Любовь американцев к вождению идет на спад

Несмотря на сильную экономику, американцы ездят меньше, чем до рецессии 2007-2009 гг.

Фотографии: Caitlin O'Hara / The Wall Street Journal

ФИНИКС, ШТАТ АРИЗОНА – Легкорельсовый поезд мчит сквозь центр города, выгружая пассажиров из своего чрева каждые 12 минут под перезвон колокольчиков. А всего в нескольких кварталах – растянувшаяся на многие километры пробка на межштатной автомагистрали I-10.

«Сюда так тяжело ездить каждое утро, так что я паркуюсь в Месе и еду на ЛРТ», – говорит первокурсница Университета штата Аризона Джеки Риос, пока ждет поезда по пути домой в Чандлер. Университетский кампус находится в центре Финикса, а Меса и Чандлер – его пригороды.

Как и Риос, многие другие американцы в Финиксе и по всей стране все чаще отказываются от автомобиля.

По всей Штатам любовь американцев к вождению идет на спад, и это оказывает влияние на американские города и их облик. Последние три года средний американец проезжает за рулем автомобиля около 15 800 км в год, что примерно на 2% меньше рекордного значения 2004 года. Вождение стало менее популярным не только в урбанизированных штатах вроде Калифорнии и Нью-Йорка, но и в таких сельских штатах, как Вайоминг и Вермонт.

Водить стали меньше даже в Финиксе, широко раскинувшейся и быстрорастущей столице пустыни, которая целиком построена вокруг автомобиля. В округе Марикопа, в который входит Финикс, водительские часы на душу населения с 2006 года уменьшились почти на 7%, согласно данным транспортного управления Аризоны. Во всем штате вождение снизилось на 11%.

lyubov-amerikancev-k-vozhdeniyu-idet-na-spad1.png

Общенациональная популярность автомобилей падает по ряду причин, включая следующие: население мигрирует в более плотно заселенные городские местности; молодые люди предпочитают селиться недалеко от места работы или использовать альтернативные виды транспорта; удаленная работа, онлайн-шоппинг и стриминг получают большее распространение; растет число пенсионеров, которые больше не ездят на работу.

Десятки лет популярность вождения в США шагала в ногу с экономикой. В тучные годы люди водили машины больше, и меньше, когда из-за кризиса лишались работы.

Но теперь американцы водят меньше даже несмотря на то, что экономика растет уже больше десяти лет.

«С 2009 по 2017 год экономика значительно восстановилась, но люди все равно стали меньше ездить на машине по личным делам, что намекает на некие фундаментальные причины», – сказал Брайан Тейлор, профессор городского планирования Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

Прирост километров вождения на человека начал замедляться в середине 1990-х, несмотря на сильный экономический рост. Во время экономической экспансии в середине 2000-х американцы также меньше водили, возможно, из-за тогдашнего роста цен на бензин. После скромного увеличения между 2014 и 2016 годами, когда экономика восстанавливалась после рецессии, уровень вождения в Америке ежегодно сохранялся ниже уровня 2004 года.

lyubov-amerikancev-k-vozhdeniyu-idet-na-spad.png

Автомобиль остается главным средством передвижения в США. Чуть более 75% американских работников добирается до работы на машине. Общенациональное число километров вождения продолжает расти вместе с ростом населения. Сервисы по вызову такси вроде Uber и Lyft набрали бешеную популярность. А ежегодные продажи автомобилей недавно побили рекорды.

И тем не менее по огромному объему данных можно судить, что американцы меняют средство передвижения.

Молодежь откладывает получение водительских прав и пользуется ими меньше, чем предыдущие поколения. Водители возрастной категории от 16 до 19 лет в 2017 году накатали на 24% меньше, чем та же возрастная группа в 2001 году (согласно опросам министерства транспорта США). Водители от 20 до 34 лет накатали на 22% меньше.

Кроме того, люди стали меньше выходить из дома. В 2017 году люди в среднем ездили на работу меньше всего, чем в любой другой период с 1990 года (согласно опросам минтранспорта). Количество поездок за покупками, для общения, отдыха и развлечений тоже снизилось.

Доля работников, ежедневно работающих из дома, в 2018 году выросла до 5,3% (4,3% в 2010 году), согласно переписи населения США. А еще больше работников (примерно 15%) время от времени работают из дома полный день (по данным министерства труда США).

Энн Фолджер – старший директор по подбору врачей и медработников в Banner Health, крупной организации здравоохранения в Финиксе. По ее словам, работая из дома, она ежедневно экономит почти три часа времени за рулем; благодаря этому Энн стала гораздо меньше водить. Покупки она делает онлайн, что тоже сокращает время вождения.

«Когда мы не работаем, мы занимаемся спортом, отмечаем семейные события, ходим в гости, – говорит Энн Фолджер. – Жизнь гораздо насыщеннее, когда больше не ездишь туда-сюда, чтобы найти в магазине стройматериалов нужную вещь».

Примерно 2200 из 51 тыс. сотрудников Banner Health работают удаленно каждый день, а другие работают из дома время от времени. Эта компания, которая является крупнейшим частным работодателем Аризоны, также перенесла головной офис в центр города поближе к остановкам общественного транспорта, чтобы сотрудникам было легче добираться до работы. По словам руководителя отдела кадров Наоми Крамер, такие шаги помогают привлекать и удерживать работников.

«Мы также рассматриваем переход на четырехдневную рабочую неделю и другие подобные улучшения, – сказала Крамер. – Люди стали требовательнее».

Согласно прогнозам, эти тенденции могут оказаться долгоиграющими. По оценке министерства энергетики США, вождение в целом будет расти на скромные 0,6% в год. Это намного ниже роста в 1,5%, который министерство прогнозировало в 2009 году.

lyubov-amerikancev-k-vozhdeniyu-idet-na-spad2.png

Развитие транспортных тенденций побудило градостроителей к мерам, которые были бы немыслимы всего несколько лет назад. Они уменьшают количество полос на дорогах города, намеренно замедляют движение и выделяют пространство для велосипедистов, пешеходов и общественного транспорта. Они убирают требования к парковке для новостроек. А также поощряют распространение сервисов по предоставлению велосипедов и скутеров в аренду.

В Финиксе специалисты по городскому планированию сейчас уделяют большую часть внимания людям, которые не водят автомобиль. Предоставление других способов передвижения поможет городу расти и не задыхаться от перегруженности, говорит заместитель городского управляющего Финикса Марио Паниагуа.

lyubov-amerikancev-k-vozhdeniyu-idet-na-spad2.jpg

ЛРТ в центре Финикса.

Несмотря на то, что в день город прирастает примерно на 100 новых жителей, городские власти убрали автомобильные полосы на некоторых оживленных дорогах, чтобы выделить место для велодорожек. Региональный ЛРТ был запущен в 2008 году при протяженности в 32 км, с тех пор было добавлено 12,8 км, а к 2050 году планируется добавить еще 67,2 км. Градостроители также собираются расширить автобусное сообщение.

Передвижение на велосипеде набирает популярность, несмотря на жару летом. За два года число пользователей городской программы по байкшерингу удвоилось.

«Финикс был создан для автомобиля, и понадобится немало времени, чтобы это изменить», – сказала местная сторонница велодвижения Энни Элдон.

Элдон несколько лет откладывала покупку машины до переезда в город. Даже сейчас она пользуется ей лишь изредка, отдавая предпочтение велосипеду.

«Иногда я по много дней не пользуюсь машиной. Мне кажется, это все больше входит в норму», – сказала она.

Не все изменения в городе были приняты благосклонно. На Южной Центральной авеню, где расположены шиномонтажные мастерские и дисконт-центры, предприниматели обеспокоены грядущим расширением ЛРТ, из-за которого количество полос на дороге будет урезано с четырех до двух.

Меньше полос – меньше дорожного движения, что повредит предприятиям, которые зависят от проезжающих машин. Об этом заявляет Селия Контрерас, владелица мастерской по тонированию окон.

Она видела, как вдоль существующей линии ЛРТ строились новые жилые здания с розничными магазинами на первом этаже, и беспокоится, что то же самое может произойти в ее районе. Эти предприятия на первом этаже ориентированы на пешеходов, а не на водителей, говорит Контрерас: «Им не нужен бизнес вроде моего».

Ранее в этом году активисты, выступающие против расширения ЛРТ, добились проведения референдума по вопросу отмены строительства всех будущих линий ЛРТ и перенаправления средств на дорожно-строительные и автобусные проекты.

На дополнительных выборах в августе на кон был вынесен жизненно важный вопрос: будут ли машины и дальше безраздельно властвовать в Финиксе?

Но в итоге в поддержку ЛРТ проголосовали почти две трети избирателей.

lyubov-amerikancev-k-vozhdeniyu-idet-na-spad1.jpg

К 2050 году планируется построить еще 67,2 км линии ЛРТ.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

2880 просмотров

Казахстанские автопроизводители просят у государства миллиарды тенге на поддержку рынка

Это позволит сохранить рабочие места, объемы производства и продаж

Фото: Shutterstock

Автомобильная отрасль Казахстана отреагировала на кризис резким скачком спроса, а затем – затишьем. Казахстанцы, планировавшие купить автомобиль, поторопились сделать это до планируемого подорожания. За два месяца продажи отечественных авто возросли на 47%. После объявления карантина в отрасли наблюдается застой. 

Больше, чем обычно 

По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», за январь и февраль отечественные заводы произвели свыше 12 тыс. машин (легковых, грузовых, автобусов и  спецмашин) общей стоимостью 94 млрд тенге. Это в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля казахстанских предприятий на рынке увеличилась с 55 до 66%. 

За первые два месяца года им было реализовано 7,2 тыс. автомобилей (+ 47% к результату прошлого года). Ожидаемо большая часть из этих продаж пришлась на костанайский завод «СарыаркаАвтоПром» и восточноказахстанский автосборочный завод «Азия Авто» – 46% и 45% соответственно. Небольшую долю рынка заняли ТОО «СемАЗ» (5%), АО «КАМАЗ-Инжиниринг» (2%) и ТОО «Hyundai Trans Auto» (0,9%). 

 Самым продаваемым «гражданским» брендом стал Hyundai, на втором месте – Lada, на третьем – KIA. 

На покупку авто с начала года казахстанцы потратили 51,3 млрд тенге. Статистика показывает – это на 66% больше, чем в первые месяцы 2019 года.

«Изменения, произошедшие на валютном рынке, стали причиной повышенного спроса на автомобили. Если одни потребители, планировавшие покупку в скором времени, поспешили сделать это до того, как будут пересмотрены цены, то другие покупали машины, чтобы сберечь свои накопления», – прокомментировал директор по стратегическому планированию ОЮЛ «КазАвтоПром» Артур Мискарян. 

Статистические данные о продажах автомобилей во всех автосалонах страны за март будут опубликованы позднее. Однако, исходя из предоставленной по запросу Kursiv.kz информации пресс-службы группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО», третий месяц года также показал рост реализации. За март в Казахстане было продано 2,4 тыс. автомобилей, собранных на заводе «Азия Авто». Это на 38% больше, чем в феврале. 

Работа продолжается 

Эпидемиологическая ситуация, по мнению эксперта «КазАвтоПрома», скорректирует годовые прогнозы в автомобильной отрасли. Закрытие автосалонов в крупных городах страны резко снизило потребительскую активность. Однако отечественные предприятия по сборке автомобилей продолжают функционировать. 

В группе компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» поясняют: в настоящее время завод «Азия Авто» работает на отложенный спрос, который появится после завершения карантина.  

«Автозавод «Азия Авто» осуществляет свою деятельность и обеспечивает безопасность  работы сотрудников согласно требованиям, действующим в ситуации ЧП. Мы соблюдаем обязательства по договорам с зарубежными партнерами, коллективом и покупателями. Вероятность возникновения задолженностей и простоя зависит от ужесточения ограничительных мер и глубины потрясений в экономике государства», – прокомментировали в пресс-службе группы компаний. 

По словам Артура Мискаряна, существующая ситуация несет угрозу сокращения объемов производства автомобилей и высвобождения сотрудников. Насколько сильно просядет рынок, будет известно только после завершения режима ЧП.  

«В первые два месяца этого года рынок показал хорошие результаты с ростом в 20-25% к прошлому году. Но дальнейшие изменения пока невозможно оценить. Все зависит от того, насколько продолжительным окажется чрезвычайное положение и на каком уровне стабилизируется курс валюты», – резюмировал директор по стратегическому планированию «КазАвтоПром». 

Несколько дней назад автопроизводители направили в правительство обращение с просьбой принять меры для поддержки отрасли. Первоочередная – снижение налоговой нагрузки, аналогичное тому, что принято для МСБ. По мнению представителей отрасли, сохранить рабочие места в автопроме возможно за счет отсрочки по налогам до конца года. Также одной из важных мер «КазАвтоПром» считает выделение из бюджета 80 млрд тенге на программы льготного кредитования. Дешевые автокредиты помогли бы выстоять отечественным производителям. 

А пока авторынок подстраивается под существующие реалии – ограничительные меры подтолкнули производителей к новым формам продаж. Оформление покупки машины в онлайн-режиме запустил пока только один автодилер - группа компаний "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО". Но, по мнению Артура Мискаряна, в ближайшей перспективе продажи автомобилей через интернет станут новым трендом казахстанского авторитейла..  

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg