Перейти к основному содержанию

1867 просмотров

Как менялись динамика и структура карточных операций казахстанцев

Безналичные платежи по своему объему неминуемо догоняют обналичку в банкоматах

фото: shutterstock.com

В мае ежемесячный объем безналичных платежей по карточкам казахстанских эмитентов преодолел историческую отметку в 1 триллион тенге. «Курсив» изучил, как менялись динамика и структура карточных операций за последние пять лет.

Рост объема и количества транз­акций по платежным картам является естественным процессом, связанным с увеличением числа карточек и денежной массы. Внимания заслуживают два других тренда. Во-первых, безналичные платежи по своему объему неминуемо догоняют обналичку в банкоматах. Во-вторых, в структуре безнала стремительно растет доля оплаты в интернете: с начала 2015 года она выросла почти в 10 раз и сегодня занимает две трети рынка.

Передел долей в пользу интернет-платежей имеет простое и логичное объяснение: они удобнее и быстрее POS-терминалов. По словам гендиректора Cloud Payments Асылхана Амрекулова, интернет-платежи начали существенно доминировать с сентября 2018 года, когда они достигли отметки 273 млрд тенге, за которой последовал фактически экспоненциальный рост, продолжающийся и по сей день. В мае 2019-го объем транз­акций в интернете составил 610 млрд тенге.

«В эту сумму входят как расчеты картами в интернет-магазинах, так и платежи в интернет-банкинге, которым обычно пользуются при оплате коммунальных услуг, сотовой связи, налогов и прочего, а также онлайн-переводы с карты на карту», – говорит Асылхан Амрекулов.

По данным эксперта по финансовым услугам Петра Дербенко, помимо упомянутых сотовых операторов и комуслуг немалую долю в структуре интернет-оплат занимают букмекерские конторы. Также растет доля сферы развлечений и купонных сервисов.

По мнению Дербенко, сверхактивный рост оплаты в интернете происходит по принципу цепной реакции. Законодательные нормы (например, введение единого совокупного платежа для самозанятых), развитие маркетплейсов в банковских приложениях, расширение линейки сервисов платежных организаций, переход разных видов бизнеса в область безналичной оплаты выводят деньги из серой зоны в интернет. Эти изменения прямо или косвенно способствуют положительной трансформации рынка в сторону безналичной оплаты.

«Раньше эти деньги шли по другим каналам. Люди преимущественно ходили в магазины, на базары, рассчитываясь там наличными. Сейчас эти объемы постепенно переходят в интернет», – комментирует он.

Наряду с безналичной оплатой растет и объем снятия наличных денег через банкоматы, который в Казахстане всегда был ощутимо больше объема безналичных операций. Однако, судя по динамике, у безнала есть все шансы уже совсем скоро опередить кэш, считает Амрекулов. По его прогнозу, это может произойти уже в текущем году.

В ближайшее время такой разворот далеко не очевиден, возражает Дербенко. Казахстанская реальность, при всех существующих плюсах, пока еще далека от безоблачного безналичного будущего. Отсутствие достаточной инфраструктуры для безналичной оплаты в регионах и зарплаты в конвертах могут притормозить этот процесс. По его мнению, пока в Казахстане в полной мере не будут реализованы альтернативные каналы использования безнала, например электронные кошельки, хождение наличных денег у населения будет превалировать.

«Разворот произойдет, когда людям будет действительно удобно везде платить картой или иным виртуальным способом», – убежден Дербенко.

При этом оба специалиста нисколько не сомневаются, что объем безналичных платежей продолжит свой триумфальный рост параллельно со всеми изменениями, происходящими на финансовом рынке в направлении снижения доли наличных в стране.

3010 просмотров

Детский финансовый рынок Казахстана

Нишу пластиковых кошельков для юной аудитории пытаются занять два банка – Jýsan и Сбербанк

Фото: Shutterstock/Tomsickova Tatyana

Новую систему базовых требований к финансовым продуктам для детей и подростков Всемирный банк предложил еще в 2014 году. Концепция повышает доступность финансовых услуг для несовершеннолетних, улучшает финансовую грамотность и ответственность молодой аудитории. В Казахстане данный рынок пока далек от насыщения.

Карманный безнал

Должное внимание финансовому образованию детей и специальным продуктам для них уделял почивший в бозе Банк Астаны. Легкое оформление карты (через интернет), удаленный контроль родителей за тратами (доступ к счетам), выгодная система бонусов сделали электронные кошельки этой организации популярными среди детей и подростков меньше чем за год. Но банк был объявлен банкротом, и молодая аудитория осталась за бортом финансового мира.

«Мы живем с сыном вдвоем. Мне никогда не нравилось давать ребенку наличные, поэтому уход с рынка Банка Астаны восприняла болезненно. Но чуть позже в стране было внедрено приложение Apple Pay. Я прикрепила одну из своих карт к телефону ребенка и получила возможность отслеживать его траты и передвижения по городу», – делится опытом алматинка Мария Зарецкая.

В настоящее время нишу детских пластиковых кошельков в Казахстане пытаются занять два игрока – Jýsan и Сбербанк. Если последний предлагает продукт для «обычных» и «ВИП»-детей, то первый создал мобильное приложение, которое обучает детей финансовой грамотности. По данным Jýsan Bank, в 2019 году средний чек по безналичным платежам среди школьников составил около 1,5 тыс. тенге. «Несмотря на то, что платежные карты позволяют совершать достаточно большое количество операций, в 90% случаев это стандартные покупки в ТРЦ и супермаркетах, оплата питания, кинотеатры, магазины одежды и игрушек, а также транспорт», – рассказывает управляющий директор Jýsan Bank Лариса Белова.

В Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) знают, почему детский банкинг в нашей стране не полноценный сегмент бизнеса, а платформа для экспериментов. «Законодательная база РК не позволяет рассматривать население младше 18 лет как отдельную аудиторию и предоставлять им финансовые продукты», – сообщают в пресс-службе АФК.

Карта к карте

Финансисты нашли возможность преодолеть указанные ограничения с помощью оформления детской карты как дополнительной к карте родителя ребенка. «Как правило, в 60% случаев дополнительную карту оформляют именно отцы. По сути, это такая же дебетовая банковская карта взрослого человека, с аналогичными условиями открытия, но только на имя ребенка», – говорит Белова.

Детские карты дают возможность совершать переводы, другие онлайн-платежи и оплачивать покупки в магазинах в рамках определенного лимита. Лимиты устанавливаются взрослыми членами семьи через детское мобильное приложение банка, через него же осуществляется контроль за операциями. «Помимо этого у нас есть отделение риск-мониторинга, которое работает в режиме 24/7. Если мы видим подозрительные транзакции, то они будут остановлены, а карта заблокирована. К детям политика безопасности применяется в том числе», – рассказывает Белова.

Мобильное приложение учит детей «зарабатывать» деньги путем выполнения тех или иных заданий – например, получить пятерку или сделать работу по дому. За задание назначается определенная сумма, и когда родитель подтверждает его выполнение, с «взрослой» карточки автоматически производится перевод на карту ребенка. Также здесь есть функция накопления, которая приучает детей откладывать деньги, а за прохождение финансовых тестов на карту начисляются бонусы.

По основным опциям дебетовые карты Jýsan и Сбербанка похожи: доступ к операциям в иностранной валюте, кешбэки, бонусы за онлайн-операции, нулевые комиссии при снятии наличных, возможность добавления карты в Apple Pay или Samsung Pay. В обоих банках первый год детская карта обслуживается бесплатно, второй и последующие годы взимается ежемесячная плата – 50 тенге у Jýsan и 210 тенге у Сбербанка. Еще у Сбербанка есть карта Platinum для детей состоятельных родителей, которая дает дополнительные бонусы при стоимости обслуживания 120 тыс. тенге в год. «У меня нет счетов ни в первом, ни во втором банке, поэтому новую карту мой 13-летний ребенок не получит. Apple Pay – достаточно безопасная технология, которая, кроме всего прочего, еще и ограничивает сына в покупках. Подростки склонны нарушать правила и запреты, а в большой сети (эта технология доступна не везде) им никто не продаст сигареты или энергетики», – делится опытом Мария Зарецкая.

Страховые продукты

Сегодня о финансовой грамотности детей помимо их родителей печется Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (ранее этим занимался Нацбанк). Регулятор выпускает брошюры и газеты, создает ТВ-проекты, которые на пальцах объясняют малышам и подросткам правила финансового мира. Но этого мало, так как любые знания должны закреп­ляться на практике.

«В РК детские финансовые продукты представлены в основном в виде дебетовых карт и депозитов на обучение, которые поддерживаются государственными программами, – говорят в пресс-службе АФК. – Идет активная работа над созданием детских продуктов в области страхования. В частности, разрабатывается продукт накопительного страхования в рамках Государственной образовательной накопительной системы (ГОНС), что позволит защитить ребенка и получить необходимую сумму на обучение даже в случае потери трудоспособности или смерти родителя».

Суть ГОНС заключается в субсидировании государством образовательных депозитов на 5–7%. «Присоединение страховщиков к ГОНС в значительной степени повысит эффективность накоп­лений на образование ребенка, поскольку позволит застраховать жизнь родителей в пользу ребенка на период накопления, а также создать дополнительный источник накоплений», – объясняет председатель правления КСЖ «Сентрас Коммеск Life» Гульжан Джаксымбетова. Учитывая, что сам продукт, по сути, является классическим продуктом КСЖ, страховщики предлагают включить их в госпрограмму. «Это позволит решить одну из социальных задач государства по обеспечению детей в случае потери кормильца. Накопленные средства не только не будут утрачены, но и позволят за счет осуществления страховой выплаты покрыть расходы на оплату обучения ребенка вне зависимости от осуществления его родителем всех обязательств по уплате взносов, предусмотренных договором», – уточняет Джаксымбетова.

Законопроект по участию страховщиков в этой госпрограмме был разработан в прошлом году и согласован Нацбанком и АО «Финансовый центр» (оператор ГОНС). После одобрения документа Министерством образования он отправится в мажилис. В личных беседах страховщики говорят, что поправки обсуждаются третий год. Если они будут приняты, то в стране появится еще один детский продукт.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif