Перейти к основному содержанию
7507 просмотров

Почему некоторые банки решили отказаться от ежемесячных комиссий за обслуживание займов?

В причинах такого решения разбирался «Курсив»

Фото: Shutterstock

Пять банков Казахстана самостоятельно отказались от ежемесячных комиссий за обслуживание займов. На первый взгляд, это странный шаг, ведь основной доход БВУ получают от кредитования физических лиц и бизнеса. В причинах такого решения разбирался «Курсив».

Банковские комиссии и процентные ставки на ссуды разделили общество на две непримиримые группы: финансисты и заемщики. Регулятор не просто наблюдал за недовольными, но и предпринимал конкретные шаги по защите прав потребителей финансовых услуг.

Нацбанк обязал банки указывать все взимаемые комиссии в договоре займа, затем запретил взимать комиссию за ведение ссудного счета.

В июле 2016 года Нацбанк утвердил исчерпывающий Перечень комиссий, связанных с выдачей и обслуживанием банковского займа, который позволил сократить количество взимаемых банками комиссий до 11 видов, исключив возможность взимать скрытые комиссии.

С июля 2018 года для сокращения расходов ипотечников был введен запрет на взимание комиссии за ведение банковского счета, связанного с выдачей и обслуживанием займа, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также за зачисление такого займа на банковский счет.

Несколько месяцев назад регулятор расширил действие «ипотечных поправок» – те же запреты стали распространяться на все ссуды, не связанные с предпринимательской деятельностью.

«При этом было установлено, что данное правило применяется только к договорам банковского займа с физическими лицами, заключенным с 4 марта 2019 года», - пояснили в пресс-службе НБ.

После этого постановления аналитики ожидали, что БВУ будут тихо саботировать решение надзорного органа. На деле вышло иначе: в конце марта Народный банк Казахстана, Евразийский банк, АТФБанк, ForteBank и Альфа-Банк независимо друг от друга объявили, что отменят ежемесячные комиссии, связанные с обслуживанием ссуд не только по новым договорам, и по действующим кредитным договорам.

«Отмена части комиссий за открытие и ведение ссудных счетов на самом деле большой шаг вперед в процессе снижения стоимости кредитов. Принятие решения об отмене комиссий должно снизить стоимость кредитов в разы, что в свою очередь должно: во-первых, облегчить долговое бремя для населения, во-вторых, повысить спрос на ссуды со стороны населения, а в-третьих, в средне- и долгосрочной перспективе уменьшить риски банков по невозвратности средств», - высказал свою точку зрения шеф-аналитик компании ALPHALUX Consulting Сергей Полыгалов.

Нацбанк ожидает, что нововведения коснутся порядка 180 тыс. клиентов банков, а потенциальный эффект сэкономленных средств людей составит почти 30 млрд тенге.

«Дело в том, что регулятор из года в год предпринимает меры для снижения долговой нагрузки клиентов финансовых организаций. Я подозреваю, что и здесь не обошлось без участия Национального банка. Потом решение отменить комиссии призвано увеличить доступность кредитов для физлиц, и банки сами заинтересованы в постоянном повышении кредитоспособности населения», - отметил главный научный сотрудник КИСИ Вячеслав Додонов.

Финансовый аналитик Александр Криенко уверен, что комиссия берется не для увеличения реальной ставки по кредиту, а за конкретные операции, которые банк совершает и, соответственно, несет расходы.

«В настоящий момент многие процессы автоматизированы, поэтому надзорный орган упорядочивает и сокращает выплаты людей. Отказ других БВУ от комиссий по кредитам – это только вопрос времени», - уверен эксперт.

С уверенностью можно сказать только одно: структура доходов банковского сектора постепенно начнет меняться. Так, ряд организаций уже сегодня осваивают нетрадиционные сегменты – БВУ предлагают углубленные сервисы клиентам, добавляют новые опции в интернет-банкинг, больше играют на рынке ценных бумаг. Все это компенсирует и потери банков и привлекает новых людей. В итоге выигрывает потребитель.

banner_wsj.gif

2467 просмотров

Как банкам пережить сильнейший кризис за 100 лет

Мнение управляющего директора ДБ «Альфа-Банк» Максата Нуриденулы

Фото: Shutterstock/Tallmaple

Пандемия COVID-19 может стать самой серьезной проблемой для финансовых учреждений почти за столетие. К такому выводу пришли эксперты PwC USA в исследовании, посвященном розничным банкам. Коронавирус внес свои коррективы в стратегии развития финансовых институтов по всему миру.

«Они [банки] работают над тем, чтобы каналы сбыта оставались открытыми, несмотря на советы по дистанцированию; при этом функции банковского надзора не предназначены для удаленной работы. Они [банки] пытаются управлять доходами и ожиданиями клиентов, несмотря на почти нулевые процентные ставки и растущее давление на потребителей. И им необходимо следить за стратегией и проблемами бренда, которые будут определять их будущее, так как рыночные силы и поведение потребителей могут измениться в результате этого кризиса», – говорится в исследовании PwC. 

Что нужно сделать банкам прямо сейчас? Эксперты PwC предложили несколько шагов, которые, по их мнению, помогут банкам справиться с кризисом. Большинство этих рекомендаций так или иначе связано с «цифрой» и с оптимизацией классических процессов. Приведу некоторые примеры.

Первое. Банкам рекомендуется сосредоточиться на непрерывности бизнеса. Речь идет о том, как изменить работу филиалов банка, банкоматов, колл-центра, бэк-офиса. Например, для усиления колл-центра PwC предлагает воспользоваться «возможностями чат-ботов, которые постоянно совершенствуются и становятся проще в развертывании». Бэк-­офис можно усилить, автоматизировав рутинные процессы.

«Интеллектуальные средства могут позволить вам автоматизировать простые и умеренные задачи в течение двух-трех недель», – считают эксперты.

Второе. Проявляйте сочувствие к своим клиентам. Предлагая индивидуальные решения для отдельных клиентов, нужно быть уверенным, что операционная команда сможет доставить эти предложения.

«Вы можете обнаружить, что вам нужно разработать обходные пути для операционных «узких» мест, поскольку многие банковские системы не могут обрабатывать отсрочки платежа или отмены комиссий, особенно в больших масштабах», – считают в PwC.

Третье. Найдите способы сократить ваши расходы быстро. В числе прочего рекомендуется «использовать интеллектуальные средства автоматизации, если вы еще этого не сделали».

«Они быстро совершенствуются в простоте использования, а отдача часто может быть достигнута за считаные месяцы», – отмечают эксперты.

Четвертое. Перепишите стратегию после COVID-19.

«До сих пор большинство банков продавали продукты, используя широкую демографическую сегментацию. Но клиенты все чаще ожидают индивидуализированных предложений, и лидеры должны будут использовать данные (data) для точной настройки своих продуктов и ценовой стратегии, чтобы соответствовать этим ожиданиям», – считают PwC.

Стратегии банков серьезно изменятся, потому что их клиенты нуждаются в поддержке – и физлица, и юрлица. Думаю, банки трансформируются в советников, которые обучают и рекомендуют своим клиентам, куда и когда инвестировать. При этом, зная специфику многих бизнесов, банк должен выступить лидером, помощником в развитии и перестройке бизнеса своих клиентов, изменении их операционной модели.

Отсюда, на мой взгляд, глобальный вывод – кредитные учреждения становятся банками данных и информации; платформой для облегчения ведения бизнеса онлайн в новой парадигме удаленной работы и обслуживания; и, конечно же, банк остается драйвером экономики в части финансирования и кредитования населения и МСБ.

Как долго продлится кризис, пока неизвестно, однако уже есть некоторые прогнозы. Например, компания Forrester – эксперт в потребительском поведении – предположила, что, возможно, банкам удастся выйти на докризисные уровни к осени 2021 года.

«В каждом кризисе кроется возможность. Кризис COVID-19 может в итоге принести пользу банкам-конкурентам за счет ускорения цифровизации населения в целом, а также цифровой трансформации финансовых услуг. Но банкам-претендентам нужно будет бороться, чтобы выжить. Горстка цифровых банков – те, которые недавно получили финансирование или уже имели большое количество клиентов, смогут выдержать пандемический кризис до III квартала [2020] года, а затем пережить период восстановления 12–18 месяцев», – говорит старший аналитик Forrester Аурели Л’Хостис.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png