Перейти к основному содержанию
8792 просмотра

Эксперты прогнозируют перегрев рынка потребкредитов в Казахстане

Сумма кредита на одного заемщика превышает 800 тыс. тенге

Фото: Shutterstock

Согласно официальной статистике Национального банка страны, в первом квартале 2019 года объем кредитов БВУ физическим лицам увеличился на 1,5% до 5 436,3 млрд тенге.

«Мы считаем, что рынок потребкредитования близок к перегреву. Впервые у нас в банковском секторе в общей доле кредитования самый большой сегмент – это потребкредиты. Показатель сейчас достигает 27%. Еще один фактор, свидетельствующий о возможной проблеме, – это то, что кредитование растет только в розничном сегменте. Это было и в первом квартале этого года, и в четвертом квартале прошлого года», – поделилась мнением на пресс-конференции председатель правления Народного банка Умут Шаяхметова.

Рост «потребов» действительно высокий, считают в АФК.

«С начала года и по март портфель кредитов на потребительские цели вырос на 9,5% до отметки 3,3 трлн тенге, в то время как выдача составила 545,7 млрд тенге (+17,6%), или 28,9% всех выданных кредитов (1,9 трлн тенге), т.е. доля потребительского кредитования существенная. Отдельно отметим, что уровень просроченных займов в потребительском кредитовании находится на более низком уровне (6,7%) в сравнении с общим уровнем NPL (8,3%)», – привел статистику эксперт аналитического центра Ассоциации финансистов Казахстана Рамазан Досов.

В Ассоциации финансистов Казахстана говорят, что среди топ-5 БВУ по размерам ссудного портфеля наибольший объём потребительских займов наблюдался у Kaspi – 864,1 млрд тенге (+158,3 млрд тенге за три квартала прошлого года, необеспеченные ссуды), Народного банка – 723,9 млрд тенге (+44,2 млрд тенге), ДБ Сбербанк – 209,1 млрд тенге (+48,0 млрд тенге), ForteBank – 119,7 млрд тенге (+35,5 млрд тенге), БЦК – 114,3 млрд тенге (+7,3 млрд тенге). Отметим также и портфель потребительских займов розничного банка ДБ Хоум Кредит – 90,5 млрд тенге (+10,8 млрд тенге).

По информации АФК, на одного экономически активного гражданина уровень потребительской закредитованности составляет 384,6 тыс. тенге, или 2,3 среднемесячных зарплат. «К примеру, в РФ уровень потребительской закредитованности ощутимо выше – на одного экономически активного гражданина приходится потребительский кредит в размере 198,4 тыс. рублей при средней заработной плате в 42,3 тыс. рублей», – сравнил представитель АФК.

В Народном банке другая статистика, так как в финучреждении считают не экономически активное население страны, а заемщиков.

«Мы видим статистические данные. Сумма кредита на одного заемщика существенно увеличивается: сейчас она превышает 800 тыс. тенге на человека. Отношение количества кредитов на человека тоже растет. Если раньше был один кредит, то сейчас в среднем по рынку этот показатель составляет 1,6-1,8 кредита на одного заемщика», – говорит глава самого большого БВУ страны. 

Умут Шаяхметова уверена, что эти цифры не отражают настоящее положение дел. «В новом законопроекте о регулировании деятельности микрофинансовых организаций вводится требование для онлайн-компаний по предоставлению информации в кредитные бюро. Получается, что сейчас база кредитных бюро неполная. Соответственно, есть еще серый рынок, где физические лица берут онлайн-кредиты. По факту получается, что закредитованность физических лиц намного выше», –заключила председатель правления Народного банка.

banner_wsj.gif

2558 просмотров

Как банкам пережить сильнейший кризис за 100 лет

Мнение управляющего директора ДБ «Альфа-Банк» Максата Нуриденулы

Фото: Shutterstock/Tallmaple

Пандемия COVID-19 может стать самой серьезной проблемой для финансовых учреждений почти за столетие. К такому выводу пришли эксперты PwC USA в исследовании, посвященном розничным банкам. Коронавирус внес свои коррективы в стратегии развития финансовых институтов по всему миру.

«Они [банки] работают над тем, чтобы каналы сбыта оставались открытыми, несмотря на советы по дистанцированию; при этом функции банковского надзора не предназначены для удаленной работы. Они [банки] пытаются управлять доходами и ожиданиями клиентов, несмотря на почти нулевые процентные ставки и растущее давление на потребителей. И им необходимо следить за стратегией и проблемами бренда, которые будут определять их будущее, так как рыночные силы и поведение потребителей могут измениться в результате этого кризиса», – говорится в исследовании PwC. 

Что нужно сделать банкам прямо сейчас? Эксперты PwC предложили несколько шагов, которые, по их мнению, помогут банкам справиться с кризисом. Большинство этих рекомендаций так или иначе связано с «цифрой» и с оптимизацией классических процессов. Приведу некоторые примеры.

Первое. Банкам рекомендуется сосредоточиться на непрерывности бизнеса. Речь идет о том, как изменить работу филиалов банка, банкоматов, колл-центра, бэк-офиса. Например, для усиления колл-центра PwC предлагает воспользоваться «возможностями чат-ботов, которые постоянно совершенствуются и становятся проще в развертывании». Бэк-­офис можно усилить, автоматизировав рутинные процессы.

«Интеллектуальные средства могут позволить вам автоматизировать простые и умеренные задачи в течение двух-трех недель», – считают эксперты.

Второе. Проявляйте сочувствие к своим клиентам. Предлагая индивидуальные решения для отдельных клиентов, нужно быть уверенным, что операционная команда сможет доставить эти предложения.

«Вы можете обнаружить, что вам нужно разработать обходные пути для операционных «узких» мест, поскольку многие банковские системы не могут обрабатывать отсрочки платежа или отмены комиссий, особенно в больших масштабах», – считают в PwC.

Третье. Найдите способы сократить ваши расходы быстро. В числе прочего рекомендуется «использовать интеллектуальные средства автоматизации, если вы еще этого не сделали».

«Они быстро совершенствуются в простоте использования, а отдача часто может быть достигнута за считаные месяцы», – отмечают эксперты.

Четвертое. Перепишите стратегию после COVID-19.

«До сих пор большинство банков продавали продукты, используя широкую демографическую сегментацию. Но клиенты все чаще ожидают индивидуализированных предложений, и лидеры должны будут использовать данные (data) для точной настройки своих продуктов и ценовой стратегии, чтобы соответствовать этим ожиданиям», – считают PwC.

Стратегии банков серьезно изменятся, потому что их клиенты нуждаются в поддержке – и физлица, и юрлица. Думаю, банки трансформируются в советников, которые обучают и рекомендуют своим клиентам, куда и когда инвестировать. При этом, зная специфику многих бизнесов, банк должен выступить лидером, помощником в развитии и перестройке бизнеса своих клиентов, изменении их операционной модели.

Отсюда, на мой взгляд, глобальный вывод – кредитные учреждения становятся банками данных и информации; платформой для облегчения ведения бизнеса онлайн в новой парадигме удаленной работы и обслуживания; и, конечно же, банк остается драйвером экономики в части финансирования и кредитования населения и МСБ.

Как долго продлится кризис, пока неизвестно, однако уже есть некоторые прогнозы. Например, компания Forrester – эксперт в потребительском поведении – предположила, что, возможно, банкам удастся выйти на докризисные уровни к осени 2021 года.

«В каждом кризисе кроется возможность. Кризис COVID-19 может в итоге принести пользу банкам-конкурентам за счет ускорения цифровизации населения в целом, а также цифровой трансформации финансовых услуг. Но банкам-претендентам нужно будет бороться, чтобы выжить. Горстка цифровых банков – те, которые недавно получили финансирование или уже имели большое количество клиентов, смогут выдержать пандемический кризис до III квартала [2020] года, а затем пережить период восстановления 12–18 месяцев», – говорит старший аналитик Forrester Аурели Л’Хостис.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png