Банк Хоум Кредит сделал «перезагрузку» мобильного приложения

Директор департамента онлайн-бизнеса Банка Хоум Кредит Станислав Тян рассказал о новых трендах банковских приложений, а также о том, какие подходы банк использует в своем мобильном сервисе

Несмотря на масштабную цифровую трансформацию финансового сектора, похвастаться интуитивно понятным онлайн-приложением, которое в простой форме предоставляет базовые банковские услуги, все еще может не каждый банк. Директор департамента онлайн-бизнеса Банка Хоум Кредит Станислав Тян рассказал о новых трендах банковских приложений, а также о том, какие подходы банк использует в своем мобильном сервисе. 

 Станислав, тема цифровизации уже не первый год является ключевой для финансового сектора. Эксперты предрекают, что цифровые услуги превратят банки в IT-компании в будущем. Расскажите о продуктах, которые разработал банк в этом направлении, какие задачи они призваны решить?

— Действительно, уже на протяжении нескольких лет финансовые институты работают над цифровизацией своей деятельности, начиная от внутренних процессов, заканчивая продуктами и услугами. Это, прежде всего, продиктовано стремительным развитием технологий и интернета. Клиенты стали намного требовательнее в части получения сервиса и продуктов, поскольку в современном мире намного удобнее решать ежедневные вопросы, в том числе и финансовые, удаленно - в онлайн-режиме. Банки со своей стороны стремятся быть ближе к клиенту и стараются применять новые технологии и IT-решения в своей деятельности.

Касаемо действий Банка Хоум Кредит в направлении цифровизации, то за последний год был проделан огромный объем работы, но я не буду останавливаться на всех задачах, которые нам удалось выполнить, обозначу лишь самые важные из них.

Во-первых, мы запустили новое удобное мобильное приложение со множеством полезных функций; во-вторых, мы продолжили работу над онлайн-кредитованием и смогли предоставить нашим клиентам возможность оформлять заявки на получение кредита, не отрываясь от основных дел и не посещая отделение банка; в-третьих, мы запустили новые сервисы в мобильном приложении, с помощью которых наши клиенты могут получать услуги удаленно, без обращения в отделения банка.

Например,  наши клиенты могут оформить заявку на кредит, открыть депозит, оплатить счета, следить за графиком платежей по кредитам и многое другое, просто установив приложение. Мы хотим, чтобы нас ассоциировали с банком, предоставляющим  услуги потребительского кредитования не только в физических точках продаж, но и онлайн, и поэтому активно наращиваем количество и качество предоставляемых услуг в наших цифровых каналах.

В целом, могу сказать, что мы работаем над созданием так называемого «life-style» банка, где мы хотим быть рядом с нашим клиентом и помогать ему в ежедневных потребностях 24/7.

— Почему вы решили запустить новое мобильное приложение и в чем отличие нового приложения от старого?

— Новое мобильное приложение для клиентов Банка Хоум Кредит было разработано на основе многочисленных комментариев к предыдущему приложению «Кредитный помощник», единственной функцией которого была возможность отслеживать в реальном времени свой кредит и оплачивать ежемесячные платежи.

Но после анализа обращений наших клиентов, мы поняли, что наше приложение не соответствует актуальным потребностям, именно поэтому мы и решили создать новое приложение мобильный банкинг.

В первую очередь мы провели и продолжаем вести большую работу в области UI/UX оптимизации не только самого мобильного банкинга, но и всех внутренних процессов. Мы постарались сделать приложение не только удобным, но и интуитивно понятным.

На сколько хорошо мы провели работу можно судить по показателям приложения в Google Play Market и App Store. Уже сейчас мы имеем больше 500 тысяч установок приложения cо средней оценкой 4,4 из 5 возможных. То есть мы видим, что наши клиенты пользуются приложением, и оно им нравится. Надеемся, что и дальше мы сможем только улучшать данные показатели.

— Расскажите подробнее о процессе кредитования в онлайн, что в нем изменилось и насколько удобнее стало клиентам?

— На сегодняшний день как в отечественных, так и в мировых банках наиболее актуальным является вопрос оптимизации и цифровизации процесса кредитования.

И это очевидно, так как большинство людей ассоциируют банки именно с кредитными продуктами, соответственно оптимизированный онлайн-процесс кредитования сэкономит клиенту много временных и финансовых ресурсов на разных этапах от подачи заявки до выдачи займа.

Понимая данное влияние, наш банк проделал колоссальную работу по развитию онлайн-кредитования мы очень рады, что на сегодняшний день мы являемся одним из немногих банков,  предоставляющих своим клиентам возможность подачи заявки на получение кредита полностью в онлайн-режиме.

Специально для этого был проведен ряд работ, основанный на анализе и понимании клиентского опыта: начиная от настройки и улучшения интерфейса, заканчивая внутренней работой над изменением процессов.

Если в самом начале клиенту необходимо было потратить до 20 минут на заполнение онлайн-анкеты для получения кредита, то сейчас, благодаря ряду интеграций и трансформаций, ему требуется до 5-7 минут. А в ближайшей перспективе мы планируем облегчить данный процесс, который займет всего 1 минуту. Однако, в связи с определенными законодательными ограничениями, мы пока перевели в онлайн-режим только подачу и рассмотрение заявки на кредит. То есть нам удалось «оцифровать» пока только первую часть процесса, однако уже сейчас данный шаг позволяет клиентам на финальном этапе оформления кредита, затрачивать вдвое меньше времени, против полностью оффлайн-процесса.

Кроме того, дополнительно мы ведём отдельную и весьма продуктивную работу с регулятором в части перевода всего процесса кредитования в онлайн-среду, после чего мы сможем предложить нашим клиентам 100% получение кредита, не выходя из дома или офиса. В данный момент Национальным Банком ведется тестирование системы удаленной идентификации клиентов. Внедрение данного решения положительно отразится не только на банках, но и на потребителях, так как в разы улучшит возможность онлайн-кредитования.

Мы, в свою очередь, продолжаем придавать процессу онлайн-кредитования эксклюзивность и преимущество. Так, например, в данный момент в г. Алматы проводится пилотный проект, в рамках которого клиенты, подавшие заявку в онлайн-режиме и получившие предварительное одобрение, могут быть обслужены в наших отделениях вне очереди. А для еще большего удобства наших клиентов в данный момент разрабатывается процесс онлайн-бронирования очереди в отделениях. Вы сможете сразу в мобильном приложении или на сайте найти наиболее подходящее отделение для визита и забронировать время и дату посещения.  

И в завершение ответа на ваш вопрос хочу раскрыть, вероятно, самый большой плюс онлайн-процесса для наших клиентов. Внимательно изучив процесс онлайн-кредитования и посчитав множество бизнес-кейсов, мы определили, что и некоторые продуктовые предложения в онлайн могут быть уникальным и самыми выгодными, поэтому в ближайшее время мы планируем мотивировать наших клиентов переходить в онлайн-режим не только удобствами, но и ощутимой выгодой продуктов.  

— В чем преимущества ваших онлайн-продуктов перед предложениями других банков?

— На данный момент на банковском рынке сформировалась ситуация, в которой все игроки обладают практически идентичным функционалом в «онлайне». Я бы даже сказал, что существует необходимый миниимум, которым должно обладать каждое мобильное приложение. Например, онлайн-платежи, переводы, пополнение счёта и прочее. Если говорить о том, что конкретно отличает наше мобильное приложение от других предложений на рынке – это открытая платформа для любых карт. Мы не ставим рамок нашим клиентам. В нашем приложении можно привязать карты других банков и проводить операции без каких-либо ограничений. Кроме того, одним из очевидных преимуществ именно нашего мобильного приложения является возможность не только онлайн-кредитования, но открытие депозита.

Принимая во внимание, что наше приложение достаточно молодое, мы считаем, что уже добились очень хороших результатов. Количество активных пользователей в месяц увеличилось в три раза, по сравнению с аналогичным периодом за прошлый год и продолжает расти. Увеличилось количество предоставляемых услуг, оптимизированы ключевые процессы и, в целом, мы теперь точно понимаем, что наш мобильный банкинг превратился в тот самый инструмент, благодаря которому наши клиенты могут получать услуги банка быстрее и удобнее.

— Каких результатов вы планируете достичь в 2019 году?

— В 2019 году мы планируем продолжить процесс превращения в life-style банк. Намечается ряд интересных партнёрств, как, например, уже анонсированная совместная кампания с сервисом «Рахмет» от ChocoFamily Holding. И, конечно же, мы продолжим развивать и оптимизировать функционал нашего мобильного приложения, чтобы предоставлять нашим клиентам ещё больше услуг в онлайн-режиме.

Мы верим, что этот год будет очень плодотворным в части цифровизации банковского сектора и представления новых онлайн-процессов и продуктов. Все эти изменения будут только улучшать клиентский опыт и повышать уровень предоставляемых услуг населению Казахстана.

MobApp_1280x780_0.png

banner_wsj.gif

В казахстанских банках объем необслуживаемых кредитов вырос на 21 млрд тенге

Совокупная прибыль по итогам пяти месяцев снизилась

Фото: Shutterstock.com

Банковская статистика за май продемонстрировала скромный рост объемов кредитования, которого оказалось недостаточно, чтобы компенсировать вызванные карантином апрельские потери. Совокупная прибыль банков по итогам пяти месяцев по сравнению с прош­логодним периодом снизилась. Дальнейшая эффективность сектора будет зависеть в том числе от того, насколько восстановится платежеспособность заемщиков по окончании кредитных каникул.

«В настоящее время банковская система РК абсорбирует потери, связанные с реструктуризацией кредитов, благодаря накопленному запасу капитала», – охарактеризовала состояние сектора глава финнадзора Мадина Абылкасымова на заседании правительства 23 июня. Для поглощения дополнительных убытков банков, вызванных кризисом, и поддержания кредитования экономики регулятор ввел временные пруденциальные послабления, позволяющие банкам высвободить ликвидность.

Опубликованная Нацбанком статистика работы БВУ за май (см. инфографику) свидетельствует, что за отчетный месяц объем провизий в системе снизился на 34 млрд тенге. В то же время объем необслуживаемых кредитов (NPL 90+) увеличился на 21 млрд тенге. Это означает, что риски в системе по итогам мая возросли.

Рынок кредитов

В целом ссудный портфель банков (включая межбанковские займы и обратное РЕПО) с начала года вырос на 2,2% – до 15,07 трлн тенге по состоянию на 1 июня. При этом он пока не вернулся к своему пиковому значению – 15,26 трлн тенге на 1 апреля. Апрельское снижение на 2,5% (к предыдущему месяцу) было лишь частично компенсировано ростом на 1,3% в мае. Особую озабоченность вызывает состоя­ние сегмента МСБ: по данным финнадзора, в апреле портфель кредитов малому и среднему бизнесу сократился на 3,4%, после чего в мае не изменился.

По информации Абылкасымовой, правом на кредитные каникулы (продолжительностью с 16 марта по 15 июня) воспользовались 12,5 тыс. субъектов МСБ – это 41,5% от всех заемщиков МСБ, имеющих банковские кредиты. Общая сумма реструктурированных платежей составила 165 млрд тенге (в среднем по 13,25 млн тенге на одного заемщика в сегменте).

Что касается физлиц, то отсрочку получили 1,9 млн человек, или 34% от всех розничных заемщиков. Здесь сумма отсроченных платежей составила 268 млрд тенге, или 142 тыс. тенге в среднем на одного заемщика. Всего, как следует из статистики регулятора, за три месяца кредитных каникул банки недополучили от заемщиков 433 млрд тенге, что эквивалентно 3% от совокупного ссудного портфеля.

В пятерку банков с самым большим объемом кредитования вошли Халык (4,54 трлн тенге), Сбербанк (1,50 трлн), Kaspi (1,38 трлн), БЦК (1,13 трлн) и Жилстройсбербанк (1,05 трлн). Лидерами роста в абсолютном выражении стали Халык, Jýsan и Сбербанк. Самые быстрые темпы роста показали Ситибанк, дочерний Bank of China и Bank RBK.
 
У 14 из 27 работающих в Казахстане банков ссудный портфель с начала года снизился. Худшую динамику кредитования в денежном измерении продемонстрировали универсальный АТФБанк и два розничных игрока – Kaspi и Хоум Кредит. Портфель Kaspi за апрель (это был целиком карантинный месяц) упал сразу на 84 млрд тенге, после чего в мае вырос на 8 млрд. Ссудник Хоум Кредита снижался оба последних (на отчетную дату) месяца: на 23 млрд тенге в апреле и на 13 млрд в мае. Портфель АТФ сократился на 32 млрд и 19 млрд тенге в апреле и мае соответственно.

В относительном выражении кредитование больше всего упало в Kassa Nova, а также в проб­лемных Capital и Tengri. Из значимых игроков сектора в отрицательной зоне находятся Хоум Кредит (снижение ссудного портфеля на 10,2% с начала года), ВТБ (–4,4%), АТФ (–4,1%), Kaspi (–2,5%), Forte (–2%), Евразийский (–1,6%) и Алтын (–1,4%).

Просрочка и риски

Совокупный объем NPL 90+ с начала года вырос на 18,3%, доля таких займов увеличилась с 8,14 до 9,43%. Банками с худшим качеством кредитов являются принадлежащие Орифджану Шадиеву Capital и AsiaCredit, а также спасенный государством Jýsan. У последнего сформирован более чем достаточный объем провизий – 630 млрд тенге при объеме NPL 90+, равном 471 млрд тенге. У банков Шадиева суммарный объем займов с просрочкой свыше 90 дней составляет 65 млрд тенге, а объем провизий – всего 21 млрд. В середине июня регулятор наказал персонально Шадиева письменным предписанием за невыполнение ранее примененных мер надзорного реагирования, а именно плана мероприятий по улучшению финансового состояния Capital Bank и AsiaCredit Bank.

Улучшить статистику безнадежной просрочки в текущем году удалось только АТФБанку, у которого объем NPL 90+ на отчетную дату снизился на 7 млрд тенге. Тройку банков с наибольшим ростом плохих кредитов составили Jýsan, Сбербанк и AsiaCredit. Резко растет доля NPL 90+ в испытывающем финансовые трудности Tengri – с 6,5% на начало года до 17,7% на 1 июня. У этого банка сумма просроченной задолженности по выданным зай­мам составляет 41 млрд тенге, в то время как объем провизий недотягивает до 19 млрд. В целом провизии в банковской системе с начала года выросли на 78 млрд тенге, а безнадежная просрочка – на 221 млрд. 

Рынок депозитов

Вклады физлиц с начала года увеличились на 5,2%, но в апреле и мае демонстрировали снижение на фоне укрепления тенге после резкой мартовской девальвации. Больше всего средств населения хранится в Халыке, Kaspi и Жилстройсбербанке. Эти же игроки и в том же порядке являются лидерами по динамике привлечения денег граждан. 

Причем за май Kaspi (с нетто-притоком в размере 53 млрд тенге) существенно сократил отставание от Халыка (с нетто-оттоком в размере 67 млрд тенге) именно с точки зрения динамики, потому что в абсолютных цифрах показатели Халыка и его конкурентов продолжают оставаться несопоставимыми.

У девяти банков объем вкладов физлиц с начала года снизился. Сильнее всего – у Forte, Tengri и АТФ. Для таких крупных игроков, как Forte и АТФ, эти нетто-оттоки не являются сколько-нибудь чувствительными, чего нельзя сказать про маленький и проблемный Tengri. Ведь помимо 8 млрд тенге депозитов населения он лишился 16 млрд тенге корпоративных вкладов. В результате депозитная база Tengri за пять месяцев сократилась с 71 млрд до 47 млрд тенге, или на 34%.
 
Вклады юрлиц с начала года выросли на 6,4%, в том числе пусть немного, но прибавили в мае. Больше всего средств бизнеса аккумулировано в Халыке, Сбербанке и Forte. Лидерами по привлечению новых вкладов за отчетный период стали Forte, Jýsan и Халык.
 
Десять банков столкнулись с оттоком корпоративных депозитов. Худшую динамику продемонстрировали АТФ, китайский ICBC и Хоум Кредит. Что касается вышеупомянутого Tengri, то его бизнес-клиенты забрали из банка 16 млрд тенге буквально за два месяца: 12 млрд в апреле (когда банк ввел лимиты по платежам) и 4 млрд в мае. 

Прибыль 

В мае банки заработали в три раза больше, чем в апреле (45,8 млрд против 14 млрд тенге), но вдвое меньше, чем в марте (98,2 млрд). Впервые с начала года совокупная прибыль сектора за отчетный период оказалась меньше прошлогодней. Если исключить из общей статистики финансовые результаты Jýsan (который на 1 июня 2019 года отразил в своей отчетности убыток в размере 186 млрд тенге), то получится, что прибыль банков по итогам пяти месяцев снизилась на 3,8% год к году (с 311 млрд до 299 млрд тенге). Выпавшие из-за кредитных каникул доходы банки теоретически должны начать восстанавливать уже в июне. На практике все будет зависеть от того, восстановится ли платежеспособность самих заемщиков.

Пятерку самых прибыльных банков составили Халык (прибыль год к году упала на 9 млрд тенге), Kaspi (+34 млрд), Forte (+14 млрд), Сбербанк (–6 млрд) и Ситибанк (+7 млрд). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в топ-5 произошло одно изменение: Forte вытеснил Хоум Кредит (прибыль которого снизилась на 3,5 млрд тенге).
 
Для семи банков май оказался убыточным. Худший результат демонстрирует Нурбанк, чьи убытки в апреле и мае составили 25 млрд и 15 млрд тенге соответственно. Воскресший Цеснабанк, ныне известный как Jýsan, по итогам I квартала зафиксировал прибыль в размере 22 млрд тенге, после чего в апреле и мае допустил убыток на сумму 10 млрд и 2,6 млрд соответственно. Зато в марте этот банк успел выплатить своему единственному акционеру дивиденды в объеме 19,3 млрд тенге по простым акциям, а также сообщил о намерении выплатить дивиденды по префам (сумма и сроки выплат в размещенном банком сообщении на бирже не указаны).

Евразийский банк в мае допустил убыток в размере 1,2 млрд тенге, а по итогам пяти месяцев заработал 374 млн тенге символической прибыли. Остальные четыре убыточных банка по результатам мая – это Tengri (–821 млн), AsiaCredit (–516 млн), Capital (–239 млн), а также карликовый НБ Пакистана (–11 млн). 

По итогам пяти месяцев четыре банка с точки зрения прибыли отработали в минус. Антилидером номинации стал Нурбанк, чей убыток составил 40 млрд тенге. Этот институт прошел процедуру AQR, был включен в программу повышения финансовой устойчивости, получил докапитализацию от акционера и, по крайней мере, не сталкивается с оттоком депозитов. Перспективы трех остальных убыточных игроков – Tengri, AsiaCredit и Capital – находятся в подвешенном состоянии.

банки копия копия-1.jpg

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg