Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


3324 просмотра

Насколько защищены клиенты казахстанских банков от мошенников

Несколько полезных советов, которые помогут сохранить свои сбережения

Фото: Shutterstock.com

Код из SMS, Secure code, CVC/CVV-код, доверенный номер телефона – во всем этом простому обывателю очень легко запутаться. Поэтому зачастую клиенты банков, выдавая, сами того не подозревая, нужную для мошенников информацию, лишаются денег на своем банковском счете. Эксперты советуют клиентам банков быть более бдительными.

Не секрет, что при том обилии систем, которыми пользуются банки, чтобы обеспечить свою защиту и защиту клиентов, последние начинают все чаще путаться в том, кому и какие данные можно предоставлять. Например, сообщать ли код, пришедший в SMS сотруднику банка или CVC/CVV-код на сайте, когда совершаешь покупки. Председатель ОЮЛ «Казахстанская ассоциация информационной безопасности» Виктор Покусов считает, что все зависит от уровня компьютерной грамотности и культуры информационной безопасности самого клиента банка.

«Зачастую люди сами раздают коды. А это все равно что ключ от квартиры отдать первому встречному. Например, когда приходит от банка SMS, там говорится, что нельзя никому передавать код, даже сотруднику банка. Но зачем читать – гораздо проще передать эту информацию мошенникам, а потом искать, куда ушли ваши деньги», – отметил в интервью «Курсиву» Виктор Покусов.

Он уверен, что в большинстве случаев причина того, что деньги без ведома клиента были сняты с его счета, – это человеческий фактор. 

В Казахстан, по словам Покусова, технологии безопасности пришли с запада, и там вся эта система уже давно упорядочена.

«Там каким-то образом повысили грамотность и народ понимает, какую информацию, когда и кому сообщать, а когда не стоит этого делать. Хотя, конечно, и у них хватает инцидентов. У нас же компьютеры и мобильные телефоны появились не так давно, поэтому люди оказались не готовы к интернет-мошенничеству», – считает г-н Покусов.

Уж сколько раз твердили миру

Сегодня дистанционным обслуживанием банковских клиентов не удивишь. Все они имеют возможность проводить платежи и переводы денег в режиме онлайн, без обязательного посещения отделений банка. Для безопасности таких сервисов применяется целый комплекс защитных мер. При таком обилии систем безопасности сложно не растеряться. Ведь чем больше банки придумывают схем для защиты своего клиента, тем больше схем, чтобы обойти эту защиту, изобретают мошенники.

По словам директора департамента защиты информационных ресурсов АО «Народный банк Казахстана» Евгения Белова, большинство киберпреступников не станут тратить время на осуществление технологически сложных приемов взлома систем банка, если необходимые сведения можно получить непосредственно у потерявшего бдительность клиента, используя психологические приемы воздействия. Так, мошенники часто выдают себя за покупателя, благотворителя, что позволяет быстро заручиться доверием жертвы и получить от него все необходимые данные для совершения операции. Основными площадками реализации такого рода схем являются интернет-сервисы объявлений, а также странички в социальных сетях. 

«Схема проста: например, вы продаете квартиру или автомобиль, по вашему объявлению звонит «покупатель» и говорит, что готов купить, но находится в другом городе или в другой стране, поэтому до приезда готов внести предоплату. Обманным путем вас просят сообщить ваши паспортные данные, номер карты, срок ее действия, код CVC/CVV или отправить фотографию карты на номер WhatsApp», – говорит Евгений Белов. 

Далее мошенник просит подключить через банкомат его номер телефона к карте продавца или сообщить коды подтверждения операций с поступивших на телефон SMS-сообщений. Когда вся операция завершена, продавец лишается денег на карте, а «покупателя» уже и след простыл. 

Также мошенники могут представляться сотрудниками банка или звонить с поддельного номера, схожего с официальным номером финансового учреждения. Это простая технология, и злоумышленники давно ее уже освоили и спокойно используют. Есть технологии SIP– или IT-телефонии, которые позволяют задавать любой исходящий номер. «Поэтому, если у вас закралось сомнение, что вам звонят именно из банка, лучше перезвонить в банк по номеру, указанному на официальном сайте или на обратной стороне банковской карты», – советует Виктор Покусов. 

Информация о том, что клиенту звонили лжесотрудники банка, будет полезна и для самого финансового учреждения, где постараются принять меры и обезопасить остальных клиентов. Кстати, по мнению специалистов, отличить номер мошенника можно просто: входящий звонок с номера мошенников будет начинаться с префикса «+7», на экране телефона высветится регион другой страны, например России. 

Также злоумышленниками может использоваться схема, при которой создается практически точная копия сайта или странички банка в социальной сети, а затем рассылается сообщение о якобы проводимых опросах или лотереях, за которые банк выдает денежное вознаграждение. Для получения вознаграждения подобные сервисы предлагают ввести данные банковской карты. 

Иногда для получения желаемого мошенникам не обязательно владеть полной информацией.

«Порой достаточно просто срока действия и номера карты, именно поэтому я советую никому не передавать фото своей карты даже с одной стороны», – добавляет г-н Покусов.

По его мнению, от защиты от мошенников полезно иметь две банковские карты, одну из них – виртуальную для оплаты в интернете. Ее можно разблокировать для транзакции, а затем вновь заблокировать. 

К слову, потерять свои деньги можно и «с помощью» бесконтактной технологии платежей PayPass. 

«Я лично не встречал такие случаи, когда мошенники проходят мимо и снимают с карты, лежащей в вашем кармане, деньги. Но для особо мнительных можно посоветовать класть карты в специальные конверты и не держать все деньги на карте», – советует Виктор Покусов.

На прошлой неделе департамент госдоходов по Мангистауской области распространил пресс-релиз о необходимости требовать чек за покупку или полученную услугу, и, кроме всего прочего, в информации было указано, что выбрасывать чеки нельзя категорически, так как мошенники могут по ним получить доступ к банковской карте, с которой был совершен платеж. 

«Это могло быть раньше в случае, когда вы расплачивались за покупку своей картой, а на чеке был номер карты. Сейчас такой информации на чеках нет. Но в любом случае лучше не оставлять лишней информации о себе, даже чеки, потому что мошенники могут пользоваться разными платежными системами», – считает г-н Покусов.

Не несут ответственности

Если клиент сам сообщил третьему лицу конфиденциальную информацию, предназначенную исключительно для него, и, как следствие, потерял свои деньги, то банк не будет нести ответственности за это. Это отражено в договоре, заключаемом при получении банковских услуг. Но надо отдать должное – банки постоянно усиливают безопасность, чтобы исключить подобные случаи. 

Свой уровень защищенности каждый банк определяет самостоятельно. Но при этом Нацбанк законодательно регулирует обеспечение информационной безопасности банков второго уровня и наделен компетенцией по утверждению требований к обеспечению информационной безопасности банков и финансовых организаций, поясняет Виктор Покусов.

«Поэтому мы не видим в своей практике каких-то критичных ситуаций, когда систему какого-либо банка взломали и украли деньги», – отмечает глава Казахстанской ассоциации информационной безопасности. По его словам, вычислить мошенников, которые сняли деньги с банковской карты, возможно. «При этом должны быть задействованы специалисты по расследованию из банков, правоохранительные органы. Но во многих случаях это зависит от того, стоят ли потерянные средства привлечения всех этих ресурсов», – заключил собеседник «Курсива».

naskolko-zaschischeny-klienty-kazahstanskih-bankov-ot-moshennikov_1.png


1535 просмотров

Зачем банки превращают свои отделения в мультифункциональные центры

Рассказывает управляющий директор Accenture в России и Казахстане

Фото: Shutterstock.com

Как трансформация банковских отделений в мультифункциональные центры может помочь банкам выйти на новый уровень отношений с клиентами и получить новых.

Уже не новая идея, что банк будущего – это банк без офиса, захватывает все больше банкиров. Успешный опыт американского Capital One, российского Tinkoff Bank и их последователей стимулирует даже самые консервативные банки жертвовать отделениями в пользу цифровых каналов.

Перевод операционной деятельности в онлайн очевидно сокращает расходы и удобен для клиентов. Но насколько клиенты реально готовы к полностью обезличенному общению с финансовой организацией и не теряет ли банк скрытые возможности для роста, закрывая двери офисов?

Как показывает глобальное исследование Accenture, к 2025 году банки примерно на треть сократят количество физических отделений, на 70% станет меньше операционистов (их заменят умные киоски), площадь помещений оставшихся офисов сократится также на треть. При этом оставшиеся офисы трансформируются в experience stores (по терминологии Accenture), своего рода «магазины нового пользовательского опыта», а по выражению главы Сбербанка Германа Грефа – «консультационные центры».

Половина оставшихся сотрудников офисов приобретет новые функции – прежде всего консультантов, работающих с клиентами вживую. Их задача – обеспечивать живое человеческое общение и помощь тем клиентам, которые не готовы получать банковские услуги только при помощи технологий.

Реальность гораздо более сложна, чем кажется визионерам тотальной цифровизации банковской отрасли. Отношения клиента и банка все больше напоминают отношения покупателя и магазина. Это связано с тем, что банки предлагают все больше нефинансовых услуг, а процесс получения финансовых сервисов становится абсолютно неотличимым от покупки товара. Вспомним, например, как открывали депозит десять лет назад и сейчас: надо было прийти в отделение, пообщаться с консультантом, подписать договор, внести в кассу наличные или сделать перевод со счета. Сегодня – пара нажатий на экран смартфона.

При этом, по данным Accenture, 78% покупателей (абсолютное большинство) до сих пор ценят покупки в привычном офлайновом магазине – благодаря возможности вживую увидеть и оценить товары. Точно такого же пользовательского опыта люди ждут и от банка – в тех случаях, когда услуга или продукт действительно важны, например получение ипотеки, кредита или крупной страховки. В этом случае потребитель ждет от банка участия живого человека в процессе, и никакой цифровизацией это ожидание пока не перебить.

Поэтому будущее не за полным отказом от отделений, а за их переформатированием. Приходя в отделение, клиент будет получать возможность приобрести целый набор услуг, в том числе небанковских: страховки, путешествия, даже госуслуги. Безусловно, модель банков без отделений, доказавшая свою успешность, будет лежать в основе стратегии ряда банков, но далеко не всех. Такая модель изначально подходит для банков-«монолайнеров», развивающих один или несколько ключевых продуктов, но мультисервисным банкам, которые уже имеют развитые партнерские экосистемы, предпочтительнее трансформировать офисы в «витрины» с полным набором услуг, а главное – с переобученными, внимательными и отзывчивыми консультантами.

С точки зрения Accenture, у будущих банковских «офисов впечатлений» должны присутствовать четыре главные составляющие. Первая – офис банка должен стать точкой сбора местных небольших бизнесов, своего рода маркетплейсом, предлагающим разнообразные услуги и продукты местным пользователям.

Вторая – зона отдыха и общения, куда можно прийти, выпить чашку кофе, расслабиться на мягком диване. Подобного рода «лаунжи» в отделениях открыла компания Virgin Money в Великобритании. Пилотный проект в семи крупнейших городах показал рост продаж банковских услуг в таких отделениях на 200%. А в Исландии еще десять лет назад банк Landsbanki обустроил в главном отделении Рейкьявика полноценную детскую площадку, чтобы клиенты, приходящие с детьми, могли спокойно заниматься своими финансовыми вопросами.

Третья – образовательный центр, где пользователи могут не только получить консультацию, но и пройти бесплатное обучение по финансовой грамотности или цифровым технологиям. Такой подход может привлечь множество потенциальных клиентов старшего возраста, испытывающих проблему «цифрового разрыва» в современном обществе.

Четвертая – цифровой магазин, где клиент может получить большой набор услуг при помощи цифровых киосков, причем это могут быть не только услуги банков, но и партнерские продукты и сервисы. Вышеупомянутый Capital One пошел еще дальше и сделал одно из флагманских отделений в Сан-Франциско коворкингом, где любой желающий может провести встречу, мероприятие, просто поработать с ноутбуком – вся необходимая инфраструктура есть. 

Отделение банка может взять на себя и социальные функции. Интересен пример Сбербанка, который в России недавно запустил волонтерский проект с поисковым отрядом «Лиза Алерт»: потерявшийся в городе ребенок может зайти в любое отделение банка, где прошедшие тренинг сотрудники окажут ему помощь и свяжутся с поисковиками.

В итоге банк станет «центром социальных компетенций» и витриной сервисов партнеров банка. В таком центре надо предусмотреть пространство для проведения мероприятий, цифровые киоски и интерактивные экраны для продвижения продуктов и услуг, «смешанные зоны», где с посетителями работают сотрудники банка и, например, находится кафе. Пока это довольно революционные идеи для обычного банка, но общемировая тенденция именно такая.

Смена формата повлечет за собой естественное переформатирование структуры отделений. Сеть, по мнению экспертов Accenture, придет к следующему формату:

  • флагманские отделения с полным набором услуг и партнерских сервисов, с большой зоной для мероприятий, как правило, рядом с крупными транспортными хабами;
  • ограниченное количество компактных отделений, предлагающих традиционный набор продуктов и небольшой набор ключевых партнерских сервисов. В таких отделениях большинство услуг реализуются через цифровые киоски самообслуживания, количество консультантов сведено к минимуму;
  • «сателлиты» – выносные отделения в виде краткосрочной временной точки (popup store), например, в студенческих кампусах или сельской местности, работающие по сезону, что особенно актуально в сельских удаленных регионах в Казахстане. 

В целом банки Казахстана следуют мировому тренду по цифровизации своих сетей отделений и переводу их в консультационные центры. Можно, например, отметить недавний запуск цифровых банковских отделений. Отдельного упоминания заслуживает видеобанкинг в Казахстане – общение клиента с консультантом через видео-конференц-связь для большинства мировых банков является абсолютным новшеством, в мире примеров таких внедрений крайне мало. В этом плане РК и казахстанские банки даже опережают своих международных конкурентов в других странах.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций