5493 просмотра

Halyk Bank начал выстраивать экосистему для бизнеса

Банк начал создание экосистемы для бизнеса с запуска взаиморасчетов между юридическими лицами в режиме «24/7» через дистанционный портал Onlinebank HALYK - впервые в Казахстане

Фото: Офелия Жакаева / пресс-служба Halyk Bank

Народный банк после интеграции с Казкоммерцбанком делает серьезный разворот в сторону улучшения сервиса для бизнеса, об этом сообщили топ-менеджеры структуры на встрече с клиентами в Алматы.

«Закончился интеграционный период. Обновленный Halyk сейчас активно занимается собственным развитием, улучшением продуктов, транзакционного банкинга для физических и юридических лиц. В работе с малым и средним бизнесом, особенно в кредитовании,  мы всегда были лидерами, однако сегодня ключевым для банка становится развитие технологичных сервисов, предоставление современных транзакционных услуг бизнесу», - начала встречу глава самого крупного БВУ страны.

Банк начал создание экосистемы для бизнеса с запуска взаиморасчетов между юридическими лицами в режиме «24/7» через дистанционный портал Onlinebank HALYK - впервые в Казахстане.

«Вы как юридическое лицо можете совершать любые транзакции в любой день: включая праздничные и выходные. Это очень удобно для малого бизнеса, когда можно оперативно рассчитаться с поставщиком, начислить заработные платы сотрудникам, попросить оплату за свои товары или услуги как в будни, так и в выходные», - рассказал подробности заместитель председателя правления Народного банка Нурлан Жагипаров.

DSC06154.JPG

Финансисты уверены, этот сервис существенно упростит жизнь предпринимателей. За последние три месяца банк внедрил с десяток улучшений для бизнеса. Большинство финансовых продуктов и услуг бизнесмены могут получить дистанционно с помощью интернет-банка и мобильного приложения.

Еще один новый продукт условно можно назвать самостоятельная инкассация. Предприниматели могут сдавать и получать наличные посредством банкомата или через автокассу. «Ранее Халык банк начал эмитировать карту для предпринимателей, которая участвует в процессе самоинкассации, давая возможность пополнять и снимать денежные средства компании в круглосуточном режиме, переводить деньги с карты на текущие счета, вносить средства через банкоматы с функцией cash in», - поделился подробностями заместитель председателя правления банка Даурен Сартаев.

DSC06125.JPG

Таких банкоматов у Халыка 4,5 тысячи. Они стали обслуживать клиента в режиме 24/7 без карты по сгенерированному коду. Банк также начал устанавливать в своих отделениях автокассы.  «Что нужно предпринимателю? Заранее сгенерить «платежку», подойти с QR-кодом к кассе самообслуживания и загрузить средства», - пояснил Жагипаров.

Всем известно, что сектор МСБ самый уязвимый. Бизнесмены первыми принимают на себя удары реализации экономических рисков. Они также не защищены от недобросовестных партнёров. В отличии от больших корпораций, представители МСБ не имеют служб безопасности. «Вместе с молодой технологичной компанией мы реализовали проект Compra по проверке благонадежности контрагентов. Бизнесмен осуществляет перевод денег, и сервис Compra позволяет одним кликом проверить контрагента из 20 открытых государственных источников информации. Есть ли у него задолженности по налогам, сколько лет компания работает на рынке, имеются ли судимости», - рекомендовал программу спикер.

Он добавил, что Халык принял для себя концепцию открытого банка и намерен активно сотрудничать с финтехкомпаниями, чтобы выводить новые полезные финансовые услуги и повышать их качество.

Даурен Сартаев продолжил анонсировать новые сервисы: «Нашим клиентам не надо ждать линии разговора с операторами колл-центра. Недавно был введен чат-бот для решения вопросов по валютному контролю. Кроме того, мы разрабатываем биометрические продукты: биометрия голоса и анализ речи. Эти новшества будут реализованы уже в первом полугодии».

Халык банк обновил также решение для интернет предпринимателей на базе epay- платформы, позволяющей принимать и контролировать платежи в онлайн режиме по всем каналам эквайринга, включая QR-платежи и интернет-транзакции.

«Запущено QR-приложение для мерчантов, обеспечивающее быстрые уведомления о совершении транзакций, их возврат, а также статистику и историю транзакций», - объяснил подробности заместитель председателя правления Народного банка Нурлан Жагипаров. 

Из 275 тысяч компаний, имеющих счета в Халык банке, порядка 135 тыс. являются активными пользователями банковских услуг, в том числе более 80 тысяч - индивидуальные предприниматели. Сегодня 7 из 10 клиентов используют дистанционные каналы обслуживания и предполагается, что эта доля заметно вырастет, учитывая, что транзакционные операции в дистанционных каналах в 3-6 раз дешевле чем в отделениях.

«Для малого и среднего бизнеса Халык стремится быть основным банком, предлагая комплексные решения, закрывающие полный спектр потребностей клиентов на всех этапах развития бизнеса. Мы готовы выстраивать модель, в которой банк выступает в качестве полноценного партнера, помогающего запустить, вырастить и развивать бизнес», -подчеркнул Даурен Сартаев.

На встрече с банкирами предприниматели заявили, что сегодня в РК востребованы оборотные кредиты — овердрафты для покрытия кассовых разрывов и поэтому ждут от Халыка рассмотрения и выдачи таких кредитов в онлайне. Они также попросили банк серьезно автоматизировать процессы обслуживания в отделениях и внутри самого банка, особенно в сфере валютного контроля.

«Я Вам лично обещаю, что мы будем развивать наш сервис, мы будем продолжать исправлять все негативные аспекты, о которых нам сообщают клиенты», - сказала председатель правления Народного банка.

В финале один из клиентов предложил создать клуб-клиентов, на что Умут Шаяхметова сообщила, что такая идея уже прорабатывается банком.

HJ5A7426.JPG

HJ5A7415.JPG

HJ5A7496.JPG

 

 

banner_wsj.gif

348 просмотров

В казахстанских банках объем необслуживаемых кредитов вырос на 21 млрд тенге

Совокупная прибыль по итогам пяти месяцев снизилась

Фото: Shutterstock.com

Банковская статистика за май продемонстрировала скромный рост объемов кредитования, которого оказалось недостаточно, чтобы компенсировать вызванные карантином апрельские потери. Совокупная прибыль банков по итогам пяти месяцев по сравнению с прош­логодним периодом снизилась. Дальнейшая эффективность сектора будет зависеть в том числе от того, насколько восстановится платежеспособность заемщиков по окончании кредитных каникул.

«В настоящее время банковская система РК абсорбирует потери, связанные с реструктуризацией кредитов, благодаря накопленному запасу капитала», – охарактеризовала состояние сектора глава финнадзора Мадина Абылкасымова на заседании правительства 23 июня. Для поглощения дополнительных убытков банков, вызванных кризисом, и поддержания кредитования экономики регулятор ввел временные пруденциальные послабления, позволяющие банкам высвободить ликвидность.

Опубликованная Нацбанком статистика работы БВУ за май (см. инфографику) свидетельствует, что за отчетный месяц объем провизий в системе снизился на 34 млрд тенге. В то же время объем необслуживаемых кредитов (NPL 90+) увеличился на 21 млрд тенге. Это означает, что риски в системе по итогам мая возросли.

Рынок кредитов

В целом ссудный портфель банков (включая межбанковские займы и обратное РЕПО) с начала года вырос на 2,2% – до 15,07 трлн тенге по состоянию на 1 июня. При этом он пока не вернулся к своему пиковому значению – 15,26 трлн тенге на 1 апреля. Апрельское снижение на 2,5% (к предыдущему месяцу) было лишь частично компенсировано ростом на 1,3% в мае. Особую озабоченность вызывает состоя­ние сегмента МСБ: по данным финнадзора, в апреле портфель кредитов малому и среднему бизнесу сократился на 3,4%, после чего в мае не изменился.

По информации Абылкасымовой, правом на кредитные каникулы (продолжительностью с 16 марта по 15 июня) воспользовались 12,5 тыс. субъектов МСБ – это 41,5% от всех заемщиков МСБ, имеющих банковские кредиты. Общая сумма реструктурированных платежей составила 165 млрд тенге (в среднем по 13,25 млн тенге на одного заемщика в сегменте).

Что касается физлиц, то отсрочку получили 1,9 млн человек, или 34% от всех розничных заемщиков. Здесь сумма отсроченных платежей составила 268 млрд тенге, или 142 тыс. тенге в среднем на одного заемщика. Всего, как следует из статистики регулятора, за три месяца кредитных каникул банки недополучили от заемщиков 433 млрд тенге, что эквивалентно 3% от совокупного ссудного портфеля.

В пятерку банков с самым большим объемом кредитования вошли Халык (4,54 трлн тенге), Сбербанк (1,50 трлн), Kaspi (1,38 трлн), БЦК (1,13 трлн) и Жилстройсбербанк (1,05 трлн). Лидерами роста в абсолютном выражении стали Халык, Jýsan и Сбербанк. Самые быстрые темпы роста показали Ситибанк, дочерний Bank of China и Bank RBK.
 
У 14 из 27 работающих в Казахстане банков ссудный портфель с начала года снизился. Худшую динамику кредитования в денежном измерении продемонстрировали универсальный АТФБанк и два розничных игрока – Kaspi и Хоум Кредит. Портфель Kaspi за апрель (это был целиком карантинный месяц) упал сразу на 84 млрд тенге, после чего в мае вырос на 8 млрд. Ссудник Хоум Кредита снижался оба последних (на отчетную дату) месяца: на 23 млрд тенге в апреле и на 13 млрд в мае. Портфель АТФ сократился на 32 млрд и 19 млрд тенге в апреле и мае соответственно.

В относительном выражении кредитование больше всего упало в Kassa Nova, а также в проб­лемных Capital и Tengri. Из значимых игроков сектора в отрицательной зоне находятся Хоум Кредит (снижение ссудного портфеля на 10,2% с начала года), ВТБ (–4,4%), АТФ (–4,1%), Kaspi (–2,5%), Forte (–2%), Евразийский (–1,6%) и Алтын (–1,4%).

Просрочка и риски

Совокупный объем NPL 90+ с начала года вырос на 18,3%, доля таких займов увеличилась с 8,14 до 9,43%. Банками с худшим качеством кредитов являются принадлежащие Орифджану Шадиеву Capital и AsiaCredit, а также спасенный государством Jýsan. У последнего сформирован более чем достаточный объем провизий – 630 млрд тенге при объеме NPL 90+, равном 471 млрд тенге. У банков Шадиева суммарный объем займов с просрочкой свыше 90 дней составляет 65 млрд тенге, а объем провизий – всего 21 млрд. В середине июня регулятор наказал персонально Шадиева письменным предписанием за невыполнение ранее примененных мер надзорного реагирования, а именно плана мероприятий по улучшению финансового состояния Capital Bank и AsiaCredit Bank.

Улучшить статистику безнадежной просрочки в текущем году удалось только АТФБанку, у которого объем NPL 90+ на отчетную дату снизился на 7 млрд тенге. Тройку банков с наибольшим ростом плохих кредитов составили Jýsan, Сбербанк и AsiaCredit. Резко растет доля NPL 90+ в испытывающем финансовые трудности Tengri – с 6,5% на начало года до 17,7% на 1 июня. У этого банка сумма просроченной задолженности по выданным зай­мам составляет 41 млрд тенге, в то время как объем провизий недотягивает до 19 млрд. В целом провизии в банковской системе с начала года выросли на 78 млрд тенге, а безнадежная просрочка – на 221 млрд. 

Рынок депозитов

Вклады физлиц с начала года увеличились на 5,2%, но в апреле и мае демонстрировали снижение на фоне укрепления тенге после резкой мартовской девальвации. Больше всего средств населения хранится в Халыке, Kaspi и Жилстройсбербанке. Эти же игроки и в том же порядке являются лидерами по динамике привлечения денег граждан. 

Причем за май Kaspi (с нетто-притоком в размере 53 млрд тенге) существенно сократил отставание от Халыка (с нетто-оттоком в размере 67 млрд тенге) именно с точки зрения динамики, потому что в абсолютных цифрах показатели Халыка и его конкурентов продолжают оставаться несопоставимыми.

У девяти банков объем вкладов физлиц с начала года снизился. Сильнее всего – у Forte, Tengri и АТФ. Для таких крупных игроков, как Forte и АТФ, эти нетто-оттоки не являются сколько-нибудь чувствительными, чего нельзя сказать про маленький и проблемный Tengri. Ведь помимо 8 млрд тенге депозитов населения он лишился 16 млрд тенге корпоративных вкладов. В результате депозитная база Tengri за пять месяцев сократилась с 71 млрд до 47 млрд тенге, или на 34%.
 
Вклады юрлиц с начала года выросли на 6,4%, в том числе пусть немного, но прибавили в мае. Больше всего средств бизнеса аккумулировано в Халыке, Сбербанке и Forte. Лидерами по привлечению новых вкладов за отчетный период стали Forte, Jýsan и Халык.
 
Десять банков столкнулись с оттоком корпоративных депозитов. Худшую динамику продемонстрировали АТФ, китайский ICBC и Хоум Кредит. Что касается вышеупомянутого Tengri, то его бизнес-клиенты забрали из банка 16 млрд тенге буквально за два месяца: 12 млрд в апреле (когда банк ввел лимиты по платежам) и 4 млрд в мае. 

Прибыль 

В мае банки заработали в три раза больше, чем в апреле (45,8 млрд против 14 млрд тенге), но вдвое меньше, чем в марте (98,2 млрд). Впервые с начала года совокупная прибыль сектора за отчетный период оказалась меньше прошлогодней. Если исключить из общей статистики финансовые результаты Jýsan (который на 1 июня 2019 года отразил в своей отчетности убыток в размере 186 млрд тенге), то получится, что прибыль банков по итогам пяти месяцев снизилась на 3,8% год к году (с 311 млрд до 299 млрд тенге). Выпавшие из-за кредитных каникул доходы банки теоретически должны начать восстанавливать уже в июне. На практике все будет зависеть от того, восстановится ли платежеспособность самих заемщиков.

Пятерку самых прибыльных банков составили Халык (прибыль год к году упала на 9 млрд тенге), Kaspi (+34 млрд), Forte (+14 млрд), Сбербанк (–6 млрд) и Ситибанк (+7 млрд). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в топ-5 произошло одно изменение: Forte вытеснил Хоум Кредит (прибыль которого снизилась на 3,5 млрд тенге).
 
Для семи банков май оказался убыточным. Худший результат демонстрирует Нурбанк, чьи убытки в апреле и мае составили 25 млрд и 15 млрд тенге соответственно. Воскресший Цеснабанк, ныне известный как Jýsan, по итогам I квартала зафиксировал прибыль в размере 22 млрд тенге, после чего в апреле и мае допустил убыток на сумму 10 млрд и 2,6 млрд соответственно. Зато в марте этот банк успел выплатить своему единственному акционеру дивиденды в объеме 19,3 млрд тенге по простым акциям, а также сообщил о намерении выплатить дивиденды по префам (сумма и сроки выплат в размещенном банком сообщении на бирже не указаны).

Евразийский банк в мае допустил убыток в размере 1,2 млрд тенге, а по итогам пяти месяцев заработал 374 млн тенге символической прибыли. Остальные четыре убыточных банка по результатам мая – это Tengri (–821 млн), AsiaCredit (–516 млн), Capital (–239 млн), а также карликовый НБ Пакистана (–11 млн). 

По итогам пяти месяцев четыре банка с точки зрения прибыли отработали в минус. Антилидером номинации стал Нурбанк, чей убыток составил 40 млрд тенге. Этот институт прошел процедуру AQR, был включен в программу повышения финансовой устойчивости, получил докапитализацию от акционера и, по крайней мере, не сталкивается с оттоком депозитов. Перспективы трех остальных убыточных игроков – Tengri, AsiaCredit и Capital – находятся в подвешенном состоянии.

банки копия копия-1.jpg

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg