Перейти к основному содержанию

1319 просмотров

275 ограниченных мер воздействия и санкций применил Нацбанк к банкам за 2018 год

Общая сумма административных штрафов, наложенных на банки за нарушения, по которым предусмотрена административная ответственность, составила 69 млн 836 тыс. тенге

Национальный Банк РК провел мониторинг и анализ допущенных банками второго уровня и организациями нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг за 2018 год.

В течение года в отношении банков по итогам рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг применено 275 мер воздействия, из них:  

-  167 ограниченных мер воздействия (письменных предписаний - 158, письменных предупреждений – 9); 

-  108 административных штрафов.  

«В  2018 году наблюдается увеличение количества принятых мер по сравнению с 2016 и 2017 годами в 2,9 и 2,4 раза соответственно. Развитие рынка банковских услуг способствует росту доли физических лиц в их потреблении. В связи с чем, в целях защиты прав потребителей финансовых услуг (граждан) Национальным Банком вносятся соответствующие поправки в законодательство РК и осуществляется контроль за их выполнением, а также выявляются нарушения со стороны поставщиков банковских услуг в рамках рассмотрения жалоб и обращений граждан», говорится в сообщении регулятора.

  9999.png

Результаты проведенного анализа показали, что банками в большинстве случаев не соблюдаются следующие порядки, установленные банковским законодательством Республики Казахстан, а также нормативными правовыми актами Национального Банка, которые связаны с осуществлением: 

-  обслуживания банковских займов; 

-  платежей и переводов денег; 

-  обслуживания банковских счетов. 

По порядку обслуживания банковского займа выявлены нарушения, касающиеся: 

-  необоснованного требования погашения задолженности по займу;  

-  несоблюдения порядка формирования кредитного досье; 

- необоснованного отказа в предоставлении информации о сумме задолженности по займу; 

- информирования клиента об отказе в выдаче банковского займа без указания причин; 

- несоблюдения порядка реализации заложенного имущества (ипотеки) во внесудебном порядке; 

- предоставления недостоверных сведений по заемщику в кредитное бюро; 

- несоблюдения сроков, а также порядка уведомления заемщика о просроченной задолженности, о необходимости внесения платежей, а также последствиях невыполнения заемщиком обязательств; 

- неправомерного взимания комиссии за выдачу справки о наличии ссудной задолженности; 

- превышения  размера  неустойки (штрафа, пени) за нарушение обязательства по возврату суммы займа;  

- утери оригиналов правоустанавливающих документов на имущество, являющееся обеспечением по договору банковского займа; 

- невыполнения обязанности по указанию ставки вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении в договорах, заключаемых с клиентами; 

- утери оригиналов документов по договору банковского займа  из кредитного досье; 

- предоставления недостоверных сведений по заемщику в кредитное бюро; 

- отсутствия согласия субъекта кредитной истории на предоставление информации  о нем в кредитное бюро;  

- неполного рассмотрения обращения заемщика и предоставления пояснений  о возникновении задолженности по займу; 

- непредставления заемщику расчета годовой эффективной ставки вознаграждения; 

- несоблюдения внутренних документов банка по вопросам обслуживания банковского займа; 

- нарушения порядка бухгалтерского учета залогового имущества; 

- отсутствия уведомления должника об уступке права требования по договору банковского займа; 

 - непредставления ответов на обращения клиентов, в том числе заемщику на заявление о внесении изменений в условия договора банковского займа  в связи с наступлением  просрочки по обязательству; 

 - ненадлежащего хранения оригиналов правоустанавливающих документов на имущество, являющееся обеспечением по договору банковского займа (утеря); 

-   необоснованного  требования банка к заемщику о досрочном возврате предмета займа; 

- отсутствия регистрации в уполномоченном органе залогового имущества; 

- несоблюдения порядка ведения документации по предоставленному кредиту, предусмотренного Правилами ведения документации по кредитованию. 

По порядку осуществления платежей и переводов денег выявлены нарушения, касающиеся: 

- исполнения платежных требований, согласно которому платежные требования на взыскание просроченной задолженности по займу  необходимо исполнять в пределах 50% от суммы денег, находящейся на банковском счете физического лица, и/или от суммы, поступившей на банковский счет; 

- неправомерного наложения ареста на банковский счет клиента; 

- необоснованного взыскания денег с банковского счета клиента;  

- исполнения указания по платежу и (или) переводу денег, в случаях наличия оснований для отказа в исполнении указания; 

- несвоевременного исполнения указаний по платежу и (или) переводу денег в нарушение сроков, установленных законодательством о платежах и платежных системах; 

- необоснованного/ несвоевременного отказа в исполнении платежного документа;   

- предъявления одновременно нескольких платежных требований к банковским счетам заемщиков  для взыскания просроченной задолженности по займу; 

- несоблюдения очередности изъятия денег с текущих счетов, предусмотренной гражданским законодательством Республики Казахстан. 

По порядку обслуживания банковских счетов выявлены нарушения, касающиеся: 

- несоблюдения условий договора банковского вклада в части порядка возврата вклада;  

- несоблюдения порядка хранения документов, находящихся в досье клиента по договору текущего счета; 

- установления кредитного лимита по банковскому счету клиента при отсутствии договора банковского займа; 

- несоблюдения порядка открытия/закрытия банковских счетов; 

- неправомерного наложения ареста на банковский счет клиента; 

- отсутствия в банкомате камеры, позволяющей фиксировать лицо держателя платежной карточки; 

- отсутствия мониторинга работы сети банкоматов (неисправность камеры видеонаблюдения); 

- несанкционированных операций по снятию денег со сберегательных счетов вкладчиков; 

- необоснованного перечисления денег с текущего счета клиента банка на банковский счет третьего лица; 

- необоснованной блокировки платежной карточки клиента; 

- увеличения в одностороннем  порядке комиссии по оказываемым платежным услугам. 

Количество мер (ограниченных мер воздействия и санкций (штрафов), принятых в отношении банков в 2018 году, в разрезе банков приведено в нижеследующей таблице: 

99999992.png

В 2018 году общая сумма административных  штрафов, наложенных на банки за нарушения, по которым предусмотрена административная ответственность, составила 69 млн 836 тыс. тенге, в том числе (в тенге).

14116 просмотров

Банки получили на руки результаты AQR

«Курсив» узнал неофициальные итоги проверки

Фото: Олег Спивак

По сведениям «Курсива», 10 февраля все банки, участвовавшие в процедуре AQR, получили от Нацбанка письма с итогами проверки. Наши источники сообщают, что информация о состоянии каждого отдельно взятого банка до общественности доведена не будет – публичности предадут только сводные данные.

Заключительный акт (или отчет) регулятора по результатам AQR представляет собой достаточно сложный для понимания многостраничный документ, рассказали «Курсиву» в нескольких банках. Представитель одного из банков сообщил, что в полученном ими отчете требований по формированию дополнительных провизий нет. В некоторых актах, по данным нашего источника, указаны серьезные суммы, на которые следует докапитализировать тот или иной банк.

По информации «Курсива», из 14 банков, прошедших AQR, крупные проблемы выявлены в четырех. Во многом эти проблемы связаны с неработающими кредитами, выданными в свое время аффилированным сторонам. В совокупности потребность в дополнительном финансировании этих четырех организаций составляет около 680 млрд тенге, утверждает наш источник. На официальном уровне ранее были озвучены другие цифры. Как сообщил на брифинге 30 декабря первый зампредседателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Олег Смоляков, дополнительный основной капитал, который необходим для покрытия рисков, оценивается в 450 млрд тенге для всех банков – участников AQR.

Суммы, которые указаны в отчетах, не окончательные, говорит собеседник «Курсива», знакомый с ситуацией. По его сведениям, банкам, которые не согласны с выводами отчета, будет дана возможность обсудить свои возражения с регулятором. Если последний сочтет аргументы банков убедительными, суммы, указанные в заключительном акте, могут быть снижены. Регулятор настроен на диалог и поиск компромиссов в вопросе доначислений и не намерен диктовать банкам свои решения в приказном порядке, сообщает наш собеседник.   

Что касается банков, у которых AQR выявила серьезные проблемы с качеством активов, то решения по механизму их оздоровления будут приниматься после согласования окончательных сумм недоначисленных провизий. По словам нашего источника, у регулятора будет два главных требования к этим организациям. Во-первых, требование докапитализации со стороны акционеров. Во-вторых, требование признать обесцененные и неработающие кредиты в том объеме, в котором они были выявлены в ходе AQR, и перевести их в соответствующую корзину (вторую или третью) согласно правилам МСФО 9. Также эти банки должны будут вычистить ссудный портфель от так называемых «мертвых» клиентов, то есть от плохих заемщиков, на которых в банке по документам открыты кредитные линии, но по факту банк их не финансирует.

Информация о том, будет ли банкам, нуждающимся в оздоровлении, оказана господдержка, у разных источников разнится. Глава Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова на заседании правительства 28 января сообщила, что оздоровление банковского сектора будет продолжено посредством создания адекватного запаса провизий и капитала на рыночных условиях без использования бюджетных средств. По сведениям «Курсива», в Нацбанке эту позицию разделяют.

Как сообщалось, окончательные итоги масштабной ревизии регулятор обещал подвести в феврале.

«Мы будем достаточно открыты и покажем, чем закончилась AQR», – заявил глава Нацбанка Ерболат Досаев на брифинге 9 декабря.

По сведениям «Курсива», быть открытым до конца у регулятора объективно не получится – слишком велики риски того, что раскрытие информации по проблемным институтам спровоцирует панику среди их вкладчиков, которая может перекинуться и на клиентов вполне здоровых банков. Поэтому, говорит наш источник, публичности предадут только сводную статистику по итогам AQR, без публикации данных в разрезе отдельных банков.  

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif