сумма ежемесячного платежа.

Материал подготовлен на основе официальной информации с сайтов банков и консультаций специалистов Call-центров БВУ. Данные актуальны на 26 марта.

Halyk bank

Условия: c 16 марта по 15 июня не начисляются штрафы и пени по просрочке платежей, возникшей из-за ЧП. Отсрочка по основному долгу для физлиц предоставляется на один месяц – до 16 апреля. По словам сотрудников call-центрa, данный срок в дальнейшем может быть увеличен.

Получить право не платить в этот период кредит имеют только те заемщики, которые не имели просроченной задолженности по состоянию на 16 марта. Информация о количестве дней просрочки будет передана в Первое кредитное бюро (ПКБ) и занесена в кредитную историю.

По условиям банка, при одобрении заявки на отсрочку кредита срок займа увеличивается на один месяц. При этом общая сумма вознаграждения остается прежней.

Что касается процентов по беззалоговым кредитам – данный вопрос еще не решен.

«По беззалоговым потребительским займам с просрочкой платежа свыше 90 дней, возникшей у заемщиков в результате ограничений, связанных с чрезвычайным положением, банк самостоятельно прекратит начисление процентного вознаграждения после принятия и вступления в силу соответствующих поправок в законодательство РК», – сообщается на сайте банка.

Для индивидуальных предпринимателей и субъектов МСБ отсрочка на 90 дней предоставляется в индивидуальном порядке. При этом составляется новый график платежей.

Что нужно сделать

Заявка на отсрочку кредита подается онлайн на сайте банка. Все принятые заявления могут рассматриваться до конца апреля. После того, как специалисты банка обработают данные, заемщику приходит SMS, либо ему звонит сотрудник и сообщает о результатах. При приостановлении кредитных выплат банк составляет дополнительное соглашение, которое становится доступным в личном кабинете или мобильном приложении.

ForteBank

Условия: отсрочка платежей для физлиц и представителей бизнеса на 90 дней предоставляется по заявкам. Штрафы и пеня на этот период начисляться не будут. Необходимо доказать факт влияния ЧП на бизнес и доходы. Если предприниматель (например, в регионах) продолжает работать в ТРЦ, платить аренду, но его доходы снизились в связи с резким падением покупательского спроса, то и по его кредиту может быть предоставлена отсрочка. Но данный вопрос решается в индивидуальном порядке.

Что нужно сделать

Заполнить заявление на сайте банка. Представителям бизнеса необходимо прикрепить документы, подтверждающие влияние ЧП на бизнес. Это договоры аренды с ТРЦ, правоустанавливающие документы, уведомления акиматов, арендодателей о закрытии или приостановлении деятельности ТРЦ, уведомления партнеров о задержке оплаты по услугам. Возможно, специалисты банка запросят и другие документы. Физлицам нужно прикрепить справку о потере работы, отпуске без содержания и т.д.

Сбербанк

Условия: отсрочка по беззалоговым кредитам физических лиц на три месяца предоставляется только в случае, если заемщик не имеет просроченной задолженности. Важно: одобрение выдается только по тем займам, срок окончания выплат по которым датируется 1 октября 2020 года и позже. Есть еще одно условие – по договору нет гарантов.

Согласно данным сотрудников Call-центра банка, приказа по приостановлению выплат по ипотечным кредитам на данный момент не поступало.

Для индивидуальных предпринимателей и МСБ отсрочка по кредиту предоставляется также в заявительном порядке. При этом бизнесмен может сам предложить срок запрашиваемой отсрочки по основному долгу и вознаграждению.

Что нужно сделать

Необходимо скачать образец заявления на сайте банка, заполнить его, отсканировать и отправить на электронную почту. Обязательно приложить документы о потере дохода, приказы об увольнении, направлении в отпуск без содержания, больничный лист и т.д. Решение о предоставлении отсрочки принимается в течение 10 рабочих дней.

Kaspi Bank

Условия:

Со 2 апреля в банке будет действовать программа поддержки клиентов, она рассчитана на два месяца. Чтобы принять в ней участие, заемщик должен соответствовать двум требованиям. Во-первых, его кредит должен быть оформлен до 18 марта. Во-вторых, у него не должно быть просроченной задолженности на дату заявления. С момента введения режима ЧП, штраф и пени по кредитам банка начисляться не будут. Также заемщикам, оформивших отсрочку, невозможно будет получить в этом периоде новый кредит.

Согласно данным с сайта банка, срок займа будет продлен на два месяца. В случае, если клиент написал заявление и получил одобрение, то информация об отсрочке никак не повлияет на кредитную историю. Однако в случае, если человек не подавал заявку на отсрочку, а сам принял решение не выплачивать свой кредит, то данные о просрочке будут переданы в ПКБ и кредитная история будет испорчена.

Что нужно сделать

Подать заявку можно только в мобильном приложении. Документы прилагать необязательно, но специалисты банка в случае необходимости могут в индивидуальном порядке запросить дополнительные сведения.

Jysan bank

Условия: отсрочка платежей для физических лиц по потребительским и залоговым кредитам предоставляется на 60 дней в случае, если заем был оформлен до 18 марта и по нему нет просроченной задолженности. На этот период также не начисляются штрафы и пеня. В случае одобрения заявки на отсрочку залогового кредита производится перерасчет платежа. Для потребителей, бравших беззалоговые займы, продляется срок договора.
Предпринимателям банк готов приостановить выплату кредитов на срок 90 дней. Отсрочка предоставляется также по заявлению в индивидуальном порядке.

Что нужно сделать

Прийти в отделение банка и написать заявление. Обязательное требование – документы, подтверждающие снижение дохода, больничный и т.д. Оформление заявки доступно и в онлайн-режиме.

АТФБанк, Евразийский банк, Tengri Bank, Банк Kassa Nova, Альфа-Банк, Банк ЦентрКредит

Данные банки объединены в один раздел, так как имеют аналогичные условия отсрочки платежей по кредитам.

Условия: банки готовы предоставить отсрочку по действующим беззалоговым потребительским кредитам, ипотеке на 90 дней как для физлиц, так и для МСБ. Также в этот период не будут начисляться штрафы и пеня. Основными требованиями является необходимость доказать, что потерян доход. Для этого необходимо приложить соответствующие документы.

Банк ЦентрКредит предоставляет отсрочку по платежам только тем казахстанцам, которые переболели коронавирусом или находились в карантине, или были отправлены в отпуск без сохранения заработной платы или вовсе потеряли работу.

Что нужно сделать

Согласно данным сотрудников АТФБанка, в настоящее время заявления принимаются только в отделениях. В ближайшем будущем рассматривается вариант онлайн-приема заявок.

В Евразийском банке в настоящее время только разрабатывается порядок приема и рассмотрения заявлений.

В Tengri Bank и Банке Kassa Nova готовы рассмотреть заявку в онлайн-режиме. Заявление необходимо отправить на электронный адрес банков, в дальнейшем при необходимости кредитный менеджер может запросить дополнительные документы.

Альфа-Банк будет принимать заявки на отсрочку платежей с 31 марта и только в удаленном режиме. Рассмотрение заявления – 15 дней.

Банк ЦентрКредит предлагает заполнить заявление по форме, подписать, отсканировать и отправить на электронный адрес банка, приложив подтверждающие документы.

В «Банк Хоум Кредит» рассказали, что для получения кредитных каникул клиентам необходимо обратиться в Банк через мобильное приложение или в отделение. На момент введения ЧП клиенты не должны иметь просрочки. Кредитные каникулы доступны для кредитных договоров, заключённых до 18 марта, и чьи ежемесячные платежи приходятся на период действия ЧП. Подробнее можно ознакомиться по ссылке.

Жилстройсбербанк

Ранее Kursiv.kz сообщал, что АО «Казахстанская ипотечная компания», АО «Жилстройсбербанк» будут предоставлять отсрочку по ипотечным платежам с апреля по июнь. Это относится как к договорам купли-продажи недвижимости, так и по договорам аренды с последующим выкупом.

Механизм обработки индивидуальных заявок, по данным на 26 марта, неизвестен, информации о его реализации пока нет в свободном доступе.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif