Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1533 просмотра

Жители Костанайской области набрали долгов почти на 90 млрд тенге

Просрочка по кредитам превысила 4 млрд тенге 

Фото: Shutterstock

В преддверии акции по снижению долговой нагрузки граждан в Костанайской области озвучили объем просрочки по потребительским кредитам. За 12 месяцев он вырос на 15,4%.

Сколько должны?

В региональном филиале Национального банка РК «Курсиву» рассказали о задолженности населения по потребительским кредитам перед банками второго уровня и МФО. Всего жители региона – физические лица должны погасить 86,6 млрд тенге. К 1 июня текущего года объем просроченной задолженности составил 4,5 млрд. Год назад соотношение было следующим – 74,8 млрд и 3,9 млрд. Большая часть просрочки допущена по займам, выданным без залога.

«За 12 месяцев задолженность по беззалоговым потребительским кредитам в Костанайской области выросла на 21,6 % и на 1 июня текущего года составила 65,9 млрд тенге. Из них 3,4 млрд тенге числятся как просроченная задолженность», – говорит заместитель директора Костанайского филиала Нацбанка Жанна Омарханова.

Сегодня в регионе готовятся к акции по снижению долговой нагрузки на граждан. В стране займутся списанием неустоек по беззалоговым потребительским займам, полученным в банках второго уровня и МФО и изменят схему беззалогового кредитования – для снижения рисков. Особое внимание в этом вопросе уделят социально уязвимым категориям граждан.

Первое направление акции направлено на них и предусматривает погашение задолженности, в том числе, основного долга в размере до 300 тыс. тенге. Оставшийся долг, по данным представителей  КФ «Нацбанка», люди должны будут оплачивать сами.

«То есть максимально могут быть погашены до 300 тыс. тенге, но при условии, что сумма задолженности не превышает 3 млн тенге по состоянию на 1 июня 2019 года. То есть, помощи не будет в оплате огромных кредитов. Правительство и Нацбанк уже начали работу по формированию перечня лиц, которые подходят по первому направлению», – отметила Жанна Омарханова.

Между тем заместитель премьер-министра Гульшара Абдыкаликова в СМИ заявила, что по этому направлению поддержку получат семьи многодетные, получающие выплаты по потере кормильца, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов, инвалидов с детства старше 18 лет, а также получатели адресной социальной помощи, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие 29 лет, потерявшие родителей до совершеннолетия. По предварительным данным, это примерно 500 тыс. человек.

Повезет всем

По второму направлению акции «простят» неустойки по беззалоговым потребительским займам, начисленным по состоянию на 1 июля этого года,  всем гражданам Казахстана. Здесь предполагается, что банки второго уровня и микрофинансовые организации проявят сознательность и спишут 70%,  а государство возьмет на себя не более 30% от общего объема начисленных взысканий. Представители финансового регулятора подчеркивают, что в обоих случаях заемщику не требуется обращаться в банки или МКО. Вся работа будет проделана ими самостоятельно, а о результатах гражданам сообщат.

По официальным данным озвученным министерством финансов РК, штрафы и пени по этому направлению сегодня составляют порядка 48 млрд тенге, их спишут более 5 млн казахстанцам. Всего же на погашение беззалоговых потребительских кредитов, пеней и штрафов, планирует направить 105 млрд тенге.

«Из них 88,5 млрд тенге мы привлечем из республиканского бюджета. Соответствующие суммы будут заложены в рамках уточнения бюджета. И порядка 17 млрд тенге мы привлечем путем выпуска специальных облигаций нашего фонда проблемных кредитов», – рассказал журналистам на прошлой неделе министр финансов РК Алихан Смаилов.

Усилят контроль

Что касается третьего направления, то это уже целый комплекс мер регуляторного характера по защите заемщиков в рамках разработанного закона «По вопросам развития финансового рынка, микрофинансовой деятельности и налогообложения», который находится на подписи у президента страны. В нем предусматривается введение регулирования и надзора всех субъектов кредитования, в том числе, онлайн-кредиторов, кредитных товариществ и ломбардов.

«Ожидается, что закон будет подписан в ближайшее время. Во-первых, планируется введение запрета на начисление неустойки, комиссий и иных платежей, связанных с выдачей и обслуживанием кредита по всем беззалоговым потребительским займам физических лиц с просроченной задолженностью свыше 90 дней. Это позволит защитить граждан от постоянно роста суммы задолженности. Во-вторых, будет введен запрет на предоставление займов гражданам с доходом ниже прожиточного минимума», – перечислила заместитель директор КФ «Нацбанк» Жанна Омарханова.

Напомним, президент Казахстана подписал указ по снижению долговой нагрузки граждан 26 июня 2019 года. 5 июля Национальный Банк РК информировал об утверждении необходимых мер по списанию штрафов и пеней и обозначил сроки их реализации. АО «Фонд проблемных кредитов» приступает к выпуску и размещению облигаций. БВУ и микрофинансовые организации до 30 июля осуществляют «прощение» задолженности по начисленным неустойкам по состоянию на 1 июля и направляют в срок до 2 августа текущего года в АО «Государственное кредитное бюро» необходимые данные.

«Кредитное бюро в срок до 9 августа направляет в Фонд проблемных кредитов информацию о суммах прощенной неустойки в разрезе по каждому займу или микрокредиту», – говорится в сообщении НБ РК.

АО «ФБК» до 15 августа заключает с каждым банком второго уровня и МФО соглашение о возмещении им 30% прощенной неустойки и в срок до 20 августа 2019 года осуществляет компенсацию.


1479 просмотров

Зачем банки превращают свои отделения в мультифункциональные центры

Рассказывает управляющий директор Accenture в России и Казахстане

Фото: Shutterstock.com

Как трансформация банковских отделений в мультифункциональные центры может помочь банкам выйти на новый уровень отношений с клиентами и получить новых.

Уже не новая идея, что банк будущего – это банк без офиса, захватывает все больше банкиров. Успешный опыт американского Capital One, российского Tinkoff Bank и их последователей стимулирует даже самые консервативные банки жертвовать отделениями в пользу цифровых каналов.

Перевод операционной деятельности в онлайн очевидно сокращает расходы и удобен для клиентов. Но насколько клиенты реально готовы к полностью обезличенному общению с финансовой организацией и не теряет ли банк скрытые возможности для роста, закрывая двери офисов?

Как показывает глобальное исследование Accenture, к 2025 году банки примерно на треть сократят количество физических отделений, на 70% станет меньше операционистов (их заменят умные киоски), площадь помещений оставшихся офисов сократится также на треть. При этом оставшиеся офисы трансформируются в experience stores (по терминологии Accenture), своего рода «магазины нового пользовательского опыта», а по выражению главы Сбербанка Германа Грефа – «консультационные центры».

Половина оставшихся сотрудников офисов приобретет новые функции – прежде всего консультантов, работающих с клиентами вживую. Их задача – обеспечивать живое человеческое общение и помощь тем клиентам, которые не готовы получать банковские услуги только при помощи технологий.

Реальность гораздо более сложна, чем кажется визионерам тотальной цифровизации банковской отрасли. Отношения клиента и банка все больше напоминают отношения покупателя и магазина. Это связано с тем, что банки предлагают все больше нефинансовых услуг, а процесс получения финансовых сервисов становится абсолютно неотличимым от покупки товара. Вспомним, например, как открывали депозит десять лет назад и сейчас: надо было прийти в отделение, пообщаться с консультантом, подписать договор, внести в кассу наличные или сделать перевод со счета. Сегодня – пара нажатий на экран смартфона.

При этом, по данным Accenture, 78% покупателей (абсолютное большинство) до сих пор ценят покупки в привычном офлайновом магазине – благодаря возможности вживую увидеть и оценить товары. Точно такого же пользовательского опыта люди ждут и от банка – в тех случаях, когда услуга или продукт действительно важны, например получение ипотеки, кредита или крупной страховки. В этом случае потребитель ждет от банка участия живого человека в процессе, и никакой цифровизацией это ожидание пока не перебить.

Поэтому будущее не за полным отказом от отделений, а за их переформатированием. Приходя в отделение, клиент будет получать возможность приобрести целый набор услуг, в том числе небанковских: страховки, путешествия, даже госуслуги. Безусловно, модель банков без отделений, доказавшая свою успешность, будет лежать в основе стратегии ряда банков, но далеко не всех. Такая модель изначально подходит для банков-«монолайнеров», развивающих один или несколько ключевых продуктов, но мультисервисным банкам, которые уже имеют развитые партнерские экосистемы, предпочтительнее трансформировать офисы в «витрины» с полным набором услуг, а главное – с переобученными, внимательными и отзывчивыми консультантами.

С точки зрения Accenture, у будущих банковских «офисов впечатлений» должны присутствовать четыре главные составляющие. Первая – офис банка должен стать точкой сбора местных небольших бизнесов, своего рода маркетплейсом, предлагающим разнообразные услуги и продукты местным пользователям.

Вторая – зона отдыха и общения, куда можно прийти, выпить чашку кофе, расслабиться на мягком диване. Подобного рода «лаунжи» в отделениях открыла компания Virgin Money в Великобритании. Пилотный проект в семи крупнейших городах показал рост продаж банковских услуг в таких отделениях на 200%. А в Исландии еще десять лет назад банк Landsbanki обустроил в главном отделении Рейкьявика полноценную детскую площадку, чтобы клиенты, приходящие с детьми, могли спокойно заниматься своими финансовыми вопросами.

Третья – образовательный центр, где пользователи могут не только получить консультацию, но и пройти бесплатное обучение по финансовой грамотности или цифровым технологиям. Такой подход может привлечь множество потенциальных клиентов старшего возраста, испытывающих проблему «цифрового разрыва» в современном обществе.

Четвертая – цифровой магазин, где клиент может получить большой набор услуг при помощи цифровых киосков, причем это могут быть не только услуги банков, но и партнерские продукты и сервисы. Вышеупомянутый Capital One пошел еще дальше и сделал одно из флагманских отделений в Сан-Франциско коворкингом, где любой желающий может провести встречу, мероприятие, просто поработать с ноутбуком – вся необходимая инфраструктура есть. 

Отделение банка может взять на себя и социальные функции. Интересен пример Сбербанка, который в России недавно запустил волонтерский проект с поисковым отрядом «Лиза Алерт»: потерявшийся в городе ребенок может зайти в любое отделение банка, где прошедшие тренинг сотрудники окажут ему помощь и свяжутся с поисковиками.

В итоге банк станет «центром социальных компетенций» и витриной сервисов партнеров банка. В таком центре надо предусмотреть пространство для проведения мероприятий, цифровые киоски и интерактивные экраны для продвижения продуктов и услуг, «смешанные зоны», где с посетителями работают сотрудники банка и, например, находится кафе. Пока это довольно революционные идеи для обычного банка, но общемировая тенденция именно такая.

Смена формата повлечет за собой естественное переформатирование структуры отделений. Сеть, по мнению экспертов Accenture, придет к следующему формату:

  • флагманские отделения с полным набором услуг и партнерских сервисов, с большой зоной для мероприятий, как правило, рядом с крупными транспортными хабами;
  • ограниченное количество компактных отделений, предлагающих традиционный набор продуктов и небольшой набор ключевых партнерских сервисов. В таких отделениях большинство услуг реализуются через цифровые киоски самообслуживания, количество консультантов сведено к минимуму;
  • «сателлиты» – выносные отделения в виде краткосрочной временной точки (popup store), например, в студенческих кампусах или сельской местности, работающие по сезону, что особенно актуально в сельских удаленных регионах в Казахстане. 

В целом банки Казахстана следуют мировому тренду по цифровизации своих сетей отделений и переводу их в консультационные центры. Можно, например, отметить недавний запуск цифровых банковских отделений. Отдельного упоминания заслуживает видеобанкинг в Казахстане – общение клиента с консультантом через видео-конференц-связь для большинства мировых банков является абсолютным новшеством, в мире примеров таких внедрений крайне мало. В этом плане РК и казахстанские банки даже опережают своих международных конкурентов в других странах.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций