Перейти к основному содержанию
1286 просмотров

Вкладчики ЖССБ в 2018 году отмечали по 100 новоселий в день

Жилстройсбербанк подвел итоги 2018 года

За прошедший период по всему Казахстану 36 790 вкладчиков Жилстройсбербанка получили ключи от своих новых квартир. О том, что сделано банком в уходящем и чего следует ожидать в следующем году, рассказала председатель правления ЖССБ Ляззат Ибрагимова.

- Ляззат Еркеновна, расскажите, что особенного было в уходящем году?

- В этом году около 37 тысяч наших вкладчиков отметили новоселье. Из них 42% получили ключи от квартир на первичном рынке. 52% вкладчиков взяли квартиры на вторичном рынке. Но тем не менее для всех этих семей, это конечно же новоселье. Для нашего банка - это рекордная цифра. Она почти на треть больше чем в прошлом году. Тогда было выдано 28 673 займа.

В этом году больше всего семей справляли новоселье в Астане, где было выдано 7 739 кредитов. Второе место по количеству выданных кредитов занимает Алматы. Здесь 5 786 семей получили ключи от новых квартир. В Актюбинской области было выделено 3 696 кредитов.

Кроме Алматы и Астаны, вторичное жилье также было востребовано в Павлодарской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях.  Средняя сумма займа составляла порядка 10 млн тенге. Это показывает, что условия ЖССБ разработанные по депозитным и кредитным займам доступны для каждого казахстанца имеющего работу. На сегодняшний день, всего за время деятельности нашего банка, мы помогли получить жилье 170 тыс. жителям нашей страны. Если эту цифру умножать на коэффициент семейственности - 3,5, то это уже более 600 тысяч человек.

На самом деле, этот год для Жилстройсбербанка был довольно сложным и очень насыщенным. Мы начали работать с военнослужащими. Для них банком в этом году впервые была разработана отдельная жилищная программа. Для этого ЖССБК из собственных средств выделил 98 млрд тенге, из которых 24 млрд были направлены на рефинансирование займов, взятых ранее в других БВУ.

Весь январь и февраль мои коллеги активно открывали специальные текущие счета военнослужащим. А это более 70 тыс. счетов. Займы для защитников Родины выдавались по ставке от 6% до 8%. В счет погашения займов принимались жилищные выплаты, которые военнослужащим выплачивает государство. Но, наверное, самая большая наша радость – это то, что в течение года мы вместе с нашими клиентами – военнослужащими смогли пройти путь от открытия счета до вручения ключей. Уже сейчас 1 900 защитников страны справляют свое новоселье.

- А кто может получить кредит в ЖССБ и в каком размере?

- Суммы займов у нас, абсолютно разные. Их берут люди, которые являются клиентами банка и долгое время накапливают средства на своих депозитных счетах. Среди наших вкладчиков есть и такие, кто сумел скопить средства до полного выкупа квартир.

Если говорить о портрете наших вкладчиков, то можно заметить, что клиенты у нас абсолютно разные. В портфеле банка 119 тыс. действующих заемщиков, из них 27 тыс. имеют доход от 50 до 100 тыс. тенге; еще 19 тыс. клиентов банка получают зарплату в размере 100 – 140 тысяч тенге; 13 тыс. людей, мы ими годимся, смогли взять заем и купить квартиру при доходе ниже 50 тысяч тенге. Это стало возможным, потому что мы единственный банк, который при выдаче кредита не делает оценку платежеспособности клиента. Если последний выполнил все условия по договору и вместе с нами копил в течение 3-х лет. Это говорит о том, что мы знаем о нем почти все: как он выглядит, каковы его финансовые возможности, когда он приходит и по каким дням перечисляет нам деньги. Все это говорит о долгосрочных отношениях и позволяет нам отказаться от оценки платежеспособности и кредитовать клиента, основываясь на принципах доверия.

Как показывает наша практика, это дает блестящий финансовый результат. На сегодняшний день NPL (уровень просроченной задолженности 90 и выше дней) в банке составляет 0,22%. Для сравнения, по банковскому сектору в Казахстане средняя цифра NPL составляет порядка 8,17%.

- ЖССБ участвует в ряде государственных жилищных программ. Какова ситуация на данном сегменте рынка?

- Каждый четвертый депозит Жилстройсбербанк выдал в рамках государственной программы «Нұрлы жер». Всего в этом направлении в 2018 году новоселам было выдано 8 165 ключей. В общей сложности за время реализации госпрограммы 12 700 человек получили жилье по льготным условиям.  Отмечу, что минимальная сумма кредита на покупку квартиры по программе «Нұрлы жер» была в этом году меньше 1 млн тенге.

А какова максимальная сумма кредита, выданная в этом году Жилстройсбербанком?

Максимальная сумма кредита - 90 млн тенге. Заем взят для покупки жилья на коммерческом рынке.

- Ранее Вы говорили о том, что 2018-й станет годом нового жилья. Каков Ваш прогноз на 2019 год?

- Полагаю, что для нас 2019 год – будет годом цифровых сбережений. Мы планируем очень активно рассказывать казахстанцам о том, в чем важность, философия сбережений.

На сегодняшний день ЖССБ занимает первое место на рынке долгосрочных вкладов. У нас открыто 1,2 млн депозитов. И что особенно примечательно, каждый восьмой депозит открыт на ребенка до 18 лет. Сейчас в банке 153 834 детских депозита. Максимальная сумма на одном из таких счетов - 10,4 млн тенге. Ее скопили родители 10-летнего ребенка. Если они продолжат дальше накапливать, то уже через 8 лет смогут без оценки платежеспособности взять заем под 3,5% годовых. Причем сумма займа будет равна имеющимся на тот момент накоплениям. Но я думаю, что, скорее всего этот депозит открыли в рамках «Семейного пакета», для того, чтобы потом использовать эти средства для приобретения жилья. Таких у нас в этом году 370 тыс. депозитов.

- Изменился ли в этом году размер государственной премии, и какова общая сумма депозитных вкладов?

- Новые депозиты в 2018 году открыли 368 530 казахстанцев. По итогам уходящего года они, как и все вкладчики банка получат премию государства в размере 20%.  Она начисляется  на сумму вклада, не превышающую 481 000 тенге (200 МРП). Максимальная премия в этом году составляет  96 200 тенге.

Соответственно те люди, которые ежемесячно пополняли свои депозиты в пределах 40 тыс. тенге, смогут с учетом этой премии получить самый высокий доход по депозиту. Годовая эффективная ставка вознаграждения (общая сумма всех платежей, уплачиваемых заемщиком по кредитному договору – «Къ») по такому депозиту составит около 13,3% (базовая ставка вознаграждения – 2%).

Декабрь для нас самый жаркий месяц в году. Каждый день мы  открываем в 3-4 раза больше депозитов, чем в другие месяцы, потому что все хотят получить максимальную премию государства.

- Есть ли еще какие-то интересные инструменты банка, которые могли бы привлечь потенциального вкладчика?

Мы развиваем онлайн-сервисы, в частности наш интернет-банкинг «ЖССБ 24». Сейчас им пользуются около 500 тыс. клиентов. Не приходя при этом в отделения ЖССБ.

В 2019 году банк продолжит совершенствовать и автоматизировать бизнес-процессы, повышая долю операций по обслуживанию клиентов в онлайн-режиме. В частности, казахстанцы с помощью интернет-банкинга смогут дистанционно провести предварительную квалификацию (подтвердить платежеспособность) для получения займа. Планируется, что такую же услугу будут предоставлять и консультанты банка.

banner_wsj.gif

2468 просмотров

Как банкам пережить сильнейший кризис за 100 лет

Мнение управляющего директора ДБ «Альфа-Банк» Максата Нуриденулы

Фото: Shutterstock/Tallmaple

Пандемия COVID-19 может стать самой серьезной проблемой для финансовых учреждений почти за столетие. К такому выводу пришли эксперты PwC USA в исследовании, посвященном розничным банкам. Коронавирус внес свои коррективы в стратегии развития финансовых институтов по всему миру.

«Они [банки] работают над тем, чтобы каналы сбыта оставались открытыми, несмотря на советы по дистанцированию; при этом функции банковского надзора не предназначены для удаленной работы. Они [банки] пытаются управлять доходами и ожиданиями клиентов, несмотря на почти нулевые процентные ставки и растущее давление на потребителей. И им необходимо следить за стратегией и проблемами бренда, которые будут определять их будущее, так как рыночные силы и поведение потребителей могут измениться в результате этого кризиса», – говорится в исследовании PwC. 

Что нужно сделать банкам прямо сейчас? Эксперты PwC предложили несколько шагов, которые, по их мнению, помогут банкам справиться с кризисом. Большинство этих рекомендаций так или иначе связано с «цифрой» и с оптимизацией классических процессов. Приведу некоторые примеры.

Первое. Банкам рекомендуется сосредоточиться на непрерывности бизнеса. Речь идет о том, как изменить работу филиалов банка, банкоматов, колл-центра, бэк-офиса. Например, для усиления колл-центра PwC предлагает воспользоваться «возможностями чат-ботов, которые постоянно совершенствуются и становятся проще в развертывании». Бэк-­офис можно усилить, автоматизировав рутинные процессы.

«Интеллектуальные средства могут позволить вам автоматизировать простые и умеренные задачи в течение двух-трех недель», – считают эксперты.

Второе. Проявляйте сочувствие к своим клиентам. Предлагая индивидуальные решения для отдельных клиентов, нужно быть уверенным, что операционная команда сможет доставить эти предложения.

«Вы можете обнаружить, что вам нужно разработать обходные пути для операционных «узких» мест, поскольку многие банковские системы не могут обрабатывать отсрочки платежа или отмены комиссий, особенно в больших масштабах», – считают в PwC.

Третье. Найдите способы сократить ваши расходы быстро. В числе прочего рекомендуется «использовать интеллектуальные средства автоматизации, если вы еще этого не сделали».

«Они быстро совершенствуются в простоте использования, а отдача часто может быть достигнута за считаные месяцы», – отмечают эксперты.

Четвертое. Перепишите стратегию после COVID-19.

«До сих пор большинство банков продавали продукты, используя широкую демографическую сегментацию. Но клиенты все чаще ожидают индивидуализированных предложений, и лидеры должны будут использовать данные (data) для точной настройки своих продуктов и ценовой стратегии, чтобы соответствовать этим ожиданиям», – считают PwC.

Стратегии банков серьезно изменятся, потому что их клиенты нуждаются в поддержке – и физлица, и юрлица. Думаю, банки трансформируются в советников, которые обучают и рекомендуют своим клиентам, куда и когда инвестировать. При этом, зная специфику многих бизнесов, банк должен выступить лидером, помощником в развитии и перестройке бизнеса своих клиентов, изменении их операционной модели.

Отсюда, на мой взгляд, глобальный вывод – кредитные учреждения становятся банками данных и информации; платформой для облегчения ведения бизнеса онлайн в новой парадигме удаленной работы и обслуживания; и, конечно же, банк остается драйвером экономики в части финансирования и кредитования населения и МСБ.

Как долго продлится кризис, пока неизвестно, однако уже есть некоторые прогнозы. Например, компания Forrester – эксперт в потребительском поведении – предположила, что, возможно, банкам удастся выйти на докризисные уровни к осени 2021 года.

«В каждом кризисе кроется возможность. Кризис COVID-19 может в итоге принести пользу банкам-конкурентам за счет ускорения цифровизации населения в целом, а также цифровой трансформации финансовых услуг. Но банкам-претендентам нужно будет бороться, чтобы выжить. Горстка цифровых банков – те, которые недавно получили финансирование или уже имели большое количество клиентов, смогут выдержать пандемический кризис до III квартала [2020] года, а затем пережить период восстановления 12–18 месяцев», – говорит старший аналитик Forrester Аурели Л’Хостис.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png