Перейти к основному содержанию

854 просмотра

Как избавить жамбыльцев от автохлама

К тому же еще и дорожающего

Фото: Lucky Photographer

Почти 85% всех легковых автомобилей жамбыльцев находятся в эксплуатации больше 10 лет. По словам автолюбителей, старые машины подорожали на 10–20%. Эксперты считают, что для того, чтобы казахстанцы смогли обновить свои автомобили, необходимо уменьшить размеры сборов и платежей за ввозимый автотранспорт.

Выросли в цене

Таразец Руслан Маманов два месяца назад продал свою BMW-525 2003 года выпуска за 2,5 млн тенге и хотел купить авто посвежее. Но через месяц на эти же деньги не смог приобрести такую же. Цены подскочили, по его словам, как минимум на 10%. «Искал по объявлениям в интернете, но сейчас такую же, какая была у меня, я смогу купить примерно за 2,8 млн тенге. Есть и дешевле, но они не растаможены», – рассказал Руслан Маманов.

В офлайн-продажах та же картина. Дмитрий Набержный приехал на авторынок купить Toyota Camry V40, но дешевле, чем за 5 млн тенге, не нашел. «Автомобили незаметно дорожают, – рассказал автолюбитель. – Недавно можно было приобрести «сороковку» за 4,4–4,6 млн тенге. Может, это связано с общей тенденцией – подорожанием продуктов и повышением цен на другие товары?».

По данным сайта kolesa.kz, цена на BMW-525 2003 года за последние три месяца достигла своего максимума – к 1 декабря она равнялась 3,2 млн тенге. Месяцем ранее – 2 ноября, согласно данным сайта, ее стоимость была на 25% ниже – 2,4 млн тенге. Toyota Camry V40 2010 года выпуска 1 октября стоила 5,4 млн тенге, с 1 ноября – уже 5,5 млн тенге, а с 1 декабря – 5,6 млн тенге. Цена Audi 100 2001 года выпуска с 1 октября до 1 декабря выросла на 540 тыс. тенге.

В «целлофане» тоже дорожают

В таразском салоне «Бипэк Авто» цены на новые машины тоже поднялись, но незначительно – примерно на 5% за год. Почти на уровне инфляции, который, по данным Комитета по статистике МНЭ РК, за год – с декабря 2018 года по ноябрь 2019 года – составил 4,7%.

«Lada, Kia, Skoda примерно за год подорожали у нас на сумму от 200 до 400 тыс. тенге. Спрос на авто сейчас хороший, все машины, которые вы сейчас видите, уже проданы. Теперь можно приобрести только на заказ», – сообщил «Курсиву» менеджер по продажам салона.

Lada Vesta с объемом двигателя в 1,6 литров стоит здесь 4 млн 520 тыс. тенге, а минивэн Lada Largus Cross с тем же объемом – 5 млн 370 тыс.

В другом автосалоне – Center Taraz – та же ситуация. «Toyota Camry 70 в прошлом году стоила у нас 13 млн тенге, в этом году – 14 млн тенге. В целом цены незначительно повысились», – констатировал менеджер Бакдаует Куралбаев.

В этом салоне можно купить авто и в кредит. К примеру, ежемесячный платеж за пятилетний кредит на покупку Volkswagen Polo с объемом двигателя 1,6 литров по цене 6 млн 850 тыс. тенге будет составлять 78 тыс. тенге. Но для этого необходимо внести 50-процентный первоначальный взнос.

Лазейка есть, но ненадежная

Таразец Алмат рассказал «Курсиву», что не хотел выкладывать миллионы за новые авто казахстанской сборки. Он уже второй год катается на Toyota Camry V40 с кыргызскими номерами.

«Она обошлась мне в 3 млн тенге, сейчас такая стоит не меньше пяти. Хозяин – житель Бишкека, я езжу по доверенности, оформил страховку и техосмотр», – поделился собеседник.

Правда, в его случае есть риск остаться и без автомобиля, и без денег – собственник может забрать авто. Алмат рассказал, что аналогичные случаи уже были. Продавец из Кыргызстана, получив деньги, потребовал назад свою машину. Тогда наш соотечественник, чтобы хоть что-то вернуть, просто продал ее на запчасти.

«Кыргызстан – не Армения, расположен рядом. Если прижмут нас – тех, кто эксплуатирует авто с иностранными номерами, отвезу ее в Кыргызстан и продам», – говорит автолюбитель.

Старье на дорогах

Согласно данным Комитета по статистике МНЭ РК, в Жамбылской области зарегистрировано свыше 197 тыс. легковых автомобилей, из которых более 167 тыс., или почти 85%, находятся в эксплуатации более 10 лет. Движение на улицах Тараза автомобилей не первой свежести, по словам гостей областного центра, сразу бросается в глаза. К слову, и в целом по Казахстану автомобилей этой категории тоже не мало – из более 3,7 млн зарегистрированных легковых авто 2,4 млн имеют возраст более 10 лет, что составляет 65,8%.  

Выход есть?

Глава казахстанского Общества содействия автомобилистам (ОСА) Руслан Лазута отметил в комментариях «Курсиву», что большие сборы и пошлины препятствуют ввозу в Казахстан автомобилей «посвежее».

«Увы, наше правительство хочет, чтобы люди покупали продукцию отечественного автопрома. Ввели утилизационный сбор, пошлину за первичную регистрацию авто, существует немаленький размер и таможенной пошлины при ввозе из стран, не входящих в ЕАЭС. Поэтому наш парк устаревает, нет притока легковых автомобилей для того, чтобы вытеснять старые, люди вынуждены ездить «до последнего». И на вторичном рынке, где много посредников, продаются одни и те же авто», – считает Руслан Лазута.

По его мнению, если правительство снизит все сборы и пошлины, тогда у человека будет выбор – купить новое авто из салона или подержанное, но добротное, зарубежное.

«Если вы из России ввезете автомобиль, то получите хорошую разницу в таможенных сборах, но утильсбор и пошлину за первичную регистрацию вы все равно оплатите. А шансов зарегистрировать привезенное из дальнего зарубежья подержанное авто очень мало – оно должно соответствовать нормам Евро-4, а скоро будет уже Евро-5. Плюс есть еще и таможенные пошлины», – говорит Лазута.

Сейчас же, по его словам, людям не оставили выбора, поэтому они рискуют и пригоняют автомобили из Армении, Монголии, Кыргызстана, России, не оформляя их на себя.

Для «хлама» граница закрыта

В процессинговом центре департамента полиции Жамбылской области согласились с тем, что размер всех сборов и пошлин значительно увеличивает стоимость автомобиля. К примеру, для авто 2014 года выпуска с объемом в 2,3 литра первичная регистрация составит 500 МРП – около 1,2 млн тенге, плюс столько же и утилизационный сбор.

«Сбор за первичную регистрацию ввели с 1 января 2016 года, а через четыре недели – с 28 января – обязали оплачивать и утилизационный сбор. Их ставки вычисляются персонально – учитывается год выпуска и объем двигателя авто. Но при этом оно должно соответствовать либо шестому, либо пятому экологическому классу. А там есть четыре допустимых параметра – наличие ABS, воздушной подушки, детского удерживающего устройства, дневных ходовых огней. Есть еще и таможенные сборы. Их размер зависит от страны-импортера», – пояснили «Курсиву» сотрудники процессингового центра.

infavto_1.png

732 просмотра

Как в борьбе с автомобилями не упустить звонкую монету

Знает основатель консалтинговой компании PFM Solutions

Фото: Shutterstock.com

В период распада Советского Союза бывшим советским странам и их столицам было не до урбанистики городов и заботы о горожанах, важно было становиться экономически независимыми и самостоятельными в шторме капитализма. После этапа становления всегда возникает желание сделать город лучше. Почти в каждом постсоветском городе можно найти свой пешеходный Арбат, но со временем аппетит городских властей растет. 

Москва в 2012 году активно начала создавать пешеходное пространство. Была организована большая пешеходная зона: Столешников переулок – Камергерский переулок – Кузнецкий Мост – Рождественка, в 2013-м к ним добавилась Никольская улица. Московская власть осваивала бюджеты на благое дело, арендодатели потирали руки и радовались спросу на свои помещения – их калькуляторы отсчитывали ежегодное повышение ставок аренды, горожане и туристы благодарно оставляли звонкие монеты. Сформировались кластеры люкс-зон и новых точек притяжения в городе, консультанты по недвижимости все в один голос говорили о позитивных изменениях на рынке стрит-ритейла. 

Но проект «Моя улица» и желание избавиться от пробок (читай: автомобилей) внесли свои коррективы. На Тверской люкс-бренды сменил «Ашан», доля fashion-арендаторов за последние три года, по данным JLL, сократилась на 4%. 

Опустел Кутузовский проспект, некогда считавшийся люксовой улицей для стрит-ритейла. По данным CBRE, 30% помещений там пустует. Повсеместно популярные и дорогие рестораны стали заменяться более демократичными, и у арендаторов на променадах оптимизма поубавилось. Системные изменения в транспортной инфраструктуре города, а именно активные действия власти по ограничению парковок и насильному пересаживанию горожан на общественный транспорт, оказали существенное влияние на улицы Москвы – владельцы дорогих автомобилей с хорошим достатком уже не стремятся попасть туда. А значит, звонкие монеты в этих районах тратит только власть, которая инвестирует в реконструкцию улиц без автомобилей и совсем забывает о влиянии преобразований на реальный бизнес и недвижимость. Москва увлеклась борьбой с автомобилями настолько, что горожанам на пешеходных улицах стало сложно воспользоваться даже такси, которые были призваны заменить персональный автомобиль: штрафные санкции преследовали и пассажирский транспорт с оплатой по счетчику. Автомобили каршеринга заполонили немногочисленный оставшийся паркинг. 

Теперь мы наблюдаем, как растет популярность каршеринга на улицах Алматы. Мои друзья в южной столице все чаще говорят о своем нежелании выбираться в центр, и мотивация только одна – желание власти избавиться от личных автомобилей в центре необратимо ведет к изменению состава арендаторов на променадах города. Конечно, роскошь не всегда хорошо, но и дешевые забегаловки и отсутствие выбора – это тоже перебор. Все, как в Москве. Такое ощущение, что акимат Алматы проходил практику именно на московских кейсах.

Несомненно, городу нужны пешеходные улицы, необходимо создавать новые точки притяжения, но делать это надо взвешенно и не впадая в крайности. Урбанистам Алматы необходимо не только думать о красоте и эстетике и выполнять наказ власти по борьбе с пробками, но и научиться проектировать инфраструктуру для автомобильного транспорта с учетом оценки текущей и планируемой нагрузки магистралей города. Надеюсь, власти Алматы проведут анализ ошибок и негативного опыта других городов и будут учитывать интересы всех горожан – и пешеходов, и автомобилистов.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance