3983 просмотра

Екатерина Трофимова: «Казахстанские банки еще будут непозитивно "радовать" новостное пространство»

По словам аналитика, несмотря на то, что государство оказало поддержку банковскому сектору, через Фонд проблемных кредитов, финансовые организации все еще ослаблены

Фото: shutterstock.com

Аналитик Екатерина Трофимова, проработавшая более 10 лет финансовым аналитиком, директором и главой группы рейтингов финансовых институтов России и стран СНГ в компании Standard & Poor’s, считает что банки Казахстана все еще ослаблены и в отношении некоторых из них возможно придется «принимать точечные решения», передает корреспондент Kursiv.kz.

«Уровень долговой нагрузки в связи с расчисткой банковского сектора сократился в разы. Уровень текущего накопленного долга является одним из самых невысоких среди развивающихся стран. С другой стороны, очевидно, что перезапуск банковской системы не состоялся: она не стала достойным источником ресурсов и для экономики, и для населения. С другой стороны взрывоопасных элементов в кредитовании сейчас не наблюдается», - объяснила эксперт.  

По ее словам, несмотря на то, что государство оказало поддержку банковскому сектору, через Фонд проблемных кредитов, финансовые организации все еще ослаблены и не готовы предоставлять большие займы. Дело в том, что совокупные активы БВУ на 1 февраля составили 25 213,6 млрд тенге.

«Конечно, новое кредитование намного более качественно. Но банки, в частности, из-за недостатка капитала не могут удовлетворить все потребности бизнеса. Предпосылкой к кризису это нельзя назвать, но очевидно, что банковская система не предоставляет ресурсы в той степени, которая бы позволила экономике расти более высокими темпами. Здесь следует вспомнить, что высокие темпы роста могут привести к перегреву экономики», - отметила аналитик. 

Без учета кредитного портфеля банков, проходящих реструктуризацию и лишенных лицензии, годовой рост кредитования экономики составляет 11,4% или 1,2 трлн тенге. 

Объем кредитования банками экономики на конец января составил 12 470 млрд тенге (снижение за месяц на 4,7%). Объем займов юридическим лицам уменьшился на 8,2%, до 7 150,9 млрд тенге, тогда как объем ссуд физическим лицам увеличился на 0,3% до 5 319,1 млрд тенге.  

«Банкиры до сих пор находятся в посттравматическом шоке после затянувшегося мирового кризиса и того, какое он оказал влияние на казахстанскую банковскую систему. Население и реальный сектор экономики тоже извлекли свои уроки и относятся к заимствованиям более осторожно. Точки роста в экономике не очевидны, само же государство следит за дисциплиной в управлении финансовых предприятий. Проводится более аккуратный контроль над долговой нагрузкой компаний», - подчеркнула Екатерина Трофимова.  

Дело в том, что на пике кризиса был недооценен объем накопленных проблем в банковской системе (они просто не все проявились на тот момент). Именно по этой причине расчистка, докапитализация банковской системы происходит в Казахстане в несколько этапов.

«Эпопея под названием «Расчистка и перезапуск казахстанской банковской системы» еще не закончилась. Хотя основной ее этап пройден. Сейчас закладываются новые более риск-ориентированные принципы банковского бизнеса. Все участники процесса извлекли свои уроки. Но процесс расчистки еще не завершен, это лежит очень серьезным бременем и на финансовой системе, и на республиканском бюджете. Казахстанские банки еще будут непозитивно «радовать» новостное пространство. Я не исключаю, что еще придется принимать точечные решения по некоторым банкам, в том числе по вероятности их выживания или реорганизации. Я не исключаю точечных закрытий, или присоединения к более успешным банкам», - прогнозирует эксперт.

banner_wsj.gif

170 просмотров

Сколько цифровые банки тратят на новых клиентов

Рассказывает управляющий директор ДБ «Альфа-Банк»

Фото: Shutterstock.com

Средняя стоимость привлечения одного клиента для цифровых банков составляет от $1 до 38, для традиционных банков – $200.

При этом показатель эффективности затрат у традиционных банков – 50–60%, у банков нового поколения – 46%. К таким выводам пришли аналитики французской консалтинговой компании в сфере менеджмента и информационных технологий Capgemini в отчете World Retail Banking Report 2020. В этом документе аналитики рассматривают влияние коронавируса на глобальный банковский розничный рынок.

В отчет Capgemini включены данные опроса 11,2 тыс. потребителей в 11 странах – Китае, Франции, Германии, Индии, Италии, Нидерландах, Норвегии, Испании, Швеции, Великобритании и США. Исследование также включает информацию об опросах более чем 80 руководителей ведущих банков в разных регионах мира.

«Финансовый сектор переживает историческую трансформацию, поскольку проворные нетрадиционные в цифровой форме игроки проверяют старую гвардию. Новые участники расставляют приоритеты в отношении качества обслуживания клиентов и пересматривают давние банковские принципы, чтобы завоевать популярность на рынке. И ставки особенно высоки в сегодняшней беспрецедентной новой нормальности COVID-19», – говорят исследователи Capgemini.

Они отмечают, что, имея почти 39 млн пользователей по всему миру, «претенденты в банки» и необанки представляют недорогие, сверхперсонализированные, удобные для клиентов продукты. Эти предложения формируются благодаря бизнес-моделям необанков и финтехов без филиалов, открытым платформам Plug-and-Play, API-интерфейсам и гибкости цифровых стеков, которые обеспечивают эффективность операциям и низкие внутренние и внешние затраты.

На этом фоне традиционные банки выглядят бледно: Capgemini говорит, что 39% банков имеют возможность для надежного управления данными и только 26% получают самое важное из общего объема данных (Big Data).

Предпочтения потребителей банковских услуг во время пандемии COVID-19 изменились: 57% пользователей выберут интернет-банк вместо похода в отделение банка (до появления вируса – 49%). Опросы показывают, что треть респондентов недовольны существующим банковским обслуживанием и готовы перей­ти в финтех. При этом клиенты банков все чаще предпочитают мобильные приложения и чат-боты традиционным походам в отделение или звонку по телефону.

Банкам приходится конкурировать с гибкими предложениями финтехов; попутно им нужно постоянно снижать свои издержки, чтобы соответствовать по цене новым решениям из области финансовых технологий. «Лучше плохой мир, чем хорошая война», – подумали банкиры и начали сотрудничать с финтехом. Таких примеров уже много, из последних крупнейших – покупка Deutsche Bank индийской FinTech Quantiguous Solutions. Такие коллаборации позволяют банкам ускорить процесс цифровизации, а 58% процентов опрошенных банкиров сказали, что на запуск проектов с финтех-партнерами ушло менее года. Основными рисками в этом направлении являются проблемы кибербезопасности, вопросы регулирования, плохая IT-совместимость существующих банковских систем.

Глобальные тенденции понятны. А как они отражаются на Казахстане? Мы не отстаем от этого тренда, так как пандемия захватила весь мир. В Казахстане есть точечные очаги digital, многие говорят о цифровизации, но на практике у всех разная готовность банковской инфраструктуры к трансляции цифрового мира своим клиентам. А клиенты казахстанских банков не избалованы качественным предложением, поэтому у отечественных банкиров есть все шансы перекроить банковский рынок Казахстана на новой, цифровой карте страны.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg