Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


934 просмотра

Вкладчики ЖССБ в 2018 году отмечали по 100 новоселий в день

Жилстройсбербанк подвел итоги 2018 года

За прошедший период по всему Казахстану 36 790 вкладчиков Жилстройсбербанка получили ключи от своих новых квартир. О том, что сделано банком в уходящем и чего следует ожидать в следующем году, рассказала председатель правления ЖССБ Ляззат Ибрагимова.

- Ляззат Еркеновна, расскажите, что особенного было в уходящем году?

- В этом году около 37 тысяч наших вкладчиков отметили новоселье. Из них 42% получили ключи от квартир на первичном рынке. 52% вкладчиков взяли квартиры на вторичном рынке. Но тем не менее для всех этих семей, это конечно же новоселье. Для нашего банка - это рекордная цифра. Она почти на треть больше чем в прошлом году. Тогда было выдано 28 673 займа.

В этом году больше всего семей справляли новоселье в Астане, где было выдано 7 739 кредитов. Второе место по количеству выданных кредитов занимает Алматы. Здесь 5 786 семей получили ключи от новых квартир. В Актюбинской области было выделено 3 696 кредитов.

Кроме Алматы и Астаны, вторичное жилье также было востребовано в Павлодарской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях.  Средняя сумма займа составляла порядка 10 млн тенге. Это показывает, что условия ЖССБ разработанные по депозитным и кредитным займам доступны для каждого казахстанца имеющего работу. На сегодняшний день, всего за время деятельности нашего банка, мы помогли получить жилье 170 тыс. жителям нашей страны. Если эту цифру умножать на коэффициент семейственности - 3,5, то это уже более 600 тысяч человек.

На самом деле, этот год для Жилстройсбербанка был довольно сложным и очень насыщенным. Мы начали работать с военнослужащими. Для них банком в этом году впервые была разработана отдельная жилищная программа. Для этого ЖССБК из собственных средств выделил 98 млрд тенге, из которых 24 млрд были направлены на рефинансирование займов, взятых ранее в других БВУ.

Весь январь и февраль мои коллеги активно открывали специальные текущие счета военнослужащим. А это более 70 тыс. счетов. Займы для защитников Родины выдавались по ставке от 6% до 8%. В счет погашения займов принимались жилищные выплаты, которые военнослужащим выплачивает государство. Но, наверное, самая большая наша радость – это то, что в течение года мы вместе с нашими клиентами – военнослужащими смогли пройти путь от открытия счета до вручения ключей. Уже сейчас 1 900 защитников страны справляют свое новоселье.

- А кто может получить кредит в ЖССБ и в каком размере?

- Суммы займов у нас, абсолютно разные. Их берут люди, которые являются клиентами банка и долгое время накапливают средства на своих депозитных счетах. Среди наших вкладчиков есть и такие, кто сумел скопить средства до полного выкупа квартир.

Если говорить о портрете наших вкладчиков, то можно заметить, что клиенты у нас абсолютно разные. В портфеле банка 119 тыс. действующих заемщиков, из них 27 тыс. имеют доход от 50 до 100 тыс. тенге; еще 19 тыс. клиентов банка получают зарплату в размере 100 – 140 тысяч тенге; 13 тыс. людей, мы ими годимся, смогли взять заем и купить квартиру при доходе ниже 50 тысяч тенге. Это стало возможным, потому что мы единственный банк, который при выдаче кредита не делает оценку платежеспособности клиента. Если последний выполнил все условия по договору и вместе с нами копил в течение 3-х лет. Это говорит о том, что мы знаем о нем почти все: как он выглядит, каковы его финансовые возможности, когда он приходит и по каким дням перечисляет нам деньги. Все это говорит о долгосрочных отношениях и позволяет нам отказаться от оценки платежеспособности и кредитовать клиента, основываясь на принципах доверия.

Как показывает наша практика, это дает блестящий финансовый результат. На сегодняшний день NPL (уровень просроченной задолженности 90 и выше дней) в банке составляет 0,22%. Для сравнения, по банковскому сектору в Казахстане средняя цифра NPL составляет порядка 8,17%.

- ЖССБ участвует в ряде государственных жилищных программ. Какова ситуация на данном сегменте рынка?

- Каждый четвертый депозит Жилстройсбербанк выдал в рамках государственной программы «Нұрлы жер». Всего в этом направлении в 2018 году новоселам было выдано 8 165 ключей. В общей сложности за время реализации госпрограммы 12 700 человек получили жилье по льготным условиям.  Отмечу, что минимальная сумма кредита на покупку квартиры по программе «Нұрлы жер» была в этом году меньше 1 млн тенге.

А какова максимальная сумма кредита, выданная в этом году Жилстройсбербанком?

Максимальная сумма кредита - 90 млн тенге. Заем взят для покупки жилья на коммерческом рынке.

- Ранее Вы говорили о том, что 2018-й станет годом нового жилья. Каков Ваш прогноз на 2019 год?

- Полагаю, что для нас 2019 год – будет годом цифровых сбережений. Мы планируем очень активно рассказывать казахстанцам о том, в чем важность, философия сбережений.

На сегодняшний день ЖССБ занимает первое место на рынке долгосрочных вкладов. У нас открыто 1,2 млн депозитов. И что особенно примечательно, каждый восьмой депозит открыт на ребенка до 18 лет. Сейчас в банке 153 834 детских депозита. Максимальная сумма на одном из таких счетов - 10,4 млн тенге. Ее скопили родители 10-летнего ребенка. Если они продолжат дальше накапливать, то уже через 8 лет смогут без оценки платежеспособности взять заем под 3,5% годовых. Причем сумма займа будет равна имеющимся на тот момент накоплениям. Но я думаю, что, скорее всего этот депозит открыли в рамках «Семейного пакета», для того, чтобы потом использовать эти средства для приобретения жилья. Таких у нас в этом году 370 тыс. депозитов.

- Изменился ли в этом году размер государственной премии, и какова общая сумма депозитных вкладов?

- Новые депозиты в 2018 году открыли 368 530 казахстанцев. По итогам уходящего года они, как и все вкладчики банка получат премию государства в размере 20%.  Она начисляется  на сумму вклада, не превышающую 481 000 тенге (200 МРП). Максимальная премия в этом году составляет  96 200 тенге.

Соответственно те люди, которые ежемесячно пополняли свои депозиты в пределах 40 тыс. тенге, смогут с учетом этой премии получить самый высокий доход по депозиту. Годовая эффективная ставка вознаграждения (общая сумма всех платежей, уплачиваемых заемщиком по кредитному договору – «Къ») по такому депозиту составит около 13,3% (базовая ставка вознаграждения – 2%).

Декабрь для нас самый жаркий месяц в году. Каждый день мы  открываем в 3-4 раза больше депозитов, чем в другие месяцы, потому что все хотят получить максимальную премию государства.

- Есть ли еще какие-то интересные инструменты банка, которые могли бы привлечь потенциального вкладчика?

Мы развиваем онлайн-сервисы, в частности наш интернет-банкинг «ЖССБ 24». Сейчас им пользуются около 500 тыс. клиентов. Не приходя при этом в отделения ЖССБ.

В 2019 году банк продолжит совершенствовать и автоматизировать бизнес-процессы, повышая долю операций по обслуживанию клиентов в онлайн-режиме. В частности, казахстанцы с помощью интернет-банкинга смогут дистанционно провести предварительную квалификацию (подтвердить платежеспособность) для получения займа. Планируется, что такую же услугу будут предоставлять и консультанты банка.


972 просмотра

Как биржа цифровых финансовых услуг может помочь казахстанским банкам

Разбирались вместе с экспертами

Изображение: Shutterstock.com

Агрегатор финансовых услуг должен стать точкой роста для банковского сектора Казахстана, но банки пока не видят, как можно зарабатывать на бирже цифровых финансовых продуктов.

За последние годы банковский бизнес по всему миру изменился, иногда до неузнаваемости. Из средства управления финансами банки становятся провайдерами всевозможных услуг: от страхования до авиабилетов и бронирования отелей. Это так называемая концепция everyday bank, когда банк стремится стать частью жизни клиента, интегрировав свои продукты в различные экосистемы, трансформируясь для клиента из состояния my money в my life – банк, который всегда с тобой. На распространение этой концепции повлияли так называемые компании GAFA (Google, Apple, Facebook, Amazon), фактически составляющие цифровую среду обитания современного горожанина.

При этом, согласно исследованию банковских рынков, проведенному глобальной консалтинговой компанией Accenture, если банки не будут использовать эту концепцию, то они в перспективе ближайшей пятилетки потеряют до 30% своих доходов, а если к 2025 году реализуют, то приобретут до 20%.

«Эти цифры относятся прежде всего к рынку США и Европы, при этом концепция everyday bank особенно быстро развивается в странах, где банковская сфера не отягощена наследием старых процессов и банковских систем: построить сервис с нуля всегда гораздо легче, чем переделывать старое. Проще говоря, оплату со смартфона быстро можно внед­рить там, где клиентов не надо сначала отучать от чековых книжек. К таким странам относится и Казахстан», – комментирует Антон Мусин, управляющий директор Accenture Казахстан.

Банковская система Казахстана в целом открыта для изменений и экспериментов, и важно, что инновационные процессы поддержаны регулятором. Ярким примером сотрудничества государственных и частных структур по внедрению новых финансовых продуктов является проект финансового маркетплейса, который инициирует МФЦА. Предпосылки для реализации такого проекта очевидны: Казахстан отстает от стран со средним доходом, при этом в стране очень активно развиваются сервисы электронной коммерции, растет проникновение мобильного интернета, есть достаточно широкое проникновение цифровых экосистем (Facebook, «ВКонтакте», WhatsApp), куда успешно можно интегрировать банковский маркетплейс. Очевидно, что за счет вовлечения населения в цифровые финансовые сервисы можно увеличить темпы роста финансового сектора и экономики в целом.

Согласно концепции МФЦА, маркетплейс – это медиатор между финансовыми институтами и их партнерами, которые вместе составляют единую экосистему. Как это работает? Представим интернет-магазин, который торгует, например, бытовой техникой. Покупатель добавляет товар в корзину и видит кнопку «купить в кредит» с предложениями банков. Маркетплейс является универсальным агрегатором таких финансовых продуктов с возможностью интеграции в любые существующие или будущие front-end-платформы, будь то порталы e-commerce, продуктовые маркетплейсы, мессенджеры или соцсети. Именно с этой модели – быстрые онлайн-кредиты на потребительские товары – и началась разработка концепции маркетплейса.

Решение будет интегрировать в себя существующие и разрабатываемые на рынке Казахстана финансовые инфраструктурные сервисы, такие как идентификация пользователя, платежная система, оценка риска заемщика и другие. Тем самым маркетплейс реализует де-факто новый инфраструктурный финансовый сервис, интегрирующий и стандартизирующий через свои API (интерфейсы взаимодействия платформы и участников) существующие и будущие финансовые сервисы, площадки потребления этих сервисов и инфраструктурные сервисы масштаба страны.

Благодаря финансовому маркетплейсу у банков нет необходимости строить свои экосистемы, что достаточно затратно. Не все банки готовы вкладывать значительные средства в проекты с трудно прогнозируемым возвратом инвестиций. Особенно это касается небольших банков, которые таким образом получают дополнительный канал продаж своих финансовых продуктов посредством появления их в нефинансовых экосистемах.

В рамках пилотного проекта МФЦА должен отработать операционную модель взаимодействия между платформой, экосистемными и финансовыми игроками. Фактически у финансового центра есть мандат на тестирование изменений, которые нужно будет провести в политиках регулятора. Поэтому и банкам, и партнерам важно участвовать в проекте, поскольку «регуляторная песочница» дает возможность влиять на регуляторную среду в интересах рынка.
Ключевые риски проекта – регуляторные. Надо очень аккуратно отслеживать риски доминирования крупных игроков, потому что небольшие банки, не имея достаточной экспертизы или инвестиций для развития своих онлайн-направлений, могут остаться за бортом, не попасть в маркетплейс и потерять ту небольшую долю рынка, которую имеют.

Поэтому надо дорабатывать концепцию финансового маркетплейса и рассматривать дальнейшее развитие в том ключе, чтобы процесс «взятия на борт» небольших финансовых организаций и экосистемных парт­неров был очень простым и не представлял для них технических сложностей.

Кроме того, разработчикам маркетплейса придется столкнуться с очевидными трудностями: банки не спешат делиться своими клиентскими данными с партнерами, недостаток экспертизы внутри банков, слабая готовность партнеров и экосистем, а главное – неочевидный бизнес-кейс: участники пока не понимают, где точки заработка.

«Экономическая модель в рамках такого рода решений всегда сложный вопрос, – комментирует Владимир Николенко, руководитель практики Blockchain, старший менеджер компании Accenture. – Так же как и выработка операционной модели взаимодействия между такой платформой, экосистемой и финансовыми игроками. Это сложная задача, по уровню примерно равная разработке операционной модели таких международных платежных систем, как Visa и MasterCard».

«На входе проекта маркетплейса МФЦА стоит задача фасилитации рынка, – отмечает Антон Мусин. – Чтобы финансовый рынок начал работать с маркетплейсом и проявил энергию, ему эта работа должна быть коммерчески интересна. Кроме того, участие в «песочнице» маркетплейса – это уникальная возможность оказывать активное влияние на регуляторные механизмы, которые сейчас очень быстро меняются как в Казахстане, так и в других странах, где правительства и центробанки стараются привести практику в соответствие с новыми технологиями».

«Концепция проекта, разработанная совместно с компанией Accenture, предполагает создание необходимой среды для повышения уровня финансовой инклюзивности населения, а также для внедрения важнейших компонентов будущей финансовой системы Казахстана, тем самым создавая необходимые стандарты взаимодействия игроков на рынке, – комментирует Асель Байтасова, глава Финтеххаба МФЦА. – В настоящий момент мы реализуем пилотный проект финансового маркетплейса с лидерами финансового рынка и рынка онлайн-торговли Казахстана. Мы уверены, что сможем преодолеть все сложности дизайна и тестирования пилотного решения и успешно запустить наш сервис до конца 2019 года в промышленную эксплуатацию».

По мнению экспертов Accenture, внедрение маркетплейса может привлечь в цифровую экономику дополнительно до 23% финансово активного населения Казахстана.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций