2522 просмотра

Искусственный интеллект изучил рынок подержанных авто в Казахстане

Lada и Toyota оказались лидерами

Фото: Олег Спивак

Центр исследований прикладной экономики (AERC) проанализировал рынок подержанных автомобилей в Казахстане. Используя искусственный интеллект, эксперты изучили 128 574 объявления, опубликованных на профильных интернет-ресурсах в январе текущего года.

За что готовы платить казахстанские водители

Всего в Казахстане предлагается к продаже 92 марки автомобилей. Самые большие группы – Lada (17,6% всего предложения) и Toyota (16,8%). На третьей позиции Merсedes-Benz с долей 8%.

Базовой моделью исследования стал растаможенный бензиновый автомобиль с механической коробкой передач, имеющий задний привод и руль слева. Машины с перечисленными качествами формируют среднюю цену на рынке. 

Исследование выделило закономерности, согласно которым каждое качественное улучшение увеличивает стоимость. Например, увеличение объема двигателя на каждые 0,1 литра повышает цену авто на 21%. Автоматическая коробка передач обеспечивает цену на 28% выше механической, а передний привод на 14% дороже заднего. Черный цвет кузова повышает цену на 2,8%, белый – на 0,9%.
Есть и факторы понижения цены. Каждый год эксплуатации понижает цену на 7%, а каждые дополнительные 100 тыс. километров пробега – на 2%. Руль, расположенный справа, сокращает цену на 10%. Наконец, нерастаможенные автомобили на 33% дешевле, чем аналогичные растаможенные.

Нерастаможен, недорог, не нужен

Исследование AERC показало размах эксплуатации нерастаможенных автомобилей. Больше всего таких машин предлагают в Атырауской области – 45% в доле самых популярных марок. На втором месте – Западно-Казахстанская область – 44%. На третьей позиции – Актюбинская область, 42%. 

Значительна доля нерастаможенных машин на рынках Костанайской (37%), Северо-Казахстанской (36%), Кызылординской (30%), Павлодарской областей (24%). Меньше всего таких машин предлагается в Алматы и Алматинской области (5%) и Жамбылской области (12%).

Белый седан рулит

Самый большой (и при этом самый дорогой) рынок подержанных автомобилей – в Алматы и Алматинской области, 23% объявлений о продажах.

На втором месте Нур-Султан и Акмолинская область (15%) и Шымкент и Туркестанская область (11%). Самые низкие цены за одинаковые автомобили просят на юге Казахстана.

Как форма кузова влияет на цену предложения – еще одна тема исследования. Самый дорогой тип кузова – внедорожник (11% предложения) со средней ценой 8,1 млн тенге. Самый распространенный кузов – седан, 47% предложения, средняя цена – 2,9 млн тенге. Хэтчбеки составляют 12% рынка, кроссоверы – 11%. Больше всего к продаже в стране предлагается седанов белого цвета с объемом двигателя 1,6 марки Lada или Toyota 2005-го года выпуска со средней стоимостью 3,7 млн тенге. 

Бренд производителя также имеет прямое влияние на цену. Например, при равных технических характеристиках машина с маркой Lexus будет дороже на 52%. А если в сравнении участвует Lada, то она будет вполовину дешевле машины-оппонента. Вообще любой седан с АКПП, с рулем слева и задним приводом марок Lexus, BMW, Mercedes-Benz или Toyota в разы дороже аналогично укомплектованных машин марок Hyundai, Kia, Mitsubishi или Lada. 

Каждая четвертая продаваемая машина имеет белый цвет кузова. Средняя цена белых машин составляет 4,8 млн тенге. Черные автомобили занимают 18% от общего числа объявлений и имеют самую высокую среднюю цену в разрезе цветовой дифференциации – примерно 5,21 млн тенге.

 

авто табл копия исправленная3-1.jpg

Как проводилось исследование

Для автоматизации сбора данных использовалась технология webscraping. Это своего рода копипаст, исполняемый искусственным интеллектом. Специальная программа, действуя согласно заданному алгоритму, погружается по внутренним ссылкам в содержание сайтов, извлекает данные и составляет из них статистические таблицы. Как итог – вся информация размещается в удобном для изучения порядке.

 

авто большая инф копия исправленная-1.jpg

banner_wsj.gif

Казахстанские автопроизводители просят у государства миллиарды тенге на поддержку рынка

Это позволит сохранить рабочие места, объемы производства и продаж

Фото: Shutterstock

Автомобильная отрасль Казахстана отреагировала на кризис резким скачком спроса, а затем – затишьем. Казахстанцы, планировавшие купить автомобиль, поторопились сделать это до планируемого подорожания. За два месяца продажи отечественных авто возросли на 47%. После объявления карантина в отрасли наблюдается застой. 

Больше, чем обычно 

По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», за январь и февраль отечественные заводы произвели свыше 12 тыс. машин (легковых, грузовых, автобусов и  спецмашин) общей стоимостью 94 млрд тенге. Это в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля казахстанских предприятий на рынке увеличилась с 55 до 66%. 

За первые два месяца года им было реализовано 7,2 тыс. автомобилей (+ 47% к результату прошлого года). Ожидаемо большая часть из этих продаж пришлась на костанайский завод «СарыаркаАвтоПром» и восточноказахстанский автосборочный завод «Азия Авто» – 46% и 45% соответственно. Небольшую долю рынка заняли ТОО «СемАЗ» (5%), АО «КАМАЗ-Инжиниринг» (2%) и ТОО «Hyundai Trans Auto» (0,9%). 

 Самым продаваемым «гражданским» брендом стал Hyundai, на втором месте – Lada, на третьем – KIA. 

На покупку авто с начала года казахстанцы потратили 51,3 млрд тенге. Статистика показывает – это на 66% больше, чем в первые месяцы 2019 года.

«Изменения, произошедшие на валютном рынке, стали причиной повышенного спроса на автомобили. Если одни потребители, планировавшие покупку в скором времени, поспешили сделать это до того, как будут пересмотрены цены, то другие покупали машины, чтобы сберечь свои накопления», – прокомментировал директор по стратегическому планированию ОЮЛ «КазАвтоПром» Артур Мискарян. 

Статистические данные о продажах автомобилей во всех автосалонах страны за март будут опубликованы позднее. Однако, исходя из предоставленной по запросу Kursiv.kz информации пресс-службы группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО», третий месяц года также показал рост реализации. За март в Казахстане было продано 2,4 тыс. автомобилей, собранных на заводе «Азия Авто». Это на 38% больше, чем в феврале. 

Работа продолжается 

Эпидемиологическая ситуация, по мнению эксперта «КазАвтоПрома», скорректирует годовые прогнозы в автомобильной отрасли. Закрытие автосалонов в крупных городах страны резко снизило потребительскую активность. Однако отечественные предприятия по сборке автомобилей продолжают функционировать. 

В группе компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» поясняют: в настоящее время завод «Азия Авто» работает на отложенный спрос, который появится после завершения карантина.  

«Автозавод «Азия Авто» осуществляет свою деятельность и обеспечивает безопасность  работы сотрудников согласно требованиям, действующим в ситуации ЧП. Мы соблюдаем обязательства по договорам с зарубежными партнерами, коллективом и покупателями. Вероятность возникновения задолженностей и простоя зависит от ужесточения ограничительных мер и глубины потрясений в экономике государства», – прокомментировали в пресс-службе группы компаний. 

По словам Артура Мискаряна, существующая ситуация несет угрозу сокращения объемов производства автомобилей и высвобождения сотрудников. Насколько сильно просядет рынок, будет известно только после завершения режима ЧП.  

«В первые два месяца этого года рынок показал хорошие результаты с ростом в 20-25% к прошлому году. Но дальнейшие изменения пока невозможно оценить. Все зависит от того, насколько продолжительным окажется чрезвычайное положение и на каком уровне стабилизируется курс валюты», – резюмировал директор по стратегическому планированию «КазАвтоПром». 

Несколько дней назад автопроизводители направили в правительство обращение с просьбой принять меры для поддержки отрасли. Первоочередная – снижение налоговой нагрузки, аналогичное тому, что принято для МСБ. По мнению представителей отрасли, сохранить рабочие места в автопроме возможно за счет отсрочки по налогам до конца года. Также одной из важных мер «КазАвтоПром» считает выделение из бюджета 80 млрд тенге на программы льготного кредитования. Дешевые автокредиты помогли бы выстоять отечественным производителям. 

А пока авторынок подстраивается под существующие реалии – ограничительные меры подтолкнули производителей к новым формам продаж. Оформление покупки машины в онлайн-режиме запустил пока только один автодилер - группа компаний "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО". Но, по мнению Артура Мискаряна, в ближайшей перспективе продажи автомобилей через интернет станут новым трендом казахстанского авторитейла..  

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg