Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1168 просмотров

275 ограниченных мер воздействия и санкций применил Нацбанк к банкам за 2018 год

Общая сумма административных штрафов, наложенных на банки за нарушения, по которым предусмотрена административная ответственность, составила 69 млн 836 тыс. тенге

Национальный Банк РК провел мониторинг и анализ допущенных банками второго уровня и организациями нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг за 2018 год.

В течение года в отношении банков по итогам рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг применено 275 мер воздействия, из них:  

-  167 ограниченных мер воздействия (письменных предписаний - 158, письменных предупреждений – 9); 

-  108 административных штрафов.  

«В  2018 году наблюдается увеличение количества принятых мер по сравнению с 2016 и 2017 годами в 2,9 и 2,4 раза соответственно. Развитие рынка банковских услуг способствует росту доли физических лиц в их потреблении. В связи с чем, в целях защиты прав потребителей финансовых услуг (граждан) Национальным Банком вносятся соответствующие поправки в законодательство РК и осуществляется контроль за их выполнением, а также выявляются нарушения со стороны поставщиков банковских услуг в рамках рассмотрения жалоб и обращений граждан», говорится в сообщении регулятора.

  9999.png

Результаты проведенного анализа показали, что банками в большинстве случаев не соблюдаются следующие порядки, установленные банковским законодательством Республики Казахстан, а также нормативными правовыми актами Национального Банка, которые связаны с осуществлением: 

-  обслуживания банковских займов; 

-  платежей и переводов денег; 

-  обслуживания банковских счетов. 

По порядку обслуживания банковского займа выявлены нарушения, касающиеся: 

-  необоснованного требования погашения задолженности по займу;  

-  несоблюдения порядка формирования кредитного досье; 

- необоснованного отказа в предоставлении информации о сумме задолженности по займу; 

- информирования клиента об отказе в выдаче банковского займа без указания причин; 

- несоблюдения порядка реализации заложенного имущества (ипотеки) во внесудебном порядке; 

- предоставления недостоверных сведений по заемщику в кредитное бюро; 

- несоблюдения сроков, а также порядка уведомления заемщика о просроченной задолженности, о необходимости внесения платежей, а также последствиях невыполнения заемщиком обязательств; 

- неправомерного взимания комиссии за выдачу справки о наличии ссудной задолженности; 

- превышения  размера  неустойки (штрафа, пени) за нарушение обязательства по возврату суммы займа;  

- утери оригиналов правоустанавливающих документов на имущество, являющееся обеспечением по договору банковского займа; 

- невыполнения обязанности по указанию ставки вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении в договорах, заключаемых с клиентами; 

- утери оригиналов документов по договору банковского займа  из кредитного досье; 

- предоставления недостоверных сведений по заемщику в кредитное бюро; 

- отсутствия согласия субъекта кредитной истории на предоставление информации  о нем в кредитное бюро;  

- неполного рассмотрения обращения заемщика и предоставления пояснений  о возникновении задолженности по займу; 

- непредставления заемщику расчета годовой эффективной ставки вознаграждения; 

- несоблюдения внутренних документов банка по вопросам обслуживания банковского займа; 

- нарушения порядка бухгалтерского учета залогового имущества; 

- отсутствия уведомления должника об уступке права требования по договору банковского займа; 

 - непредставления ответов на обращения клиентов, в том числе заемщику на заявление о внесении изменений в условия договора банковского займа  в связи с наступлением  просрочки по обязательству; 

 - ненадлежащего хранения оригиналов правоустанавливающих документов на имущество, являющееся обеспечением по договору банковского займа (утеря); 

-   необоснованного  требования банка к заемщику о досрочном возврате предмета займа; 

- отсутствия регистрации в уполномоченном органе залогового имущества; 

- несоблюдения порядка ведения документации по предоставленному кредиту, предусмотренного Правилами ведения документации по кредитованию. 

По порядку осуществления платежей и переводов денег выявлены нарушения, касающиеся: 

- исполнения платежных требований, согласно которому платежные требования на взыскание просроченной задолженности по займу  необходимо исполнять в пределах 50% от суммы денег, находящейся на банковском счете физического лица, и/или от суммы, поступившей на банковский счет; 

- неправомерного наложения ареста на банковский счет клиента; 

- необоснованного взыскания денег с банковского счета клиента;  

- исполнения указания по платежу и (или) переводу денег, в случаях наличия оснований для отказа в исполнении указания; 

- несвоевременного исполнения указаний по платежу и (или) переводу денег в нарушение сроков, установленных законодательством о платежах и платежных системах; 

- необоснованного/ несвоевременного отказа в исполнении платежного документа;   

- предъявления одновременно нескольких платежных требований к банковским счетам заемщиков  для взыскания просроченной задолженности по займу; 

- несоблюдения очередности изъятия денег с текущих счетов, предусмотренной гражданским законодательством Республики Казахстан. 

По порядку обслуживания банковских счетов выявлены нарушения, касающиеся: 

- несоблюдения условий договора банковского вклада в части порядка возврата вклада;  

- несоблюдения порядка хранения документов, находящихся в досье клиента по договору текущего счета; 

- установления кредитного лимита по банковскому счету клиента при отсутствии договора банковского займа; 

- несоблюдения порядка открытия/закрытия банковских счетов; 

- неправомерного наложения ареста на банковский счет клиента; 

- отсутствия в банкомате камеры, позволяющей фиксировать лицо держателя платежной карточки; 

- отсутствия мониторинга работы сети банкоматов (неисправность камеры видеонаблюдения); 

- несанкционированных операций по снятию денег со сберегательных счетов вкладчиков; 

- необоснованного перечисления денег с текущего счета клиента банка на банковский счет третьего лица; 

- необоснованной блокировки платежной карточки клиента; 

- увеличения в одностороннем  порядке комиссии по оказываемым платежным услугам. 

Количество мер (ограниченных мер воздействия и санкций (штрафов), принятых в отношении банков в 2018 году, в разрезе банков приведено в нижеследующей таблице: 

99999992.png

В 2018 году общая сумма административных  штрафов, наложенных на банки за нарушения, по которым предусмотрена административная ответственность, составила 69 млн 836 тыс. тенге, в том числе (в тенге).


2862 просмотра

Иностранные банки в Казахстане смогут открыть филиалы в декабре 2020 года

Регулятор выдвинет пять требований к БВУ

Фото: Олег Спивак

Уже 16 декабря следующего года иностранные банки смогут открыть в Казахстане свои филиалы. Такие условия содержатся в договоре о вступлении нашей страны в ВТО. Филиал, в отличие от дочернего банка, дает доступ ко всем ресурсам головного офиса, то есть зарубежные кредиторы смогут обеспечивать финансирование высокозатратных проектов. 

Регулятор выдвинет всего пять требований к иностранным БВУ. Так, материнский банк, который пожелает открыть в Казахстане филиал, будет обязан иметь действующую лицензию от собственного надзорного органа и активы не менее $20 млрд.

«Страна родительского банка должна быть в Группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Кроме того, должно быть соглашение между Нацбанком РК и органом финансового надзора страны происхождения банка-нерезидента», – перечисляется в официальном ответе Нацбанка на запрос «Курсива».

При этом держать деньги в иностранных организациях смогут только состоятельные казахстанцы.

«Вклады должны быть на сумму не менее $120 тысяч. Премиальный сегмент сможет там обслуживаться, – пояснил зам­главы Нацбанка Олег Смоляков. – Кроме того, законодательство позволяет выстраивать пруденциальные нормативы, которые сейчас обсуждаются». 

Согласно международному праву филиал иностранного банка не является юридическим лицом на территории принимающей страны.

«Нет единых форм присутствия на рынках. В каких-то странах работают филиалы, а в каких-то они находятся на уровне Home Bank. Тем более филиалы не имеют особого юридического статуса», – отметил Смоляков.

Филиалы иностранных банков повышают эффективность финансового сектора страны присутствия, способствуют привлечению прямых иностранных инвестиций, внедрению новых технологий.

«Нацбанк в настоящее время рассматривает вопрос участия иностранных филиалов, желающих предоставлять депозиты физлицам, в государственной системе гарантирования. Этот вопрос пока только обсуждается», – подчеркнул Смоляков.

«Курсив» поинтересовался у финансистов, стоит ли уже работающим в Казахстане банкам готовиться к обострению конкуренции.

Галим ХУСАИНОВ, председатель правления Банка ЦентрКредит:

Думаю, большого интереса от глобальных игроков мы не увидим. Возможно, зайдут российские банки, но у нас представлены практически все крупные банки этой страны. В РК высокая конкуренция, и опыт прошлых лет показал, что для иностранных БВУ Казахстан – это не совсем понятная страна с точки зрения управления рисками. Возможно, они будут приходить на отдельные глобальные проекты, но тренда на развитие иностранных банков на отечественном рынке я не вижу.

Руслан ВОЛЫНЕЦ, управляющий директор АТФБанка:

На данный момент вход крупных иностранных игроков в финансовой сфере маловероятен. Стратегия банков направлена не на географическую экспансию, а на развитие в условиях меняющегося рынка. На рынке достаточно острая конкуренция, банкам необходимо перестраивать бизнес-процессы, фокусироваться на опыте взаимодействия с клиентами, который позволяет пользователям находить информацию быстро и просто, разрабатывать новые предложения и продукты. Теперь для многих основная задача – удержаться на плаву, сохранить устойчивость и выжить в быстро меняющихся условиях, не уступать в развитии технологий и инноваций финтех-компаниям. Зачастую иностранные банки приходят в другую страну за корпоративным клиентом, с которым уже работают. Это удобно и банку, и клиентам. Вслед за этим банки начинают развивать и розничный бизнес. Возможно, иностранные банки внедрят онлайн-услуги и войдут в виде финтех-компаний с интересными инновационными предложениями. Порог входа при этом будет достаточно низок: не нужно открывать отделения, нести административные расходы и т. д. Активность финтех-компаний будет зависеть от потенциала рынка с точки зрения экономического и демографического роста, уровня диджитализации инфраструктуры и требований регулятора. Есть страны, например Англия, где законы достаточно либеральны относительно деятельности финтех-компаний, по этой причине они активно развиваются.

Ирина ВЕЛИЕВА, директор направления «Финансовые институты и государственные финансы» S&P Global Ratings:

Мне кажется, что вступление в ВТО – естественный процесс для Казахстана, но мы не видим существенного риска в усилении конкуренции со стороны иностранных банков. История развития банковского сектора РК показала: для того чтобы быть успешным здесь, нужно понимать местную специфику, ориентироваться во внутренних тенденциях. Даже имея хорошее фондирование и достаточный запас капитала, на этом рынке развиваться сложно. При этом мы видим, что иностранные банки, которые сейчас работают на рынке, достаточно успешно развиваются, но в целом не показывают более высоких результатов, чем казахстанские организации. Подчеркну еще раз: опасности для конкуренции в связи с открытием иностранных филиалов мы не видим. 

Елена БАХМУТОВА, глава Ассоциации финансистов Казахстана:

Множество иностранных банков уже зашли в Казахстан и могут работать в соответствии с лицензиями. После вступления в силу договоренностей с ВТО филиалы банков смогут предоставлять ресурсы в тенге. Конечно, это усилит конкуренцию на финансовом рынке с точки зрения предоставления денег предприятиям страны. Сейчас я пока не вижу какой-то прямой угрозы или резкого роста конкуренции на рынке, но в горизонте полутора лет надо к этому готовиться. Что касается вызова для наших банков, я его пока не вижу. Посмотрите, наши крупнейшие игроки вроде Halyk Bank и Kaspi сами выходят на международные рынки. Halyk там уже присутствует, то есть и тот и другой банк явно не боятся конкуренции. Сбербанк Казахстана – это просто иностранный банк, который активно работает в нашей стране. У нас уже есть иностранные банки. Могу сказать, что ВТО не является для нас большим вызовом. В принципе, крупные местные игроки с конкуренцией справятся. 

Валентин МОРОЗОВ, председатель правления Евразийского банка:

Для иностранных банков рынок Казахстана представляет большой интерес в связи со значительным потенциалом роста банковских услуг и их популяризации. Продолжение интеграции РК в ВТО откроет возможности для иностранных банков работать здесь напрямую через свою филиальную сеть, что должно выглядеть для них заманчивым. Однако местные банки – сильные игроки с конкурентными продуктами и развитым технологическим стеком, поэтому иностранным банкам придется столкнуться с острой конкуренцией. Конкуренция на казахстанском банковском рынке хорошая. Повыше, чем в России, где Сбербанк, Тинькофф Банк и Альфа-Банк сделали такие технологические прорывы, что соперничать с ними очень сложно. А на казахстанском рынке можно конкурировать, можно даже новый банк открыть.

Алина АНИКИНА, председатель правления АО ДБ «Альфа-Банк»:

Казахстанский рынок, несом­ненно, имеет перспективы для развития, а значит, может заинтересовать зарубежных игроков. Но этот процесс вряд ли произойдет сразу: банкам понадобится время на планирование, оценку рисков и т. д. Чужой рынок – это в первую очередь повышенные риски. В целом я считаю перспективными направления розницы и малого бизнеса. Если в первом случае на рынке уже есть сформировавшиеся лидеры, то сегменту малого бизнеса казахстанские банки не уделяли должного внимания. Особенно это касается категории «самозанятых». В целом процесс трансформации банковской сферы РК уже запущен: слабые игроки уходят с рынка, другие идут на слияния, стараясь укрепить свои позиции, то есть конкуренция уже усилилась. 

Гурам АНДРОНИКАШВИЛИ, председатель правления ForteBank:

Не уверен, что мы увидим значительные изменения в ландшаф­те банковского сектора страны, не вижу большого интереса со стороны иностранных игроков. Не факт, что у зарубежных банков будет какое-то преимущество перед нами. Что нужно для успешной работы в Казахстане? Первое – хорошее операционное обслуживание. Но все локальные банки это уже делают примерно на том же уровне, что и иностранные. Если мы говорим о кредитах, то любому иностранному банку все равно нужна тенговая депозитная база. Для этого необходимо собрать тенге с рынка и только потом выдать кредиты. Долларовые займы тоже под вопросом. На сегодня крупные корпоративные клиенты имеют доступ к иностранным рынкам, и для этого не нужен филиал в Казахстане. На основе этих доводов я уверен, что в отечественном банковском секторе не произойдет радикальных изменений.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций