Перейти к основному содержанию
779 просмотров

Эксперт: Если банки будут медлить, то на рынок выйдут другие игроки

В Казахстане много говорят о цифровизации банковского сектора. Кursiv.kz побеседовал с Андреем Гидуляном, который в 2013 году создал SME Banking Club

Фото: Олег Спивак

В Казахстане много говорят о цифровизации банковского сектора. Кursiv.kz побеседовал с Андреем Гидуляном, который в 2013 году создал SME Banking Club. Члены ассоциации обмениваются опытом в работе с сектором МСБ. Как известно микробизнес невозможно развить без диджитализации.

По мнению эксперта, в Казахстане сложилась уникальная ситуация, когда государство подталкивает банки к изменениям в работе. «Создание финансовой песочницы, изменения в части использования электронной цифровой подписи, либерализация законодательной базы, финансовые программы поддержки МСБ – что сделано или планируется в ближайшее время – дает банкам возможность идти вперед большими шагами. Государство создает серьезные предпосылки, хотя коммерческие банки пока ими не пользуются», - рассказал основатель SME Banking Club Андрей Гидулян.

В настоящее время в стране работает 29 банков второго уровня. В соответствии с постановлениями правления Национального Банка в августе и сентября были закрыты АО «Qazaq Banki», АО «Эксимбанк Казахстан», АО «Банк Астана». «Большой плюс Казахстана – это государственная политика. Очень много критики в адрес надзорного органа, но мы хорошо знакомы с ситуацией с регулированием рынков Беларуси, Украины, Грузии и России, и с большой уверенностью могу сказать: то, что происходит в Казахстане резко отличается в лучшую сторону. В ряде стран, упомянутых мною, надзор отстает от банков», - прокомментировал спикер.

Андрей Гидулян уверен, что законодательная база в большинстве стран СНГ создается под уже сформировавшиеся рыночные условия, тогда, когда сам рынок требует четких правил игры, что Национальный банк Казахстана и пытается внедрить в стране. «В Республике Казахстан ситуация несколько иная. И она мне очень напоминает, как бы странно не казалось – Великобританию, где благодаря развитию Лондона как финтех-центра и активному развитию финансового регулирования, за последние 5 лет произошли значительные изменения. Поэтому, если казахстанские банки будут и дальше настолько нерешительны, то государство создаст условия для появления финтех-игроков на рынке, прихода иностранных инвесторов и экспертов, отвечающих требованиям современной, цифровой экономики», - заключил основатель SME Banking Club.

banner_wsj.gif

2459 просмотров

Как банкам пережить сильнейший кризис за 100 лет

Мнение управляющего директора ДБ «Альфа-Банк» Максата Нуриденулы

Фото: Shutterstock/Tallmaple

Пандемия COVID-19 может стать самой серьезной проблемой для финансовых учреждений почти за столетие. К такому выводу пришли эксперты PwC USA в исследовании, посвященном розничным банкам. Коронавирус внес свои коррективы в стратегии развития финансовых институтов по всему миру.

«Они [банки] работают над тем, чтобы каналы сбыта оставались открытыми, несмотря на советы по дистанцированию; при этом функции банковского надзора не предназначены для удаленной работы. Они [банки] пытаются управлять доходами и ожиданиями клиентов, несмотря на почти нулевые процентные ставки и растущее давление на потребителей. И им необходимо следить за стратегией и проблемами бренда, которые будут определять их будущее, так как рыночные силы и поведение потребителей могут измениться в результате этого кризиса», – говорится в исследовании PwC. 

Что нужно сделать банкам прямо сейчас? Эксперты PwC предложили несколько шагов, которые, по их мнению, помогут банкам справиться с кризисом. Большинство этих рекомендаций так или иначе связано с «цифрой» и с оптимизацией классических процессов. Приведу некоторые примеры.

Первое. Банкам рекомендуется сосредоточиться на непрерывности бизнеса. Речь идет о том, как изменить работу филиалов банка, банкоматов, колл-центра, бэк-офиса. Например, для усиления колл-центра PwC предлагает воспользоваться «возможностями чат-ботов, которые постоянно совершенствуются и становятся проще в развертывании». Бэк-­офис можно усилить, автоматизировав рутинные процессы.

«Интеллектуальные средства могут позволить вам автоматизировать простые и умеренные задачи в течение двух-трех недель», – считают эксперты.

Второе. Проявляйте сочувствие к своим клиентам. Предлагая индивидуальные решения для отдельных клиентов, нужно быть уверенным, что операционная команда сможет доставить эти предложения.

«Вы можете обнаружить, что вам нужно разработать обходные пути для операционных «узких» мест, поскольку многие банковские системы не могут обрабатывать отсрочки платежа или отмены комиссий, особенно в больших масштабах», – считают в PwC.

Третье. Найдите способы сократить ваши расходы быстро. В числе прочего рекомендуется «использовать интеллектуальные средства автоматизации, если вы еще этого не сделали».

«Они быстро совершенствуются в простоте использования, а отдача часто может быть достигнута за считаные месяцы», – отмечают эксперты.

Четвертое. Перепишите стратегию после COVID-19.

«До сих пор большинство банков продавали продукты, используя широкую демографическую сегментацию. Но клиенты все чаще ожидают индивидуализированных предложений, и лидеры должны будут использовать данные (data) для точной настройки своих продуктов и ценовой стратегии, чтобы соответствовать этим ожиданиям», – считают PwC.

Стратегии банков серьезно изменятся, потому что их клиенты нуждаются в поддержке – и физлица, и юрлица. Думаю, банки трансформируются в советников, которые обучают и рекомендуют своим клиентам, куда и когда инвестировать. При этом, зная специфику многих бизнесов, банк должен выступить лидером, помощником в развитии и перестройке бизнеса своих клиентов, изменении их операционной модели.

Отсюда, на мой взгляд, глобальный вывод – кредитные учреждения становятся банками данных и информации; платформой для облегчения ведения бизнеса онлайн в новой парадигме удаленной работы и обслуживания; и, конечно же, банк остается драйвером экономики в части финансирования и кредитования населения и МСБ.

Как долго продлится кризис, пока неизвестно, однако уже есть некоторые прогнозы. Например, компания Forrester – эксперт в потребительском поведении – предположила, что, возможно, банкам удастся выйти на докризисные уровни к осени 2021 года.

«В каждом кризисе кроется возможность. Кризис COVID-19 может в итоге принести пользу банкам-конкурентам за счет ускорения цифровизации населения в целом, а также цифровой трансформации финансовых услуг. Но банкам-претендентам нужно будет бороться, чтобы выжить. Горстка цифровых банков – те, которые недавно получили финансирование или уже имели большое количество клиентов, смогут выдержать пандемический кризис до III квартала [2020] года, а затем пережить период восстановления 12–18 месяцев», – говорит старший аналитик Forrester Аурели Л’Хостис.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png