Банкир рассказал о специфике кредитования деловых женщин

Они полностью вовлечены в бизнес и платят по кредиту

Фото: Аскар Ахметуллин

Деловые женщины являются хорошими заемщиками для финансовых институтов, считает заместитель председателя правления АО «Народный банк Казахстана» Даурен Сартаев.

«15 лет назад я начинал карьеру рядовым менеджером по кредитованию микробизнеса программы ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) и тогда мне нужно было выдавать по 10 кредитов в месяц. Я ходил по своему городу (Павлодар), пытался привлечь небольших бизнесменов», – сказал он на пятом конгрессе деловых женщин 28 августа.

«Практически 80% моих клиентов тогда были женщины. Мне очень комфортно было с ними работать, потому что была полная погруженность в бизнес, была четкая дисциплина и, что немаловажно для банкиров, была ответственность. Так я очень быстро построил бизнес, у меня очень быстро сформировался портфель из ответственных, трудолюбивых и пунктуальных павлодарских предпринимательниц», – добавил Сартаев.

После таких успехов шеф заметил банкира и перевел его в сектор среднего бизнеса.

«Там суммы уже больше, мне уже достался готовый портфель. Что я там увидел? Больше половины портфеля были уже мужчины, и здесь начались мои первые приключения. Уже не та дисциплина, не та погруженность, но весьма завышенные требования и ожидания», – сказал он.

В связи с этим Сартаев полагает, что банкирам легче работать с деловыми женщинами, чем мужчинами.

«Когда через много лет я вернулся в Казком как член правления и начал заниматься крупнейшими предприятиями, там я вообще женщин не нашел и, как правило, из этого портфеля мало кто хотел платить», – сказал он.

Он напомнил, что инициатором кредитования женского предпринимательства была председатель правления Народного банка Умут Шаяхметова.

«Сначала выделили два миллиарда, потом начались проблемы. Оказалось, что заявок по всему Казахстану мы приняли больше, чем оказалось денег. И мне, как мужчине, надо было принимать решение, кому больше дать, по какому принципу давать. Тогда я пошел по короткому пути – пошел к Умут Болатхановне (Шаяхметовой) и сказал: "Можно еще миллиард и на этом мы все потребности закроем". Она поддержала, выдали еще миллиард. Из этих трех миллиардов 2,7 млрд мы уже освоили, 150 заявок у нас есть. Я думаю, полностью все три миллиарда мы сможем освоить к концу сентября», – сообщил Сартаев.

52% прокредитованных банком по этой программе женщин относятся к торговле, 15% – к сфере услуг и около 10% приходится на гостиничный бизнес и образование.

В свою очередь заместитель председателя национальной палаты предпринимателей «Атамекен», председатель совета деловых женщин Лаззат Рамазанова сообщила, что к программе кредитования деловых женщин хочет присоединиться Альфабанк.

«Сегодня мы закончили первый цикл переговоров и вторым, кто принимает челлендж от Халыкбанка, стал Альфабанк. Альфабанк сейчас рассматривает вопрос открытия отдельной кредитной линии по микрокредитованию. Условия мы сейчас с ними оговариваем… Что примечательно? Председателем правления Альфабанка тоже является женщина», – сообщила Рамазанова.

banner_wsj.gif

145 просмотров

Сколько цифровые банки тратят на новых клиентов

Рассказывает управляющий директор ДБ «Альфа-Банк»

Фото: Shutterstock.com

Средняя стоимость привлечения одного клиента для цифровых банков составляет от $1 до 38, для традиционных банков – $200.

При этом показатель эффективности затрат у традиционных банков – 50–60%, у банков нового поколения – 46%. К таким выводам пришли аналитики французской консалтинговой компании в сфере менеджмента и информационных технологий Capgemini в отчете World Retail Banking Report 2020. В этом документе аналитики рассматривают влияние коронавируса на глобальный банковский розничный рынок.

В отчет Capgemini включены данные опроса 11,2 тыс. потребителей в 11 странах – Китае, Франции, Германии, Индии, Италии, Нидерландах, Норвегии, Испании, Швеции, Великобритании и США. Исследование также включает информацию об опросах более чем 80 руководителей ведущих банков в разных регионах мира.

«Финансовый сектор переживает историческую трансформацию, поскольку проворные нетрадиционные в цифровой форме игроки проверяют старую гвардию. Новые участники расставляют приоритеты в отношении качества обслуживания клиентов и пересматривают давние банковские принципы, чтобы завоевать популярность на рынке. И ставки особенно высоки в сегодняшней беспрецедентной новой нормальности COVID-19», – говорят исследователи Capgemini.

Они отмечают, что, имея почти 39 млн пользователей по всему миру, «претенденты в банки» и необанки представляют недорогие, сверхперсонализированные, удобные для клиентов продукты. Эти предложения формируются благодаря бизнес-моделям необанков и финтехов без филиалов, открытым платформам Plug-and-Play, API-интерфейсам и гибкости цифровых стеков, которые обеспечивают эффективность операциям и низкие внутренние и внешние затраты.

На этом фоне традиционные банки выглядят бледно: Capgemini говорит, что 39% банков имеют возможность для надежного управления данными и только 26% получают самое важное из общего объема данных (Big Data).

Предпочтения потребителей банковских услуг во время пандемии COVID-19 изменились: 57% пользователей выберут интернет-банк вместо похода в отделение банка (до появления вируса – 49%). Опросы показывают, что треть респондентов недовольны существующим банковским обслуживанием и готовы перей­ти в финтех. При этом клиенты банков все чаще предпочитают мобильные приложения и чат-боты традиционным походам в отделение или звонку по телефону.

Банкам приходится конкурировать с гибкими предложениями финтехов; попутно им нужно постоянно снижать свои издержки, чтобы соответствовать по цене новым решениям из области финансовых технологий. «Лучше плохой мир, чем хорошая война», – подумали банкиры и начали сотрудничать с финтехом. Таких примеров уже много, из последних крупнейших – покупка Deutsche Bank индийской FinTech Quantiguous Solutions. Такие коллаборации позволяют банкам ускорить процесс цифровизации, а 58% процентов опрошенных банкиров сказали, что на запуск проектов с финтех-партнерами ушло менее года. Основными рисками в этом направлении являются проблемы кибербезопасности, вопросы регулирования, плохая IT-совместимость существующих банковских систем.

Глобальные тенденции понятны. А как они отражаются на Казахстане? Мы не отстаем от этого тренда, так как пандемия захватила весь мир. В Казахстане есть точечные очаги digital, многие говорят о цифровизации, но на практике у всех разная готовность банковской инфраструктуры к трансляции цифрового мира своим клиентам. А клиенты казахстанских банков не избалованы качественным предложением, поэтому у отечественных банкиров есть все шансы перекроить банковский рынок Казахстана на новой, цифровой карте страны.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg