Бизнес начинается с семьи

Как в Казахстане развивается семейное предпринимательство

Фото: АО «АТФБанк»

В рамках проекта поддержки семейного предпринимательства «Династия» в Шымкенте прошла бизнес-мастерская с начинающими и действующими предпринимателями. Участникам встречи рассказали о состоянии семейного бизнеса в стране и регионе, возможностях финансовой поддержки АТФБанка и полезных инструментах по развитию бизнеса.

Встреча в формате бизнес-мастерской до этого прошла в Караганде, в целом они охватят пять городов Казахстана и в общей сложности 250 участников. Тем самым положен старт долгосрочного масштабного проекта поддержки семейного предпринимательства «Династия», запущенного Ассоциацией семейного бизнеса Казахстана (АСБК) совместно с АО «АТФБанк». Его задачами заявлено развитие национальных семейных бизнес-брендов и предпринимательских династий, а также повышение финансовой грамотности предпринимателей.

В мире, Казахстане, Шымкенте

Как отметила председатель координационного совета АСБК Яна Исакова, семейное предпринимательство сегодня – это международный тренд, оно является драйвером экономики и лидером в секторе МСБ в подавляющем большинстве стран мира. Так, в странах Европы, по данным KPMG, доля семейного бизнеса составляет от 55% до 90% от всех компаний. 

Яна Исакова 2.JPG

В прошлом году АТФБанк и АСБК провели мини-исследование, охватившее 400 владельцев бизнеса и начинающих предпринимателей 12 регионов страны. Более 80% опрошенных оказались либо уже действующими семейными компаниями, либо планировали передать свой бизнес последующим поколениям семьи. При этом 15% из них – это бизнес во втором и более поколениях, в которых  работают два-восемь членов одной семьи. Это уже сформировавшиеся бизнес-династии ювелиров, производственников, коммерсантов. 

Исследование выявило отраслевую специфику семейных предприятий в регионах. Так, в Шымкенте они в основном сосредоточены в сфере сельского хозяйства, а также ремесленничества: распространены творческие династии ювелиров, гончаров, мастеров по коже и войлоку и т.д. Как сообщил директор филиала АТФБанка в Шымкенте Бахытжан Калимбетов, 15% опрошенных предпринимателей уже позиционируют себя как семейные компании, упоминая об этом в различных открытых источниках, на визитках, в рекламных материалах. 

Бахытжан Калимбетов.JPG

Он также привел показательную статистику: на начало 2019 года в Казахстане действовали 277 313 субъекта МСБ, из них в Шымкенте – 13 638, то есть почти 5% от всех действующих в стране предприятий сектора. Бахытжан Калимбетов не стал оценивать, много это или мало. Но поделился с «Курсивом» своим мнением: Шымкент может довести этот показатель до 10–15 % ввиду большого потенциала и перспектив развития как города-миллионника и приграничного региона.

Как сказал спикер, МСБ, являющийся основой экономики и стабильности любого государства, изначально строится на семейном бизнесе. Семейный бизнес – это традиционный и, самое главное, долгосрочный бизнес. Чтобы развивать этот сегмент, банк выступил партнером проекта «Династия».

«Мы заинтересованы в создании долгосрочных традиций семейного предпринимательства в Казахстане, в появлении казахстанских семейных брендов на рынке, – подчеркнул директор филиала АТФБанка. – Этот проект имеет ярко выраженный социальный эффект. Он поможет повысить благосостояние казахстанских семей, сформировать устойчивый средний класс в стране. Появится ряд новых товаров и услуг на рынке. Сформируется новый класс налогоплательщиков. Бизнесмены познакомятся с наилучшими возможностями финансирования на рынке. В конечном итоге – это финансовая устойчивость и стабильность нашего государства».

АТФБанк в помощь

Как рассказал Бахытжан Калимбетов, АТФБанк может помочь семейному бизнесу финансированием в рамках государственных программ, в частности, «Енбек», оператором которой он является, а также субсидированием в рамках «Дорожной карты бизнеса-2020». АТФБанк уже больше 10 лет является партнером государства в реализации различных программ по поддержке субъектов МСБ.  

Среди конкурентных преимуществ банка выступающий указал в первую очередь короткие сроки рассмотрения заявок. Если в 2016 году средняя скорость рассмотрения проектов МСБ в банке составляла 43 дня, то в 2018 году – 10–14 дней. Кроме того, в июле 2018 года в процесс кредитования клиентов МСБ была внедрена система кредитного анализа Landau, то есть анализом бизнеса клиента «занялся» искусственный интеллект. 

«Это позволило оптимизировать и сократить срок проведения финансового анализа кредитными менеджерами. Обработка и преобразование данных осуществляется в один клик. Программа обрабатывает огромный объем информации за считаные минуты, сопоставляя данные из разных документов, проверяя данные клиента на достоверность и сигнализируя кредитному менеджеру обо всех минусах бизнеса. Таким образом, был устранен человеческий фактор при оценке плюсов и минусов заемщика», – пояснил г-н Калимбетов. 

Как он заверил, каждый клиент из МСБ может рассчитывать на полную объективность при рассмотрении своей кредитной заявки. Спикер добавил, что за последние три года объем кредитного  портфеля  АТФБанка вырос на 150%. «Мы растем на фоне падения общего портфеля МСБ по всей банковской системе, – констатировал г-н Калимбетов. – Мы постоянно увеличиваем свою клиентскую базу: в 2018 году нашими клиентами стали более 10 тыс. предприятий.  Это говорит о том, что продукты банка востребованы МСБ, и мы готовы активно сотрудничать с этим сектором. На сегодня мы уже являемся лидерами кредитования МСБ и намерены к 2023 году завоевать 20% рынка от доли кредитования среди БВУ». 

По информации директора филиала, на начало 2019 года АТФБанк занял 4-е место по количеству проектов в «Дорожной карте бизнеса-2020» среди всех БВУ Казахстана. По результатам реализации программы «Даму Регионы-3» в 2018 году получил номинацию «Доверие народа» как банк, освоивший максимальную сумму – 22 млрд тенге – по программе среди банков второго уровня. Кроме того, благодаря внедренной системе Landau АТФБанк оказался в списке MostInnovativeBanks: инновационные банки в сфере МСБ в странах СНГ и Кавказа.

Семейный пошел

Одним из многолетних успешных клиентов банка является шымкентское ТОО «ЭГЕ Шымкент» – производитель и реализатор мебели, ЖБИ, окон, дверей, витражей из алюминиевого, ПВХ-профиля и дерева. Как рассказал собственник фирмы Кахраман Исмаилов, в их семейном бизнесе задействованы брат, жена, дети, племянники и другие родственники.

Кахраман Исмаилов.JPG
 
Отправным объектом бизнеса стал приватизированный в 1990-х годах хозрасчетный магазин. «Мы с братом и женой долго искали свой рынок, – вспоминает бизнесмен. – Сначала в магазине продавали овощи, потом – продукты, после он был мясным, винно-водочным. Когда решили сделать его строительным, дело пошло. Сейчас у нас четыре строительных магазина. Также мы открыли свою фабрику, начали производить окна, двери, лестницы и другие изделия». 

Г-н Исмаилов вполне логично объяснил совмещение двух направлений бизнеса – товары для строительства и мебель: «Когда люди заканчивают строительство дома, строительно-ремонтные работы, потом им нужна будет мебель. Это товары «по соседству». А успех масштабирования и роста направлений бизнеса он связывает с кредитованием в АТФБанке. С ним семейная компания работает около 15 лет. Деньги брали на разные цели. Только за последние четыре года, по словам собственника, их профинансировали более чем на 400 млн тенге. 

Преимуществами этого банка собеседник считает отсутствие бюрократии, низкие проценты и быстрые сроки рассмотрения и выделения денег, то есть соответствие главным запросам действующего бизнеса. «Мы построили бизнес и расширились благодаря АТФБанку, – отметил он. – Мы берем дешевые кредиты,  развиваемся и вносим свой вклад в экономику». Как поделился предприниматель, в их дальнейших планах, которые они намерены реализовать при помощи заемных средств банка, строительство современной мебельной фабрики. 

Другой постоянный клиент банка из числа семейных предпринимателей – ИП Сулейменов. Как рассказала Джанаткул Тулеуова, их семейный бизнес с мужем начался почти 20 лет назад с банальной продажи пепси-колы. К продуктам питания потом присоединился вещевой блок. Во время поездки в Турцию Джанаткул решила закупить вещи, чтобы потом их продать и тем самым оправдать дорогу. Спонтанный поступок впоследствии перерос в стабильно работающий бизнес, вытеснивший первоначальное направление.

Джанаткуль Тулеуова.JPG

Бизнесвумен завозила и до сих пор завозит определенные товары из-за рубежа. Однако постельное белье и принадлежности решила производить здесь, так как это выходило гораздо дешевле. Три года назад открыла маленький швейный цех. Сегодня он поставляет свою продукцию в разные города Казахстана и не успевает удовлетворить растущий спрос. Поэтому будет наниматься дополнительный персонал для работы во вторую смену, сейчас в автоматизированном производстве занято около 10 наемных работников. Предпринимательница также открыла  магазин итальянской обуви. 

Во главе семейного бизнеса Сулейменовых стоит муж. Им уже помогают сын и дочь, присоединение которых, по признанию Джанаткул Тулеуовой, привело к росту продаж и прибыли. Молодое поколение использует современные возможности – рекламирует продукцию по интернету, через соцсети. Семья планирует получить кредит и открыть большую фабрику, брендировать свою продукцию. 

«Я совершенно искренне считаю, что наш бизнес состоялся благодаря АТФБанку, –сказала предпринимательница. – Мы поднялись и надеемся расти дальше. Уверена, что с этим банком сбудутся наши мечты». 

Начало положено

Как считает Яна Исакова, оба гостя бизнес-мастерской – не только примеры успешного семейного бизнеса, но и грамотной сегментации. Если «Эге Шымкент» выбрал средний и более дорогой сегмент, то ИП Сулейменов – более демократичный. И у каждого есть клиентура, вопреки расхожему мнению о том, что дорогие товары не будут продаваться. Кроме того, их опыт подтверждает, что бизнесменам не надо ограничиваться одной изначальной сферой, а пробовать себя в разных и искать до тех пор, пока не найдешь свою нишу. К слову, выбор ниши для бизнеса обсуждался в качестве одного из вопросов бизнес-мастерской. В целом участники узнали много полезных инструментов и фишек для развития бизнеса.

Как сказала Яна Исакова, они помогают предпринимателям создавать долгосрочные компании. И упор делается на семейный бизнес именно потому, что он долгосрочный. Вообще, при создании любого бизнеса эксперт посоветовала всегда настраиваться не на стартап, а долго работающий бизнес, который можно будет потом передать детям. 

Главным плюсом семейного бизнеса Кахраман Исмаилов назвал доверие. Финансы и ведение других важных вопросов он доверяет своим близким. Кроме того, по его словам, семейный бизнес лучше тем, что на родственников всегда можно положиться – они могут задержаться на работе, подождать зарплату и т.д. Одна из бизнес-тренеров встречи высказала аналогичное мнение: семейный бизнес – это прочный оплот, в случае кризиса сотрудники уволятся и разбегутся, а члены вашего бизнеса всегда останутся с вами.  

«Наш семейный бизнес только-только начинает создавать свои традиции. У нас еще нет образовательных и финансовых программ поддержки семейных предпринимателей, очень мало крепких брендов семейного бизнеса, нет программ подготовки и воспитания следующего поколения предпринимателей. И все это нам еще предстоит создать. И проект «Династия» – это одна из первых и очень важных инициатив для формирования долгосрочных предпринимательских традиций в Казахстане», – резюмировала  глава АСБК. 

В свою очередь директор шымкентского филиала АТФБанка Бахытжан Калимбетов выразил надежду, что проект «Династия» станет уникальной и, главное, работающей площадкой по созданию и устойчивому развитию семейного бизнеса в Казахстане и поможет увеличить число семейных компаний в городе и улучшить показатели действующих. Собеседник не исключил, что в итоге реализации проекта появится целевой продукт финансовой поддержки семейного бизнеса.

c4b7e830-52aa-43ad-94fe-49e37e95dbba.jpg

*Партнерский материал подготовлен совместно с АО «АТФБанк»

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Джентльмены предпочитают приливы

«Дочки» российских банков укрепляют свои позиции на рынке клиентского фондирования

Фото: Depositphotos/Wavebreakmedia

За последний год (июнь к июню) объем вкладов в банковской системе РК вырос на 16%, или на 2,65 трлн тенге. При этом доля вкладов в совокупных обязательствах БВУ увеличилась с 75 до 78%. Это говорит о том, что роль клиентских средств в качестве источника фондирования усилилась. Весенний карантин пока не оказал негативного эффекта на статистику депозитов. По итогам первого полугодия относительно высокий отток денег с клиентских счетов наблюдается только в одном крупном банке. 

Серединка на половинку

По данным Нацбанка, на 1 июля совокупный объем вкладов в казахстанских БВУ достиг 19,3 трлн тенге. За год рост составил 2,65 трлн, причем он удивительно равномерно распределился по полугодиям: 1,33 трлн тенге во второй половине 2019-го и 1,32 трлн – в первой половине 2020-го.

Однако на статистику текущего года сильно повлияла волатильность тенге из-за исторически высокой доли валютных вкладов в стране.

За март официальный курс нацвалюты упал с 381,1 до 448,01 тенге за доллар, после чего в апреле тенге отыграл назад до отметки 429,41, в мае – до 412,55. В первой декаде июня тенге продолжил укрепляться, и на пике, зафиксированном 9 июня, курс составил 397,31. Затем нацвалюта начала слабеть и на конец месяца подешевела до 403,83. Поскольку статистика вкладов оперирует данными в тенге, все эти изменения обменного курса автоматически влекли за собой изменения в объемах депозитных портфелей (так называемый эффект валютной переоценки).

Изучение помесячной динамики вкладов в разрезе отдельных банков показывает, что у 10 из 14 значимых для системы игроков (прошедших AQR) наибольший приток клиентских средств был зафиксирован именно в марте (см. инфографику). Например, депозитный портфель Халыка за этот месяц вырос сразу на 539 млрд тенге, притом что четыре месяца из шести в банке были нетто-оттоки, а нетто-приток в апреле составил всего 6 млрд тенге. У Сбербанка объем вкладов за первое полугодие вырос на 194 млрд тенге, и на мартовскую долю пришлось 76% от этой суммы. У Альфы аналогичный показатель составил 52%, у БЦК – 43%, у Jýsan Bank – и вовсе 93%.

В ряде банков мартовский приток оказался выше, чем рост за полугодие. В эту группу вошли уже упомянутый Халык (539 млрд тенге в марте против 283 млрд по итогам шести месяцев), не нуждавшийся в AQR Ситибанк (126 млрд против 52 млрд), Forte (115 млрд против 58 млрд), Алтын (52 млрд против 24 млрд), а также Нурбанк, у которого депозитный портфель за полгода сократился на 0,5 млрд тенге, несмотря на мартовский приток в размере 11 млрд.

Рэнкинг банков по объему вкладов(правки)-1.jpg

Своя колея

Группу из четырех банков, для которых март не стал рекордным в плане роста депозитной базы, составили Bank RBK, Евразийский, Хоум Кредит и АТФ. Для Bank RBK этот месяц вообще стал худшим в рассматриваемом контексте: в марте здесь произошел отток клиентских средств на сумму 6 млрд тенге, который «обеспечили» физлица, снявшие со счетов 22 млрд. Зато в предыдущем месяце розничные клиенты принесли в RBK 25 млрд тенге новых вкладов (третий результат в секторе после Халыка и Сбербанка), поэтому мартовский разворот не стал для этого банка чувствительным. В целом за полугодие вклады в RBK выросли на 76 млрд тенге при подавляющей доле участия юрлиц в этом росте (72 млрд).

Для Хоум Кредита март также стал худшим месяцем из шести, принеся отток клиентских средств в размере 18 млрд тенге. Но здесь, в отличие от предыдущей истории, деньги изымали юрлица. За полгода они забрали из банка 29 млрд тенге. В итоге депозитный портфель Хоум Кредита за шесть месяцев сократился на 6 млрд тенге, и уходу в минус не смог помешать даже стабильный приток розничных вкладов, составивший почти 24 млрд. Надо отметить, что, во-первых, этот банк менее зависим от поведения депозиторов, чем его конкуренты. Доля клиентских средств в обязательствах Хоум Кредита составляет лишь 44%, что намного ниже среднерыночного показателя, равного 78%. Во-вторых, банк узко специализируется на рознице и юрлица не являются его целевой аудиторией.

В Евразийском банке депозиты в марте выросли всего на 2,4 млрд тенге, тогда как самыми урожайными месяцами стали апрель и июнь с объемами привлечения свыше 36 млрд, а самым разочаровывающим – февраль с оттоком в 20 млрд. За полгода вклады здесь увеличились на 64 млрд тенге, и сделано это было, как и в случае с Bank RBK, усилиями бизнес-клиентов (60 млрд). Эти два банка похожи еще и тем, что их акционеры владеют крупными горнодобывающими активами, которые хоть и подвержены сырьевой конъюнктуре, но не останавливались на карантин. Гипотетически эти предприятия имеют возможность поддержать дружественные банки ликвидностью, особенно в период, когда рыночные клиенты последних испытывают воздействие кризиса. 

АТФБанк стал единственным игроком из периметра AQR, в котором вклады за полугодие снизились значительно – на 58 млрд тенге, хотя в относительном выражении этот отток не выглядит угрожающим (минус 6,4% к началу года). Здесь снижение фактически полностью пришлось на портфель бизнес-клиентов (57 млрд). Влияние режима ЧП на такую динамику не прослеживается, поскольку оттоки происходили в январе и феврале (на 30 млрд и 34 млрд соответственно), после чего возоб­новились в мае (на 29 млрд). В июне банку удалось нарастить депозитную базу на 7,5 млрд тенге, в том числе на 6 млрд за счет розничного сегмента.

Самые привлекающие

Совокупный объем вкладов в банковской системе после скачкообразного роста в марте (на 1,35 трлн тенге к февралю, или на 7,6%) затем в течение двух месяцев снижался: на 107 млрд тенге в апреле и на 54 млрд в мае. В июне вклады вернулись к росту, который составил 295 млрд тенге. Но, во-первых, этот приток был на 80% обеспечен корпоративными клиентами. Во-вторых, 40% от этого притока пришлось на один институт – Сбербанк. Поэтому июньский рост депозитов рано называть устойчивым.

Пятерку лидеров по привлечению вкладов за полугодие составили Халык, Kaspi, Сбербанк, Альфа и БЦК. Занявший 6-е место Jýsan весь II квартал фиксировал оттоки. Его ближайшие преследователи – Bank RBK, ВТБ и Евразийский, наоборот, последние три месяца демонстрируют притоки. Forte компенсирует снижение розничных депозитов увеличением корпоративных, но итоговая сумма оставляет его на 10-м месте. У Алтына выросли обе составляющие портфеля, но этого роста хватает лишь для того, чтобы занять 11-ю позицию. Три оставшихся игрока из периметра AQR – Нурбанк, Хоум Кредит и АТФ – завершили полугодие с оттоком клиентских средств.

Если расширить горизонт и посмотреть динамику вкладов за последний год (июнь к июню), то лучший результат окажется у Kaspi (+489 млрд тенге). На 23 млрд отстал Халык. Третьим идет Сбербанк (+344 млрд). Далее расположились Ситибанк и Жилстройсбербанк, но в нашем ренкинге они идут вне конкурса в силу специфики своего бизнеса. Поэтому 4-е место достается Forte (+153 млрд), а замыкает пятерку Альфа-Банк (+149 млрд).

Обращает на себя внимание присутствие в обеих топ-пятерках двух российских игроков. Сбербанк занимает 3-е место в секторе по объему клиентских средств (1,8 трлн тенге) и за последний год нарастил этот показатель на 24%, что в 1,5 раза выше среднерыночного показателя, составляющего 16%. Альфа, которая по размерам бизнеса гораздо меньше Сбербанка (12-е место по активам), увеличивает свой депозитный портфель еще вдвое быстрее – на 50% год к году. Если добавить сюда ВТБ, в котором рост вкладов за последний год составил 85%, то становится очевидным, что российские «дочки» навязывают серьезную конкуренцию местным банкам на рынке клиентского фондирования.

Как менялся объем вкладов в банках(правки)-1.jpg

 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg