Как избавить жамбыльцев от автохлама

К тому же еще и дорожающего

Фото: Lucky Photographer

Почти 85% всех легковых автомобилей жамбыльцев находятся в эксплуатации больше 10 лет. По словам автолюбителей, старые машины подорожали на 10–20%. Эксперты считают, что для того, чтобы казахстанцы смогли обновить свои автомобили, необходимо уменьшить размеры сборов и платежей за ввозимый автотранспорт.

Выросли в цене

Таразец Руслан Маманов два месяца назад продал свою BMW-525 2003 года выпуска за 2,5 млн тенге и хотел купить авто посвежее. Но через месяц на эти же деньги не смог приобрести такую же. Цены подскочили, по его словам, как минимум на 10%. «Искал по объявлениям в интернете, но сейчас такую же, какая была у меня, я смогу купить примерно за 2,8 млн тенге. Есть и дешевле, но они не растаможены», – рассказал Руслан Маманов.

В офлайн-продажах та же картина. Дмитрий Набержный приехал на авторынок купить Toyota Camry V40, но дешевле, чем за 5 млн тенге, не нашел. «Автомобили незаметно дорожают, – рассказал автолюбитель. – Недавно можно было приобрести «сороковку» за 4,4–4,6 млн тенге. Может, это связано с общей тенденцией – подорожанием продуктов и повышением цен на другие товары?».

По данным сайта kolesa.kz, цена на BMW-525 2003 года за последние три месяца достигла своего максимума – к 1 декабря она равнялась 3,2 млн тенге. Месяцем ранее – 2 ноября, согласно данным сайта, ее стоимость была на 25% ниже – 2,4 млн тенге. Toyota Camry V40 2010 года выпуска 1 октября стоила 5,4 млн тенге, с 1 ноября – уже 5,5 млн тенге, а с 1 декабря – 5,6 млн тенге. Цена Audi 100 2001 года выпуска с 1 октября до 1 декабря выросла на 540 тыс. тенге.

В «целлофане» тоже дорожают

В таразском салоне «Бипэк Авто» цены на новые машины тоже поднялись, но незначительно – примерно на 5% за год. Почти на уровне инфляции, который, по данным Комитета по статистике МНЭ РК, за год – с декабря 2018 года по ноябрь 2019 года – составил 4,7%.

«Lada, Kia, Skoda примерно за год подорожали у нас на сумму от 200 до 400 тыс. тенге. Спрос на авто сейчас хороший, все машины, которые вы сейчас видите, уже проданы. Теперь можно приобрести только на заказ», – сообщил «Курсиву» менеджер по продажам салона.

Lada Vesta с объемом двигателя в 1,6 литров стоит здесь 4 млн 520 тыс. тенге, а минивэн Lada Largus Cross с тем же объемом – 5 млн 370 тыс.

В другом автосалоне – Center Taraz – та же ситуация. «Toyota Camry 70 в прошлом году стоила у нас 13 млн тенге, в этом году – 14 млн тенге. В целом цены незначительно повысились», – констатировал менеджер Бакдаует Куралбаев.

В этом салоне можно купить авто и в кредит. К примеру, ежемесячный платеж за пятилетний кредит на покупку Volkswagen Polo с объемом двигателя 1,6 литров по цене 6 млн 850 тыс. тенге будет составлять 78 тыс. тенге. Но для этого необходимо внести 50-процентный первоначальный взнос.

Лазейка есть, но ненадежная

Таразец Алмат рассказал «Курсиву», что не хотел выкладывать миллионы за новые авто казахстанской сборки. Он уже второй год катается на Toyota Camry V40 с кыргызскими номерами.

«Она обошлась мне в 3 млн тенге, сейчас такая стоит не меньше пяти. Хозяин – житель Бишкека, я езжу по доверенности, оформил страховку и техосмотр», – поделился собеседник.

Правда, в его случае есть риск остаться и без автомобиля, и без денег – собственник может забрать авто. Алмат рассказал, что аналогичные случаи уже были. Продавец из Кыргызстана, получив деньги, потребовал назад свою машину. Тогда наш соотечественник, чтобы хоть что-то вернуть, просто продал ее на запчасти.

«Кыргызстан – не Армения, расположен рядом. Если прижмут нас – тех, кто эксплуатирует авто с иностранными номерами, отвезу ее в Кыргызстан и продам», – говорит автолюбитель.

Старье на дорогах

Согласно данным Комитета по статистике МНЭ РК, в Жамбылской области зарегистрировано свыше 197 тыс. легковых автомобилей, из которых более 167 тыс., или почти 85%, находятся в эксплуатации более 10 лет. Движение на улицах Тараза автомобилей не первой свежести, по словам гостей областного центра, сразу бросается в глаза. К слову, и в целом по Казахстану автомобилей этой категории тоже не мало – из более 3,7 млн зарегистрированных легковых авто 2,4 млн имеют возраст более 10 лет, что составляет 65,8%.  

Выход есть?

Глава казахстанского Общества содействия автомобилистам (ОСА) Руслан Лазута отметил в комментариях «Курсиву», что большие сборы и пошлины препятствуют ввозу в Казахстан автомобилей «посвежее».

«Увы, наше правительство хочет, чтобы люди покупали продукцию отечественного автопрома. Ввели утилизационный сбор, пошлину за первичную регистрацию авто, существует немаленький размер и таможенной пошлины при ввозе из стран, не входящих в ЕАЭС. Поэтому наш парк устаревает, нет притока легковых автомобилей для того, чтобы вытеснять старые, люди вынуждены ездить «до последнего». И на вторичном рынке, где много посредников, продаются одни и те же авто», – считает Руслан Лазута.

По его мнению, если правительство снизит все сборы и пошлины, тогда у человека будет выбор – купить новое авто из салона или подержанное, но добротное, зарубежное.

«Если вы из России ввезете автомобиль, то получите хорошую разницу в таможенных сборах, но утильсбор и пошлину за первичную регистрацию вы все равно оплатите. А шансов зарегистрировать привезенное из дальнего зарубежья подержанное авто очень мало – оно должно соответствовать нормам Евро-4, а скоро будет уже Евро-5. Плюс есть еще и таможенные пошлины», – говорит Лазута.

Сейчас же, по его словам, людям не оставили выбора, поэтому они рискуют и пригоняют автомобили из Армении, Монголии, Кыргызстана, России, не оформляя их на себя.

Для «хлама» граница закрыта

В процессинговом центре департамента полиции Жамбылской области согласились с тем, что размер всех сборов и пошлин значительно увеличивает стоимость автомобиля. К примеру, для авто 2014 года выпуска с объемом в 2,3 литра первичная регистрация составит 500 МРП – около 1,2 млн тенге, плюс столько же и утилизационный сбор.

«Сбор за первичную регистрацию ввели с 1 января 2016 года, а через четыре недели – с 28 января – обязали оплачивать и утилизационный сбор. Их ставки вычисляются персонально – учитывается год выпуска и объем двигателя авто. Но при этом оно должно соответствовать либо шестому, либо пятому экологическому классу. А там есть четыре допустимых параметра – наличие ABS, воздушной подушки, детского удерживающего устройства, дневных ходовых огней. Есть еще и таможенные сборы. Их размер зависит от страны-импортера», – пояснили «Курсиву» сотрудники процессингового центра.

infavto_1.png

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Дочки российских банков стали крупнейшими получателями денег по программе льготных автокредитов

В последнем транше БРК их долю приходится почти две трети выделенных средств

Фото: Depositphotos/keleny

Банк Развития Казахстана (БРК) направил 20 миллиардов тенге банкам на программу льготного автокредитования.

В свою очередь сам БРК получил эти деньги через облигационный заeм у АО «Казахстанский фонд устойчивости» (КФУ, дочерняя организация Национального банка). После этого деньги поступили в коммерческие банки, а уже сами БВУ выдают населению Казахстана автокредиты по ставке 4% до семи лет на машины не дороже 15 млн тенге.

За пять лет, с 2015 года, это шес­той транш БР; всего на эти цели со стороны государства БВУ было выделено 82 млрд тенге.  

«Два транша из Национального фонда в общей сумме 26 миллиардов тенге в 2015–2016 годах, два транша из республиканского бюджета в общей сумме 16 миллиардов тенге в 2018–2019 годах. В 2019–2020 годах БРК путем выпуска облигаций осуществил заимствование на 40 миллиардов тенге у АО «Казахстанский фонд устойчивости», – говорится в сообщении БРК.

Программа финансирования льготного кредитования рассчитана на 20 лет и основана на револьверном принципе: за счет средств, поступающих от погашения основного долга физическими лицами, получившими кредит, банки будут выдавать новые займы на приобретение автомобилей. «Благодаря такому повторному освоению средств казахстанцы приобрели на льготных условиях 20 629 автомобилей отечественной сборки на общую сумму 98 219 млн тенге», – уточняют в БРК. Средняя стоимость автомобиля по программе составляет более 4,7 млн тенге. 

Под действие программы льготного автокредитования попали два казахстанских производителя – АО «Азия Авто» и ТОО «СарыаркаАвтоПром», выпускающие машины под брендами JAC, Chevrolet, Ravon, УАЗ, Hyundai, Kia, Skoda, LADA и др. – всего 42 модели автомобилей.

В рамках шестого транша БРК направил 13 из 20 млрд тенге дочкам российских банков в Казахстане: Сбербанк России получил 8 млрд тенге, ВТБ Банк – 5 млрд тенге, ForteBank – 5 млрд тенге и Народный банк Казахстана – 2 млрд тенге.

Согласно данным с сайта БРК самые большие лимиты по программе имеет Сбербанк, который может получить более 19,1 млрд тенге, на втором месте Народный банк Казахстана – более 14,1 млрд тенге, на третьем – Евразийский банк – 11,1 млрд, далее идут Банк ЦентрКредит – 7,7 млрд тенге, ВТБ – 6,5 млрд, ForteBank – 1,64 млрд, АТФБанк – 1,6 млрд. Судя по всему, по ForteBank лимиты были увеличены.

Топ-менеджер казахстанского банка на условиях анонимности прокомментировал «Курсиву»: «Странно, что национальные программы финансируются через иностранные банки: получается, что мы субсидируем российские банки для покупки запчастей из России». 

АО «Банк Развития Казахстана» – национальный институт развития по модернизации и развитию несырьевого и инфраструктурного секторов экономики Казахстана, созданный в 2001 году. Основные направления деятельности – развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающей промышленности, содействие и привлечение внешних и внутренних инвестиций в экономику страны. БРК выступает одним из крупнейших инвестиционных операторов Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР). БРК входит в структуру АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек».

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg