Перейти к основному содержанию
1046 просмотров

Рынок кредитных карт вырос в 2018 году

Средний размер кредитного лимита составил чуть больше 100 тысяч тенге

Фото: pixabay.com

Спрос на кредитные карты увеличился в прошлом году. Участники финансового рынка рассказали об особенностях использования кредиток в Казахстане. 

Так, по данным Ассоциации финансистов Казахстана на начало года кредитные карты предлагались в 17 казахстанских банках. 

Исполнительный директор Первого кредитного бюро Асем Нургалиева отмечает, что рынок кредитных карт ощутимо вырос за 2018 год. «Количество кредитных карт увеличилось с 470,2 до 658,6 тысяч. Это общее количество открытых кредитных лимитов по картам», - пояснила она. При этом средний размер кредитного лимита составил чуть больше 100 тысяч тенге. 

За год выросла и просрочка - 16,3% против 12,3% в 2017 году.  Причин, которые оказывают влияние на уровень популярности кредитных карт среди населения несколько.

«В первую очередь я считаю, что меняется поведение клиентов - мы хотим больше сервисов получать в онлайн. Это дает возможности для развития интернет-банкингов. Хотя мое мнение ни один банк не предоставляет сервисы полноценно в интернет-банкинге, либо с хорошим техническим сервисом. Пользоваться онлайн банком, как правило, можно при наличии карты», - говорит Асем Нургалиева.

Кроме этого,  популярность кредитных карт стимулирует активный маркетинг и массовый переход в цифровой и онлайн формат.

Банки имеют свое видение этот счет. В банке ВТБ полагают, что рынок кредитных карт развивается по тем же законам что и любой потребительский займ. «Чем стабильнее экономическая ситуация в стране и мире, тем охотнее люди берут кредиты, потому что они уверены в завтрашнем дне. Соответственно финансовая нестабильность приводит к сокращению рынка потребительского кредитования», - говорит начальник отдела банковских карт Банка ВТБ (Казахстан) Фархат Айсаров.

В Банке Центр Кредит подчеркивают, что  интерес к кредитным картам у населения определенно есть.  «Казахстанцы стали более финансово грамотными и увидели выгоды и удобство такого продукта как кредитная карта»», - отмечают в банке.

Помимо финансовой грамотности, росту способствует внедрение новых технологичных продуктов, но также и такой фактор как «отсутствие стабильных источников дохода».

Что касается активности по кредитным картам, то здесь, как у большинства кредитных продуктов наблюдается некоторая сезонность. «К примеру, в предпраздничные дни и в период отпусков продажи кредитных карт значительно увеличиваются. Это связано с тем, что «кредитку» легче и быстрее оформить, чем потребительский заём»,-  комментирует Фархат Айсаров.

Поскольку сумма по кредитной карте как правило значительно ниже беззалогового займа, людям, приобретающим кредитку, этого как раз хватает, чтобы «перехватить денег» до зарплаты.  

banner_wsj.gif

2459 просмотров

Как банкам пережить сильнейший кризис за 100 лет

Мнение управляющего директора ДБ «Альфа-Банк» Максата Нуриденулы

Фото: Shutterstock/Tallmaple

Пандемия COVID-19 может стать самой серьезной проблемой для финансовых учреждений почти за столетие. К такому выводу пришли эксперты PwC USA в исследовании, посвященном розничным банкам. Коронавирус внес свои коррективы в стратегии развития финансовых институтов по всему миру.

«Они [банки] работают над тем, чтобы каналы сбыта оставались открытыми, несмотря на советы по дистанцированию; при этом функции банковского надзора не предназначены для удаленной работы. Они [банки] пытаются управлять доходами и ожиданиями клиентов, несмотря на почти нулевые процентные ставки и растущее давление на потребителей. И им необходимо следить за стратегией и проблемами бренда, которые будут определять их будущее, так как рыночные силы и поведение потребителей могут измениться в результате этого кризиса», – говорится в исследовании PwC. 

Что нужно сделать банкам прямо сейчас? Эксперты PwC предложили несколько шагов, которые, по их мнению, помогут банкам справиться с кризисом. Большинство этих рекомендаций так или иначе связано с «цифрой» и с оптимизацией классических процессов. Приведу некоторые примеры.

Первое. Банкам рекомендуется сосредоточиться на непрерывности бизнеса. Речь идет о том, как изменить работу филиалов банка, банкоматов, колл-центра, бэк-офиса. Например, для усиления колл-центра PwC предлагает воспользоваться «возможностями чат-ботов, которые постоянно совершенствуются и становятся проще в развертывании». Бэк-­офис можно усилить, автоматизировав рутинные процессы.

«Интеллектуальные средства могут позволить вам автоматизировать простые и умеренные задачи в течение двух-трех недель», – считают эксперты.

Второе. Проявляйте сочувствие к своим клиентам. Предлагая индивидуальные решения для отдельных клиентов, нужно быть уверенным, что операционная команда сможет доставить эти предложения.

«Вы можете обнаружить, что вам нужно разработать обходные пути для операционных «узких» мест, поскольку многие банковские системы не могут обрабатывать отсрочки платежа или отмены комиссий, особенно в больших масштабах», – считают в PwC.

Третье. Найдите способы сократить ваши расходы быстро. В числе прочего рекомендуется «использовать интеллектуальные средства автоматизации, если вы еще этого не сделали».

«Они быстро совершенствуются в простоте использования, а отдача часто может быть достигнута за считаные месяцы», – отмечают эксперты.

Четвертое. Перепишите стратегию после COVID-19.

«До сих пор большинство банков продавали продукты, используя широкую демографическую сегментацию. Но клиенты все чаще ожидают индивидуализированных предложений, и лидеры должны будут использовать данные (data) для точной настройки своих продуктов и ценовой стратегии, чтобы соответствовать этим ожиданиям», – считают PwC.

Стратегии банков серьезно изменятся, потому что их клиенты нуждаются в поддержке – и физлица, и юрлица. Думаю, банки трансформируются в советников, которые обучают и рекомендуют своим клиентам, куда и когда инвестировать. При этом, зная специфику многих бизнесов, банк должен выступить лидером, помощником в развитии и перестройке бизнеса своих клиентов, изменении их операционной модели.

Отсюда, на мой взгляд, глобальный вывод – кредитные учреждения становятся банками данных и информации; платформой для облегчения ведения бизнеса онлайн в новой парадигме удаленной работы и обслуживания; и, конечно же, банк остается драйвером экономики в части финансирования и кредитования населения и МСБ.

Как долго продлится кризис, пока неизвестно, однако уже есть некоторые прогнозы. Например, компания Forrester – эксперт в потребительском поведении – предположила, что, возможно, банкам удастся выйти на докризисные уровни к осени 2021 года.

«В каждом кризисе кроется возможность. Кризис COVID-19 может в итоге принести пользу банкам-конкурентам за счет ускорения цифровизации населения в целом, а также цифровой трансформации финансовых услуг. Но банкам-претендентам нужно будет бороться, чтобы выжить. Горстка цифровых банков – те, которые недавно получили финансирование или уже имели большое количество клиентов, смогут выдержать пандемический кризис до III квартала [2020] года, а затем пережить период восстановления 12–18 месяцев», – говорит старший аналитик Forrester Аурели Л’Хостис.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png