Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


8040 просмотров

Эксперты прогнозируют перегрев рынка потребкредитов в Казахстане

Сумма кредита на одного заемщика превышает 800 тыс. тенге

Фото: Shutterstock

Согласно официальной статистике Национального банка страны, в первом квартале 2019 года объем кредитов БВУ физическим лицам увеличился на 1,5% до 5 436,3 млрд тенге.

«Мы считаем, что рынок потребкредитования близок к перегреву. Впервые у нас в банковском секторе в общей доле кредитования самый большой сегмент – это потребкредиты. Показатель сейчас достигает 27%. Еще один фактор, свидетельствующий о возможной проблеме, – это то, что кредитование растет только в розничном сегменте. Это было и в первом квартале этого года, и в четвертом квартале прошлого года», – поделилась мнением на пресс-конференции председатель правления Народного банка Умут Шаяхметова.

Рост «потребов» действительно высокий, считают в АФК.

«С начала года и по март портфель кредитов на потребительские цели вырос на 9,5% до отметки 3,3 трлн тенге, в то время как выдача составила 545,7 млрд тенге (+17,6%), или 28,9% всех выданных кредитов (1,9 трлн тенге), т.е. доля потребительского кредитования существенная. Отдельно отметим, что уровень просроченных займов в потребительском кредитовании находится на более низком уровне (6,7%) в сравнении с общим уровнем NPL (8,3%)», – привел статистику эксперт аналитического центра Ассоциации финансистов Казахстана Рамазан Досов.

В Ассоциации финансистов Казахстана говорят, что среди топ-5 БВУ по размерам ссудного портфеля наибольший объём потребительских займов наблюдался у Kaspi – 864,1 млрд тенге (+158,3 млрд тенге за три квартала прошлого года, необеспеченные ссуды), Народного банка – 723,9 млрд тенге (+44,2 млрд тенге), ДБ Сбербанк – 209,1 млрд тенге (+48,0 млрд тенге), ForteBank – 119,7 млрд тенге (+35,5 млрд тенге), БЦК – 114,3 млрд тенге (+7,3 млрд тенге). Отметим также и портфель потребительских займов розничного банка ДБ Хоум Кредит – 90,5 млрд тенге (+10,8 млрд тенге).

По информации АФК, на одного экономически активного гражданина уровень потребительской закредитованности составляет 384,6 тыс. тенге, или 2,3 среднемесячных зарплат. «К примеру, в РФ уровень потребительской закредитованности ощутимо выше – на одного экономически активного гражданина приходится потребительский кредит в размере 198,4 тыс. рублей при средней заработной плате в 42,3 тыс. рублей», – сравнил представитель АФК.

В Народном банке другая статистика, так как в финучреждении считают не экономически активное население страны, а заемщиков.

«Мы видим статистические данные. Сумма кредита на одного заемщика существенно увеличивается: сейчас она превышает 800 тыс. тенге на человека. Отношение количества кредитов на человека тоже растет. Если раньше был один кредит, то сейчас в среднем по рынку этот показатель составляет 1,6-1,8 кредита на одного заемщика», – говорит глава самого большого БВУ страны. 

Умут Шаяхметова уверена, что эти цифры не отражают настоящее положение дел. «В новом законопроекте о регулировании деятельности микрофинансовых организаций вводится требование для онлайн-компаний по предоставлению информации в кредитные бюро. Получается, что сейчас база кредитных бюро неполная. Соответственно, есть еще серый рынок, где физические лица берут онлайн-кредиты. По факту получается, что закредитованность физических лиц намного выше», –заключила председатель правления Народного банка.


1562 просмотра

Зачем банки превращают свои отделения в мультифункциональные центры

Рассказывает управляющий директор Accenture в России и Казахстане

Фото: Shutterstock.com

Как трансформация банковских отделений в мультифункциональные центры может помочь банкам выйти на новый уровень отношений с клиентами и получить новых.

Уже не новая идея, что банк будущего – это банк без офиса, захватывает все больше банкиров. Успешный опыт американского Capital One, российского Tinkoff Bank и их последователей стимулирует даже самые консервативные банки жертвовать отделениями в пользу цифровых каналов.

Перевод операционной деятельности в онлайн очевидно сокращает расходы и удобен для клиентов. Но насколько клиенты реально готовы к полностью обезличенному общению с финансовой организацией и не теряет ли банк скрытые возможности для роста, закрывая двери офисов?

Как показывает глобальное исследование Accenture, к 2025 году банки примерно на треть сократят количество физических отделений, на 70% станет меньше операционистов (их заменят умные киоски), площадь помещений оставшихся офисов сократится также на треть. При этом оставшиеся офисы трансформируются в experience stores (по терминологии Accenture), своего рода «магазины нового пользовательского опыта», а по выражению главы Сбербанка Германа Грефа – «консультационные центры».

Половина оставшихся сотрудников офисов приобретет новые функции – прежде всего консультантов, работающих с клиентами вживую. Их задача – обеспечивать живое человеческое общение и помощь тем клиентам, которые не готовы получать банковские услуги только при помощи технологий.

Реальность гораздо более сложна, чем кажется визионерам тотальной цифровизации банковской отрасли. Отношения клиента и банка все больше напоминают отношения покупателя и магазина. Это связано с тем, что банки предлагают все больше нефинансовых услуг, а процесс получения финансовых сервисов становится абсолютно неотличимым от покупки товара. Вспомним, например, как открывали депозит десять лет назад и сейчас: надо было прийти в отделение, пообщаться с консультантом, подписать договор, внести в кассу наличные или сделать перевод со счета. Сегодня – пара нажатий на экран смартфона.

При этом, по данным Accenture, 78% покупателей (абсолютное большинство) до сих пор ценят покупки в привычном офлайновом магазине – благодаря возможности вживую увидеть и оценить товары. Точно такого же пользовательского опыта люди ждут и от банка – в тех случаях, когда услуга или продукт действительно важны, например получение ипотеки, кредита или крупной страховки. В этом случае потребитель ждет от банка участия живого человека в процессе, и никакой цифровизацией это ожидание пока не перебить.

Поэтому будущее не за полным отказом от отделений, а за их переформатированием. Приходя в отделение, клиент будет получать возможность приобрести целый набор услуг, в том числе небанковских: страховки, путешествия, даже госуслуги. Безусловно, модель банков без отделений, доказавшая свою успешность, будет лежать в основе стратегии ряда банков, но далеко не всех. Такая модель изначально подходит для банков-«монолайнеров», развивающих один или несколько ключевых продуктов, но мультисервисным банкам, которые уже имеют развитые партнерские экосистемы, предпочтительнее трансформировать офисы в «витрины» с полным набором услуг, а главное – с переобученными, внимательными и отзывчивыми консультантами.

С точки зрения Accenture, у будущих банковских «офисов впечатлений» должны присутствовать четыре главные составляющие. Первая – офис банка должен стать точкой сбора местных небольших бизнесов, своего рода маркетплейсом, предлагающим разнообразные услуги и продукты местным пользователям.

Вторая – зона отдыха и общения, куда можно прийти, выпить чашку кофе, расслабиться на мягком диване. Подобного рода «лаунжи» в отделениях открыла компания Virgin Money в Великобритании. Пилотный проект в семи крупнейших городах показал рост продаж банковских услуг в таких отделениях на 200%. А в Исландии еще десять лет назад банк Landsbanki обустроил в главном отделении Рейкьявика полноценную детскую площадку, чтобы клиенты, приходящие с детьми, могли спокойно заниматься своими финансовыми вопросами.

Третья – образовательный центр, где пользователи могут не только получить консультацию, но и пройти бесплатное обучение по финансовой грамотности или цифровым технологиям. Такой подход может привлечь множество потенциальных клиентов старшего возраста, испытывающих проблему «цифрового разрыва» в современном обществе.

Четвертая – цифровой магазин, где клиент может получить большой набор услуг при помощи цифровых киосков, причем это могут быть не только услуги банков, но и партнерские продукты и сервисы. Вышеупомянутый Capital One пошел еще дальше и сделал одно из флагманских отделений в Сан-Франциско коворкингом, где любой желающий может провести встречу, мероприятие, просто поработать с ноутбуком – вся необходимая инфраструктура есть. 

Отделение банка может взять на себя и социальные функции. Интересен пример Сбербанка, который в России недавно запустил волонтерский проект с поисковым отрядом «Лиза Алерт»: потерявшийся в городе ребенок может зайти в любое отделение банка, где прошедшие тренинг сотрудники окажут ему помощь и свяжутся с поисковиками.

В итоге банк станет «центром социальных компетенций» и витриной сервисов партнеров банка. В таком центре надо предусмотреть пространство для проведения мероприятий, цифровые киоски и интерактивные экраны для продвижения продуктов и услуг, «смешанные зоны», где с посетителями работают сотрудники банка и, например, находится кафе. Пока это довольно революционные идеи для обычного банка, но общемировая тенденция именно такая.

Смена формата повлечет за собой естественное переформатирование структуры отделений. Сеть, по мнению экспертов Accenture, придет к следующему формату:

  • флагманские отделения с полным набором услуг и партнерских сервисов, с большой зоной для мероприятий, как правило, рядом с крупными транспортными хабами;
  • ограниченное количество компактных отделений, предлагающих традиционный набор продуктов и небольшой набор ключевых партнерских сервисов. В таких отделениях большинство услуг реализуются через цифровые киоски самообслуживания, количество консультантов сведено к минимуму;
  • «сателлиты» – выносные отделения в виде краткосрочной временной точки (popup store), например, в студенческих кампусах или сельской местности, работающие по сезону, что особенно актуально в сельских удаленных регионах в Казахстане. 

В целом банки Казахстана следуют мировому тренду по цифровизации своих сетей отделений и переводу их в консультационные центры. Можно, например, отметить недавний запуск цифровых банковских отделений. Отдельного упоминания заслуживает видеобанкинг в Казахстане – общение клиента с консультантом через видео-конференц-связь для большинства мировых банков является абсолютным новшеством, в мире примеров таких внедрений крайне мало. В этом плане РК и казахстанские банки даже опережают своих международных конкурентов в других странах.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций