Рынок электромобилей ожидает рост в следующем году

Авторская колонка инвестиционного аналитика ИК «Фридом Финанс»

Фото: nikolamotor.com

Инвестирование в электромобили во время экономического спада становится одним из волнующих инвесторов вопросов. Такой повышенный интерес к этой отрасли со стороны участников рынка вполне объясним, ведь инвесторы не хотят упустить возможность извлечь выгоду, сделав вклад в бизнес, находящийся в начале своего развития, и к тому же это может принести хороший доход в будущем.

Кроме того, заявления многих крупных автопроизводителей о переходе на электрический привод еще больше подогревают интерес, ведь авто на ископаемом топливе в ближайшие годы станет невостребованным на рынке. К слову, это также связано с тем, что рынок электромобилей ожидает рост в следующем году.

Так, в отчете Cairn Energy Research Advisors, исследовательской компании, специализирующейся на рынке аккумуляторов и электромобилей, прогнозируется всплеск продаж электромобилей в 2021 году, поскольку во всем мире внедряются новые программы, побуждающие потребителей покупать экологически чистые автомобили с батарейным питанием. Согласно оценкам Cairn, мировые продажи электромобилей в 2021 году вырастут на 36% и впервые достигнут 3 млн единиц.

По словам Сэма Джаффе, управляющего директора Cairn Energy Research Advisors, «существует неудовлетворенный спрос на электромобили, и мы увидим сочетание факторов, которые сделают 2021 год переломным моментом для рынка электромобилей». Также Джаффе считает, что два основных региона, где будет наблюдаться повышенный спрос на подобную технику, – это рынки Европы и Китая. Китай уже является крупнейшим в мире рынком электромобилей. В прошлом году в этой стране было собрано около 1 млн моделей с батарейным питанием. Кроме того, по оценкам аналитика Bernstein Марка Ньюмана, производство электромобилей возрастет там по крайней мере до 1,3 млн в этом году. Cairn Energy Research прогнозирует, что наибольший рост продаж электромобилей в следующем году произойдет в Европе, главным образом потому, что правительства стран ЕС стремятся снизить выбросы углекислого газа в атмосферу. Что касается США, продажи электромобилей, как ожидается, вырастут в следующем году по мере выпуска новых моделей.

В таких условиях меняющегося тренда стоит рассмотреть компании из этой отрасли, которые выглядят наиболее привлекательно для инвестиций на текущий момент.

Nikola Corp. (NKLA) занимается предоставлением комплексных транспортных систем с нулевым уровнем выбросов. Компания проектирует и производит аккумуляторные и водородно-электрические транспортные средства, в том числе грузовики, трансмиссии электромобилей, компоненты транспортных средств, системы накопления энергии и инфраструктуру заправочной станции водорода. Она также разрабатывает решения для электромобилей, предназначенных для военных и активного отдыха. Корпорация Nikola была основана в 2015 году и имеет штаб-квартиру в Фениксе, штат Аризона.

IMG-20200710-WA0003.jpg

Компания «атакует» гигантские рынки пикапов, электрических полугрузовиков. Дизайн автомобилей Nikola, безусловно, выглядит футуристично и гладко, но в то же время практично и обоснованно делает продукты компании потребительски привлекательными (в этом можно убедиться, только проверив сайт компании). Потенциальная выручка затмевает текущие финансовые результаты. В настоящее время выручка близка примерно к 0 долларов США, но к 2024 году компания прогнозирует свыше 3 млрд долларов годового дохода от продуктов, которые она планирует произвести в ближайшие годы. К тому же компания может похвастаться предварительными заказами на сумму $14 млрд, что приближается к предполагаемой пиковой годовой производительности.

Также стоит отметить уникальный подход к решению проблем экологически безопасного транспорта. Двойная стратегия компании ориентирована на электромобили на водородных топливных элементах (FCEV) и на аккумуляторные электромобили (BEV). Если продукты на водородной основе могут преуспеть в долгосрочной перспективе, то продукты на батарейках могут быть успешны уже сейчас. Таким образом, стратегия, по сути, может стать беспроигрышной в долгосрочной перспективе, в случае если компании удастся производить достаточное количество своих автомобилей, чтобы удовлетворить спрос. Nikola уже активно ищет партнера для производства своего пикапа Badger. Основатель компании Тревор Милтон (Trevor Milton) говорит, что три производителя собираются стать партнерами по сборке электромобиля с пробегом 600 миль. Кроме того, исследовательская группа Rhein Associates прогнозирует, что к 2030 году на электрические и гибридные модели будет приходиться около 6,8% рынка тяжелых грузовиков в Северной Америке, где Nikola может занять свою значимую долю.

Принимая во внимание позитивные драйверы роста, инвесторы, решившие связать свою судьбу с компанией, также должны понимать присутствующие риски, а именно то, что компания все еще далека от прибыльности на текущем этапе своего развития и что она по-прежнему «сжигает» сотни миллионов долларов ежегодно. Кроме того, компании еще предстоит доказать, что она может массово производить свои продукты и выполнять обещания. И, если ей удастся преодолеть все трудности на пути своего развития, не исключена вероятность восстановления котировок с потенциалом роста около 40% при условии достижения максимальной целевой цены инвестбанков в $79, но, учитывая риск-профиль компании, стоит брать более длительный горизонт инвестирования и быть готовым к повышенной волатильности в акциях NKLA.

Hyliion Holdings Corp. – это зеленая энергетика, гибридные установки и превосходство технологии над конкурентами. Миссия Hyliion заключается в том, чтобы снизить интенсивность выбросов углерода и парниковых газов для коммерческих транспортных средств класса 8 (грузовики для дальних грузоперевозок), являясь ведущим поставщиком решений для электрифицированных трансмиссий. Используя передовые программные алгоритмы и возможности анализа данных, Hyliion предлагает паркам простую и эффективную систему, позволяющую сократить расходы на топливо и эксплуатационные расходы при одновременной интеграции с существующими технологиями автопарка. Компания проектирует, разрабатывает и продает решения для электрифицированных трансмиссий для грузовых автомобилей класса 8 с большой нагрузкой от любого из ведущих производителей коммерческих/грузовых транспортных средств, трансформируя воздействие транспортной отрасли на окружающую среду.

Отличительным свойством компании от конкурентов является отсутствие необходимости замены текущего автопарка клиентов, так как Hyliion предлагает более дешевый процесс усовершенствования имеющихся грузовиков. Компания предлагает два решения: 1) Hyliion Hybrid Electric – уже используемая гибридная система с общим пробегом более 2 миллионов миль, которая позволяет снизить стоимость владения коммерческим грузовиком от 5-10% в сравнении с дизелем за 7-летний средний срок эксплуатации; 2) Hypertruck ERX – гибридная система с нулевыми выбросами, способная работать на водороде и электрической тяге, которая ожидается в 2021 году и уже имеет около 1000 предзаказов от крупной логистической компании Agility. Именно с этим продуктом компания будет конкурировать с Tesla и Nikola. Основным преимуществом является более низкая цена в сравнении с конкурентами.

Также сильной стороной является более дальний range: Tesla – 500 миль, Nikola – 750 миль, Hyliion – 1300 миль, при этом без потерь грузовых характеристик и достаточно быстрой заправкой – около 10 минут. Достигается это все за счёт установки в обычные грузовики системы с батареями от Toshiba, электромоторами и водородными топливными элементами. Также системы будут интегрированы с облачными сервисами и специальным софтом для мониторинга состояния ТС, контроля ТО для предотвращения поломок и анализа данных. Это классическая Win-Win схема, где клиент окупает свои вложения в системы через 2 года и далее работает в плюс. Также стоит отметить довольно широкий ряд производителей грузовиков, таких как Volvo, Peterbilt, Kenworth, Freightliner, в которые могут быть интегрированы эти системы. Компания также имеет специализированные сервисные центры для установки своих систем.

Недавно Hyliion Inc объявила о своем намерении объединиться с Tortoise Acquisition (SHLL), SPAC компанией, специализирующейся на приобретении, со стратегическим фокусом на энергетическом секторе и декарбонизации коммерческих перевозок в Северной Америке. После закрытия сделки объединенная компания будет называться Hyliion Holdings Corp и останется на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) под новым тикером «HYLN». Это слияние будет способствовать расширению корпоративной сети Hyliion, дальнейшему развитию и коммерциализации ее решений для трансмиссии при поддержке надежной сети партнеров в этой отрасли. Предполагаемая рыночная капитализация объединенной компании составляет более $1,5 млрд.

 

IMG-20200710-WA0004.jpg

Компания получит $560 миллионов от сделки. Эти средства будут использованы для ускорения коммерциализации продукции, ее производства, оперативного роста и для общих корпоративных целей. Совет директоров Tortoise Acquisition Corp. и Hyliion единогласно одобрил сделку. Завершение слияния ожидается примерно в конце третьего квартала 2020 года. Все существующие акционеры и инвесторы будут продолжать владеть акциями, включая Dana, Sensata Technologies, Sumitomo Corporation of Americas, Axioma Ventures, FJ Management, New Era Capital Partners, Colle Capital Partners и других.

Также стоит отметить, что акции уже значительно выросли и не исключен некий откат, который может случиться на фоне нарастающей конкуренции со стороны лидеров отрасли, и компании все еще предстоит доказать умение быть ведущим поставщиком электроприводов для индустрии коммерческого транспорта благодаря огромному росту мирового рынка электромобилей. В целом мы должны понимать, что эта история связана с перспективой высокого риска, но, если менеджмент прав в своих предположениях, будущий потенциал роста может быть существенным. 

И это с учетом того, что технология компании и перспективы ее роста столь же хороши, как указывало руководство, и что она сможет предложить значительный потенциал роста в ближайшие годы. Тем не менее цена такого роста сегодня является астрономической и сопровождает инвесторов в компанию со значительными спадами, если руководство не работает.

Таким образом, можно приобрести акции SHLL с потенциалом роста около 20% при вероятности возврата цены к историческим максимумам в $34, но, учитывая риски, рекомендуется открывать позицию на небольшой объем.

В заключение можно сказать, что возможность, предоставленная компаниями-производителями электромобилей, действительно привлекательна, принимая во внимание тот факт, что они являются частью некоего будущего развития автомобильной промышленности, на которой можно заработать в долгосрочной перспективе, купив их акции сейчас. И, взвешивая все риски, интерес к этой отрасли может оказаться вполне оправданным.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Казахстанские автопроизводители просят у государства миллиарды тенге на поддержку рынка

Это позволит сохранить рабочие места, объемы производства и продаж

Фото: Shutterstock

Автомобильная отрасль Казахстана отреагировала на кризис резким скачком спроса, а затем – затишьем. Казахстанцы, планировавшие купить автомобиль, поторопились сделать это до планируемого подорожания. За два месяца продажи отечественных авто возросли на 47%. После объявления карантина в отрасли наблюдается застой. 

Больше, чем обычно 

По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», за январь и февраль отечественные заводы произвели свыше 12 тыс. машин (легковых, грузовых, автобусов и  спецмашин) общей стоимостью 94 млрд тенге. Это в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля казахстанских предприятий на рынке увеличилась с 55 до 66%. 

За первые два месяца года им было реализовано 7,2 тыс. автомобилей (+ 47% к результату прошлого года). Ожидаемо большая часть из этих продаж пришлась на костанайский завод «СарыаркаАвтоПром» и восточноказахстанский автосборочный завод «Азия Авто» – 46% и 45% соответственно. Небольшую долю рынка заняли ТОО «СемАЗ» (5%), АО «КАМАЗ-Инжиниринг» (2%) и ТОО «Hyundai Trans Auto» (0,9%). 

 Самым продаваемым «гражданским» брендом стал Hyundai, на втором месте – Lada, на третьем – KIA. 

На покупку авто с начала года казахстанцы потратили 51,3 млрд тенге. Статистика показывает – это на 66% больше, чем в первые месяцы 2019 года.

«Изменения, произошедшие на валютном рынке, стали причиной повышенного спроса на автомобили. Если одни потребители, планировавшие покупку в скором времени, поспешили сделать это до того, как будут пересмотрены цены, то другие покупали машины, чтобы сберечь свои накопления», – прокомментировал директор по стратегическому планированию ОЮЛ «КазАвтоПром» Артур Мискарян. 

Статистические данные о продажах автомобилей во всех автосалонах страны за март будут опубликованы позднее. Однако, исходя из предоставленной по запросу Kursiv.kz информации пресс-службы группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО», третий месяц года также показал рост реализации. За март в Казахстане было продано 2,4 тыс. автомобилей, собранных на заводе «Азия Авто». Это на 38% больше, чем в феврале. 

Работа продолжается 

Эпидемиологическая ситуация, по мнению эксперта «КазАвтоПрома», скорректирует годовые прогнозы в автомобильной отрасли. Закрытие автосалонов в крупных городах страны резко снизило потребительскую активность. Однако отечественные предприятия по сборке автомобилей продолжают функционировать. 

В группе компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» поясняют: в настоящее время завод «Азия Авто» работает на отложенный спрос, который появится после завершения карантина.  

«Автозавод «Азия Авто» осуществляет свою деятельность и обеспечивает безопасность  работы сотрудников согласно требованиям, действующим в ситуации ЧП. Мы соблюдаем обязательства по договорам с зарубежными партнерами, коллективом и покупателями. Вероятность возникновения задолженностей и простоя зависит от ужесточения ограничительных мер и глубины потрясений в экономике государства», – прокомментировали в пресс-службе группы компаний. 

По словам Артура Мискаряна, существующая ситуация несет угрозу сокращения объемов производства автомобилей и высвобождения сотрудников. Насколько сильно просядет рынок, будет известно только после завершения режима ЧП.  

«В первые два месяца этого года рынок показал хорошие результаты с ростом в 20-25% к прошлому году. Но дальнейшие изменения пока невозможно оценить. Все зависит от того, насколько продолжительным окажется чрезвычайное положение и на каком уровне стабилизируется курс валюты», – резюмировал директор по стратегическому планированию «КазАвтоПром». 

Несколько дней назад автопроизводители направили в правительство обращение с просьбой принять меры для поддержки отрасли. Первоочередная – снижение налоговой нагрузки, аналогичное тому, что принято для МСБ. По мнению представителей отрасли, сохранить рабочие места в автопроме возможно за счет отсрочки по налогам до конца года. Также одной из важных мер «КазАвтоПром» считает выделение из бюджета 80 млрд тенге на программы льготного кредитования. Дешевые автокредиты помогли бы выстоять отечественным производителям. 

А пока авторынок подстраивается под существующие реалии – ограничительные меры подтолкнули производителей к новым формам продаж. Оформление покупки машины в онлайн-режиме запустил пока только один автодилер - группа компаний "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО". Но, по мнению Артура Мискаряна, в ближайшей перспективе продажи автомобилей через интернет станут новым трендом казахстанского авторитейла..  

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg