Перейти к основному содержанию

1847 просмотров

Fitch: У банковской системы Узбекистана имеются риски

У банков в частной собственности рост, вероятно, будет более сдержанным, чем у банков в государственной собственности, считают аналитики

Фото: Northfoto / Shutterstock.com

Рейтинговое агенство Fitch Ratings выявило риски банковской системы Узбекистана, связанные с быстрым ростом кредитования и выдачей кредитов в иностранной валюте, передает УзТАГ.

«Прогноз по банковскому сектору Узбекистана остается стабильным с учетом результатов за 2018 год, свидетельствующих о хорошем качестве активов и прибыльности. Вместе с тем капитализация и ликвидность являются невысокими, и имеются риски, связанные с быстрым ростом кредитования (51% в 2018 году) и выдачей кредитов в иностранной валюте», - говорится в исследовании «Банковский сектор Узбекистана: обзор за 2018 год и прогноз на 2019 год».

При этом аналитики подчеркивают хорошее качество активов. Так обесцененные кредиты составляли лишь 1,3% от валовых кредитов в секторе на конец 2018 года и полностью покрывались резервами на потери по кредитам.

«Валютный риск является существенным с учетом высокой долларизации кредитов в секторе (56% на конец 2018 года). Кредиты, выдаваемые компаниям меньшего размера, как правило, в большей степени подвержены валютному риску, поскольку кредиты крупным компаниям в госсобственности, в том числе крупнейшие кредиты в иностранной валюте в секторе, имеют гарантии от государства. В то же время даже эти кредиты могут нести риск для банков, поскольку они могут быть реструктурированы при стрессовом сценарии. Около $1,7 млрд номинированных в иностранной валюте кредитов у госбанков (12% от кредитов в секторе) было реструктурировано в 2017 году в целях снизить давление, обусловленное резким ослаблением национальной валюты после того, как была отменена привязка к доллару США», - отмечается в исследовании.

Риски, связанные с качеством активов также обусловлены ограниченной прозрачностью заемщиков из числа компаний малого и среднего бизнеса и слабым регулированием розничного кредитования при отсутствии лимитов на максимальную долговую нагрузку заемщиков (соотношение платежей к доходам (PTI)) или по кредитованию в иностранной валюте.

«В то же время регулятор может ввести дополнительные ограничения, если посчитает, что риски существенно увеличиваются».

При этом, доходность на средний капитал в секторе составляла 13,5% в 2018 году (12,7% в 2017 году), и чистая процентная маржа была на уровне 4,4%, чему способствовали более высокие процентные ставки по кредитам в национальной валюте после повышения центральным банком ставки рефинансирования.

«Непроцентный доход был важным источником прибыльности (46% от валового дохода) за счет комиссий по переводам денежных средств физическими лицами и транзакционных услуг, а также за счет прибыли от валютных операций. Операционные расходы были в целом стабильными (49% от валового дохода), в то время как отчисления под обесценение оставались низкими (менее 2% от средних кредитов)», - поясняется в исследовании.

Капитализация в секторе, отмечается далее, обеспечивает невысокую способность абсорбировать убытки после ослабления в 2018 году, поскольку нераспределенная прибыль и взносы капитала не успевали за быстрым ростом кредитования.

«Быстрый рост кредитования, вероятно, продолжится, но мы ожидаем, что капитализация останется выше минимальных уровней, хотя и ненамного. У банков в частной собственности рост, вероятно, будет более сдержанным, чем у банков в государственной собственности, поскольку они полагаются на генерирование капитала за счет прибыли и имеют меньше возможностей для его поддержки за счет взносов капитала», - уточняют специалисты рейтингового агентства.

Вместе с тем ликвидность в секторе также находится под давлением ввиду роста кредитования.

«Высоколиквидные активы в секторе сократились до 9% от суммарных активов на конец 2018 года по сравнению с 23% на конец 2017 года, и показатель чистого стабильного фондирования был на уровне 108%, что немногим выше регулятивного минимума в 100%. Отношение кредитов к депозитам было высоким на уровне 239%, и сектор полагается на существенное фондирование от Фонда реконструкции и развития Узбекистана («ФРРУ»), на который приходится около 40% суммарных обязательств», - поясняют эксперты.

Мы ожидаем, полагают в Fitch Ratings, что быстрый рост кредитования продолжится, поскольку объем кредитования все еще является невысоким относительно размера экономики Узбекистана.

«Рост обусловлен тем, что государственные банки направляют фондирование, полученное от ФРРУ, в стратегически значимые секторы экономики (нефтегазовый, горнодобывающий, транспортный, сельскохозяйственный и химический), на которые приходится около 40% от суммарного банковского кредитования. Частные банки кредитуют в основном недостаточно охваченные кредитованием предприятия малого и среднего бизнеса, осуществляют операции микрофинансирования и предоставляют кредиты розничным клиентам», - подчеркивают специалисты рейтингового агентства.

«Мы рейтингуем четыре государственных банка в Узбекистане (ОАКБ Агробанк, АКБ Асака, ОАК Микрокредитбанк и УАКБ Узпромстройбанк) на уровне «BB-»/прогноз «Стабильный», исходя из нашего мнения о вероятной готовности и способности властей Узбекистана предоставить банкам поддержку, если она им потребуется. Мы рейтингуем три частных банка: АИКБ Ипак Йули («B»/прогноз «Стабильный»), ЧАБ Трастбанк («B»/прогноз «Стабильный») и ЧАКБ Универсал («B-»/прогноз «Стабильный»)», - резюмируется в исследовании Fitch Ratings.

14558 просмотров

Банки получили на руки результаты AQR

«Курсив» узнал неофициальные итоги проверки

Фото: Олег Спивак

По сведениям «Курсива», 10 февраля все банки, участвовавшие в процедуре AQR, получили от Нацбанка письма с итогами проверки. Наши источники сообщают, что информация о состоянии каждого отдельно взятого банка до общественности доведена не будет – публичности предадут только сводные данные.

Заключительный акт (или отчет) регулятора по результатам AQR представляет собой достаточно сложный для понимания многостраничный документ, рассказали «Курсиву» в нескольких банках. Представитель одного из банков сообщил, что в полученном ими отчете требований по формированию дополнительных провизий нет. В некоторых актах, по данным нашего источника, указаны серьезные суммы, на которые следует докапитализировать тот или иной банк.

По информации «Курсива», из 14 банков, прошедших AQR, крупные проблемы выявлены в четырех. Во многом эти проблемы связаны с неработающими кредитами, выданными в свое время аффилированным сторонам. В совокупности потребность в дополнительном финансировании этих четырех организаций составляет около 680 млрд тенге, утверждает наш источник. На официальном уровне ранее были озвучены другие цифры. Как сообщил на брифинге 30 декабря первый зампредседателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Олег Смоляков, дополнительный основной капитал, который необходим для покрытия рисков, оценивается в 450 млрд тенге для всех банков – участников AQR.

Суммы, которые указаны в отчетах, не окончательные, говорит собеседник «Курсива», знакомый с ситуацией. По его сведениям, банкам, которые не согласны с выводами отчета, будет дана возможность обсудить свои возражения с регулятором. Если последний сочтет аргументы банков убедительными, суммы, указанные в заключительном акте, могут быть снижены. Регулятор настроен на диалог и поиск компромиссов в вопросе доначислений и не намерен диктовать банкам свои решения в приказном порядке, сообщает наш собеседник.   

Что касается банков, у которых AQR выявила серьезные проблемы с качеством активов, то решения по механизму их оздоровления будут приниматься после согласования окончательных сумм недоначисленных провизий. По словам нашего источника, у регулятора будет два главных требования к этим организациям. Во-первых, требование докапитализации со стороны акционеров. Во-вторых, требование признать обесцененные и неработающие кредиты в том объеме, в котором они были выявлены в ходе AQR, и перевести их в соответствующую корзину (вторую или третью) согласно правилам МСФО 9. Также эти банки должны будут вычистить ссудный портфель от так называемых «мертвых» клиентов, то есть от плохих заемщиков, на которых в банке по документам открыты кредитные линии, но по факту банк их не финансирует.

Информация о том, будет ли банкам, нуждающимся в оздоровлении, оказана господдержка, у разных источников разнится. Глава Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова на заседании правительства 28 января сообщила, что оздоровление банковского сектора будет продолжено посредством создания адекватного запаса провизий и капитала на рыночных условиях без использования бюджетных средств. По сведениям «Курсива», в Нацбанке эту позицию разделяют.

Как сообщалось, окончательные итоги масштабной ревизии регулятор обещал подвести в феврале.

«Мы будем достаточно открыты и покажем, чем закончилась AQR», – заявил глава Нацбанка Ерболат Досаев на брифинге 9 декабря.

По сведениям «Курсива», быть открытым до конца у регулятора объективно не получится – слишком велики риски того, что раскрытие информации по проблемным институтам спровоцирует панику среди их вкладчиков, которая может перекинуться и на клиентов вполне здоровых банков. Поэтому, говорит наш источник, публичности предадут только сводную статистику по итогам AQR, без публикации данных в разрезе отдельных банков.  

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif