Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1022 просмотра

Вкладчики ЖССБ в 2018 году отмечали по 100 новоселий в день

Жилстройсбербанк подвел итоги 2018 года

За прошедший период по всему Казахстану 36 790 вкладчиков Жилстройсбербанка получили ключи от своих новых квартир. О том, что сделано банком в уходящем и чего следует ожидать в следующем году, рассказала председатель правления ЖССБ Ляззат Ибрагимова.

- Ляззат Еркеновна, расскажите, что особенного было в уходящем году?

- В этом году около 37 тысяч наших вкладчиков отметили новоселье. Из них 42% получили ключи от квартир на первичном рынке. 52% вкладчиков взяли квартиры на вторичном рынке. Но тем не менее для всех этих семей, это конечно же новоселье. Для нашего банка - это рекордная цифра. Она почти на треть больше чем в прошлом году. Тогда было выдано 28 673 займа.

В этом году больше всего семей справляли новоселье в Астане, где было выдано 7 739 кредитов. Второе место по количеству выданных кредитов занимает Алматы. Здесь 5 786 семей получили ключи от новых квартир. В Актюбинской области было выделено 3 696 кредитов.

Кроме Алматы и Астаны, вторичное жилье также было востребовано в Павлодарской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях.  Средняя сумма займа составляла порядка 10 млн тенге. Это показывает, что условия ЖССБ разработанные по депозитным и кредитным займам доступны для каждого казахстанца имеющего работу. На сегодняшний день, всего за время деятельности нашего банка, мы помогли получить жилье 170 тыс. жителям нашей страны. Если эту цифру умножать на коэффициент семейственности - 3,5, то это уже более 600 тысяч человек.

На самом деле, этот год для Жилстройсбербанка был довольно сложным и очень насыщенным. Мы начали работать с военнослужащими. Для них банком в этом году впервые была разработана отдельная жилищная программа. Для этого ЖССБК из собственных средств выделил 98 млрд тенге, из которых 24 млрд были направлены на рефинансирование займов, взятых ранее в других БВУ.

Весь январь и февраль мои коллеги активно открывали специальные текущие счета военнослужащим. А это более 70 тыс. счетов. Займы для защитников Родины выдавались по ставке от 6% до 8%. В счет погашения займов принимались жилищные выплаты, которые военнослужащим выплачивает государство. Но, наверное, самая большая наша радость – это то, что в течение года мы вместе с нашими клиентами – военнослужащими смогли пройти путь от открытия счета до вручения ключей. Уже сейчас 1 900 защитников страны справляют свое новоселье.

- А кто может получить кредит в ЖССБ и в каком размере?

- Суммы займов у нас, абсолютно разные. Их берут люди, которые являются клиентами банка и долгое время накапливают средства на своих депозитных счетах. Среди наших вкладчиков есть и такие, кто сумел скопить средства до полного выкупа квартир.

Если говорить о портрете наших вкладчиков, то можно заметить, что клиенты у нас абсолютно разные. В портфеле банка 119 тыс. действующих заемщиков, из них 27 тыс. имеют доход от 50 до 100 тыс. тенге; еще 19 тыс. клиентов банка получают зарплату в размере 100 – 140 тысяч тенге; 13 тыс. людей, мы ими годимся, смогли взять заем и купить квартиру при доходе ниже 50 тысяч тенге. Это стало возможным, потому что мы единственный банк, который при выдаче кредита не делает оценку платежеспособности клиента. Если последний выполнил все условия по договору и вместе с нами копил в течение 3-х лет. Это говорит о том, что мы знаем о нем почти все: как он выглядит, каковы его финансовые возможности, когда он приходит и по каким дням перечисляет нам деньги. Все это говорит о долгосрочных отношениях и позволяет нам отказаться от оценки платежеспособности и кредитовать клиента, основываясь на принципах доверия.

Как показывает наша практика, это дает блестящий финансовый результат. На сегодняшний день NPL (уровень просроченной задолженности 90 и выше дней) в банке составляет 0,22%. Для сравнения, по банковскому сектору в Казахстане средняя цифра NPL составляет порядка 8,17%.

- ЖССБ участвует в ряде государственных жилищных программ. Какова ситуация на данном сегменте рынка?

- Каждый четвертый депозит Жилстройсбербанк выдал в рамках государственной программы «Нұрлы жер». Всего в этом направлении в 2018 году новоселам было выдано 8 165 ключей. В общей сложности за время реализации госпрограммы 12 700 человек получили жилье по льготным условиям.  Отмечу, что минимальная сумма кредита на покупку квартиры по программе «Нұрлы жер» была в этом году меньше 1 млн тенге.

А какова максимальная сумма кредита, выданная в этом году Жилстройсбербанком?

Максимальная сумма кредита - 90 млн тенге. Заем взят для покупки жилья на коммерческом рынке.

- Ранее Вы говорили о том, что 2018-й станет годом нового жилья. Каков Ваш прогноз на 2019 год?

- Полагаю, что для нас 2019 год – будет годом цифровых сбережений. Мы планируем очень активно рассказывать казахстанцам о том, в чем важность, философия сбережений.

На сегодняшний день ЖССБ занимает первое место на рынке долгосрочных вкладов. У нас открыто 1,2 млн депозитов. И что особенно примечательно, каждый восьмой депозит открыт на ребенка до 18 лет. Сейчас в банке 153 834 детских депозита. Максимальная сумма на одном из таких счетов - 10,4 млн тенге. Ее скопили родители 10-летнего ребенка. Если они продолжат дальше накапливать, то уже через 8 лет смогут без оценки платежеспособности взять заем под 3,5% годовых. Причем сумма займа будет равна имеющимся на тот момент накоплениям. Но я думаю, что, скорее всего этот депозит открыли в рамках «Семейного пакета», для того, чтобы потом использовать эти средства для приобретения жилья. Таких у нас в этом году 370 тыс. депозитов.

- Изменился ли в этом году размер государственной премии, и какова общая сумма депозитных вкладов?

- Новые депозиты в 2018 году открыли 368 530 казахстанцев. По итогам уходящего года они, как и все вкладчики банка получат премию государства в размере 20%.  Она начисляется  на сумму вклада, не превышающую 481 000 тенге (200 МРП). Максимальная премия в этом году составляет  96 200 тенге.

Соответственно те люди, которые ежемесячно пополняли свои депозиты в пределах 40 тыс. тенге, смогут с учетом этой премии получить самый высокий доход по депозиту. Годовая эффективная ставка вознаграждения (общая сумма всех платежей, уплачиваемых заемщиком по кредитному договору – «Къ») по такому депозиту составит около 13,3% (базовая ставка вознаграждения – 2%).

Декабрь для нас самый жаркий месяц в году. Каждый день мы  открываем в 3-4 раза больше депозитов, чем в другие месяцы, потому что все хотят получить максимальную премию государства.

- Есть ли еще какие-то интересные инструменты банка, которые могли бы привлечь потенциального вкладчика?

Мы развиваем онлайн-сервисы, в частности наш интернет-банкинг «ЖССБ 24». Сейчас им пользуются около 500 тыс. клиентов. Не приходя при этом в отделения ЖССБ.

В 2019 году банк продолжит совершенствовать и автоматизировать бизнес-процессы, повышая долю операций по обслуживанию клиентов в онлайн-режиме. В частности, казахстанцы с помощью интернет-банкинга смогут дистанционно провести предварительную квалификацию (подтвердить платежеспособность) для получения займа. Планируется, что такую же услугу будут предоставлять и консультанты банка.


1537 просмотров

Зачем банки превращают свои отделения в мультифункциональные центры

Рассказывает управляющий директор Accenture в России и Казахстане

Фото: Shutterstock.com

Как трансформация банковских отделений в мультифункциональные центры может помочь банкам выйти на новый уровень отношений с клиентами и получить новых.

Уже не новая идея, что банк будущего – это банк без офиса, захватывает все больше банкиров. Успешный опыт американского Capital One, российского Tinkoff Bank и их последователей стимулирует даже самые консервативные банки жертвовать отделениями в пользу цифровых каналов.

Перевод операционной деятельности в онлайн очевидно сокращает расходы и удобен для клиентов. Но насколько клиенты реально готовы к полностью обезличенному общению с финансовой организацией и не теряет ли банк скрытые возможности для роста, закрывая двери офисов?

Как показывает глобальное исследование Accenture, к 2025 году банки примерно на треть сократят количество физических отделений, на 70% станет меньше операционистов (их заменят умные киоски), площадь помещений оставшихся офисов сократится также на треть. При этом оставшиеся офисы трансформируются в experience stores (по терминологии Accenture), своего рода «магазины нового пользовательского опыта», а по выражению главы Сбербанка Германа Грефа – «консультационные центры».

Половина оставшихся сотрудников офисов приобретет новые функции – прежде всего консультантов, работающих с клиентами вживую. Их задача – обеспечивать живое человеческое общение и помощь тем клиентам, которые не готовы получать банковские услуги только при помощи технологий.

Реальность гораздо более сложна, чем кажется визионерам тотальной цифровизации банковской отрасли. Отношения клиента и банка все больше напоминают отношения покупателя и магазина. Это связано с тем, что банки предлагают все больше нефинансовых услуг, а процесс получения финансовых сервисов становится абсолютно неотличимым от покупки товара. Вспомним, например, как открывали депозит десять лет назад и сейчас: надо было прийти в отделение, пообщаться с консультантом, подписать договор, внести в кассу наличные или сделать перевод со счета. Сегодня – пара нажатий на экран смартфона.

При этом, по данным Accenture, 78% покупателей (абсолютное большинство) до сих пор ценят покупки в привычном офлайновом магазине – благодаря возможности вживую увидеть и оценить товары. Точно такого же пользовательского опыта люди ждут и от банка – в тех случаях, когда услуга или продукт действительно важны, например получение ипотеки, кредита или крупной страховки. В этом случае потребитель ждет от банка участия живого человека в процессе, и никакой цифровизацией это ожидание пока не перебить.

Поэтому будущее не за полным отказом от отделений, а за их переформатированием. Приходя в отделение, клиент будет получать возможность приобрести целый набор услуг, в том числе небанковских: страховки, путешествия, даже госуслуги. Безусловно, модель банков без отделений, доказавшая свою успешность, будет лежать в основе стратегии ряда банков, но далеко не всех. Такая модель изначально подходит для банков-«монолайнеров», развивающих один или несколько ключевых продуктов, но мультисервисным банкам, которые уже имеют развитые партнерские экосистемы, предпочтительнее трансформировать офисы в «витрины» с полным набором услуг, а главное – с переобученными, внимательными и отзывчивыми консультантами.

С точки зрения Accenture, у будущих банковских «офисов впечатлений» должны присутствовать четыре главные составляющие. Первая – офис банка должен стать точкой сбора местных небольших бизнесов, своего рода маркетплейсом, предлагающим разнообразные услуги и продукты местным пользователям.

Вторая – зона отдыха и общения, куда можно прийти, выпить чашку кофе, расслабиться на мягком диване. Подобного рода «лаунжи» в отделениях открыла компания Virgin Money в Великобритании. Пилотный проект в семи крупнейших городах показал рост продаж банковских услуг в таких отделениях на 200%. А в Исландии еще десять лет назад банк Landsbanki обустроил в главном отделении Рейкьявика полноценную детскую площадку, чтобы клиенты, приходящие с детьми, могли спокойно заниматься своими финансовыми вопросами.

Третья – образовательный центр, где пользователи могут не только получить консультацию, но и пройти бесплатное обучение по финансовой грамотности или цифровым технологиям. Такой подход может привлечь множество потенциальных клиентов старшего возраста, испытывающих проблему «цифрового разрыва» в современном обществе.

Четвертая – цифровой магазин, где клиент может получить большой набор услуг при помощи цифровых киосков, причем это могут быть не только услуги банков, но и партнерские продукты и сервисы. Вышеупомянутый Capital One пошел еще дальше и сделал одно из флагманских отделений в Сан-Франциско коворкингом, где любой желающий может провести встречу, мероприятие, просто поработать с ноутбуком – вся необходимая инфраструктура есть. 

Отделение банка может взять на себя и социальные функции. Интересен пример Сбербанка, который в России недавно запустил волонтерский проект с поисковым отрядом «Лиза Алерт»: потерявшийся в городе ребенок может зайти в любое отделение банка, где прошедшие тренинг сотрудники окажут ему помощь и свяжутся с поисковиками.

В итоге банк станет «центром социальных компетенций» и витриной сервисов партнеров банка. В таком центре надо предусмотреть пространство для проведения мероприятий, цифровые киоски и интерактивные экраны для продвижения продуктов и услуг, «смешанные зоны», где с посетителями работают сотрудники банка и, например, находится кафе. Пока это довольно революционные идеи для обычного банка, но общемировая тенденция именно такая.

Смена формата повлечет за собой естественное переформатирование структуры отделений. Сеть, по мнению экспертов Accenture, придет к следующему формату:

  • флагманские отделения с полным набором услуг и партнерских сервисов, с большой зоной для мероприятий, как правило, рядом с крупными транспортными хабами;
  • ограниченное количество компактных отделений, предлагающих традиционный набор продуктов и небольшой набор ключевых партнерских сервисов. В таких отделениях большинство услуг реализуются через цифровые киоски самообслуживания, количество консультантов сведено к минимуму;
  • «сателлиты» – выносные отделения в виде краткосрочной временной точки (popup store), например, в студенческих кампусах или сельской местности, работающие по сезону, что особенно актуально в сельских удаленных регионах в Казахстане. 

В целом банки Казахстана следуют мировому тренду по цифровизации своих сетей отделений и переводу их в консультационные центры. Можно, например, отметить недавний запуск цифровых банковских отделений. Отдельного упоминания заслуживает видеобанкинг в Казахстане – общение клиента с консультантом через видео-конференц-связь для большинства мировых банков является абсолютным новшеством, в мире примеров таких внедрений крайне мало. В этом плане РК и казахстанские банки даже опережают своих международных конкурентов в других странах.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций