Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2193 просмотра

Экспрессы делают кассу

Застой на рынке бизнес-кредитования банки пытаются компенсировать за счет розничного сегмента

Фото: Shutterstock.com

По итогам апреля совокупная задолженность по кредитам, выданным бизнесу, составила 16,4 трлн тенге, снизившись с начала года на 4,2%. Кредитный портфель физлиц за аналогичный период, напротив, увеличился на 2,8%, до 6,2 трлн тенге. Такие данные приводятся в свежем обзоре аналитического центра Первого кредитного бюро (ПКБ).

В исследовании говорится, что в апреле месячные объемы выдачи кредитов физлицам сильно выросли и впервые в этом году перевалили за 300 млрд тенге. Двигателем рынка по объемам выдачи в апреле были розничные кредиты без залога (+19% за месяц) и ипотека (+28%). При этом необеспеченные кредиты занимают львиную долю в общей структуре задолженности физлиц – 54,7% на 1 мая текущего года.

Конкуренция за клиента растет

По данным Нацбанка, общий объем потребительских займов, выданных банками населению, на начало мая составлял 3,48 трлн тенге (в статистике регулятора не отражаются отдельно кредиты без залога).

«Наибольший объем такого портфеля у Kaspi – 1084 млрд тенге, также в топ-5 входят Народный банк – 706 млрд, ДБ «Сбербанк» – 242 млрд, БЦК – 132 млрд и АТФ – 126 млрд тенге», – поделился информацией Рамазан Досов из Ассоциации финансистов Казахстана.

Эксперт пояснил, что большая часть займов (81,6%) лидера рынка приходится на consumer financial services – ссуды, выданные в торговых точках и магазинах торговых партнеров, оставшиеся 18,4% – так называемый e-Finance, то есть кредиты, полученные через интернет, в том числе через мобильное приложение. 

Почему БВУ, которые раньше специализировались только на залоговых ссудах, изменили стратегии?

«Скорее всего, банкиры считают потребкредитование менее рисковым. Например, если клиент перестает платить по ипотечному займу, суд с большой вероятностью будет на его стороне. Банк не сможет вернуть квартиру. Или сможет, но спустя некоторое время. Экспресс-кредиты по размеру гораздо меньше ипотечных, но если человек перестает совершать выплаты по ним, его счет арестовывается, то есть банк гораздо быстрее вернет ссуду», – размышляет финансовый аналитик Александр Криенко.

Беззалоговые займы действительно невелики по размеру, подтверждает статистика ПКБ. На начало мая средняя сумма такой ссуды составляла 297 тыс. тенге.

«Причем 47% кредитов от общего количества были выданы в сегменте менее 150 тыс. тенге, но по сумме задолженности на этот сегмент выдач приходится 9,8%. Более половины портфеля по сумме задолженности (58,5%) – это кредиты от 500 тыс. до 3 млн тенге», – сообщила исполнительный директор ПКБ Асем Нургалиева.

Банкиры умеют хорошо считать, наблюдать за тенденциями, делать выводы и не боятся менять стратегии. Например, БЦК начал выдавать необеспеченные ссуды лишь в прошлом году. Переход на такие займы обусловлен новой стратегией банка, которая, в свою очередь, отражает ситуацию в экономике.

«В Казахстане много розничных займов берется на развитие малого бизнеса. Беззалоговый кредит физическому лицу получить легче, чем юридическому. В итоге банк видит потребительский заем, но целевое назначение этой ссуды – развитие МСБ или микробизнеса», – рассказал «Курсиву» глава БЦК Галим Хусаинов.

В розничном портфеле Народного банка доля необеспеченных ссуд увеличилась на 1 июня до 70%.

«В этой цифре не учитываются кредитные карты. На 1 января портфель «потребов» был на 2% меньше. Вы можете видеть, что объем и доля беззалоговых кредитов имеют тенденцию к росту», – прокомментировали в пресс-службе Народного банка.

По этому же пути идут банки Forte и RBK. Причем у последнего доля потребительских ссуд в розничном портфеле по состоянию на 13 июня составила 85%.

Кстати, все опрошенные «Курсивом» банки предлагают клиентам различные программы лояльности, бонусы, вручают заемщикам гарантированные недешевые подарки, разыгрывают среди них автомобили. Возможно, из-за этих маркетинговых ходов экспресс-кредиты подорожали.

«По данным Нацбанка, средневзвешенная ставка по выданным потребительским займам на 1 мая составила 20,7% годовых против 19% на начало года», – привел статистику Рамазан Досов.

В чем проблема?

В прошлом месяце регулятор выразил беспокойство по поводу роста необеспеченного кредитования в стране. По словам зампреда Нацбанка Олега Смолякова, потребзаймы имеют порядка 5 млн человек, их общая задолженность превышает 4 трлн тенге.

«Наиболее активный прирост портфеля потребительских кредитов наблюдается в нерегулируемом секторе, это онлайн-кредиторы, кредитные товарищества и ломбарды», – сообщил Смоляков, выступая в мае в парламенте.

«Странно, что регулятор пытается предотвратить формирование пузыря на рынке потребительского кредитования только среди нерегулируемых организаций. Первая опасность роста таких ссуд в банковском секторе – это дополнительная нагрузка на доходы населения. Кроме того, Базель III очень жестко относится к выдаче любых займов, что может со временем создать в виде провизий дополнительную нагрузку на БВУ», – прокомментировал Александр Криенко.

Диаграмма кредиты.PNG


1485 просмотров

Зачем банки превращают свои отделения в мультифункциональные центры

Рассказывает управляющий директор Accenture в России и Казахстане

Фото: Shutterstock.com

Как трансформация банковских отделений в мультифункциональные центры может помочь банкам выйти на новый уровень отношений с клиентами и получить новых.

Уже не новая идея, что банк будущего – это банк без офиса, захватывает все больше банкиров. Успешный опыт американского Capital One, российского Tinkoff Bank и их последователей стимулирует даже самые консервативные банки жертвовать отделениями в пользу цифровых каналов.

Перевод операционной деятельности в онлайн очевидно сокращает расходы и удобен для клиентов. Но насколько клиенты реально готовы к полностью обезличенному общению с финансовой организацией и не теряет ли банк скрытые возможности для роста, закрывая двери офисов?

Как показывает глобальное исследование Accenture, к 2025 году банки примерно на треть сократят количество физических отделений, на 70% станет меньше операционистов (их заменят умные киоски), площадь помещений оставшихся офисов сократится также на треть. При этом оставшиеся офисы трансформируются в experience stores (по терминологии Accenture), своего рода «магазины нового пользовательского опыта», а по выражению главы Сбербанка Германа Грефа – «консультационные центры».

Половина оставшихся сотрудников офисов приобретет новые функции – прежде всего консультантов, работающих с клиентами вживую. Их задача – обеспечивать живое человеческое общение и помощь тем клиентам, которые не готовы получать банковские услуги только при помощи технологий.

Реальность гораздо более сложна, чем кажется визионерам тотальной цифровизации банковской отрасли. Отношения клиента и банка все больше напоминают отношения покупателя и магазина. Это связано с тем, что банки предлагают все больше нефинансовых услуг, а процесс получения финансовых сервисов становится абсолютно неотличимым от покупки товара. Вспомним, например, как открывали депозит десять лет назад и сейчас: надо было прийти в отделение, пообщаться с консультантом, подписать договор, внести в кассу наличные или сделать перевод со счета. Сегодня – пара нажатий на экран смартфона.

При этом, по данным Accenture, 78% покупателей (абсолютное большинство) до сих пор ценят покупки в привычном офлайновом магазине – благодаря возможности вживую увидеть и оценить товары. Точно такого же пользовательского опыта люди ждут и от банка – в тех случаях, когда услуга или продукт действительно важны, например получение ипотеки, кредита или крупной страховки. В этом случае потребитель ждет от банка участия живого человека в процессе, и никакой цифровизацией это ожидание пока не перебить.

Поэтому будущее не за полным отказом от отделений, а за их переформатированием. Приходя в отделение, клиент будет получать возможность приобрести целый набор услуг, в том числе небанковских: страховки, путешествия, даже госуслуги. Безусловно, модель банков без отделений, доказавшая свою успешность, будет лежать в основе стратегии ряда банков, но далеко не всех. Такая модель изначально подходит для банков-«монолайнеров», развивающих один или несколько ключевых продуктов, но мультисервисным банкам, которые уже имеют развитые партнерские экосистемы, предпочтительнее трансформировать офисы в «витрины» с полным набором услуг, а главное – с переобученными, внимательными и отзывчивыми консультантами.

С точки зрения Accenture, у будущих банковских «офисов впечатлений» должны присутствовать четыре главные составляющие. Первая – офис банка должен стать точкой сбора местных небольших бизнесов, своего рода маркетплейсом, предлагающим разнообразные услуги и продукты местным пользователям.

Вторая – зона отдыха и общения, куда можно прийти, выпить чашку кофе, расслабиться на мягком диване. Подобного рода «лаунжи» в отделениях открыла компания Virgin Money в Великобритании. Пилотный проект в семи крупнейших городах показал рост продаж банковских услуг в таких отделениях на 200%. А в Исландии еще десять лет назад банк Landsbanki обустроил в главном отделении Рейкьявика полноценную детскую площадку, чтобы клиенты, приходящие с детьми, могли спокойно заниматься своими финансовыми вопросами.

Третья – образовательный центр, где пользователи могут не только получить консультацию, но и пройти бесплатное обучение по финансовой грамотности или цифровым технологиям. Такой подход может привлечь множество потенциальных клиентов старшего возраста, испытывающих проблему «цифрового разрыва» в современном обществе.

Четвертая – цифровой магазин, где клиент может получить большой набор услуг при помощи цифровых киосков, причем это могут быть не только услуги банков, но и партнерские продукты и сервисы. Вышеупомянутый Capital One пошел еще дальше и сделал одно из флагманских отделений в Сан-Франциско коворкингом, где любой желающий может провести встречу, мероприятие, просто поработать с ноутбуком – вся необходимая инфраструктура есть. 

Отделение банка может взять на себя и социальные функции. Интересен пример Сбербанка, который в России недавно запустил волонтерский проект с поисковым отрядом «Лиза Алерт»: потерявшийся в городе ребенок может зайти в любое отделение банка, где прошедшие тренинг сотрудники окажут ему помощь и свяжутся с поисковиками.

В итоге банк станет «центром социальных компетенций» и витриной сервисов партнеров банка. В таком центре надо предусмотреть пространство для проведения мероприятий, цифровые киоски и интерактивные экраны для продвижения продуктов и услуг, «смешанные зоны», где с посетителями работают сотрудники банка и, например, находится кафе. Пока это довольно революционные идеи для обычного банка, но общемировая тенденция именно такая.

Смена формата повлечет за собой естественное переформатирование структуры отделений. Сеть, по мнению экспертов Accenture, придет к следующему формату:

  • флагманские отделения с полным набором услуг и партнерских сервисов, с большой зоной для мероприятий, как правило, рядом с крупными транспортными хабами;
  • ограниченное количество компактных отделений, предлагающих традиционный набор продуктов и небольшой набор ключевых партнерских сервисов. В таких отделениях большинство услуг реализуются через цифровые киоски самообслуживания, количество консультантов сведено к минимуму;
  • «сателлиты» – выносные отделения в виде краткосрочной временной точки (popup store), например, в студенческих кампусах или сельской местности, работающие по сезону, что особенно актуально в сельских удаленных регионах в Казахстане. 

В целом банки Казахстана следуют мировому тренду по цифровизации своих сетей отделений и переводу их в консультационные центры. Можно, например, отметить недавний запуск цифровых банковских отделений. Отдельного упоминания заслуживает видеобанкинг в Казахстане – общение клиента с консультантом через видео-конференц-связь для большинства мировых банков является абсолютным новшеством, в мире примеров таких внедрений крайне мало. В этом плане РК и казахстанские банки даже опережают своих международных конкурентов в других странах.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций