6418 просмотров
6418 просмотров

Жители Балхаша требуют у банков возвращения комиссий

По информации судей, в день поступает до 30–40 заявлений

Коллаж: Вячеслав Батурин

За полтора месяца 2019 года в городской суд поступило больше 200 обращений. Требование заявителей – вернуть незаконную комиссию за обслуживание кредитов. Примечательно, что все заявления касаются АО «Народный банк Казахстана», чей филиал появился в Балхаше после слияния с Казкоммерцбанком. 

Судебная статистика 

В городской суд с начала 2019 года подано больше 200 исков к АО «Народный банк Казахстана» о возвращении незаконной комиссии за обслуживание займов. 

По информации судей, в день поступает до 30–40 заявлений. Для сравнения: за шесть месяцев 2018 года жителями города было подано около 700 исков. Суммы, которые хотят вернуть люди, колеблются от 60 до 700 тыс. тенге, в зависимости от суммы кредита и сроков займа. 

В 2018 году иски были от клиентов Казкоммерцбанка. На тот момент в Балхаше был филиал только этого финансового учреждения. После реорганизации Казкома в Балхаше появился филиал Народного банка, в результате в суд стали обращаться с исками и его клиенты. 

Та самая комиссия

По словам директора юридического информационного центра «Человек и закон» Жаната Закарина, в договорах займа некоторые банки в период до 2012 года кроме основного долга и вознаграждения указывали обязанность заемщика ежемесячно оплачивать комиссии за ведение ссудного счета. При этом данная комиссия не предусматривалась и не регулировалась никакими нормативно-правовыми актами. 

В 2012 году Национальный банк РК адресовал всем БВУ и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, письмо (от 09.02.2012 года за №667/206/740), в котором указал, что действия банка по взиманию с заемщиков комиссии за ведение ссудного счета расцениваются как незаконные и подлежащие немедленному прекращению. Вслед за официальным письмом Нацбанка часть финансовых организаций переименовала комиссию за ведение ссудного счета в комиссию по обслуживанию кредита или займа. 

«В чем конкретно выражается обслуживание займа или кредита со стороны банка – не понятно. Заемщик после подписания договора банковского займа получает в кассе деньги, а потом ежемесячно самостоятельно оплачивает кредит. Получается, клиент банка сам обслуживает свой заем путем своевременного гашения сумм по договору и имеет к тому прямой интерес, иначе возникнут просрочка платежа, пеня и неустойка», – отмечает Жанат Закарин в беседе с «Курсивом». 

Что же касается комиссии за открытие и ведение текущих счетов, связанных с обслуживанием займа, то законной она стала в 2016 году, когда была утверждена постановлением правления Национального банка РК (№134 от 30.05.2016 года). 

Следовательно, БВУ могут взимать с заемщиков комиссии за открытие и ведение текущих счетов только по договорам банковского займа и договорам о предоставлении микрокредита, заключенным с этого времени и только по списку комиссий, которые указаны в постановлении.
Частный случай 

Обратившемуся в информационный центр за юридической помощью жителю Балхаша Анатолию Литвинову удалось вернуть некогда удержанную незаконно АО «Казкоммерцбанком» комиссию.

Вкратце история такова: Анатолий Литвинов взял потребительский кредит 1 млн 700 тыс. тенге на пять лет. Полтора года исправно выплачивал банку 52 971 тенге ежемесячно. Позже юридический представитель г-на Литвинова выяснил, что 13 167 тенге от этой суммы составляла комиссия за обслуживание кредита. После обращения в суд балхашцу вернули 237 тыс. тенге. 

«Сначала представители банка пытались доказать, что комиссия была законной. Ссылались на то, что я же видел, когда подписывал. Но, когда я оформлял, никто не объяснил, что это за комиссия. В итоге деньги вернули», – рассказал Анатолий Литвинов.

Добровольный возврат 

Тем не менее, как рассказала «Курсиву» судья Балхашского городского суда Нургуль Берликешова, в последнее время дела по возвращению комиссий, которые некогда взимало АО «Народный банк Казахстана» решаются медиативно, так как вышеуказанная финансовая организация и Карагандинский областной суд подписали меморандум о досудебном регулировании спорных вопросов. 

«Банк в добровольном порядке готов выплатить эту комиссию в течение месяца. При поступлении в суд сверяется наличие выплаченной комиссии, ее общая сумма, после чего банк дает обязательства, что выплатит. В этом случае даже необязательно присутствие представителя банка. Истец ставит подпись о своем согласии, вторая сторона уже согласна», – сообщила Нургуль Берликешова. 

За правосудием – в Караганду

Если в случае с АО «Народный банк Казахстана» вопрос можно решить при помощи медиации, то другие финансовые учреждения готовы отстаивать свои интересы в суде, говорит карагандинский юрист Владимир Табанюхов. Ежемесячно он составляет до 60 исков к банкам. 

«За исключением АО «Народный банк Казахстана», остальные БВУ только после судебных разбирательств возвращают своим клиентам комиссионные сборы. Тем не менее существует 100% возврат денег заемщикам», – комментирует «Курсиву» Владимир Табанюхов.

Подать иск на возвращение незаконной комиссии могут заемщики, которые оформляли кредит не позже 1 июля 2016 года. При этом с даты последнего платежа должно пройти не более трех лет. Для начала необходимо обратиться в банк с просьбой отменить условие об оплате незаконной банковской комиссии. В случае отрицательного ответа надо обращаться в суд.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

rgo