1768 просмотров

Как «умирают» автомобили казахстанских чиновников

И сколько «живут» служебные авто

Фото: Nurlan Tastanbekov / Shutterstock.com

Новый автомобиль за семь лет полностью исчерпывает свой 100%-ный ресурс и его не запрещается списать или выставить на аукцион. Однако у чиновников не всегда есть возможность вовремя менять израсходовавшие свой ресурс авто на новые.

Семь лет не срок

Руководитель управления финансов Жамбылской области Роза Исаева сообщила «Курсиву», что согласно правилам ведения бухучета в госучреждениях, утвержденным приказом Минфина №59 от 10.02.2016 года, годовая норма износа автотранспорта – 15% от первоначальной стоимости. Это значит, что любой новый автомобиль за семь лет полностью исчерпывает свой ресурс и его, согласно действующему законодательству, не запрещается списывать или выставлять на аукцион. 

Однако ввиду того что источником для покупки новых авто являются местные бюджеты – областной и районные, – то не всегда есть возможность вовремя менять израсходовавшие свой ресурс авто на новые.

По данным финуправления, у них числится 242 автомобиля, из них 62 находится у государственных органов, 182 – у подведомственных им организаций.

Пусть старенькая, но будет

По словам замначальника обл­управления финансов Сакена Асатова, есть еще одна причина не избавляться от старых автомашин.

«Списать или выставить на аукцион – это необязательное условие. У простых автолюбителей, например, машины эксплуатируются по 15-20 лет. Если служебная машина в хорошем состоянии, хоть и годом постарше, ее могут использовать. Организациям невыгодно списывать или продавать на аукционе хорошие авто с истекшим сроком эксплуатации, ведь они могут от них избавиться, а взамен ничего не получить», – пояснил замглавы финуправления.

Сакен Асатов также отмечает, что автомобилей в утиль списывается очень мало. Это происходит лишь в том случае, если авто сильно повреждено и не подлежит восстановлению. По данным чиновника, через аукцион также продается не много машин. К примеру, в прошлом году было реализовано на торгах всего 34 авто, в результате чего в областной бюджет поступило 10 млн тенге. 

Аукцион – одно из решений

Аукционы по продаже госсобственности проводятся на республиканской электронной площадке АО «Информационно-учетный центр» – «дочки» Минфина. Для того чтобы госучреждению продать авто, по словам Розы Исаевой, необходимо подать заявку в облфинуправление. После изучения документов там проводится согласование с областным акиматом. И если выясняется, что целесообразнее продать его, чем тратить деньги на ремонт и закупку запчастей, то аким области издает постановление на выставление авто на аукцион. 

«В таких случаях лучше продать, чтобы государство заработало больше, чем потратилось на ремонт, – пояснила глава облуправления. – А в будущем для этой организации можно закупить новые. Мы выставляем его на портал gosreestr.kz. Все время машины находятся в организациях, за сохранность отвечают они, наше управление только следит за процедурами. Желающий участвовать в аукционе вносит гарантийный взнос, составляющий 15% от первоначальной стоимости – цены, которую выставили оценщики. Тем, кто не стал победителем, взнос возвращают, а тому, кто выиграл, но отказался от покупки, деньги не выплачиваются».

Глава управления финансов Жамбылской области также отметила, что в ведомстве не видят, какое количество и кто участвует в аукционе. Победителя и цену, за которую он приобрел авто, узнают только после состоявшегося аукциона. Потом также в элект­ронном виде составляется договор купли-продажи и выдается на руки акт приема-передачи, по которому организация снимает авто с баланса, а покупатель затем оформляет в автоЦОНе авто на себя.

Списание – крайняя мера

Для подготовки авто к списанию в каждой организации, по данным облфинуправления, создается комиссия, которая оценивает имущество. Для этого привлекаются эксперты, которые должны обследовать авто и вынести заключение, где указывают причину, почему машину невозможно эксплуатировать. Затем облфинуправление выносит соответствующее разрешение. 

«Мы либо разрешаем сдать его в АО «Вторчермет» полностью, либо даем разрешение на использование некоторых запчастей автомашины в этой организации для другого транспорта. В таком случае эти запчасти ставятся на их баланс», – рассказала Исаева.

Областная полиция обеспечена на 90%

У департамента полиции Жамбылской области на «приколе» стоит около 140 отслуживших свой срок авто. По словам замглавы департамента по тылу Фахреддина Шанкарова, в основном это «нивы», «нексии», «газели», «приоры». 

«Все они имеют 100%-ный износ, – рассказал полковник полиции. – Они уже откатали по два-три срока. Мы написали письмо в облфинуправление с просьбой дать разрешение на выставление их на аукцион. Областной акимат раньше покупал нам по 30-40 машин в год. А в этом году нам закупили 233 легковых авто». 

Основная часть их, по словам собеседника, ушла на обеспечение участковых инспекторов в районных подразделениях полиции. А на те машины, которые не смогли реализовать через аукцион, полицейские просят у облфин­управления вынести решение на утилизацию. «Когда мы получаем разрешение, то снимаем их с учета и сдаем в Жамбылский филиал АО «Вторчермет». Там есть свои тарифы, согласно которым высчитывается стоимость сданного металлолома. Деньги от продажи поступают в областной бюджет», – рассказал полковник.

По его словам, общая укомплектованность департамента полиции автотранспортом составляет около 90%. Сейчас в эксплуатации находятся автомобили от 2014 до 2019 года выпуска. Нехватка авто – в 10% – существует в трех районных подразделениях полиции.

«В последние два года мы делаем упор на обеспечение транспортом участковых инспекторов. Некоторые поселки малочисленны, поэтому полицейские охватывают по несколько сел. Надеемся, что в 2020 году мы будем обеспечены автотранспортом на 100%», – резюмировал Фахреддин Шанкаров.

banner_wsj.gif

Казахстанские автопроизводители просят у государства миллиарды тенге на поддержку рынка

Это позволит сохранить рабочие места, объемы производства и продаж

Фото: Shutterstock

Автомобильная отрасль Казахстана отреагировала на кризис резким скачком спроса, а затем – затишьем. Казахстанцы, планировавшие купить автомобиль, поторопились сделать это до планируемого подорожания. За два месяца продажи отечественных авто возросли на 47%. После объявления карантина в отрасли наблюдается застой. 

Больше, чем обычно 

По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», за январь и февраль отечественные заводы произвели свыше 12 тыс. машин (легковых, грузовых, автобусов и  спецмашин) общей стоимостью 94 млрд тенге. Это в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля казахстанских предприятий на рынке увеличилась с 55 до 66%. 

За первые два месяца года им было реализовано 7,2 тыс. автомобилей (+ 47% к результату прошлого года). Ожидаемо большая часть из этих продаж пришлась на костанайский завод «СарыаркаАвтоПром» и восточноказахстанский автосборочный завод «Азия Авто» – 46% и 45% соответственно. Небольшую долю рынка заняли ТОО «СемАЗ» (5%), АО «КАМАЗ-Инжиниринг» (2%) и ТОО «Hyundai Trans Auto» (0,9%). 

 Самым продаваемым «гражданским» брендом стал Hyundai, на втором месте – Lada, на третьем – KIA. 

На покупку авто с начала года казахстанцы потратили 51,3 млрд тенге. Статистика показывает – это на 66% больше, чем в первые месяцы 2019 года.

«Изменения, произошедшие на валютном рынке, стали причиной повышенного спроса на автомобили. Если одни потребители, планировавшие покупку в скором времени, поспешили сделать это до того, как будут пересмотрены цены, то другие покупали машины, чтобы сберечь свои накопления», – прокомментировал директор по стратегическому планированию ОЮЛ «КазАвтоПром» Артур Мискарян. 

Статистические данные о продажах автомобилей во всех автосалонах страны за март будут опубликованы позднее. Однако, исходя из предоставленной по запросу Kursiv.kz информации пресс-службы группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО», третий месяц года также показал рост реализации. За март в Казахстане было продано 2,4 тыс. автомобилей, собранных на заводе «Азия Авто». Это на 38% больше, чем в феврале. 

Работа продолжается 

Эпидемиологическая ситуация, по мнению эксперта «КазАвтоПрома», скорректирует годовые прогнозы в автомобильной отрасли. Закрытие автосалонов в крупных городах страны резко снизило потребительскую активность. Однако отечественные предприятия по сборке автомобилей продолжают функционировать. 

В группе компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» поясняют: в настоящее время завод «Азия Авто» работает на отложенный спрос, который появится после завершения карантина.  

«Автозавод «Азия Авто» осуществляет свою деятельность и обеспечивает безопасность  работы сотрудников согласно требованиям, действующим в ситуации ЧП. Мы соблюдаем обязательства по договорам с зарубежными партнерами, коллективом и покупателями. Вероятность возникновения задолженностей и простоя зависит от ужесточения ограничительных мер и глубины потрясений в экономике государства», – прокомментировали в пресс-службе группы компаний. 

По словам Артура Мискаряна, существующая ситуация несет угрозу сокращения объемов производства автомобилей и высвобождения сотрудников. Насколько сильно просядет рынок, будет известно только после завершения режима ЧП.  

«В первые два месяца этого года рынок показал хорошие результаты с ростом в 20-25% к прошлому году. Но дальнейшие изменения пока невозможно оценить. Все зависит от того, насколько продолжительным окажется чрезвычайное положение и на каком уровне стабилизируется курс валюты», – резюмировал директор по стратегическому планированию «КазАвтоПром». 

Несколько дней назад автопроизводители направили в правительство обращение с просьбой принять меры для поддержки отрасли. Первоочередная – снижение налоговой нагрузки, аналогичное тому, что принято для МСБ. По мнению представителей отрасли, сохранить рабочие места в автопроме возможно за счет отсрочки по налогам до конца года. Также одной из важных мер «КазАвтоПром» считает выделение из бюджета 80 млрд тенге на программы льготного кредитования. Дешевые автокредиты помогли бы выстоять отечественным производителям. 

А пока авторынок подстраивается под существующие реалии – ограничительные меры подтолкнули производителей к новым формам продаж. Оформление покупки машины в онлайн-режиме запустил пока только один автодилер - группа компаний "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО". Но, по мнению Артура Мискаряна, в ближайшей перспективе продажи автомобилей через интернет станут новым трендом казахстанского авторитейла..  

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg